Иоанн Зизиулас, митрополит Пергамский. Церковь и Евхаристия: Статьи по православной экклесиологии
Предваряя издание на русском языке новой книги крупнейшего современного богослова митрополита Пергамского Иоанна (Зизиуласа)  «Церковь и Евхаристия: Статьи по православной экклесиологии», с любезного согласия издателей редакция портала предлагает вниманию читателей вводные материалы книги.
Статья

Аннотация

Данный сборник статей выдающегося православного богослова митрополита Вселенского Патриархата Иоанна Зизиуласа объединен одним общим тезисом, защита которого стала для автора делом всей жизни. Тезис этот был сформулирован св. Николаем Кавасилой, и звучит он так: «Церковь обозначается в Таинствах», где под словом «Таинства» подразумевается Божественная Евхаристия. Тождество Евхаристии и Церкви — отправная точка богословия митрополита Иоанна. Следствия этого основополагающего тождества прослеживаются автором во всех областях как догматического, так и литургического предания Церкви, они напрямую касаются христианского восприятия духовной жизни, делают понятным символизм богослужения и объясняют значение церковных институтов. Экклесиологическое понимание Евхаристии сообщает последней космологическое измерение, а евхаристическое понимание Церкви придает ей эсхатологический характер, объясняет, каким образом Церковь существует в мире, но она не от мира сего. Голос таких Отцов Церкви, как св. Василий Великий, преп. Максим Исповедник, преп. Анастасий Синаит и др., обретает в богословии митрополита Иоанна живое звучание, становится не достоянием одной лишь патрологической науки, но насущно важным и необходимым для духовной жизни всякого верующего.
 

Книга предназначена для всех, кто интересуется вопросами православного богословия, духовной жизни и богослужения Церкви.

 

Рецензии

Д. Найт: «Иоанн Зизиулас является одним из самых известных современных богословов Православной Церкви, центральным лицом в экуменическом диалоге и одним из самых цитируемых авторов в христианской среде. Радикализм богословия Зизиуласа происходит из его решимости говорить из глубины Христианского Предания. Зизиулас подчеркивает, что церковная община должна учиться у предыдущих поколений христиан, так чтобы их забытые голоса могли быть услышаны в современных богословских дискуссиях. Он убежден, что никакой богослов не может быть создателем своих собственных концепций: богослов усваивает то, что говорит Церковь во время Божественной Литургии, потому что начало богословской дискуссии это общее исповедание источника нашей свободы».

Х. Яннарас: «Характерная черта богословия Зизиуласа состоит в том, что оно не игнорирует позицию других православных богословов, его современников, но, напротив, вступает с ними в диалог, создавая таким образом реальный процесс плодотворного обсуждения в православной среде самых важных и существенных богословских проблем... Ученик Флоровского, Зизиулас обращается в первую очередь к строго историческому исследованию, которое основывается, во-первых, на исчерпывающем и углубленном анализе раннехристианских источников, а во-вторых, исходит из "систематических" предпосылок зрелого богословского дискурса. Его личный вклад относится к теоретической разработке богословской проблематики, которая намного превышает уровень первоначального вызова».

 

Предисловие к русскому изданию (без ссылок)

Иоанн Зизиулас родился в селе Катафигио, недалеко от г. Козани. В этом городе он завершил свое общее образование. По окончании гимназии он поступил в Фессалоникийский Университет, но через два года перевелся в университет г. Афин, куда переехала его семья.
 

Во время учебы в университете он параллельно прошел полный курс обучения в Экуменическом Институте Всемирного Совета Церквей (ВСЦ) в Bossey (Швейцария), директором которого в те годы был известный православный богослов проф. Никос Нисиотис. Там он впервые серьезно соприкоснулся с богословием иных христианских конфессий Запада.
 

После окончания обучения в Экуменическом Институте Всемирного Совета Церквей он поступает в аспирантуру в Гарвардский Университет, где защищает докторскую диссертацию по теме «Христология Максима Исповедника». Там Иоанн Зизиулас имел благоприятную возможность учиться у таких известных ученых и богословов, как профессор богословия Пауль Тиллих, православный богослов-патролог о. Георгий Флоровский, профессор классической филологии Вернер Йегер и др.
 

Там Иоанн в течение трех лет сотрудничал с Обществом Византийских Исследований Гарвардского университета, известной организацией «Dumbarton Oaks», членом которой он был избран. В этом научном центре международного значения он имел общение с выдающимися личностями академического круга.
 

Затем он вернулся в Грецию и в 1966 г. представил к защите в Афинском университете докторскую диссертацию на тему: «Единство Церкви в Божественной Евхаристии и в Епископе».
 

В 1966-67 гг. он работал научным сотрудником Богословского факультета Афинского университета. Летом 1967 г. он назначается секретарем отделения «Вера и церковное устройство» Всемирного Совета Церквей, неизменным главой которой долгие годы оставался прот. Георгий Флоровский, и пребывает в этом качестве до 1970 г. В Женеве Иоанн Зизиулас оказался в эпицентре богословских дискуссий на межконфессиональном уровне. Он активно участвовал в создании богословских программ, отвечая за организацию международных конференций по экуменическим вопросам.
 

В 1970 г. он избирается преподавателем догматического богословия Эдинбургского университета Великобритании, где пребывает в течение трех лет.
 

В 1973 г. его избирают преподавателем систематического богословия в университете в Глазго. Это место он получил благодаря международному признанию его научного вклада. Характерной особенностью его преподавания в Великобритании было сопоставление западного и православного преданий, как и свидетельство о Православии на Западе.
 

Однако в душе он имел непреодолимое желание преподавать у себя на родине. И вот в 1984 г. митрополит Иоанн принимает приглашение преподавать догматическое и символическое богословие в Фессалоникийском университете имени Аристотеля, где он работает вплоть до выхода на пенсию в 1998 г.
 

В 1986 г. он сразу (непосредственно из мирян) избирается архиереем Вселенской Патриархии с титулом митрополита Пергамского. Одновременно он преподает до 1987 г. и в Глазго, а с 1989 г. становится постоянным почетным профессором Королевского Колледжа Лондонского университета. В 1993 г. он избран также постоянным членом Афинской Академии наук.
 

Осенью 2000 г. на него было возложено руководство Представительством Вселенской Патриархии в Афинах. С 2001 г. он несет обязанности заместителя председателя Афинской Академии, а в 2002 г. избран ее председателем. В период 2006-2007 гг. митрополит Иоанн является членом Священного Синода Вселенской патриархии.
 

Иоанн Зизиулас преподавал в качестве постоянного почетного профессора в Григорианском университете в Риме и в Женевском университете, а также выступал с лекциями во многих университетах Европы.
 

За рубежом о его служении написано более десяти докторских диссертаций, в то время как количество библиографических ссылок и упоминаний его трудов во всем мире не поддается исчислению. Кроме того, он является почетным преподавателем различных университетов, председателем Комиссий Богословского Диалога, советником Вселенской Патриархии и председателем Межправославной Комиссии по защите окружающей среды.

 

* * *

Несколько слов о творческом наследии митрополита Пергамского Иоанна Зизиуласа.
 

Прежде всего следует назвать его докторскую диссертацию: «Единство Церкви в Божественной Евхаристии и в Епископе в первые три века» (1966), изданную спустя 28 лет и на французском языке (1993), а в нынешнем году переведенную на английский язык и изданную издательством Семинарии Святого Креста в Бруклине. Также следует упомянуть его книгу «L'Etre ecclesial» (1981), представляющую собой собрание статей, посвященных богословскому осмыслению личности и экклесиологии. Другая его книга, представляющая собой публикацию трех публичных лекций, прочитанных в лондонском Королевском колледже, посвящена проблемам экологии: «Творение как Евхаристия». В 2002 году издательство «Ἀποστολική Διακονία» выпустило в свет отдельной книгой статью, написанную митрополитом Иоанном специально для многотомной «Истории греческого этноса», которая называется «Эллинизм и христианство: встреча двух миров».
 

Книга «Бытие как общение» вызвала бурное обсуждение в христианском мире, продолжавшееся в течение более чем десяти лет. В продолжение этого времени высокопреосвященнейший Иоанн активно участвовал в обсуждении тем, затронутых в его книге. В результате в 2007 г. вышла его книга «Общение и инаковость», представляющая собой в некотором роде продолжение книги «Бытие как общение».
 

И, наконец, следует назвать еще две книги митрополита Иоанна, вышедшие на английском языке в 2008 и 2009 году: «Вспоминая будущее: эсхатологическая онтология» и долгожданные «Лекции по догматическому богословию», читанные в Салоникском университете в последние годы.
 

Следует также отметить, что митрополит Иоанн — автор большого количества статей и выступлений, опубликованных в греческих, а также международных изданиях: в журналах, юбилейных сборниках и материалах различных конференций. Общее количество написанных им работ не поддается исчислению в виду их разбросанности и — в некоторых случаях — малодоступности.
 

Попытка монастыря св. Параскевы в Мегарах — и лично ее игумена архимандрита Хризостома — собрать эти разрозненные статьи воедино и постепенно опубликовать весь «корпус» сочинений Пергамского первосвятителя, не может не вызвать радости и одобрения. Будем надеятся, что сотрудничество нашей обители с монастырем св. Параскевы продолжится и далее, и русский читатель сможет — одним из первых - познакомиться с редкими статьями одного из самых выдающихся православных богословов современности.



 

Содержание

1.   Идентичность Церкви
2.   Божественная Евхаристия и Церковь
3.   Опытное переживание Таинства Церкви
4.   Епископ как предстоятель на Евхаристии
5.   Святое Крещение и Божественная Литургия
6.   Экклесиологическое значение Божественной Литургии
7.   Церковь и эсхатология
8.   Евхаристия и Царство Божие
9.   Несколько замечаний о соборности Церкви
10. Вместо послесловия: О явлении Церкви в истории

 

Комментарии ():
Написать комментарий:

Другие публикации на портале:

Еще 9