Появление многочисленных храмов (и купели в Тхаба-Ерды) не оставляет сомнений в том, что, по крайней мере, часть вайнахов была крещена. О распространенности крещения свидетельствует медный нательный крест из подземного склепа у села Бичиг (ил. 1) [1, с. 235]. В дореволюционный период в кургане недалеко от аула Чечен был найден крест с серебром или платиной, а в одной из древних башен Аргунского ущелья крест лепной работы [3, с. 752]. К числу средневековых христианских древностей относятся массивные железные кресты, аналогичные тем, что известны в соседних районах Северного Кавказа. Они происходят из сел Ведено (ил. 2) [4, с. 132, 135, 136] и Майртуп (ил. 3) [1, с. 233] и, очевидно, использовались при молебнах.
Подобно тому, как это было в Дагестане, Осетии, Хевсуретии, христианизация Чечни сопровождалась появлением каменных крест Сама форма ряда крестов не позволяет отнести их к антропоморфным стелам, хотя вполне возможно, что в дальнейшем они именно так и стали восприниматься местным населением. Но по свидетельству В. Ф. Силлера, каменный крест у аула Чахкери имел даже углубление дня иконы, а крест у села Цори был поставлен на горе в честь побед над мусульманами [5, с. 7], то есть также являлся христианским си лом. О том, как некоторые из крестов оказались над мусульманскими захоронениями, можно судить по следующему замечанию И. Попова: «Сын видел, как отец его ставил крест или другой памятник на могиле умершего деда, и делал то же, не вдаваясь глубоко в смысл заведенного порядка» [7, с. 262].
Нельзя обойти вниманием и мощный слой топонимики из гор ных районов Чечни. Наиболее часто встречающиеся названия мест; связанные с христианством: церковь; храмовые пашни, хребты; священника ущелье, склон, поляна; крещения ущелье; поселение христиан и др. [8, с. 69,92,96,136,147,151,161,221,235].
Все это вместе взятое позволяет утверждать, что Чечня, также как и соседние районы региона, была затронута христианизацией, основным проводником которой выступала средневековая Грузия (в основном Кахети). Анонимный арабский источник IX в. сообщал о деятельности кахетинского епископа в стране дзурдзуков (горных вайнахов) [6, с. 36]. А согласно грузинским летописям, Квирике III Великий (1010-1037) назначил эристава в Кветерский округ, куда входили и дзурдзуки [11, с. 135], что подтверждает наличие политических и духовных связей средневековых вайнахов с Восточной Грузией.
В XII-XIII вв. христианство, водимо, поддерживалось Давидом Строителем (1089-1125) и царицей Тамар (1184-1212). В одном из преданий сообщалось, что царица неоднократно посещала Малхисту (общество в горной Чечне). При ней дзурдзуки усмиряли пховцев (пшавов?), а в 1227-1228 гг. они были покорны царице Русудан [10, с. 150-151].
Б связи с монголо-татарским нашествием проповедь христианства, по-видимому, сходит на нет. Последний импульс этому процессу дает правление Георгия V Блистательного (1318-1346). В его царствование монголы были изгнаны из Грузии и все ее земли объединились. Миссионеры-священнослужители отправляются на Северный Кавказ. Согласно грузинским хроникам, Католикос Евфимий видел храмы у народов нахче (чеченцев). Он приказал курмухскому архиепископу Квириле Донаури послать по всем церквям по Евангелию, что и было сделано [2, с. 50]. К XIV-XV вв. относится и чеченское предание о стро-ительстве храма в районе озера Галанчож.
Сокрушительный удар по христианству в восточных районах Чечни, как и в горном Дагестане, нанесли походы Тимура (конец XIV в.), который, по свидетельству Шереф ад Дина Али Йезди, уничтожил здесь церкви и бутхана (капища идолов). Таким образом, во многом можно считать справедливыми слова грузинского царя Теймураза (XVII в.) о том, что «кистины, глигвы и дзурдзуки первоначально были христианами. Леки (общее название горцев Дагестана - Н.В.) тоже были христианами и знали грузинский язык. Так было до Тамерлана» [11, с. 134].
Приведенные в статье и иные факты позволяют сделать вывод о весьма широком распространении христианства в горной Чечне, прежде всего, граничащей с Восточной Грузией. Длительное отсутствие связей с ней в монгольский и послемонгольский периоды привело к утрате канонического направления христианства в верхах вайнахского общества и формированию синкретической религиозной системы, в которой своеобразно переплелись и видоизменились черты христианства и язычества.
Наталья Великая - д.и.н., профессор кафедры всеобщей и отечественной истории Армавирской государственной педагогической академии
Примечания
Источник: Православие в истории и культуре Северного Кавказа. Материалы VI Международных Свято-Игнатьевских чтений. Г. Ставрополь, 14 мая 2014 г. Вып. 1. Издательский центр СтПДС. 2014 .
На фото: Храм Тхаба-Ерды источник: explore-kavkaz.livejournal.com