4-5 апреля: Симпозиум «Гость на пиру»: образы трапезы и гостеприимства в философии, богословии, культуре». Москва
События

Нынешнюю встречу решено посвятить совместному размышлению об одном из самых близких ей свойств  – гостеприимству. Всякий, приходивший к Наталье Леонидовне  в любое время и независимо от обстоятельств, находил у нее,говоря словами вудхаузовского лорда Икенхема, «мир и милость», а ее переводы давали «укром и покой» не одному поколению скитавшихся в поисках отрезвляющего и утешительного слова.

Гостеприимство роднит Бландингский замок из романом П.Г. Вудхауза, Сент-Энн из «Мерзейшей мощи» Льюиса -- и всякий дом, где есть место «непохожим», «странным», «другим», пусть даже если их инаковость рискует нарушить благопристойность и освященный культурными привычками уклад нашего «пира». Кто он, гость на пиру? Участник срежиссированного нами действа или тот «пришелец», который ставит под вопрос «общепринятое», чтобы «хозяева» могли заново узнать, на чем стоитих «дом»? Кто он – дар или вызов, благословение или помеха? Неслучайно во второй половине самого бездомного XXвека подобные вопросы не только оказываются в центре философской и богословской рефлексии, но во многом определяют ее антропологическое  измерение. Сквозной –от гостеприимства Авраамова до странноприимства первой христианской общины – мотив Священного Писания, одна из констант христианской культуры -- от правила, закрепленного в уставе св. Бенедикта до «мистики человекообщения» матери Марии Скобцовой–отношение к «гостю»впервые осмысливается  европейской интеллектуальной и художественной традициейкак вызов. Одним из ответов на него стала предложенная  ЖакомДеррида идея «безусловного гостеприимства», обоснованного исключительно тем, что с каждым «пришельцем» совершается теофания.

Смысловое многообразие самого понятия, его значимость в народной культуре, равно как и многогранность  осмысления его в философии, богословии и художественной культуре позволяет объединить в рамках симпозиума разнообразные богословские, философские, социологические, религиеведческие, исторические, искусствоведческие, историко-литературные, этнографические, а также междисциплинарные исследования. Предполагается, что разговор будет строиться вокруг следующих тем:

  • «гость на пиру»: философские, антропологические и этические измерения гостеприимства;
  • развитие представлений о госте и гостеприимстве в истории европейской культуры;
  • «свой» и «чужой» в языке социального, политического и религиозного дискурса;  проблема «ксенофилического гостеприимства» ;
  • символика, образы и практики гостеприимства в традиционных культурах и народной религиозности;
  • «… я был странником…»: образы, мотивы и заповеди гостеприимства в Священном Писании и авраамических традициях; 
  •  «богословие гостеприиства»: его смысл и обоснование;
  •  «безусловное гостеприимство» в истории христианской Церкви и опыте монашеских движений;
  • «голос неуслышанных», «гостеприимство бездомных» в философской рефлексии постмодерна (Ж.Деррида, Ю.Кристева, З.Бауман, Дж. Агамбен, М.Вулф);
  • гостеприимство как метод и содержание межкультурного диалога;
  • образы гостя и гостеприимства в художественной литературе, музыке,  изобразительном искусстве.

Симпозиум состоится 4-5 апреля 2015 г.

Заявки на участие в cимпозиуме  просьба присылать до 25 марта 2015 г. Светлане Панич (greycat1107@gmail.com)

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=9&id=60924


Другие публикации на портале:

Еще 9