Функционирует при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям
   
Золотой фонд
Новое в справочном разделе
Комментарии читателей rss

Открытая Литургия: практические рекомендации

12 марта 2015 г.
В продолжение проекта «Приходская община» предлагаем вниманию читателей опыт совершения так называемой открытой Литургии. Данная публикация предполагает обсуждение возможности применения подобного опыта в современной приходской практике.

 

Вся же благообразно и по чину да бывают

(1Кор. 14,40)

В православной публицистике и научно-популярной литературе много говорится о необходимости возврата к простоте, понятности и открытости богослужения, свойственных еще древнехристианской Церкви.

Конечно, необходимо признать, что полностью реконструировать древнехристианское богослужение сегодня не получится. Во-первых, слишком мало источников; во-вторых, даже если бы источники имелись в нужном количестве, в этом не было бы необходимости. Богослужение развивается во времени, и тот факт, что Литургия апостолов отличается от той, которую сегодня служат на приходах Русской Церкви и по продолжительности, и по составу, и по форме организации священнодействий, не является ни сенсацией, ни скандалом. Однако неоспоримо и то, что как в древнехристианские времена, так и сегодня ядром Литургии остается одно и то же – преложение хлеба и вина в Тело и Кровь Христовы, причастие членов общины, полноценное участие клириков и мирян в благодарении Богу и приобщении. И когда главный смысл начинает отходить на второй план, община вполне может внести необходимые коррективы, которые позволили бы ей интенсивнее и осознаннее участвовать в важнейшем Таинстве Церкви.

Ряд таких корректив в качестве эксперимента был предложен инициативной группой клириков и мирян. Эта группа, официально никак не оформленная, не претендует на то, чтобы реформировать современное православное богослужение. Скорее, деятельность кружка обусловлена потребностью более полного участия в жизни Церкви. В то же время, полученный в результате обновления чина Литургии опыт кажется нам весьма ценным и достойным того, чтобы поведать о нем «urbi et orbi».

В православной среде консервативной направленности бытует мнение, что такого рода богослужение является облегченной версией общепринятой Литургии и создано для того, чтобы доставить клирикам и мирянам больше удобства при молитве. Однако наш опыт свидетельствует об обратном. Во-первых, чтение молитв после ектений делает службу немного длиннее[1], но никак не короче (даже при сокращении некоторых прошений в ектениях). Во-вторых, богослужение, совершаемое при открытых Царских вратах, не позволяет священнослужителям, как это часто бывает, вести праздные разговоры в алтаре. А ведь об этом – о благоговении перед Святилищем – учат нас отцы. В-третьих, чтение всех молитв вслух не позволяет молящимся отвлекаться от происходящего на разные мелкие и ненужные действия. Можно сказать, что сакральное пространство алтаря расширяется до всего храма, захватывая всех участников службы, не ограничиваясь узким кругом «посвященных».

Поэтому в целом можно обоснованно свидетельствовать, что внимание всех присутствующих, как клириков, так и мирян, максимально сконцентрировано на бескровной Жертве. При этом молитва совершается не столько своими словами (на что обречены в наши дни лаики и что в контексте «общего дела» не очень верно), но словами отцов, освященными многовековым Преданием Церкви. Все действия, прошения и молитвы Литургии становятся осмысленными, находятся на своем месте, соответствуют моменту и настраивают молящихся на нужный лад.

Ниже описывается сам чин богослужения, которое было совершено в одном из храмов Русской Православной Церкви Московского Патриархата. Поскольку оно, как уже говорилось, носило экспериментальный характер и не является постоянной практикой, мы опускаем точное указание прихода, в котором оно было совершено. Скажем только, что на службу было получено благословение настоятеля и архиерея. Богослужение совершалось полностью на церковнославянском языке.

1.  Проскомидия

Протесис в целом был совершен по Служебнику, с одним небольшим отличием. Первая частица девятичинной просфоры, по греческой традиции, была вынута «В честь и память превеликих чиноначальник Михаила и Гавриила и всех небесных сил бесплотных». В этом случае молитва совершается за всю полноту Церкви, в которую включены и ангелы.

Вторая частица была вынута в честь и память «честнаго славнаго Пророка, Предтечи и Крестителя Иоанна, святых славных пророков Моисеа и Аарона, Илии и Елиссеа, Давида и Иессеа, святых триех отроков и Даниила Пророка, и всех святых пророков». Таким образом, «последний ветхозаветный пророк» обрел свое законное место во главе пророков богоизбранного народа.

2.Литургия Слова

По завершении чтения часов все священнослужители встают перед престолом. Диаконы отверзают Царские врата, и предстоятель громко читает предначинательные молитвы. Ектеньи произносятся по служебнику, с тем важным отличием, что священнические молитвы читаются громко после последнего прошения (часто встречающаяся практика читать молитвы во время ектений кажется нам не вполне корректной, возвращающей общину во времена дониконовского многогласья). В этом случае возгласы необязательно как-то особенно выделять голосом, ведь они являются органичным завершением прочитанных молитв.

2.1.    Малый вход

Особенности совершения малого входа тоже вытекают из практики гласного чтения молитв. При исполнении третьего антифона клирики исходят северными дверьми и встают по обычаю на амвоне. После завершения пения диакон возглашает «Господу, помолимся! – Господи, помилуй!», и предстоятель громко читает молитву входа «Владыко Господи Боже наш, уставивый на небесах чины и воинства…». После этого диакон говорит «Благослови, Владыко, святый вход» и священник читает громко молитву «Благословен вход святых Твоих…», диакон по обычаю возглашает «Премудрость, прости!». Хор исполняет тропари.

На «И ныне» диакон испрашивает благословение предстоятеля, выходит на амвон и, по окончании пения, возглашает привычное «Господу, помолимся!». Настоятель вслух читает молитву Трисвятого пения, заканчивая ее на словах «Всегда, ныне и присно…». Диакон, наводя орарь, возглашает «и во веки веков».

Прошение о «благочестивых» было удалено из службы, во-первых, из-за того, что оно разрывало молитву Трисвятого; во-вторых, по той причине, что «благочестивых царей», которым изначально это прошение посвящалось, уже нет, и молиться, по сути, не за кого. Хор поет Трисвятое, священнослужители в алтаре восходят на горнее место.

2.2.    Чтение Писаний

При составлении чина подробно был исследован вопрос о чтении Священного Писания за Литургией. Согласно данным литургической науки, Писание в древности читалось с середины храма, лицом к алтарю. Об этом свидетельствуют археологические находки – древние амвоны (возвышения) в середине базилик, откуда происходило чтение. Остатки этой практики мы наблюдаем по сей день при служении архиерейской службы. Таким образом, чтение и Апостола, и Евангелия происходит с середины храма, лицом на Восток.

Каждение на Апостоле не совершается, так как все внимание общины в этот момент сконцентрировано на словах Священного Писания. Благословение фимиама следует при возглашении «Аллилуиа». Эта уставная по своему происхождению практика, которой следуют сегодня, кстати, во многих монастырях Русской Православной Церкви, имеющих духовную связь с Афоном, более соответствует самому смыслу каждения. Фимиам, который восходит к Небу, символизирует нашу молитву и хвалу Господу. Традиционное для России каждение на Апостоле возникло, на наш взгляд, как средство сокращения богослужения, ведь при каждении на «Аллилуиа» исполнять ее надо более протяжно (на греческий манер), что немного удлиняет службу.

После каждения священник перед престолом громко читает молитву «Возсияй в сердцах наших…» и передает Евангелие диакону, который исходит на середину храма через Царские врата (как и при чтении Апостола). Далее чтение совершается по обычаю.

После евангельского отрывка предстоятель обращается к участникам богослужения с проповедью.

Затем следует ектенья «Рцем вси», на прошении «…о милости, жизни, мире, здравии…» поминаются все присутствующие[2].

Заупокойная ектенья опускается. Прошения об оглашенных тоже не возглашаются, так как по традиции ектенья об оглашенных и соответствующая молитва читались для конкретных людей, присутствовавших на богослужении и проходящих предкрещальную катехизацию. Оставлять ектенью и молитву ради абстрактных «оглашенных всего мира» показалось нецелесообразным.

3.Литургия верных

Согласно современному Служебнику (который восходит к Диатаксису свт. Филофея Коккина), литургия верных начинается после удаления из храма всех готовящихся ко крещению. В качестве начала литургии верных в современном чинопоследовании сохранилась т.н. «великая синапта» – мирная ектенья, которая изначально находилась именно на этом месте (литургия слова начиналась с чтения Писаний), но со временем была дублирована в начале Литургии, перед антифонами. Но поскольку современное богослужение уже имеет великую ектенью – в начале, повторять ее в середине показалось составителям неорганично для полноты восприятия богослужения.

Таким образом, по греческой традиции возглашаются две малые ектеньи («Паки, паки…», «Заступи…», «Премудрость») и читаются громко две молитвы верных.

Каждение на Херувимской песни выполняется по обычаю, молитва «Никтоже достоин…» (как молитва священника о себе) читается им в полголоса. Особенностью Великого входа на этой службе стало поминовение. Обычай поминать правящего епископа, «настоятеля, братию, прихожан, благотворителей, благоукрасителей, труждающихся, поющих и пр.» является довольно поздней вставкой. Поэтому, по примеру древней Церкви, было оставлено только поминовение «Всех вас, православных христиан…», которое произносит Предстоятель без остановки на амвоне и без большого разрыва в пении Херувимской (диакон совершает Великий вход молча).

Ектенья «Исполним молитву нашу Господеви…» возглашается по Служебнику. По окончании ектении священник громко читает молитву «Господи Боже Вседержителю, Едине Святе…»

Следующей особенностью, отличающей данное богослужение от общепринятого, является лобзание мира. После слов «Возлюбим друг друга» Предстоятель выходит на амвон и говорит «Христос посреди нас!», народ ответствует «И есть, и будет!», после чего молящиеся приветствуют друг друга «целованием святым». Символ веры по обычаю поется.

3.1.    Анафора и Причащение

Утверждение, что чтение молитв анафоры должно происходить велегласно, пожалуй, уже нельзя назвать инновационным – столько было написано и сказано на эту тему. Мы не будем здесь повторять очевидные вещи об участии всей общины в молитве Церкви, тем более что в данном случае они действительны для всего богослужения.

Все молитвы анафоры читаются священником после пения хора. Тропарь третьего часа опускается.

Благодаря велегласному чтению не было спешки, которая случается при чтении «тайных» молитв анафоры. Действительно, весьма прискорбно наблюдать, как собратья по служению стремительно шепчут молитвословия, начинают читать молитвы на Символе веры или просто зачитывают вслух первые строки.

После анафоры, по обычаю, следует ектенья «Вся святыя…», из которой были удалены прошения, повторявшие аналогичные из ектеньи «Исполним…». Оставлены были только первые три и последнее прошения, как имеющие непосредственное отношение к Причащению. Таким образом, ектенья имеет следующие составные части: «Вся святыя помянувше…» – «О принесенных и освященных…» – «Яко да человеколюбец Бог наш…» – «Соединение веры и причастие Святаго Духа испросивше…». Молитва «Тебе предлагаем живот наш весь и надежду…» читается вслух. Особо следует сказать о возгласе этой молитвы, который полностью теряет свой смысл для человека, незнакомого с синтаксисом древнегреческого и церковнославянского языков. Напомним, что смысл этого возгласа («И сподоби нас, Владыко, со дерзновением, неосужденно, смети призывати Тебе, Небеснаго Бога, Отца и глаголати») не только в том, что мы просим у Бога дерзновения призывать Его, но в том, что мы просим сподобить нас дерзновенно, но при этом неосужденно, называть Его – Небесного Бога – своим Отцом. Ввиду этого адаптированный текст возгласа выглядит таким образом: «И сподоби нас, Владыко, со дерзновением, неосужденно, смети называти Тебя – Небесного Бога – Отцем, и глаголати». После возгласа поется молитва «Отче наш».

После молитвы Господней диакон возглашает «Главы наша Господеви преклоним». Это связано с тем, что возглас, помещенный в современном Служебнике, равно как и молитва после него, ориентированы на тех, кто уходит со службы, не приобщившись (отсюда такие выражения в молитве как «плавающым сплавай, путешествующым спутешествуй, недугующыя исцели»). Поскольку было известно, что все присутствовавшие будут причащаться, возглас был изменен, а молитва была взята из Литургии Василия Великого: «Владыко Господи, Отче щедрот и Боже всякого утешения, приклоншыя Тебе своя главы благослови, освяти, соблюди, укрепи, утверди, от всякаго дела лукава отстави, всякому же делу благому сочетай, и сподоби неосужденно причаститися пречистых сих и животворящих Твоих Таин, во оставление грехов, в Духа Святаго причастие. Благодатию и щедротами и человеколюбием Единороднаго Сына Твоего…».

После возглашения «Аминь» священник читает громко молитву «Вонми Господи Иисусе Христе…», диакон возглашает «Вонмем», священник – «Святая святым». Хор поет «Един свят…» и запричастен.

Причащение духовенства проходит при отверстом алтаре. После раздробления частицы ХС священник громко читает молитвы перед Причащением «Верую Господи и исповедую» и «Вечери Твоея Тайныя…». Во время причастия духовенства поется запричастный стих. Сразу после причащения клира и раздробления частиц НИ и КА священник и диакон (возгласивший «Со страхом Божиим, верою и любовью приступите») выходят причащать мирян.

3.4. Перенесение Даров и отпуст

После причащения мирян и перенесения Даров на жертвенник диакон возглашает ектенью «Прости приимше», после которой священник громко, для всех читает молитву «Благодарим Тя, Владыко Человеколюбче, благодетелю душ наших…». Напомним, в современной практике эта молитва читается после причащения духовенства, в алтаре. О ней напоминает только возглас «Яко Ты Еси освящение наше…», который оказывается оторван от самого молитвословия. Затем священник выходит для чтения заамвонной молитвы. Отпуст совершается по обычаю, мирянам раздается антидор.

Выводы

За основу описанной выше службы был взят принцип понятности службы, молитвенного участия в ней мирян, открытости Литургии для всех присутствующих, органичности всех ее частей. Составители не стремились во всем повторить древнехристианское богослужение, или богослужение любой другой эпохи, осознавая нарочитость и своего рода театрализованность таких попыток. Верим, что наш опыт может быть полезен для многих.



[1] На самом деле, продолжительность службы во многом зависит от хора и от манеры исполнения песнопений.

[2] При ее возглашении можно следовать нескольким традициям: либо полностью убрать прошение «Еще молимся о милости, жизни, мире, здравии…», либо сохранить его, но без подробного чтения записок, либо оставить поминовение имен только тех, кто собрался в храме, что может быть оправданно при небольшом количестве молящихся.

Ключевые слова:
См.также:
Подписаться на ленту комментариев к этой публикации

Комментарии (27)

Написать комментарий
#
29.01.2017 в 22:23
Комментатор по имени Виктор из г. Нелькана пишет: "Радостно, что есть такой опыт служения литургии".
Со своей стороны, замечу: ПЕЧАЛЬНО, что есть такой опыт служения литургии.

Отец Федор пишет: "чтение всех молитв вслух не позволяет молящимся отвлекаться от происходящего на разные мелкие и ненужные действия".

Дорогой отец Феодор! Вы заблуждаетесь. Причем, однозначно. И странно, что Вы этого не знаете. Не буду разсуждать о том, что обычный, "пассивно" стоящий прихожанин не в состоянии сохранять внимание к чему бы то ни было на одном уровне в течение длительного времени, в том числе на протяжении всей литургии, как бы ему этого ни хотелось. Обычная немощь. У одних она выражена сильнее, у других слабее. Но она есть у всех. И у Вас в том числе. И каждый из нас призван с нею бороться. Даже если ничто внешнее, в том числе "разные мелкие и ненужные действия", не отвлекает молящегося от происходящего на литургии, то уж помыслы, простите, - они тут как тут. И именно разные, в том числе внешне вполне благочестивые. Наоборот, скажу крамольную мысль: "чтение ВСЕХ молитв ВСЛУХ" может, по мере их чтения, особенно длинных, превращаться для слушающего их прихожанина в своего рода "шум", т.е. слушающий их прихожанин будет временами "невольно" "отключаться" от происходящего...

Дорогой отец Феодор! Именно сакральность и благочестие на литургии, о которых Вы пишете, как раз-то и страдают в первую очередь от предлагаемого Вами сего печального опыта. Дай Бог Вам скорее понять ошибочность Ваших нынешних (точнее, на момент опубликования статьи) богослужебных воззрений, предложенных вниманию читателей.
Храни Вас Господь.


Ответить

#
иером.Тихон(Орлов), Россия, Краснодар
18.02.2017 в 02:13
Дорогой Александр, замечу, что этот печальный, по Вашему мнению опыт, присутствовал в древней Церкви и тайными молитвы называются не потому что они секретные, а потому что они таинственные, т. е . имеющие отношение к Таинству. При совершении Божественной литургии св. апостола Иакова, по древней традиции все молитвы читаются вслух и это нисколько не влияет на, как Вы выражаетесь, сакральность и благочестие.
Ответить

#
18.02.2017 в 12:39
Дорогой отец Тихон!
Не стану вступать с Вами в спор, поскольку Ваш ответ свидетельствует о наличии у Вас твердой позиции, с которой, полагаю, Вы не собираетесь пока отступать. Замечу лишь по поводу Ваших слов "это НИСКОЛЬКО не влияет" всего три момента:
ПЕРВОЕ: если бы не влияло, тогда бы и не было этой статьи, написанной отцом Федором (правильно - Феодором) Ртищевым (злые языки утверждают, что это псевдоним одного московского священника).
ВТОРОЕ: предшествующий комментарий священника Александра (фамилию он не указал) из Желтых Вод на Вас впечатления почему-то никакого не произвел.
ТРЕТЬЕ: человеку время от времени (или по-старинному, от времени до времени) бывает свойственно обобщать, высказывая свое категоричное мнение далеко не только от своего лица.
Храни Вас Бог.
И простите меня, если чем Вас обидел.
P.S. Выражу предположение: быть может, именно поэтому ("все молитвы читаются вслух") литургия св. ап. Иакова не распространена в РПЦ МП. А вот почему таковой опыт "присутствовал в древней Церкви" - это, согласитесь, все-таки отдельный разговор. Имя московского священника Георгия Кочеткова Вам, надеюсь, что-то говорит?
P.P.S. Никакого богословского образования у меня нет. Пишу просто как обычный прихожанин одного из московских храмов РПЦ МП, имея всего лишь 9-летний опыт более-менее активного воцерковления.
Ответить

#
иером.Тихон(Орлов), Россия, Краснодар
22.02.2017 в 01:09
P.S. Кстати, я не со всем согласен в приведённом примере "Открытой литургии".
Ответить

#
иером.Тихон(Орлов), Россия, Краснодар
22.02.2017 в 01:03
Благодарю за ответ, но впечатление от него, как от "Бородина" - "смешались в кучу кони люди..."и т.д.- и опыт Древней Церкви и о. Георгий Кочетков. Смысл комментария, который должен был произвести на меня впечатление, очевидно страх перед архиереем.) Во-первых за мою церковную жизнь столько было всяких страхов (начиная с привода в милицию в 16 лет, за то, что в храм хожу), что я уже к ним привык. Во-вторых я здесь выступаю в качестве теоретика и если я что-то внедряю в практику, то только то что могу обосновать практикой же (а зачастую рубриками служебника, на которые у нас обычно не обращают внимание и поступают прямо противоположно) и то до известных пределов. В нашем современном русском богослужении очень много перекосов и я многое бы привёл в соответствии с Уставом и здравым смыслом, но не считаю себя в праве что-то радикально менять единолично, поэтому и ввязался в это обсуждение. Те благочестивые люди, которые искренне выступают за сохранение нашего богослужения, порой даже не подозревают до какой степени практика расходится с Типиконом. Лично я придерживаюсь середины - поскольку люблю церковный Устав, то отношусь к нему трепетно, но понимая, что он развивался и будет развиваться, считаю, что это развитие должно быть не стихийным. А в каких -то моментах допускаю и новации, которые впрочем бывают лишь возвращением к древней практике и прояснением смыслов. Литургия св. Иакова у нас не распространена совсем по другим причинам и гласное чтение молитв совсем тут не причём. И последнее - если не хватает аргументов, то обвинять оппонента в обновленчестве и кочетковщине - приём не корректный. Храни Вас Господь.
Ответить

#
31.03.2016 в 23:43
Благодарю за эту тему. Но если так сделать на приходе, то у многих священников возникнут неприятности с архиереем.
Ответить

#
31.05.2015 в 20:08
Радостно, что есть такой опыт служения литургии.

Но соглашусь с одним из комментаторов, что само по себе это не принесёт ожидаемого плода, а учинит раскол на приходе. Многие не захотят этих изменений. И это только одна проблема, и вовсе не главная. Есть более серьёзная. Наподобие проблемы с паронимами - когда человек слышит пароним, он даже не догадывается, что слово может иметь значение, сильно отличающееся от того, что он подумал. Отсюда сильные искажения смысла молитв ("выну очи мои ко Господу", "избави от гнева и нужды"). Так и здесь - есть реальность того, что человек слышит слова молитв, но как бы не слышит их. Точнее слышит как-то по-своему. Сложность здесь ещё и в том, что анафора не постигается умом. Т.е. это не проблема знания-незнания, не проблема образования. Человек входит в литургию верных только в контексте определённого сознательно выбранного жизненного пути и соответствующего этому пути опыта - "Возьми крест свой и следуй за мною", "Кто не возненавидит ..., не может быть моим учеником" и т.д.

Простой пример. Какой человек должен иметь опыт, чтобы претворять хлеб и вино в Тело и Кровь Христовы? Кто может понести такую ношу? Человек, стоящий в храме, абсолютно спокойно эту ношу возложит на священника. И будет в этом прав, потому что ему это не по силам. А что делает служащий священник (которому это тоже не под силам, но никто этого не знает)? На кого он возлагает эту ношу? Боюсь, что на ex opere operato (как бы мы не делали вид, что мы не такие, как католики). Но если мы всерьёз говорим о лаиках, о царственном священстве, то должны и выводы делать соответствующие, что это дело каждого, стоящего на литургии. Не всех вместе как некой массы. А всех вместе, где каждый лично несёт ответственность за происходящее в алтаре, а не просто является благочестивым зрителем того, что делает жрец-иерец, ещё и думая при этом, что он лаик. Да и ответственность какую? Не о вычитывании же правила ко причастию и исповеди идёт речь. Речь об ответственности за присутствие Христа в этом собрании. "Христос посреди нас" для стоящих в храме - это одна из формул чинопоследования литургии или подлинное личное свидетельство, на чём-то основанное? "И есть и будет", - это ответная формула, ответ за компанию со всеми или личное утверждение каждого? Смог бы человек ответить более развёрнуто в этом месте: "Я верю, что Христос реально присутствует здесь и сейчас во мне, в тебе и между нами"? Особенно вот это "во мне" очень важно. Что лично человек сделал для того, чтобы это было так? Святая-то святым!

Ну после такого и тропарь третьего часа сам собой пропадёт, и всё остальное на места встанет.

Так что дай Бог нам таких пастырей, радеющих за полноту церковной жизни, а к ним и подлинных лаиков - царей, священников и пророков.
Ответить

#
31.03.2015 в 17:59
Прошение о «благочестивых» было удалено из службы...

Когда после малого входа иеродиакон Серафим возгласил: "Господи, спаси благочестивыя и услыши ны", — и, обратясь к народу и дав знак орарем, закончил: "и во веки веков", — внезапно он весь изменился, не мог сойти с места и вымолвить слова. Служащие поняли, что ему было видение. Его ввели под руки в алтарь, где он простоял три часа, то весь разгораясь лицом, то бледнея, — все не в состоянии вымолвить ни одного слова. Когда он пришел в себя, то рассказал своим старцам и наставникам о. Пахомию и казначею, что он видел. "Только что возгласил я, убогий, — "Господи, спаси благочестивыя и услыши ны!" — и, наведя орарем на народ, окончил: "и во веки веков", вдруг меня озарил луч как бы солнечного света, и увидел я Господа и Бога нашего Иисуса Христа во образе Сына Человеческого во славе, сияющего неизреченным светом, окруженного небесными силами, ангелами, архангелами, херувимами и серафимами, как бы роем пчелиным, и от западных церковных врат Грядущего на воздухе. Приблизясь в таком виде до амвона и воздвигнув пречистые Свои руки, Господь благословил служащих и предстоящих. Посем, вступив во святый местный образ Свой, что по правую руку царских врат, преобразился, окружаемый ангельскими ликами, сиявшими неизреченным светом во всю церковь. Я же, земля и пепел, сретая тогда Господа Иисуса, удостоился особенного от Него благословения. Сердце мое возрадовалось чисто, просвещенно, в сладости любви ко Господу"
Ответить

#
иером.Тихон(Орлов), Россия, Краснодар
18.02.2017 в 02:18
Думаю это дивное видение никак не связано с данным возгласом, а скорее со всей Божественной Литургией в целом.
Ответить

#
30.03.2015 в 05:47
Уважаемый автор благодарю за статью, я все вышеперечисленные моменты в совершении Литургии применяют давно, но к сожалению не встречают понимания от собраний. Ваша статья как елей на мою душу, считаю что такое служение должно быть повсеместным.
Ответить

#
30.03.2015 в 00:06
Позвольте добавить пару слов - что бы я сделал, если бы имел возможность вносить изменения в богослужение.
После "Христос посреди нас" обычно следует "Двери, двери", а потом Символ веры. ИМХО в этом есть некоторая нелогичность. Ведь "Двери, двери" означает закрытие дверей храма - чтобы больше никто не входил и не выходил. А Символ стали петь на литургии в 8-м веке после присоединения готов (которые прежде были арианами) для того, чтобы выгнать из храма еретиков - кто не может спеть вместе со всеми Символ, вынужден был уйти. Как же ему уходить, если двери уже закрыты? Да и целование мира надо давать друг другу после этого, а не до.
Одним словом, мое предложение - поменять эти части местами: сперва Символ веры, затем "Двери, двери", а потом уж "Христос посреди нас" и целование мира. И сразу анафора.
Ответить

#
чтец Василий, Россия, Моcква
5.05.2015 в 00:42
+ Христос Воскресе! +
Духовная жизнь часто не вписывается в рамки земной рациональности и выглядит нелогичной.
Зачем выгонять из храма того, кого сам Господь привёл в Свой дом? Если неправославный человек прилично одет, спокойно стоит в храме и пытается вникнуть в суть молитв и священнодействий, то мы должны быть только рады таким людям.
Ответить

#
31.05.2015 в 16:53
Безусловно, вы правы. Мы должны быть всегда рады людям (даже и неприлично одетым!). Однако сама литургия "выгоняет" из храма не только неправославных, но и даже уже без пяти минут православных - оглашаемых. А это (в традиции, а не в нашей приходской реальности) именно те самые, что ни на есть люди, которые пытаются вникнуть в смысл молитв и священнодействий (помните, что оглашение длилось 2-3 года?). Возникает хороший вопрос - почему наша православная литургия так жестоко поступает с ними?.. Так что соглашусь с вами, что духовная жизнь действительно не вписывается в рамки рациональности и выглядит нелогичной!
Ответить

#
19.03.2015 в 15:33
дорогие отцы, благодарю от всей души, что вы так служили литургию. Очень понравился дух, с которым написана статья.Чувствовалась забота о людях, о том, чтобы они вполноте могли быть теми, кто приносит благодарение Отцу. Никакого изменения чина литургии вы не совершили. Все четко. Никакого обновленчества тоже нет. Есть попытка актуализировать опыт, который есть в нашей Церкви и был накоплен в определенный исторический период.Спаси вас Господь за это служение
Ответить

#
18.03.2015 в 14:14
От всей души рад приветствовать участников дискуссии!
Почему-то все желают изменить литургию под себя, чтобы им было удобно, и никто не сказал о том, что надо самим меняться.
Дома подготовиться к службе, Открыть для начала Закон Божий Слободского - разве это так трудно. Купите служебник и следите за тем, что происходит в алтаре.
Разве проблема чинопоследования Литургии, что верующие невнимательно стоят и не молятся, а священники в алтаре разговаривают?
Братья и сестры! Начните с себя, сделайте над собой хоть малейшее усилие! И не трогайте Литургию. Спросите себя, что вы сделали, чтобы понять богослужение.
Или вам, как неразумным детям, надо чтобы кто-то со стороны разжевал и в рот положил. Куда же в дальше духовно расти будете...?
Меняя чин Литургии вы обрушиваете лавину проблем о которых еще не подозреваете.
С уважением.
Ответить

#
18.03.2015 в 12:55
Позволю высказать свое скромное мнение, что на данном этапе актуальным представляется гласное чтение совершаемых клирошанами стихологий - как то: кафисм, тропарей и, в особенности канонов утрени, которые к несчастию остаются зачастую такими же тайными молитвами
Ответить

#
чтец Василий, Россия, Моcква
16.03.2015 в 19:01
+ Господи, благослови! +

Только что прочитал Практические замечания к последованию Литургии в книге Алексея Сергеевича КАШКИНА "Устав православного богослужения" (Саратов 2010). Тема почти один в один!!
Здесь указывается, что первохристианское сознание смотрело на народ как на активного участника в Таинствах, как на соучастника, даже как на сослужителя, а при тайном чтении молитв миряне лишаются сознательного участия в главнейшем Таинстве Церкви и, желая насытить свои неудовлетворённые религиозные чувства, после Литургии просят послужить им ещё молебны, панихиды, акафисты. Но, во избежание самочиния, громкое прочтение для всех молитв Литургии должно получить одобрение церковного Собора.
Чтобы возродить древнюю практику, необходимо перенимать некоторые традиции самой древней (из сохранившихся) Литургии апостола Иакова. В Её совершении самое сложное - подготовка мирян: им, как и священникам, в руки даётся Тело Христово, и Кровь Христову они испивают непосредственно из чаши (не со лжицы)! Соответственно, на Литургии апостола Иакова двери храма должны быть надёжно закрыты от посторонних зрителей, Она только для тех, кто по списку прошёл некий "экзамен", и чтобы все присутствующие миряне могли причаститься как священники, наизусть должны знать все молитвы, произносимые обычно только священниками в алтаре перед, во время, и после Причащения.
Ответить

#
иером.Тихон(Орлов), Россия, Краснодар
18.02.2017 в 02:34
Дорогой Василий, одобрение Собора нужно для восстановления того, что Собор запретил, что-то я не припомню, какой Собор запрещал гласное чтение молитв....оно просто ушло из практики. А вот учить евхаристические молитвы мирянам как раз не стоит. Одной из причин перехода на тихое чтение, как раз и было знание этих молитв мирянами и злоупотребление этим. Евхаристические молитвы произносятся только Епископом или священником и только во время совершения Таинства, а заучивать или повторять их вне Литургии - кощунство!
Ответить

#
14.03.2015 в 08:16

В кафедральном соборе нашего города по субботам литургию служат почти также. Главное отличие и ечаль, по крайней мере, для меня - то, что молитвы анафоры читаются священником тайно, что просто делает почти бесполезным все остальное чтение вслух всех, например, молитвы на первой ектении верных, которая относится только к самому священнику, просящему сотворить его достойным совершать молитвы и священнодействия..

То, что важнее всего в Литургии, оказывается присвоенным священником, а народ как был вне службы, так там и остается. Поэтому рада за ваших прихожан.

И еще, не могу согласиться с мнением о ненужности молитв об оглашенных. Это в наше-то время, когда так активно проводится оглашение перед св.крещением, по-крайней мере, в нашей епархии! Многие люди, готовясь ко крещению, прихолят в храм, это я знаю точно. Тем более, что ектения по самому своему содержанию все-таки не "для оглашенных", а "об оглашенных". Ведь уже второе прошение говорит: "Вернии о оглашенных помолимся, да Господь помилует их". А сколько людей молятся в это время не только о тех, кто собирается креститься, но и о тех, кто только ищет Бога - родных, знакомых. Эту ектению не только нельзя опускать, ее надо произносить так же неспешно и благоговейно, как и мирную или любую другую.

Ответить

#
13.03.2015 в 23:55
О. Андрею Дудченко. Может быть, потому что бесплотные силы тоже являются частью Церкви Христовой. И в греческих служебниках это поминовение присутствует, очевидно, сохраняя древнюю традицию.
Ответить

#
13.03.2015 в 21:21
Все же непонятно, как это все связано с возрождением общинной жизни на приходе. Неужели чтение молитв вслух или отверстые Царские врата могут поменять нравственность или увеличить взаимопомощь прихожан? Более вероятно, что такая реконструкция литургии разделит приход на тех кто за и против инноваций. В таком смысле, конечно, в каждой отдельной группе будет наблюдаться идейная целостность. В целом статья далека от решения поставленной Святейшим Патриархом проблемы, так как предложенный способ вряд ли можно тиражировать в широком масштабе.
Ответить

#
13.03.2015 в 19:15
Спасибо, очень интересно. Жаль, что такие службы возможны редко где... Обычно на литургии чувствуешь скованность, будто служба совершается не для всех, а только для тех, кто в алтаре. А народ - так, лучше бы и не приходил. Наблюдается колоссальное отделение клириков и лаиков, даже во время совершения литургии. Такие службы, как Ваша, наверняка помогают ощутить единство Церкви, как Тела Христова, окунуться в атмосферу древнехристианской Церкви. Но увы, читателям - лишь умозрительно...
Ответить

#
13.03.2015 в 13:14
Самое настоящее обновленчество! Это как раз все то, что запрещали своими указами Святейший патр.Тихон, сщмч.Петр Полянский и прочие Новомученики.
Ответить

#
свящ. Андрей Дудченко, Украина, Киев
13.03.2015 в 00:05
Написал "точно так", но на самом деле не точно.

Не понимаю, для чего вынимать частицу за бесплотные силы.

Просительную ектению я сокращал или перед анафорой, или после неё. По-разному. Наверное лучше так, как здесь описано.

Во время пения " Достойно" тихо прочитывал все записки. Ведь изначальное поминовение - на анафоре.
Ответить

#
священник Георгий Видякин, Россия, Москва
14.03.2015 в 17:12
Частица за бесплотных, по логике автора статьи, вынимается ради полноты поминовения всей Церкви - и земной, и небесной. Но тогда возникает противоречие при чтении молитвы на погружение частиц "Отмый, Господи, грехи...". По греческой практике, которую вы наверняка знаете, на Проскомидии вынимается частица за ангелов, а на погружение читается "Воскресение Христово видевше".
Насчет поминовения: я тоже встречал практику, когда записки прочитываются на анафоре, что вполне оправданно. Главное, на мой взгляд, чтобы оно не превращалось в "советское" 40-минутное перечисление имен.
Ответить

#
свящ. Андрей Дудченко, Украина, Киев
13.03.2015 в 00:01
Очень радостно было прочитать это свидетельство. Я сам точно так совершал литургию неоднократно, и это были лучшие службы в моей жизни. Как же прискорбно, что приходится умалчивать о том, где автор совершал эту службу!

Добавлю, что ещё лучше служится, когда иконостаса вовсе нет.

И ещё два раза мне довелось послужить лицом к народу. Было вызвано условиями католического храма, где я служил для православной общины. Считаю это важным опытом. Так ещё более ответственно: ведь тогда лаики всегда видят твоё лицо.
Ответить

#
12.03.2015 в 11:48
Зачем что-то изобретать. Надо просто престол вынести в середину храма, а иконостас оставить как стену с молитвенными образами, чтобы все верующие предстояли пред Святой Трапезой, слышали все молитвы и видели все священнодействия - душой и телом участвовали в Таинстве. И конечно-же все молящиеся должны причащаться. Тогда все всем будет понятно и очень по-миссионерки. Только вот католикам, почему-то, не очень помогло. Наверное, потому-что схизматики.
Ответить

Написать комментарий

Правила о комментариях

Все комментарии премодерируются. Не допускаются комментарии бессодержательные, оскорбительного тона, не имеющие своей целью плодотворное развитие дискуссии. Обьём комментария не должен превышать 2000 знаков. Републикация материалов в комментариях не допускается.

Просим читателей обратить внимание на то, что редакция, будучи ограничена по составу, не имеет возможности сканировать и рассылать статьи, библиограммы которых размещены в росписи статей. Более того, большинство этих статей защищены авторским правом. На просьбу выслать ту или иную статью редакция отвечать не будет.

Вместе с тем мы готовы рассмотреть вопрос о взаимном сотрудничестве, если таковые предложения поступят.

Прим.: Адрес электронной почты опубликован не будет и будет виден лишь модераторам.

 *
Введите текст, написанный на картинке:
captcha
Загрузить другую картинку

добавить на Яндекс добавить на Яндекс