Статейная библиография. Общественное и религиозное значение внутрихрамового погребения военачальников в России XVIII—XIX вв.
События

Одной из основных христианских религиозных практик является молитвенное, прежде всего богослужебное, поминовение живых и умерших. Вклады и пожертвования, религиозная и мемориальная благотворительность, похоронные обряды, обустройство мест погребения, фамильные культы святых — всё это должно способствовать спасению души христианина. Однако на протяжении веков такая забота о спасении также повышала престиж и социальную значимость самого вкладчика и его рода, являлась неким ретранслятором памяти о нём будущим поколениям. Эти факторы формировали нерелигиозный аспект церковной коммеморации*.

Погребение в церкви отмечает захоронение монументальным сооружением и в отличие от часовни-склепа обеспечивает регулярное служение литургии над телом усопшего. При этом, как пишет протоиерей Владислав Цыпин, «в древности запрещено было погребать усопших в церквах, потому что в них хранились мощи мучеников. Об этом говорится в 41-м каноническом ответе Вальсамона, вошедшем в «Кормчую» как 6-й канонический ответ Иоанна Китрского. Однако в Средние века появился обычай хоронить в храмах знатных лиц. Впоследствии этот противоречащий древнему церковному праву обычай в Православной Церкви перестал существовать. Исключения допускались лишь в отношении епископов и членов Царствующей фамилии, о чём говорится в 329-й главе сочинения Симеона Солунского «О святых священнодействиях»1.

В действительности обычай хоронить знатных частных лиц в православных российских храмах перестал существовать только после 1917 года. Первые подобные захоронения появились ещё в XVI веке и были неоднозначно восприняты современниками. По их мнению, нельзя было ставить, пусть и знатного умершего, на один уровень с царствующими особами и высшими церковными иерархами и проявлять тем самым непозволительную гордыню.

Текст статьи полностью


Другие публикации на портале:

Еще 9