Библейские мотивы и образы в романах У. Голдинга «Повелитель мух» и «Шпиль»"." >
В Российском государственном педагогическом университете им. А.И.Герцена состоится защита кандидатской диссертации на тему "Библейские мотивы и образы в романах У. Голдинга «Повелитель мух» и «Шпиль»".
События

Автореферат.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Философские взгляды Голдинга смыкаются более с христианским экзистенциализмом, нежели с атеистической его разновидностью; это обусловливает наличие в произведениях автора многочисленных ветхозаветных и новозаветных аллюзий и реминисценций.
2. Христианство интересует Уильяма Голдинга исключительно с этической стороны: писатель не ставит целью доказать бытие Божие, — его внимание перемещено на сущность человека, на то, как человек относится к себе подобным и насколько нравственным является это отношение. Библейские мотивы и образы важны для него как многозначный емкий символ, позволяющий создать смысловую полисемию притчи, заставить задуматься, пробудить человечность.
3. В романах Голдинга обнаруживается библейская бинарная модель мира, в которой в виде центральной антитезы выступает контраст между светом и тьмой, дьявольским и божественным, бессознательным и разумным, между жизнью и смертью. Это отражает представление Голдинга об идейной насыщенности духовных исканий и проблем современной личности.
4. В романе «Повелитель мух» олицетворением зла, существующего вне и внутри человека, являются: образ Повелителя мух, дьявола, с которым входит мотив первородного греха; образы Джека, Роджера, «охотников», которые отражают библейский образ антихриста, а также образы служителей сатаны в книге «Откровения Иоанна Богослова».
5. Как образ «положительно-прекрасного человека» противопоставлен им в романе образ Саймона, заключающего в себе черты библейских образов Иисуса Христа и апостола Петра. С Саймоном в роман входят мотивы Гефсиманских борений, Крестного пути, искупления, жертвенности, жертвенной  смерти и воскресения. С Саймоном в романе также связан образ святой горы (Синай, Арарат, Голгофа).
6. Полем битвы добра и зла в романе является образ Ральфа, который несет в себе черты первого человека, Адама. Вместе с ним в роман входят мотивы потерянного рая, познания добра и зла, искушения, грехопадения, первородного греха, осознания греха и раскаяния.
7. В образе настоятеля Джослина в романе «Шпиль» отражена двойственная природа человека, с ним возникает в романе тема гордыни как страшного греха, присущего душе человеческой; в процессе становления героя отражены мотивы заблуждения и прозрения.
8. Библейские образы и мотивы являются опорными точками создания характерной для Голдинга концепции мира и человека «героического и больного», формируют многомерное пространство романов, создают философско-аллегорический план произведений Голдинга, позволяют вписать современный сюжет в историю культуры, соотнести его с ключевыми проблемами бытия человека и мира.

Научная новизна исследования.
В данной работе впервые в отечественном и зарубежном литературоведении осуществлен комплексный анализ ветхозаветных и новозаветных образов, мотивов и реминисценций в творчестве Голдинга, а также особенности использования автором библейских цитат в двух самых известных его романах «Повелитель мух» и «Шпиль».

Теоретическая значимость работы. В научный оборот введены и прокомментированы материалы, ранее не публиковавшиеся на русском языке и чрезвычайно существенные для истолкования места религиозной проблематики английской художественной прозе. Выводы и материалы диссертации
открывают пути для дальнейшего плодотворного изучения этической роблематики наследия Голдинга, и в частности более поздних периодов его творчества с характерными для них размышлениями о нравственной тветственности человека.
Практическая значимость работы связана с возможностью использовать полученные результаты для оценки всего творчества Уильяма Голдинга, что позволило бы восполнить пробел в представлениях о художественном мире писателя в европейском культурологическом контексте.


Другие публикации на портале:

Еще 9