Функционирует при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям
   
Золотой фонд
Новое в справочном разделе
Комментарии читателей rss

Молитвы анафоры: секрет или Таинство?

3 апреля 2015 г.
В публикуемой статье автор в популярной форме рассуждает о том, как и почему молитвы анафоры стали восприниматься как тайные, являются ли они таковыми на самом деле и что может сделать священник, служащий в условиях обычного городского или сельского прихода для того, чтобы вернуть Литургии ее изначальный смысл «общего дела».

Все то время, в течение которого ведется дискуссия о русификации и адаптации богослужения к приходским реалиям, не остается без внимания и вопрос о гласном чтении молитв анафоры, или т.н. тайных молитв[1]. Недавно на портале «Богослов.Ru» была опубликована статья«Открытая Литургия: Практические рекомендации», в которой был описан чин, гарантирующий максимальное участие в Таинстве Любви всех собравшихся на вечерю Господню. Однако, как показали недавние события сжалобой прихожан на настоятеля Валаамского подворья в Москве, этот замечательный чин, равно как и подобные ему, вызывающие горячий отклик в сердцах многих священнослужителей, рискуют так и остаться на бумаге. Кроме того, совершение открытой Литургии возможно только на тех приходах, где делу оздоровления приходской жизни и созиданию общины во Христе сочувствует настоятель. Не имея возможности по упомянутым причинам служить открытую Литургию, священник, тем не менее, может сделать большой шаг навстречу прихожанам, отделенным от него иконостасом, если приблизит к ним самую сердцевину богослужения и самый смысл его, т.е. тайные молитвы.

Как и когда, а главное – почему эти молитвы вдруг сделались тайными? Наверное, лучше всего на этот вопрос ответить не только с точки зрения исторической литургики, но и с точки зрения отношений внутри общины и отношений каждого ее члена с Богом. Ни для кого не секрет, что приходская община должна быть христоцентрична. Преподобный авва Дорофей изображал сообщество христиан в виде круга, в центре которого – Бог, а по краям – люди; чем ближе мы приближаемся к центру, тем, соответственно, ближе становимся и друг ко другу. Недаром заповедь о любви к Богу неразрывно связана с заповедью о любви к ближнему. Значит, христианская община не может строиться ни на чем ином, кроме совместного богослужения и общего богообщения. Могут иметь место приходские проекты, паломнические поездки и пр., но все это только как продолжение Литургии. Со сменой эпох меняются исторические декорации, однако неизменными остаются людские характеры. Поэтому достаточно заглянуть в любой (за редким исключением) городской приход, чтобы увидеть такую картину: сотни людей, пришедшие на службу и добросовестно ее «отстаивающие», и священники, которые уже настолько ощущают себя профессионалами своего дела, что, спрятавшись за иконостасом и собираясь там в «кружки по интересам», становятся (позволим себе смелое сравнение) похожими на таксистов, толпящихся в ожидании прибытия поезда или самолета, с одной стороны, готовых в любой момент приступить к выполнению своих обязанностей, а с другой – обсуждающих пока есть время всё: от политики до проходящих мимо. Всех всё устраивает, все довольны. В какой-то момент для священнослужителей молитвы превращаются в утратившую смысл скороговорку, а для народа – в то, что «может читать и слышать только батюшка». Все мы замечали, что, особенно когда служишь без диакона и пробегаешь глазами молитвы, ни одно слово не доходит до нашего черствого сознания. При этом стоит только появиться кому-то, кто мыслит иначе, как его обвиняют в том, что он «мешает молиться», он «в прелести», и вообще, говоря по-евангельски, «не друг Кесарю». Все застыли на равноудаленном расстоянии от Бога и друг друга, и не пускаем в свое личное пространство никого, кроме духовника, который становится центром этой малой окружности. Какое в такой ситуации может быть общественное богослужение? В то же время на этом фоне легко появляются замысловатые толкования Литургии, превращающие ее в спектакль для праздных зевак, отбывающих еженедельную повинность в обмен на «помощь Божию». Так, в умах некоторых служителей культа утвердилась мысль о собственной исключительности и о том, что «народ этот невежда в законе, проклят он» (Ин. 7:49), и что от него надо тщательно оберегать «тайносовершительные формулы». Но, что самое парадоксальное, такое же мнение сложилось и у прихожан. Таков в общих чертах механизм, превративший Божественную Литургию в набор бессвязных выкриков священника, содержащих придаточные предложения и причастные обороты. Алтарь в важнейшие моменты богослужения превращается в «избу-читальню», где все сосредоточенно «вычитывают» (только бы не ошибиться, а то ведь не сработает) секретные тексты. Вопиющее нарушение смысла общего богослужения!

Неслучайно в Новом Завете применительно к христианской иерархии не употребляется слово «священник», а только специальные слова, до того не имевшие религиозного употребления: «пресвитер» и «епископ». Священник (ἱερεύς) – тот, кто приносит жертву (ἱερεύει), а таковым является только Господь, исполнивший Свое Священство, «однажды, принеся [в жертву] Себя Самого» (Евр. 7:27). Такое священство на самом деле исключительно. Но поэтому в христианской Церкви и не называли никого священником, а только пресвитером (то есть старейшиной, предстоятелем), чтобы пресечь всякую мысль об отделении духовенства от мирян (слова, также чуждые библейскому духу). Слово «священство» употребляется только в отношении Христа и один раз в отношении всего народа, когда все христиане называются «царственным священством» (1Пет. 2:9). Таким образом, в Новом Завете исключается мысль о том, что между Богом и людьми должны быть еще какие-то посредники, кроме Самого Христа. Теперь же мы стали священниками и первосвященниками (протоиереями), стали «малыми судьями» на исповеди, стали отцами и духовниками, стали духовенством в противовес бездуховной, серой, никому не нужной массе мирян, за которых, однако, пролил Свою Кровь Господь, распинаемый под улюлюканье священников.

Все больше христиан теперь осознают все вышесказанное. Но нас так долго запугивали и загоняли в гетто «послушания, которое превыше поста и молитвы», что мы часто боимся собственных мыслей. Приходится наблюдать, как тот или иной «отец», вновь и вновь услышав все эти давно известные аргументы, крепко задумывается и всеми силами пытается найти хоть какое-то опровержение. Ведь он знает, «как правильно», «как принято», знает, что с этим жить спокойнее, но, к сожалению, вынужден заглушать в себе пробуждающегося «совопросника века сего». В первую очередь надо осознать, что тех, кто чает истинного возрождения общинной жизни, действительно много. Речь не идет о какой-то секте или закрытом сообществе: много нас – христиан, желающих вести осознанную общинно-приходскую жизнь. И очень важно понять, какие конкретные шаги может предпринять каждый из нас на своем приходе, чтобы не ограничиваться подобными рассуждениями.

Существует закономерность, согласно которой на городских приходах бывает легче проводить какие-то изменения, направленные на выход из «застоя», который образовался из-за того, что все – и священники и прихожане – живут по принципу «никто никого не трогает, и всем хорошо». Напротив, в сельских приходах зачастую ни о каких преобразованиях и слышать не хотят. Влияет, конечно, и состав прихода: там, где больше людей с высшим образованием, а также тех, кто пришел в Церковь не на волне всеобщей моды, а в результате личного духовного опыта, необходимость общегобогослужения осознается в той или иной мере всеми; если же приход пережил советский период, а прихожане уже и сами не помнят, когда и почему стали ходить в Церковь, все благие начинания разбиваются о вопрос: «а зачем?» Как же быть простому священнику, не настоятелю и не благочинному, который, тем не менее, хотел бы хоть как-то изменить жизнь своего прихода к лучшему?

Начать можно с малого: каждый раз, когда служишь один, читай все вслух. Если для служения открытой Литургии или, тем более, частичной русификации богослужения требуются условия, существующие далеко не везде, то для того, чтобы просто во время служения Литургии все произносить гласно, не требуется практически ничего, кроме желания самого священника. Прихожане поначалу могут вовсе не заметить перемены, но много будет и тех, кто обязательно отнесется к этому положительно. Но даже в случае конфликта, важно помнить, что никакого общеобязательного запрета на гласное чтение тайных молитв нет. На практике это можно сделать так: чтобы не вдаваться в ненужные объяснения с регентом (хотя было бы идеально, если бы хор сочувствовал священнику) можно в конце каждой ектении после заключительного «Тебе, Господи» или «Господи помилуй» предварять возглас чтением соответствующей молитвы. В Служебнике некоторые молитвы написаны в середине ектении, но это вовсе не их изначальное место – так получилось из-за того, что на практике священник читает их, пока диакон произносит ектению. Правильнее было бы не накладывать чтение молитв на пение хора (особенно во время анафоры), однако, если другого выхода нет, то необходимо читать анафору вслух одновременно с пением – это в любом случае лучше, нежели бормотать что-то себе под нос. Можно возразить, что молитвы на церковнославянском языке все равно никому непонятны, и читать их вслух не имеет смысла. Да, церковнославянский язык непонятен для современного обывателя и надо бы проводить русификациию, а делать это на отдельно взятом приходе чревато неприятными последствиями. Но мы скажем даже больше: почти все богослужебные тексты, в особенности – гимнография, все равно будут непонятны маловоцерковленному человеку, не имеющему азов богословских знаний. Тут мы вплотную подходим к проблеме оглашения, о которой здесь рассуждать нет совершенно никакой возможности. Но что же? Оставить все как есть? Ведь чтобы переводить богослужение, нужны специалисты, а их сейчас нет, поэтому, якобы, гласное чтение молитв не даст никакого эффекта – именно так себя утешают желающие мыслить «правильно» и жить спокойно. «Да не будет!» За всеми этими рассуждениями мы упускаем главное: Церковь живет и дышит Святым Духом. Именно Он заставил ничего не смыслящих в Писании апостолов толковать события, которые они видели своими глазами и не понимали их смысла («тогда Он отверз их ум к разумению Писания» (Лк. 24:45), именно Он приходит и «учит всему» (ср. Ин. 14:26) каждого христианина, который не закрывает свое сердце. Так что мешает нам верить, что если мы будем делать это малое дело, которое в наших силах, Господь восполнит недостающее? Разве Он не в силах открыть ум простой бабушки к глубинному понимаю и переживанию слов анафоры свт. Василия Великого? Разве не в силах Он защитить священника, пытающегося быть честным и служить Литургию так, чтобы и самому в ней всецело участвовать и не закрывать этого участия от прихожан? Господь ждет от нас действий, Он рядом, чтобы поддержать, Он стоит возле дверей нашего сердца, стучит (ср. Откр. 3:20) и ждет, когда мы ему откроем.



[1] Надо полагать, что это название они получили из-за рубрики «Сия же молитвы священник глаголет тайно», которая печаталась в Служебниках непосредственно перед их текстом. Впрочем, в современных изданиях такая рубрика отсутствует (см. например Служебник Издательства Московской Патриархии 2013 г.). 

Ключевые слова:
См.также:
Подписаться на ленту комментариев к этой публикации

Комментарии (78)

Написать комментарий
#
6.05.2015 в 20:22
Друзья, мы обсуждаем молитвы анафоры - или особенности церковнославянской лексики?
Виталий, я Вам как филолог-русист говорю: если Вы хотите кого-то в чём-то убедить - не на тех напали) В нашем Отечестве логические доводы силы не имеют.
Литургии (Иоанна Златоуста и все другие) рождались из общей, соборной христианской жизни Церкви. Вот общая жизнь в Боге имеет свидетельство и силу - да и сама литургия является таким свидетельством, её чин и результат молитвы. К этому и будем стремиться - к братству во Христе.
Тогда всё встанет на свои места и не будет непонимания между братьями и сёстрами.
Ответить

#
Виталий Мигузов, Россия, Воронеж
3.05.2015 в 13:45
3. В служебнике, после произнесения молитвы: Иже херувимы тайнω образующе ... (Херувимов таинственно изображая...) следует пояснение:
Таже отходятъ в предложение, предходящу диакону, и кадитъ иерей святая, въ себе моляся: Боже, очисти мя грешнаго....
Таким образом, это ещё одно подтверждение того, что слова перед херувимской песней "Священникъ же глаголетъ тайнω молитву сию" - ну никак нельзя переводить на русский язык "говорит в себе". Для обозначения этого существуют совершенно другие обороты ЦСЯ.
Ответить

#
Виталий Мигузов, Россия, Воронеж
29.04.2015 в 15:42


На // А, посему, чтение их мирянам вслух на богослужении, с прерыванием
пения – это действительно обновленчество!//.



св. Евагрий Понтийский предлагает: - Разлагай (делай анализ) сам
в себе вложенный им помысел, кто он, из чего состоит, и что собственно в нем
поражает ум… помысел исчезнет, будучи разложен на то, что он есть, и демон
убежит (Добротолюбие).



Последуем его заповеди: Итак- в чем состоит грех чтения молитв анафоры
в слух?



1. Их нельзя знать верным?



Понятно, что нет, ведь для верных они и предназначены. Более того их знать надо обязательно, чтобы утвердить всеобщее согласие через «Аминь».





2. Их нельзя слышать верным?



Почему если можно их знать,
то нельзя слышать?



Судя по обвинению в обновленчестве, это просто мешает петь хору.



Если это так – то того священника, который согласовал всё с хором, и ему
не мешает – обновленцем назвать ну никак нельзя.





3.
Кто может привести ещё причины?
Ответить

#
Виталий Мигузов, Россия, Воронеж
28.04.2015 в 12:08

Для того чтобы исключить возможность перевода ц/сл. слова «тайно» на русский язык «про себя», предлагаю воспользоваться http://azbyka.ru/bogosluzhenie/liturgiya/lit_ucs.shtml
Далее там проходим по ссылке на Литургию Иоанна Златоуста. Далее в поиске вводим слово //тaйн//. Первое что мы видим: Херувимская песнь. Ликъ: Иже херувимы тайно образующе …
Под этим тут же видим: Священик же глаголетъ тaйно молитву сію:
В слове "тайно" в обоих случаях на конце греческая буква омега, а не русская буква "о"
Все желающие могут открывать на http://azbyka.ru/bogosluzhenie/lekcionariy/index.shtml все Евангелия и Апостол и Паримийник и убедиться, что такого слова с окончанием "омега" не существует нигде [есть с русским окончанием "о" - только Мк 4.22 - ( опять таки в пер. - тайного) и Мф.10.26. - (тоже в пер. - тайного)]
Вывод однозначный - на русском языке понимать ц/сл слово "тайнω" следует одинаково как в Херувимской песне, а именно - "ТАИНСТВЕННО" (т.е. как оно на греческом языке в Херувимской песне- μυστικῶς - Мы, Херувимов таинственно изображая .. http://azbyka.ru/bogosluzhenie/liturgiya/lit02.shtml или http://www.pravoslavie.by/page_book/heruvimskaja-pesn)

Для того чтобы понимать "про себя" следовало написать на ЦСЯ - "въ тайне".

Ответить

#
свящ. Андрей Дудченко, Украина, Киев
27.04.2015 в 21:34
Статья написана о молитвах анафоры. Конечно, не все молитвы литургии читаются от лица всех верных. Молитва на Херувимской "Никтоже достоин", позднейшая по происхождению - самый яркий, пожалуй, пример молитв клириков о самих себе. Молитвы верных - тоже более поздние по сравнению с основными молитвами литургии - также содержат в себе разделение на клир и мирян, и читаются от лица клириков. Но что касается анафоры, о которой, собственно, пишет автор статьи, то это - молитва всего евхаристического собрания, а не одной лишь "касты жрецов".
Ответить

#
протоиерей Олег, Россия
28.04.2015 в 17:03
Тогда можно вспомнить советскую историю, она явно чего то напомнит:

Описание "обновленческой литургии" в газете "Трудовая Правда", Пенза, 1922:

"... Антонин в полном архиерейском облачении возвышается посреди храма в окружении прочего духовенства. Он возглашает; отвечает и поёт весь народ; никаких певчих, никакого особого псаломщика или чтеца... Ектении совершенно не узнаешь. Антонин все прошения модернизировал. Алтарь открыт всё время. Но и этого мало. Антонин взял литургию Иоанна Златоуста, кое в чём её сократил и добавил к ней молитвы из тех древнейших литургий, которые бытовали в восточных пустынях. Но и это ещё не всё. Он вводит в общее пение стихи современных поэтов... В будущем он обещает уничтожить алтарь и водрузить престол посреди храма. По его мнению, самая лучшая реформа та, которая восстанавливает старину. Ну, разумеется, московская благочестивая публика в ужасе..."

(Очерки по истории русской церковной смуты. М. 1996 с.113-114)
Можно конечно много фантазировать на эту тему, да только народ не поймет нас, и правильно сделает!
Ответить

#
свящ. Андрей Дудченко, Украина, Киев
27.04.2015 в 21:31
Обычай без истины есть просто застрарелое заблуждение...
Ответить

#
протоиерей Олег, Россия
26.04.2015 в 13:15

Не могу во всем согласиться с о.Александром, автором статьи. Мне кажется, что некоторые тайные молитвы священника явно были написаны только для священнослужителей, стоящих у престола. Вот, например молитва на Трисвятое:

Бо́же Святы́й, и́же во святы́х почива́яй, и́же трисвяты́м гла́сом от Серафи́мов воспева́емый и от Херуви́мов славосло́вимый, и от вся́кия Небе́сныя Си́лы покланя́емый, и́же от небытия́ во е́же бы́ти приведы́й вся́ческая, созда́вый челове́ка по о́бразу Твоему́ и по подо́бию, и вся́ким Твои́м дарова́нием украси́вый, дая́й прося́щему прему́дрость и ра́зум, и не презира́яй согреша́ющаго, но полага́яй на спасе́ние покая́ние, сподо́бивый нас, смире́нных и недосто́йных раб Твои́х, и в час сей ста́ти пред сла́вою свята́го Твоего́ же́ртвенника, и до́лжное Тебе́ поклоне́ние и славосло́вие приноси́ти. Сам, Влады́ко, приими́ и от уст нас, гре́шных, Трисвяту́ю песнь, и посети́ ны бла́гостию Твое́ю, прости́ нам вся́кое согреше́ние во́льное же и нево́льное, освяти́ на́ша ду́ши и телеса́, и даждь нам в преподо́бии служи́ти Тебе́ вся дни живота́ на́шего, моли́твами святы́я Богоро́дицы, и всех святы́х, от ве́ка Тебе́ благоугоди́вших.

Или вот молитва верных первая: Благодари́м Тя, Го́споди Бо́же Сил, сподо́бившаго нас предста́ти и ны́не свято́му Твоему́ же́ртвеннику, и припа́сти ко щедро́там Твои́м о на́ших гресе́х и о людски́х неве́дениих. Приими́, Бо́же, моле́ние на́ше, сотвори́ ны досто́йны бы́ти, е́же приноси́ти Тебе́ моле́ния и мольбы́, и же́ртвы безкро́вныя о всех лю́дех Твои́х. И удовли́ нас, и́хже положи́л еси́ в слу́жбу Твою́ сию́, си́лою Ду́ха Твоего́ Свята́го, неосужде́нно и непреткнове́нно в чи́стем свиде́тельстве со́вести на́шея, призыва́ти Тя на вся́кое вре́мя и ме́сто. Да послу́шая нас, ми́лостив нам бу́деши, во мно́жестве Твоея́ бла́гости.

Мы видим, что предстоящие у жертвенника никак не миряне, а священнослужители в алтаре. А вот еще молитва тайнаяч на херувимской:
Никто́же досто́ин от связа́вшихся плотски́ми похотьми́ и сластьми́ приходи́ти, или́ прибли́житися, или́ служи́ти Тебе́, Царю́ Сла́вы: е́же бо служи́ти Тебе́, вели́ко и стра́шно и саме́м Небе́сным Си́лам. Но оба́че неизрече́ннаго ра́ди и безме́рнаго Твоего́ человеколю́бия, непрело́жно и неизме́нно был еси́ Челове́к, и Архиере́й нам был еси́: и служе́бныя сея́ и безкро́вныя же́ртвы священноде́йствие пре́дал еси́ нам, я́ко Влады́ка всех. Ты бо еди́н, Го́споди Бо́же наш, влады́чествуеши небе́сными и земны́ми, и́же на престо́ле Херуви́мсте носи́мый, и́же Серафи́мов Госпо́дь, и Ца́рь Изра́илев, и́же Еди́н свят, и во святы́х почива́яй. Тя у́бо молю́, Еди́наго блага́го и благопослушли́ваго: при́зри на мя, гре́шнаго и непотре́бнаго раба́ Твоего́, и очи́сти мою́ ду́шу и се́рдце от со́вести лука́выя, и удовли́ мя, си́лою свята́го Твоего́ Ду́ха, облече́на благода́тию свяще́нства, предста́ти святе́й Твое́й сей трапе́зе, и священноде́йствовати Свято́е и Пречи́стое Твое́ Те́ло и Честну́ю Кровь. К Тебе́ бо прихожду́ прикло́нь мою́ вы́ю, и молю́ Ти ся, да не отврати́ши лица́ Твоего́ от мене́, ниже́ отри́неши мене́ от о́трок Твои́х, но сподо́би принесе́нным Тебе́ бы́ти, мно́ю гре́шным и недосто́йным рабо́м Твои́м, даро́м сим. Ты бо еси́ принося́й и приноси́мый, и прие́мляй и раздава́емый, Христе́ Бо́же наш, и Тебе́ сла́ву возсыла́ем, со безнача́льным Твои́м Отце́м, и Пресвяты́м, и Благи́м, и Животворя́щим Твои́м Ду́хом, ны́не и при́сно, и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Я не буду приводить все молитвы, но, даже этих достаточно, чтобы увидеть, их предназначение для священнослужителя. А, посему, чтение их мирянам вслух на богослужении, с прерыванием пения – это действительно обновленчество!




Ответить

#
Виталий Мигузов, Россия, Воронеж
29.04.2015 в 15:40
Что касается таинственной молитвы на
Херувимской – обратите внимание, что она в отличии от других молитв не имеет велегласного возгласа и не требует всенародного «Аминь». Да, именно эта
молитва священника о себе лично и поэтому её не следует произносить громко.
Ответить

#
Виталий Мигузов, Россия, Воронеж
29.04.2015 в 15:40


//сподо́бивый
нас, смире́нных и недосто́йных раб Твои́х, и в час сей ста́ти пред сла́вою
свята́го Твоего́ же́ртвенника,
и до́лжное Тебе́ поклоне́ние и славосло́вие
приноси́ти. Сам, Влады́ко, приими́ и
от уст нас, гре́шных, Трисвяту́ю
песнь,…//



о.Олег, исходя из молитвы, если понимать, что стоящими перед престолом
считаются только те, кто читает молитву у престола – следует, что только они и
должны петь Трисвятую песнь. Но в наше время (представьте архиерейскую
службу)
песнь воспевается из каждого уголка храма. Это свидетельствует о
том, что все верные располагаются
вокруг престола
.



Поэтому ваш
вывод -//
Мы видим, что предстоящие у жертвенника никак не миряне, а
священнослужители в алтаре// не соответствует действительности. Священник –
уста всех верных, и возносит он молитву от имени всех, для чего и нужно общее
«Аминь».



К тому же
надо помнить, что во время свт. Иоанна Златоуста, когда эти молитвы
составлялись, например, в храм Святой Софии входили сразу со всех четырех
сторон и стояли вокруг престола. Изменение местоположения престола, как
свидетельствует Трисвятая песнь, не превращает верных в неверных.

Ответить

#
Светлана, Россия, Ст.Петербург
24.04.2015 в 21:16
Христос Воскресе!!!!
Чинопоследование литургии благодатно.

Столько спасений приходит во время молитв.

Каждое слово на церковнославянском языке приводит к излечению болящих, к прославлению Бога Живаго.

В наше время происходят чудеса, и не за счет медицины, а по Вере в Бога.

Сколько знаем мы примеров тому. И вылеченные онкологические больные в последней степени, воскресшие люди после остановки сердца. Сколько таких свидетелей Незримого Присутствия Бога и Спасителя Нашего мы видим каждый день

Надо заботиться о своей душе, думать о своих согрешениях, познавать этот прекрасный мир, созданный Творцом.


Изменения Литургии, обновленческие потуги, хотят только одного, видоизменить Церковь, создать нездоровые споры и несогласия.

Все оспорить, все поставить под сомнение.

Провести реформу, а потом сказать, что православие, одна из религий мира, ничуть не лучше буддизма, мусульманства, и .т.д.

Главное разрушить цельность, навязать дискуссии и реформы.

Глядишь и удастся пересмотреть всю догматику, протащить толерантность к содомсокому греху. проводить совместные миолитвы с шаманами, петь с муэдзинами. И все с одной целью подготовить приход антипода Христа.

Но мы отвечаем


Во Истину Воскресе!!!!
Ответить

#
Виталий Мигузов, Россия, Воронеж
22.04.2015 в 11:38


Применяя русский
смысл к церковнославянскому тексту легко наступить на «грабли».



Если священник «глаголет»,
то это однозначно обозначает – говорит,
т.е. читает вслух.



«Тайно» на ЦСЯ совершенно
не значит «про себя». Я уже приводил из словаря, что //Русск. тайно - на ЦСЯ- тай, сокровеннъ//



«Глаголить тайно» - это – говорить тайну, т.е. совершать мистериальное
действие. Более того, это действие требует подтверждения народа - «Аминь». «Ибо
если ты будешь благословлять духом, то стоящий на месте простолюдина как скажет:
"аминь" при твоем благодарении? Ибо он не понимает, что ты говоришь».
1Кор.14:16



Есть молитва священника про себя
лично, и она не требует ответа от народа, поэтому её можно прочитать «втай».

Ответить

#
30.04.2015 в 09:52

Вся литургия это таинство, поэтому лишний раз напоминать священнику о тайнообразующем молитвословии - это тавтология.

Ответить

#
Виталий Мигузов, Россия, Воронеж
6.05.2015 в 08:46
//Вся литургия это таинство// - да нет, не вся. Литургия состоит из двух частей. Херувимская песнь находится в начале литургии верных, и нет ничего удивительного, что в момент "таинственнωго" изображения херувимов и молитва читается таинственно, а не как ектенья.
Ответить

#
6.05.2015 в 14:30

Из 3-х, проскомидию забыли. Читаемая в микрофон тайная молитва становится ектеньей.

Ответить

#
Виталий Мигузов, Россия, Воронеж
8.05.2015 в 09:51

А кто-то говорил о необходимости произношения вслух тех молитв, на которые не требуется "Аминь" верных?

Вы приведёте ссылку в тексте проскомидии о необходимости читать молитвы "тайнω"?

Вы додумываете явные глупости и приписываете их другим

Ответить

#
8.05.2015 в 18:27

И в мыслях не было. Вы же сказали из двух, может и вправду так считаете. Читайте вслух, если Вам так хочется, никто же теперь и не запрещает. Просто выглядит это неестественно. Опыт присутствия на таких литургиях , лично мне, при всем желании понять происходящее, оставил отрицательное впечатление. То что по определению должно быть характерно для интимного, духовного общения верующих , все тайное и мистериальное, как Вы говорите, общинное, очень натянуто и топорно внедряется в приходскую жизнь, как нечто необходимое, как то, что должно вкорне изменить взаимные отношения прихожан, привести к соборности, создать чуть ли не семейные отношения. Прав Яков Вайсбурд, не с того конца надо начинать, не литургию курочить, а над общей жизнью работать, тогда все придет к пониманию и естественному решению. А то получается инуде перелазим. Простите, если чем обидел.

Ответить

#
Виталий Мигузов, Россия, Воронеж
10.05.2015 в 00:48
Андрей, спасибо за уточнение, но мои слова "из двух частей" подразумевали замечание на Ваши слова, что вся литургия таинство. Поэтому я и заметил, что она состоит из таинственной ( мистериальной части) и нетаинственной, т.е двух частей ( к тому же на литургии преждеосвященных даров - проскомидии нет, но каждая из четырех литургий в РПЦ делятся на литургию оглашаемых и верных, т.е. на 2 части).
Что касается Вашего опыта на литургиях, то Вам просто не повезло. У Якова и у меня есть другой опыт, "нетопорный", когда на литургии верных оставались одни причащающиеся, и поэтому молитва вслух очень естественна, а если она к тому же и на церковно-русском языке - то вопрос с пониманием просто прекрасный (в противном случае мы с Яковом стоим на службах с церковно-русским переводом).
Что касается моего мнения о чтении "таинственных", т.е. мистериальных молитв вслух, я уже писал - в обычной практике это выглядит профанацией. До этого надо научить всех непричащающихся уходить вместе с оглашаемыми, а для этого надо ещё поменять расписание панихид, молебнов, катехизировать прихожан. Всё это очень большая работа, но её надо обязательно делать.
Ваши слова про чтение молитв проскомидии вслух были явно не к теме обсуждения. Но простите и меня, если я Вас обидел.
Ответить

#
чтец Василий, Россия, Моcква
20.04.2015 в 00:54
+ Господи благослови! +
Хочу ещё один момент затронуть. Я пономарил в разных храмах. В одном из обычных приходских московских храмов в обычное летнее воскресенье за Литургией я насчитал 18 пономарей (тех, кто был в стихарях: мужчины, мальчики, дедушки), и всем им нашлось послушание в алтаре или по храму.
В другом храме священник допускал пономарей в алтарь только в небогослужебное время, чтобы они ему "не мешали молиться". У священника такая неприязнь даже к сотрудникам храма, он хочет закрыться в алтаре от всех, или, по крайней мере от многих.
Ответить

#
22.04.2015 в 09:02

Пономарь пономарю рознь. Иные молятся, а иные и в диабло по планшету во время службы режутся. Грустный опыт пономарства в московских храмах.

Ответить

#
Светлана, Россия, Ст.Петербург
16.04.2015 в 12:24
Удивляет настырность обновленцев. Зачем они хотят переделать литургию, ввести общее пение, все сделать явным, как это происходит у баптистов или, католиков.
У нас на приходе когда поют верую, такие жуткие голоса поют громче всех, что хочется выбежать из храма. Им бы лучше помолчать, но нет если есть благословение на ор, то почему бы и не поорать.
Очень жаль, что есть люди, которые любой цений, хотят разрушить православную традицию.
Так и видится рогатый за этими людьми.

Ответить

#
22.04.2015 в 10:55

Вам не надоело из года в год нести чушь? Если не надоело,то советую поступить в ПСТГУ и изучить историю чинопоследования литургии. Может тогда осознАете -сколько вставок (совершенно никак не относящихся к анафоре) было сделано за указанные Вами 1800 лет. (а первые 200 лет от возникновения христианства , стало быть , литургии не было. и Вы ещё о кознях дьявола рассуждаете, отрицающая 200 лет истории христианства! )

Вынимают ли в Вашем храме частицу за императора? в чине литургии Василия Великого читает ли служащий священник о императорском доме (если служебник дореволюционного издания)?

а священник -он прообраз Христа или апостолов? или каши в голове много,энергии много, а пользы -мало?

Ответить

#
Светлана, Россия, Ст.Петербург
24.04.2015 в 21:09
Какой выпад. Стоило бы немного христианскому смирению поучиться.

То что сатане хочется изменить Православную Церковь, нет в этом никакого сомнения.

Это он пытается проделать в течении последних 2000 лет, с самого возникновения Веры в Нашего Спасителя.

Изменения Литургии, обновленческие потуги, хотят только одного, видоизменить Церковь, создать нездоровые споры и несогласия.

Все оспорить, все поставить под сомнение.

Провести реформу, а потом сказать, что православие, одна из религий мира, ничуть не лучше буддизма, мусульманства, и .т.д.

Главное разрушить цельность, навязать дискуссии и реформы.

Глядишь и удастся пересмотреть всю догматику, протащить толерантность к содомсокому греху. проводить совместные миолитвы с шаманами, петь с муэдзинами. И все с одной целью подготовить приход антипода Христа.


Ответить

#
Виталий Мигузов, Россия, Воронеж
16.04.2015 в 09:47


//Ведь чтобы
переводить богослужение, нужны специалисты, а их сейчас нет,// - с этим нельзя согласиться, поскольку 7 томов переводов выполненные о. Георгием
Кочетковым - давно раскуплены, и вот наконец поступил в продажу 1 том в третьем издании!



http://www.ogkochetkov.ru/blog/detail/vyshel-pervyi-tom-pravoslavnogo-bogosluzhenija-v-tretem-izdanii/#.VS9P512sUw6



За 8 лет я не видел ни одного замечания к
качеству перевода. Переводы выполнены напрямую с греческих текстов, что снимает
полностью проблемы возникающие при русификации текстов с церковнославянского языка.



Меня в свое время поразил перевод 50 псалма, выполненный
С.С. Аверинцевым, и который перевернул мое представление о покаянии. «Наипаче
омый мя от беззакония моего» Сергей Сергеевич перевел – «всецело отмой меня от вины моей».

Не многократно, как в синод.
пер. (т.е. мой меня как поросенка, а я всё
равно вываляюсь в грязи),
а всецело – и ведь тогда понятен смысл нашего покаяния
- изменения -- «Научу беззаконных путям Твоим, и нечестивцы обратятся к Тебе».

Покаянный
псалом тысячи раз прочитанный на церковнославянском языке изменился в моем
понимании на 180 градусов.



А в этом псалме о. Георгий к тому же восстановил
мессианское место, которое было потеряно в церковнославянском переводе, а
именно: // Слуху моему даси радость и веселие, возрадуются кости смиренныя.//
на - «дай мне внять веселия и радости
весть
– и возрадуются кости, что Ты сокрушил»



Радостная весть – Евангелие!



Таких открытий – громадное количество.



По этим переводам молятся тысячи человек.



Переводы можно заказать : http://predanie.org/component/page,shop.browse/category_id,5/option,com_virtuemart/Itemid,8/



Скачать текст или прослушать песнопения 2
издания: http://www.ogkochetkov.ru/liturgicheskie-perevody/

Ответить

#
Светлана, Россия, Ст.Петербург
15.04.2015 в 23:27
Изменения литургии и обновление - служит делу дъявола.
Все эти рассуждения о священстве, есть ничто иное как гордыня.
Священник, через рукоположение, обретает апостольскую благодать и может возносить от себя молитвы за верных.
Священник в облачении - прообраз Христа.
Лукавые цели обновленцев, по изменению алтаря, где нет места тайному, приводит все на уровень низкопробного шоу, которое так распространено у Баптистов и всякого рода сектантов.

Не дай Бог в православной Церкви, такие сектанты будут проводить реформы.

Вот уж действительно, это прообраз последних времен. Когда пастырями становятся волки в овечьих шкурах.

Горе таким псевдосвященникам.
Ответить

#
Сергей Макаров, Москва
15.04.2015 в 17:06
Вполне разумные предложения. Богослужение - это живая молитва, и участие в ней - не всегда простое дело для богомольца. Если священнослужители чувствуют, что нужно быть ближе к народу в каждый момент службы, я могу только приветствовать это желание.
Единственное, что не понравилось, это "русификация". Между современным и церковнославянским нет однозначного морфологического соответствия. Если заменить "живот" на "жизнь" (почему не на "житие"?), то изменится вся симфония ектеньи. Поэтому, если переводить, то или всё, или ничего. Не думаю, что найдётся много сторонников переводить всё.
Ответить

#
22.04.2015 в 10:48

Предложения разумные, но ...кое чего ,Вы так и не увидели или не захотели. Откройте богослужебные книги 400-500летней давности (их сканы легко можно сейчас найти в инете, даже на ТСЛ сайте) и посмотрите ---насколько нынешние богослужебные тексты из "зелёных" миней стали не русифицированными а вообще просто русскоязычными. "цся" семимильными шагами меняется вслед за изменением литературного русского языка и не видеть этого внимательный читатель/слушатель просто не может.

а симфония...ох уж эта симфония. ну да ладно, хоть до дня Пятидесятницы и далеко, но нарушивши Типик произнесу "Царю Небесный, Утешителю(дикое корявое слово), Душе истины, иже везде Сый и вся исполняяй, сокровище благих и ...". о горе! язык поворачиватьсяне хочет! и где эта жизнь взялась. подожду ка до Пятидесятницы,вместе с прихожанами петь буду,а на этом слове крикну "живота подателю"

и таких примеров масса.

а когда цепляются за слова (не ради богословской точности,а привычки ради) - это не православие. это музей.


Ответить

#
Виталий Мигузов, Россия, Воронеж
27.04.2015 в 14:08

// Если заменить "живот" на "жизнь" ... // . Константин, спасибо за пример. Думаю проще некуда. В дополнение к этому ещё и Символ веры: ... и жизни будущаго века, аминь. Я посмотрел у старообрядцев - http://samstar-biblio.ucoz.ru/Molitvy/Utro-Vecher.pdf . У них тоже - Жизнь а не живот.

Ответить

#
Виталий Мигузов, Россия, Воронеж
13.04.2015 в 11:02

Если говорить о молитвах анафоры – тайными они становятся из-за незнания церковнославянского языка. В словаре церковнославянских паронимов О.А. Седаковой стр. 352 http://azbyka.ru/tserkov/tserkovno-slavyanskiy/uchebnye_posobiya/sedakova_cerkovnoslavyano-russkie_paronimy_2005.pdf)

//Тайно – таинственным образом, μυστιχως: иже херувимы тайно образующетаинственно неся образ (изображая) Херувимов. Русск. тайно тай, сокровеннъ//

(следовательно в переводе на русский язык молитвы не «тайные», а «таинственные», т.е. молитвы таинства. Чтобы перевести на русский язык – тайные - они в ЦСЯ должны были быть – сокровеннъые).

//Тайный – таинственный, мистический, духовный, μυστιχός: благогогласно тайныя апостолов христовых трубы…. благозвучные духовные трубы апостолов… //

Нам можно перевести, что молитвы не тайные - а духовные.


Однако все-таки большой вопрос – как слушать молитвы таинства тем, кто в нем не участвует? Например, как отвечать «аминь» на «Примите, ядите… Пийте от нея вси…» а после этого не исполнить?

Служение с открытыми вратами, чтение вслух – это прекрасно, но только когда это не профанация смысла. Я, и сестра мною упомянутая, впрочем, как и громадное количество других братьев и сестер, не останемся на литургию верных, если не будем причащаться – мы уйдем вместе с оглашаемыми.

Ответить

#
Виталий Мигузов, Россия, Воронеж
13.04.2015 в 10:37


Спасибо о. Александру.



Недавно на встрече с одним из Воронежских
священником одна сестра рассказала, что она, будучи более 10 лет активной
прихожанкой понятия не имела, что литургия — это общее дело. «И никто мне об
этом не сказал. Господи, о чем я только не молилась!». И вот только после
оглашения (1,5 года) - это очень понятно.



Меня поразила жалоба на настоятеля
Валаамского подворья в Москве: //Такое нарочито громкое чтение тайных
священнических молитв стало сильно мешать молиться…. …заставляя
вместо хора петь всех прихожан, которым это совершенно не нужно, да они
и не поют, так как пришли не петь, а помолиться
//. У разместивших это письмо на своем сайте явно отсутствует голова.



Почему бы этим «молящимся» не зайти в храм в
любое другое время, кроме литургии и «помолиться» в полном соответствии с их
желанием? Вероятно, это по любви к спектаклям и телевизору, т.е. -- «дай-дай».
Служба – для них не служба Богу, а получение эйфории. (Как-то один брат рассказал,
что он объяснил друзьям, что после 24 часов не будет есть и пить, т.к. у него
евхаристический пост. На что один подвыпивший друг с уважением примирительно
заметил – эйфория это тоже хорошо).

Ответить

#
15.04.2015 в 17:53
Да,Виталий! Я тоже, когда читала это письмо, мягко говоря пребывала в недоумении. Люди, вроде как христиане, пришли на литургию молиться. О чем? Я-то по наивности полагала, что все слушают херувимскую, что все мы пытаемся отложить житейские попечения и сосредоточиться на словах ЛИТУРГИИ. О чем же эти люди пришли молиться в храм, коли произносимые священником молитвы им мешают? И мешают так сильно, что аж жалобу написали! А автору этой статьи спасибо за поднятый вопрос!
Ответить

#
священник Георгий Видякин, Россия, Москва
11.04.2015 в 14:58

Спасибо большое за статью! Мысли очень актуальны. Возможно, кого-то может смутить стиль автора (судя по комментариям, это действительно так), но за иронией, на мой взгляд, отчетливо проступает забота об общинной жизни. Думаю, из текста ясно, что автор разделяет идеи о царственном священстве верных, о том, что на Евхаристии священнодействует вся община, о том, что священник - не жрец, а "старший" (пресвитер) в общине, имеющий ответственность за собирающийся вокруг алтаря народ Божий. Когда есть такое понимание и у священников, и у прихожан, то есть и ответственность за общину, за ее жизнь во Христе, а не простое жреческое "камлание" и чтение "заклинаний" о здравии, защите и благоуспешности (как часто понимается в народе Литургия).

Ответить

#
10.04.2015 в 15:38
С Пасхой Крестной, братья и сёстры!
Здорово, что все эти "больные" вопросы обсуждаются открыто. Большое спасибо "Богослову".
Спасибо и Вам, отец Александр, особенно за последний абзац о Святом Духе. Я, правда, соглашусь с Андреем (см. первый комментарий от 4 числа): может быть, лучше начать с более близкого знакомства с прихожанами? С проповеди на насущные духовные темы.
Что же касается переводов (раз уж Вы упомянули об этом), то, мне кажется, уже неприлично сетовать на отсутствие специалистов - пора ими становиться. Тем более это странно звучит после многолетнего переводческого опыта о. Георгия Кочеткова Нам надо перестать бояться друг друга: мирянам - бояться священников, священникам - епископов, епископам - мирян... Как "камень - ножницы - бумага". И все боимся самих себя и Бога - не как Отца любящего, а как инстанцию и санкцию.
Согласитесь, это больно - когда что-то делаешь для любимого человека, а тебя воспринимают как инстанцию.

О своём же литургическом опыте могу сказать, что единственный раз, когда мне довелось быть на литургии в алтаре, перевернул моё восприятие евхаристии. Я наконец понял простой, прямой смысл богослужения. Хотя до этого сто раз читал и анафору, и молитвы.
Надо нам стать действительно братьями и сёстрами во Христе, чтобы все преграды между нами были преодолены. В том числе алтарная преграда.
Но к этому надо идти...
Ответить

#
9.04.2015 в 00:45

Дорогой о. Александр, приветствую. Прочитал ваш замечательный материал, браво, поздравляю. Поставил на сайт "Православие сегодня": http://pravtoday.ru/molitvy-anafory-sekret-ili-tainstvo/ - и вообще буду распространять. Однако, думаю, церковному начальству он придется как бревно в глазу, и надо понимать риски, с этим связанные. Приглашаю к нам на сайт, свяжитесь со мной (напишите коммент под своей статьей и я вам отвечу на ваше мыло), можем предоставить вам собственный блог, и даже под псевдонимом во избежание.




Ответить

#
Светлана, Россия, Ст.Петербург
10.04.2015 в 10:42
Чувствуется, что Олег Чекрыгин делает, какое-то темное дело. Было бы хорошо, если бы недавно крестившиеся люди не трогали бы 1800 летнюю литургическую традицию. Вся эта деятельность напоминает дисседентскую, как впрочем и эта статья. Вызывает удивление цель автора статьи. Какая то нехристианская и не благодатная задача у этих авторов.
Ответить

#
8.04.2015 в 22:16

Архимандрит Серафим еще во время своего пребывания в Матросской богадельне значительную часть времени уделял пению церковных песнопений и «своими энергичными и умелыми трудами достиг того, что эти песнопения довольно стройно исполнялись слушателями не только на собеседовании, но и в богадельной церкви всеми молящимися, в количестве несколько сот человек»[9].

Находясь в Сретенском монастыре г. Москвы, архимандрит Серафим писал: «Я занимаюсь с народом церковным пением и пытаюсь восстановить порядок первобытной христианской Церкви, когда все присутствовавшие на церковном богослужении пели все церковные службы. Участие предстоящих в церковном пении принято ныне только в казенных и частных учебных и воспитательных заведениях, даже в войсках. Памятником общего участия народа в церковном пении остались надписи в богослужебных книгах: «Поет лик» (т.е. клирос), «Поют люди» (т.е. народ). Общенародное пение может иметь весьма важное влияние на пробуждение и укрепление в православном народе религиозно-церковной жизни»[10].

В «Московских церковных ведомостях» за 1886 год находим указание, что 25 марта Божественная литургия в Сретенском монастыре была пропета всем собравшимся народом под управлением архимандрита Серафима. В этот день обширный храм Владимирской иконы Божией Матери был буквально переполнен народом, стекавшимся со всех краев столицы, чтобы участвовать в общенародном пении. Не только храм и паперть, но даже и церковный двор сплошь были заняты верующими. Стройно, плавно, отчетливо пропели присутствовавшие в церкви все литургийные песнопения. Но особенно громадное впечатление производило пение «Херувимской песни», которая представляла величественную, потрясающую до глубины души картину. По словам некоторых участников, подобного они никогда не слышали. «Это было не пение только, простое и задушевное, но, прежде всего, молитва – искренняя, горячая молитва, исходившая из глубины сердец тысячи верующих христиан. Глядя на эту массу поющих людей всех возрастов и всякого состояния, невольно переносишься мыслью в века давно прошедшие, в века первоначального распространения христианства, когда верующие собирались вместе и единым сердцем и устами воспевали Господа Бога. Всенародное церковное пение, впервые введенное в Москве, как известно, настоятелем Сретенского монастыря архимандритом Серафимом в бытность его еще протоиереем церкви в Матросской богадельне, с каждым годом распространяется все более и более. Через это пение народ делается грамотнее, более осмысленно относится к церковным службам и более понимает их, наконец, чаще и усерднее посещает храм Божий»[11].

http://www.pravoslavie.ru/sm/31793.htm


Ответить

#
8.04.2015 в 22:10
Согласна с предыдущим комментом. Общеизвестно, что в древности молитвы евхаристического канона читались вслух. В IV веке богослужение перемещается из камерного пространства домов, где собирались христианские общины в просторные базилики, срабатывал т. н. "акустический фактор". Т. е. Требовалось сильно повышать голос, что бы молитва была услышана всеми, т. к. базилики могли иметь довольно обширные пространства. Но архитектурный фактор конечно не главный. Церковь институциализировалась, происходило постепенное выделение и отделение клира от остальных верующих. Возникали охранительные тенденции церковного знания и учения не только в отношении еретиков, но и в отношении верных. Клирики становились особо посвященной категорией. Целостность народа Божьего была утеряна. Это было связано и с разрушением общинных связей, и с упадком в институте катехумената. Сегодня все это никуда не делось.



Ответить

#
Светлана, Россия, Ст.Петербург
10.04.2015 в 10:48
Такие слова, как: "Общеизвестно, наука доказала, и т.д." без всякой доказательной базы должны склонить читателя к мнению автора комментария.

Никаких достоверных источников о том как совершалась литургия в домах не сохранилось. Все домысслы современных обновленцев, являются чаще всего фантазиями на эту тему. Иными словами их личными представлениями, о том как бы им хотелось бы видеть литургию.

Удивляет и селекция модератора комментариев к этой статье. Несколько моих комментариев до сих по опубликованы не были.

Что необходимо создать видимость всеобщей поддержки обновленчеству в Церкви?

Хочется спросить, а Бога то не боитесь?
Ответить

#
4.05.2015 в 19:14
Светлана Вы умница! Полностью согласна с вашими комментариями! на этом сайте, вас не услышат. Так, только для видимости дискуссии, ваши комментарии разместили.
Ответить

#
17.04.2015 в 07:49
Из Служебника: "священник глаголет молитву тайно", "священник глаголет молитву входа тайно", "священник же глаголет тайно молитву сию", "молитва первого антифона тайно глаголется от иерея", "молитва входа святаго евангелия втай", "молитва, юже глаголет священник тайно, херувимской песни певаемей", "молитва приношения... юже священник глаголет тайно", "священник приклонься молится тайно", "священник молится тайно", "священник, приклонив главу, молится втай", "молитва втай".
Какие еще могут быть вопрос?!
Ответить

#
священник Георгий Видякин, Россия, Москва
21.04.2015 в 16:10
Михаил, посмотрите современные Служебники издательства Московской патриархии (например, 2013 года). Там перед молитвой анафоры рубрика "тайно" отсутствует.
Ответить

#
25.04.2015 в 19:59
Новое поколение выбирает "Пепси"!!! :)
Ответить

#
священник Георгий Видякин, Россия, Москва
27.04.2015 в 14:16
Это всё, что вы можете сказать?
Ответить

#
Виталий Мигузов, Россия, Воронеж
21.04.2015 в 14:38





Михаил, вопросы конечно есть. Скажите,
как мы смеем слушать херувимскую песнь, ведь её слова: «Иже Херувимы тайно образующе…».

Почему мы все не прячемся за
иконостас, по углам, ну или хотя бы не читаем её про себя? По-вашему, регент
при этом должен дирижировать одной рукой, а палец другой руки прижать к губам и
выпучив глаза показывать всем – поём про себя!?

Скажите, а «глаголет » - это то же самое, что «читает»?

«Он же
отвещав рече им: яко вам дано есть разумети
тайны
Царствия Небеснаго, онем же не дано есть». Вы отменяете слова
Христа?

От того, что
молитвы литургии открыты для молящихся, они не перестают быть тайными, в смысле
таинственными, мистическими, духовными. Тайная
вечеря не потому что мы не знаем, что на ней происходило, что на ней
говорилось. Тайная, потому что она таинственно действует и живет в нашей церкви.

Переведите приведенные Вами слова ближе к
греческому – «мистически», и отношение к молитве у Вас изменится. Ведь «мистически»
это не значит «магически». Тем молитва и отличается от заклинания, что «Аминь»
- отвечает весь народ не на возглашение, а на всю целостную молитву.

Ответить

#
22.04.2015 в 11:14
Определенные молитвы литургии читаются священником именно тайно, т.е. про себя, а не "таинственно", как тут пытаются доказать :) А некоторые молитвы и возгласы - велегласно, т.е. громко. Об этом уже в 19 правиле Лаодикийского Собора говорится. И древние служебники нам об этом говорят, и святые отцы - Герман Константинопольский, епп.Николай и Феодор Андидские, Николай Кавасила, Симеон Солунский и прочие. На Руси вообще 1000 лет никогда тайные молитвы на литургии не читались вслух. Это начали делать только обновленцы в начале 20 века.
Ответить

#
Виталий Мигузов, Россия, Воронеж
24.04.2015 в 18:31

По-церковнославянски "говорит про себя" следует писать -- //глаголет въ тайне//. Откройте церковнославянский текст Евангелия, Апостола, Паримий - убедитесь в этом. Церковнославянское слово "тайно" в Евангелии встречается только 2 раза - Мк 4.22 - (тайного) и Мф.10.26. - (тайного). Обратите внимание на падежи и попробуйте применить к приведенным Вами текстам.

//Глаголет// - в переводе это однозначно -- "говорит". Часть молитвы говорится нормальным голосом (таинственным, поэтому не громким), а возглас - //велегласно//. Ну не сможет священник всю службу кричать, он просто сорвет голос.

А возглас нужен для того, чтобы подготовить народ к "Аминь". Завершать любой текст повышением голоса - это правило богослужения.

И чисто технически - обычный священник не может знать все молитвы наизусть, чтобы читать их в положенном месте, а вот возглас - очень легко выучить и произносить там, где необходимо. Когда служит один священник, да и без дьякона - других вариантов просто не существует, (что греха таить, часто в этом случае часть молитв совсем не читается). Вспомните молитвы на утрене - священник их вычитывает - "скопом" за раз, а возглас произносит когда "надо". Выглядит это всегда дико (хотя на утрене это лучше, ведь благодарить Бога в 17 часов вечера, за то что он пробудил нас и впереди нам предстоит весь день - читать ещё хуже, чем вообще не читать). Поэтому - это ещё одна причина "глаголить тайно"


Ответить

#
25.04.2015 в 19:56
Просто вы вне церковной традиции...
Ответить

#
Виталий Мигузов, Россия, Воронеж
28.04.2015 в 16:27

Так покажите эту традицию. Вот Вы пишете: //Определенные молитвы литургии читаются священником именно тайно// А где в служебнике такое написано: "читает"? (На ц/сл - это будет "чтет". Например: - и́же чтет,
да разуме́ет Мф.24.15)

Я показал с помощью служебника: 1. - глаголет (ЦСЯ), это однозначно - говорит (русск). 2.- тайнω (ЦСЯ) это таинственно (русск).

Приведите из словаря по ЦСЯ (а не русского языка) хотя бы какой-то вариант возможности перевести слово "тайнω" как пишете Вы - //именно тайно//.

Словарь паронимов О.А. Седаковой я дважды уже приводил. Вы знаете что такое паронимы? Как например Вы переведете на русский язык - "исплевати"?

Неужели в традиции РПЦ опираются не на слова, а на их искаженное понимание?

Ответить

#
свящ. Андрей Дудченко, Украина, Киев
8.04.2015 в 21:03
Спасибо за важную и нужную статью. Как приятно открывать новых единомышленников!

В дополнение к сказанному автором хочу предложить и свои размышления о том, как сделать нашу литургию более литургичной:
Ответить

#
8.04.2015 в 17:32
Каждому, кто хоть раз прочитал текст анафоры ( а таковая возможность есть сегодня у всех, кто умеет читать) ясно, что он представляет связанные между собой части: префацио ( вступление), анамнесис ( воспоминание), и т. д. И это не просто части, а молитвы к Богу- Отцу, которые логически ведут к причастию. Человек, который не молился, не читал евхаристический канон становиться похож на человека, который не трудился, а пришел сразу к обеду, сел за стол без разрешения как бы. Он не участвовал в общем деле ( литургии). Как можно говорить о совместном благодарении, и совместном богослужении, когда большая часть молящихся не участвуют в нем, а молится " ногами"? Иногда канон так сокращается, те не читается все даже в алтаре, что даже имея на руках тексты канона не всегда удается их прочесть.
.... если " регент сочувствует священнику". Такая ситуация возникает, когда хор не воспитывается и не выращивается из прихожан ( пусть и в ущерб художественности пения), а состоит из нанятых певчих. Хочется посочувствовать такому священнику. Регент должен просто слушаться священника и быть ему соработником.
Ответить

#
8.04.2015 в 14:37
Была недавно на патриаршем богослужении и поймала себя на том, что мысленно благодарю Патриарха за то, что он и анафору, да и другие молитвы читал вслух (и с микрофоном, за что тоже спасибо). У нас в храме обычно на Литургии ни одной молитвы не слышно, и получается, что тебе "достаются" почти одни только ектеньи. А тут все совсем иначе, и можно было молиться вместе с предстоятелем, а не параллельно с ним. Может, это еще и не община, но хотя бы общность какая-то возникает, что тоже немаловажно.
Ответить

#
8.04.2015 в 10:03
С чего это автор взял, что иконостас отделяет священство от людей? кто хочет прятаться, тот прячется за иконостасом, а кто не хочет, тот не прячется. Священник перед Богом стоит прежде всего, а отсутствие иконостаса не страховка от лицемерия. Анафору да - можно и погромче и для людей и в какофонии с хором. А в целом, следуя автору, можно скоро и всем к престолу прикасаться - у нас ведь без перекосов не бывает!
Ответить

#
7.04.2015 в 17:14

Добавлю еще про расписание богослужений. Если вечерня стоит в 4 вечера, то шансов попасть на нее нет. Если в 5, то напряжно, даже если работаешь до 5, т.к. храм не у работы, а на дорогах пробки. Я вот работаю до 6, а с 6 часов у нас в городе храме не знаю. Отпрашиваться все время не будешь
Мелочь? Так из-за нее вообще из литургической жизни выпадаешь. Я бы ходил на вечерню хот каддый день, если бы успевал с работы.

Ответить

#
7.04.2015 в 16:31

С праздником Благовещения!

Неужели нам еще не с чем работать, кроме молитв священника? Ведь есть много чего, что мы не делаем как полагается. Например,
- невнятное чтение (часто ли священники следят за его качеством)
- неразборчивое, торопливое пение
- отсутвие заботы о микрофонах и колонках (храмы сейчас аккустически совсем плохие бывают)
- пение хора вместе со словами диакона
- канон во время помазания (кто его слушает? У нас в кафедральном соборе города перед помазанием обяъвляют расписание на след. неделю, конечно все воспринимают это как окончание службы и начинается вокзал, а не храм)
- чтение синаксаря (вот на него почему бы не помазывать?). Откуда люди узнают о святых? Да и положено ведь.

и т.д. и т.п.

Исправление этих "мелочей" в разы увеличивает степень вовлеченности прихожанина в богослужение. В Сретенском, вот, каждое слово слышно, хороший хор(можно и двух поющих, но хорошо), внятное чтение.



Ответить

#
6.04.2015 в 11:23
Православный пресвитер является именно священником (жрецом), приносящим Бескровную Жертву. Но священнодействует он не своим священством, а священством Христа. Т.о. Сам Христос через священника совершает божественную литургию. Поэтому никакого иного посредника между Богом и человеком (кроме Христа) не вводится. Клирики всегда были отделены от лаиков, так было и в древней Церкви, на то и апостольская преемственность, и трехчинность церковной иерархии. Мирянам не положено ни читать, ни слушать молитвы священнодействия. Это дело одних священников и епископов. Для молитвенного участия мирян в литургии вполне достаточно того, что поет хор.
Ответить

#
10.04.2015 в 19:25

Составитель этих самых молитв думал, очевидно, иначе.



«При самом также совершении страшных Таин священник молится
за народ, а народ молится за священника, потому что слова: «со духом твоим»
означают не что иное, как именно это. И молитвы благодарения также общие,
потому что не один священник приносит благодарение, но и весь народ.
Получив
сперва ответ от народа, и потом согласие, что достойно и праведно совершаемое,
начинает священник благодарение. И что удивительного, если вместе со
священником взывает и народ, когда он возносит эти священные песни совокупно с
самими херувимами и горними силами?
Все же это сказано мною для того, чтобы
каждый и из подначальных трезвился, чтобы мы знали, что все мы едино тело, и
столько же различаемся один от другого, сколько член от члена; и чтобы мы не
все возлагали на одних священников
, но и сами пеклись обо всей церкви, как о
теле, всем нам общем».



Беседа 18 на «2-е послание к коринфянам.

Ответить

#
16.04.2015 в 07:37
Весь народ, но по разному. Каждый силу своего чина и служения. Здесь Златоуст отнюдь не стирает границы между священником и мирянином, как это делают протестанты. Он сам установил какие молитвы читаются вслух всего народа, а какие в молчании одним священником. См. Лаодикийский собор, правило 19-е.
Ответить

#
25.04.2015 в 05:15
В чине литургии есть молитвы, которые читаются про себя. Например, "Никтоже достоин". Но никак не молитвы анафоры. Народ не может отвечать на то, чего не слышит.
Ответить

#
25.04.2015 в 20:05
Таким утверждением вы отвергаете всю 1000-ю практику Русской
Православной Церкви, вплоть до Новомученников и Исповедников. Таковое
может быть только по гордыне, так как вы возомнили себя выше отцов.
Ответить

#
28.04.2015 в 05:09
Давайте без лозунгов, за ними пустота и невежество. Сам составитель молитв анафоры говорит о том, что эти молитвы гласные. Это факт раннехристианской истории. Интересно, на каком основании их сделали тайными и можно ли это расценивать за показатель гордыни?
А многократное изменение богослужебного устава в Русской Церкви на протяжении её истории? А литургическая реформа XVII века?
Ответить

#
28.04.2015 в 13:21
Никогда эти молитвы не читались вслух. Не выдумывайте. Это даже Р.Тафт не смог доказать.
Ответить

#
29.04.2015 в 14:38
В апостольской и раннехристианской Церкви никогда не было молитв, которые читались бы про себя священником. Даже правило Лаодикийского собора упоминает лишь об одной молитве из трёх. А ещё учтите, что анафора, по сути, один цельный текст, из которого, с течением времени, отдельные части стали прочитываться не во всеуслышание. Причем, если выделить только те слова, который поёт хор и возглашает священник, получится бессвязный текст, не имеющий смысла. Это то, что слышат в настоящее время прихожане.
Ответить

#
12.02.2016 в 12:37
Вы что жили в то время, что так уверенно заявляете? Никаких источников, подтверждающих вашу мысль, нет. На Афоне никто тайные молитвы вслух не читает. А в России только обновленцы такое начали практиковать в 20-х годах прошло века, что естественно вызвало негативную реакцию священноначалия в лице Патриарха Тихона. Так что не надо про "бессвязный текст ля-ля".
Ответить

#
13.02.2016 в 19:23
Перестаньте писать глупости. Изначально тайных молитв не могло быть в принципе, хотя бы по той простой причине, что не было практики чтения "про себя". Всё читалось вслух, даже если читаешь сам себе. И займитесь уже наконец исторической литургикой, а то смешно, честное слово. Кстати, слова самого Златоуста я уже приводил.
Ответить

#
14.02.2016 в 22:49
Вам Златоуста надо? Будет вам и Златоуст:
"Когда стоит священник пред трапезою, воздевая руки к небу, призывая Духа Святого, чтобы Он сошел и коснулся предлежащего, то бывает великая тишина, великое безмолвие" (Творения. Т. 2, с. 442).

Апостольские Постановления. Книга 8. Гл. 4.

"Когда настанет молчание, один из первых епископов, вместе с другими двумя, став подле жертвенника, между тем, как прочие епископы и пресвитеры молятся тайно, а диаконы держат над главою рукополагаемого раскрытое божественное Евангелие..."




Ответить

#
16.02.2016 в 06:39
И где в словах Златоуста про тайные молитвы? Когда священник молится, все молчат. Но молитвы эти - общие.
А Апостольские постановления, которые вы цитируете, вообще говорят о хиротонии, а не об анафоре. Причем предстоятель молится вслух, и пока он читает молитву, прочие епископы и пресвитеры молятся тайно. А когда предстоятель прочтет молитву, они вместе со всем народом отвечают "аминь".

Ответить

#
16.02.2016 в 22:21
Анафора совершается в молчании - священник тайно молится. Так и на Афоне сейчас. Так что прекращайте желаемое выдавать за действительное. Православие - это непрерываемая традиция, а не обновленческие выдумки.
Ответить

#
20.02.2016 в 06:50
Анафора и сейчас не совершается в молчании, пока священник молится - поет хор. Но никакой секретности в содержании молитв анафоры нет. Единственная причина, по которой эти молитвы стали тайными - это появление больших богослужебных зданий и нежелание клириков надрывать глотку. Кстати, в VI веке святой император Юстиниан прямо предписывал прекратить новомодную практику тайного чтения молитв. А Иоанн Златоуст пишет именно о благоговейном поведении молящихся в церкви, а не о тайном чтении, смотрите контекст. а не вырывайте отдельные фразы из текста.
Слова Златоуста об анафоре приведу ещё раз:

«При самом также совершении страшных Таин священник молится
за народ, а народ молится за священника, потому что слова: «со духом твоим»
означают не что иное, как именно это. И молитвы благодарения также общие,
потому что не один священник приносит благодарение, но и весь народ.
Получив
сперва ответ от народа, и потом согласие, что достойно и праведно совершаемое,
начинает священник благодарение. И что удивительного, если вместе со
священником взывает и народ, когда он возносит эти священные песни совокупно с
самими херувимами и горними силами?
Все же это сказано мною для того, чтобы
каждый и из подначальных трезвился, чтобы мы знали, что все мы едино тело, и
столько же различаемся один от другого, сколько член от члена; и чтобы мы не
все возлагали на одних священников
, но и сами пеклись обо всей церкви, как о
теле, всем нам общем».

Беседа 18 на «2-е послание к коринфянам.

Ответить

#
22.02.2016 в 19:08
Прекращайте всякую глупость писать! На Руси Православие более 1000 лет и никогда тайные молитвы не читались вслух. И на Афоне такого нет и никогда не было. Прочную практику чтения вслух тайных молитв начали обновленцы, но они Церковью раз и навсегда осужденв в лице Святейшего Тихона. Миряне не имеют права их слушать, так как не имеют благодати священства.
Ответить

#
24.02.2016 в 05:23
Так православию не 1000 лет. про то, что миряне не имеют права слушать эти молитвы - полнейший бред. Это вообще не отдельные молитвы, а единый текст, искусственно разбитый на отрезки для священника и хора. Хватит проталкивать порочную тридентскую экклезиологию, к православию она не имеет ни малейшего отношения. Сам создатель литургии писал, что эти молитвы общие, а вы лепечете про каких-то обновленцев через слово. мания преследования?
Ответить

#
24.02.2016 в 20:46
К Православию не имеете никакого отношения именно вы, а только к обновленчеству. Православие - это не протестатизм восточного обряда. Запомните это. Православие - это иерархия. Что положено священнику недопустимо для мирянина.
Ответить

#
25.02.2016 в 17:46
Опять западно-схоластическая экклезиология, которую вы упорно пытаетесь выдать за православную. Ваша безграмотность порождает страсть к навешиванию ярлыков, столь же безграмотных. Не всё, что положенное священнику недопустимо для мирянина. Не верите, спросите у Златоуста.
Ответить

#
26.02.2016 в 20:46
Златоуст и будет вас обличать на Суде за ложь.
Ответить

#
27.02.2016 в 18:49
Скорее он вас обличит, за то, что называете его слова ложью. Я их вам уже дважды цитировал, третий раз не буду. Имеющий глаза - увидит.
Ответить

#
5.04.2015 в 18:40
Православный пресвитер - есть именно священник - жрец. И он - священник - приносит ежедневно Бескровную Жертву! Но не своим священством священнодействует, но священством Христа, поэтому не является каким-то новым "Посредником"...
Чтение евхаристических молитв есть прерогатива только священников, но не мирян. А если в Писании этого нет, то Св.Писание отнюдь не является единственным источником Откровения. Есть еще и Священное Предание, устанавливающее трехчастную иерархию по подобию небесной иерархии.
Ответить

#
5.04.2015 в 13:30
Никак не могу понять, откуда у нас взялись такие сатирические таланты. Картина, к-рую рисует автор, - сплошная сатира. Сатирически изображены и те, кто "спрятался" за иконостасом, и те, кто стоит с другой стороны, "в зале".
Отцы так писать не могут. Это не отцы. До революции так не писали. Ну разве что Беллюстин. И не надо рассказывать сказок о том, как откликается общество "в зале" на нужные перемены (я не поверю этим сказкам). При таком яде в душе, при таком недовольстве, при таком сатирическом таланте...
Извините за резкость. Как мне жаль священников, которые такие сатиры пишут если не про свои приходы, то про соседские.
Ответить

#
6.04.2015 в 22:56
" Как мне жаль священников, которые такие сатиры пишут если не про свои приходы, то про соседские."

Они пишут " такие сатиры " о всех приходах, существовавших и существующих на протяжении уже 14 веков. А то, каким образом совершалось богослужение в первые века христианства, они толком не знают и знать не хотят. Догадываются, что повторить того, что было, не смогут. А то, что есть, надо исказить. Кому надо?
Не ведают, что творят и не ведают, кто их подзуживает.
Ответить

#
4.04.2015 в 13:08
И все же без истории не получится. Чтение молитв про себя появляется тогда, когда Церковь получает легализацию в империи и община становится приходом, службы начинают служить чаще, люди на богослужение приходят реже. Дело причащения становится индивидуальной проблемой. Священники начинают читает молитвы про себя, поскольку прихожане для них становятся малознакомыми, теряются общинные связи. Об этом пишет, кажется, о. А. Шмеман. По логике статьи, а так же большинства подобного рода предложений, чтение тайных молитв вслух должно каким-то образом вернуть приходу общинность, объединить прихожан, исправить нравственность и тп., хотя из истории уже видно, что такой решение может быть ТОЛЬКО РЕЗУЛЬТАТОМ, а никак не средством.
Ответить

Написать комментарий

Правила о комментариях

Все комментарии премодерируются. Не допускаются комментарии бессодержательные, оскорбительного тона, не имеющие своей целью плодотворное развитие дискуссии. Обьём комментария не должен превышать 2000 знаков. Републикация материалов в комментариях не допускается.

Просим читателей обратить внимание на то, что редакция, будучи ограничена по составу, не имеет возможности сканировать и рассылать статьи, библиограммы которых размещены в росписи статей. Более того, большинство этих статей защищены авторским правом. На просьбу выслать ту или иную статью редакция отвечать не будет.

Вместе с тем мы готовы рассмотреть вопрос о взаимном сотрудничестве, если таковые предложения поступят.

Прим.: Адрес электронной почты опубликован не будет и будет виден лишь модераторам.

 *
Введите текст, написанный на картинке:
captcha
Загрузить другую картинку

добавить на Яндекс добавить на Яндекс