О христинизации Чечни в период средневековья.Новости статейной библиографии.
События

Предания и топонимические данные, собранные в Чечне еще в советский период, показывают, что христианские храмы некоща находились в Хильдехароевском, Зумсоевском, Нихалоевском, Шатоевском, Аллароевском, Нашхоевском и других обществах [8, с. 96, 147, 161,164; 9, с. 89,156,242].

Появление многочисленных храмов (и купели в Тхаба-Ерды) не оставляет сомнений в том, что, по крайней мере, часть вайнахов была крещена. О распространенности крещения свидетельствует медный нательный крест из подземного склепа у села Бичиг (ил. 1) [1, с. 235]. В дореволюционный период в кургане недалеко от аула Чечен был найден крест с серебром или платиной, а в одной из древних башен Аргунского ущелья крест лепной работы [3, с. 752]. К числу средневековых христианских древностей относятся массивные железные кресты, аналогичные тем, что известны в соседних районах Северного Кавказа. Они происходят из сел Ведено (ил. 2) [4, с. 132, 135, 136] и Майртуп (ил. 3) [1, с. 233] и, очевидно, использовались при молебнах.

Подобно тому, как это было в Дагестане, Осетии, Хевсуретии, христианизация Чечни сопровождалась появлением каменных крест Сама форма ряда крестов не позволяет отнести их к антропоморфным стелам, хотя вполне возможно, что в дальнейшем они именно так и стали восприниматься местным населением. Но по свидетельству В. Ф. Силлера, каменный крест у аула Чахкери имел даже углубление дня иконы, а крест у села Цори был поставлен на горе в честь побед над мусульманами [5, с. 7], то есть также являлся христианским си лом. О том, как некоторые из крестов оказались над мусульманскими захоронениями, можно судить по следующему замечанию И. Попова: «Сын видел, как отец его ставил крест или другой памятник на могиле умершего деда, и делал то же, не вдаваясь глубоко в смысл заведенного порядка» [7, с. 262].

Нельзя обойти вниманием и мощный слой топонимики из гор ных районов Чечни. Наиболее часто встречающиеся названия мест; связанные с христианством: церковь; храмовые пашни, хребты; священника ущелье, склон, поляна; крещения ущелье; поселение христиан и др. [8, с. 69,92,96,136,147,151,161,221,235].

Все это вместе взятое позволяет утверждать, что Чечня, также как и соседние районы региона, была затронута христианизацией, основным проводником которой выступала средневековая Грузия (в основном Кахети). Анонимный арабский источник IX в. сообщал о деятельности кахетинского епископа в стране дзурдзуков (горных вайнахов) [6, с. 36]. А согласно грузинским летописям, Квирике III Великий (1010-1037) назначил эристава в Кветерский округ, куда входили и дзурдзуки [11, с. 135], что подтверждает наличие политических и духовных связей средневековых вайнахов с Восточной Грузией.

В XII-XIII вв. христианство, водимо, поддерживалось Давидом Строителем (1089-1125) и царицей Тамар (1184-1212). В одном из преданий сообщалось, что царица неоднократно посещала Малхисту (общество в горной Чечне). При ней дзурдзуки усмиряли пховцев (пшавов?), а в 1227-1228 гг. они были покорны царице Русудан [10, с. 150-151].

Б связи с монголо-татарским нашествием проповедь христианства, по-видимому, сходит на нет. Последний импульс этому процессу дает правление Георгия V Блистательного (1318-1346). В его царствование монголы были изгнаны из Грузии и все ее земли объединились. Миссионеры-священнослужители отправляются на Северный Кавказ. Согласно грузинским хроникам, Католикос Евфимий видел храмы у народов нахче (чеченцев). Он приказал курмухскому архиепископу Квириле Донаури послать по всем церквям по Евангелию, что и было сделано [2, с. 50]. К XIV-XV вв. относится и чеченское предание о стро-ительстве храма в районе озера Галанчож.

Сокрушительный удар по христианству в восточных районах Чечни, как и в горном Дагестане, нанесли походы Тимура (конец XIV в.), который, по свидетельству Шереф ад Дина Али Йезди, уничтожил здесь церкви и бутхана (капища идолов). Таким образом, во многом можно считать справедливыми слова грузинского царя Теймураза (XVII в.) о том, что «кистины, глигвы и дзурдзуки первоначально были христианами. Леки (общее название горцев Дагестана - Н.В.) тоже были христианами и знали грузинский язык. Так было до Тамерлана» [11, с. 134].

Приведенные в статье и иные факты позволяют сделать вывод о весьма широком распространении христианства в горной Чечне, прежде всего, граничащей с Восточной Грузией. Длительное отсутствие связей с ней в монгольский и послемонгольский периоды привело к утрате канонического направления христианства в верхах вайнахского общества и формированию синкретической религиозной системы, в которой своеобразно переплелись и видоизменились черты христианства и язычества.

Наталья Великая - д.и.н., профессор кафедры всеобщей и отечественной истории Армавирской государственной педагогической академии

Примечания

1. Бараниченко (Великая) Н. Н. Доисламские верования и культы в исторических системах общественных отношений вайнахов: Дис. ... канд. ист. наук. Грозный, 1985.
2. Джанашвили М. Г. Известия грузинских летописей и историков о Северном Кавказе и России // СМОМПК. Вып. 22. Тифлис, 1897.
3. История Чечни с древнейших времен до наших дней. В 2-х т. Т. 1. История Чечни с древнейших времен до конца XIX века. Грозный: Кн. изд-во, 2008.
4. Маркович В. И. Материалы по археологии горной части Восточной Чечни Археолого-этнографический сборник. Т. 1. Грозный: Чечено-Ингушское кн. изд1966.
5. Миллер В. Ф. Терская область. Археологические экскурсии // МАК. Вып. 1. М 1888.
6. Очерки истории Чечено-Ингушской АССР. Т. 1. Грозный: Чечено-Ингушское кн. изд-во, 1967.
7. Попов И. Ичкеринцы // Сборник сведений о Терской области. Вып. 1. Владикавказ. Издание Терского областного стат. комитета, 1878.
8. Сулейманов А. С. Топонимия Чечено-Ингушетии. Ч. 1. Грозный: Чечено-Ингуш кн. изд-во, 1976.
9. Сулейманов А. С. Топонимия Чечено-Ингушетии. Ч. 2. Грозный: Чечено-Ингуш кн. изд-во, 1978.
10. Тогошвили Г. Д. Из истории грузино-вайнахских политических взаимоотношений во 2-й пол. XVIII века // Известия, статьи и материалы по истории Чечено-Ингушетии. Т. 5. Вып. 1. Грозный: Чечено-Ингушское кн. изд-во, 1964.
11. Царевич Вахушти. География Грузии II Записки КОИРГО. Кн. XXIV. Вып. 5. Тифлис, 1904.

Источник: Православие в истории и культуре Северного Кавказа. Материалы VI Международных Свято-Игнатьевских чтений. Г. Ставрополь, 14 мая 2014 г. Вып. 1.  Издательский центр СтПДС. 2014 .

На фото: Храм Тхаба-Ерды источник: explore-kavkaz.livejournal.com

kavkazoved.info


Другие публикации на портале:

Еще 9