Восприятие прп. Серафима Саровского в Румынской Православной Церкви
Преподобный Серафим Саровский является одним из русских святых, известных далеко за пределами родины. О том, как происходило прославление преподобного Серафима Саровского среди румынских православных христиан в нелегкие годы коммунистической власти, повествуется в статье Ионуца-Даниела Барбу.
Статья

Святые всегда переступают пределы национального пространства и становятся вечными миссионерами, которые нигде в мире более не считаются иностранцами, потому что они исповедали одного и того же Христа. На экклезиологическом и богословском уровне, помимо евхаристического общения, посредством взаимного почитания святых достигается крепкая связь между Православными Церквами. Святой, будучи лицом, всецело соединенным со Христом, может объединить верующих, живущих на земле, по образу Царства Небесного (Гал 3; 28).

После 1833 года, когда прп. Серафим Саровский преставился ко Господу, в Русской Православной Церкви, а после его канонизации и в других Православных Церквах-сестрах, стала появляться литература о его жизни, учении и чудесах.

Первые сведения о жизни и учении прп. Серафима в румынской православной церковной традиции появились не в опубликованных изданиях[1], а распространялись вначале среди верующих, которые читали тексты о жизни святого с большим восторгом и преклонением. Эти книги, естественно, являлись переводами с русского или французского языков и появились в Румынии начиная с 50-х годов XX века.

Но вероятнее всего о прп. Серафиме румынские верующие узнали в Бессарабии от расквартированных там солдат румынской армии и в особенности от миссионеров, священников и монахов, которые были либо беженцами из Бессарабии во время Второй мировой войны, либо разделены по разные стороны восточного фронта. Одним из этих миссионеров был румынский архимандрит Дософтей Морариу (1913-1990). Он обнаружил на Украине книгу «Жизнь прп. Серафима Саровского» и перевел ее после возвращения в Румынию в 1944 году. Впоследствии он написал свою бакалаврскую работу, во многом опираясь на найденную им книгу о святом Серафиме. В 1947 году на православном Богословском факультете в городе Сибиу (Румыния) он защитил дипломную работу под названием «Прп. Серафим Саровский – жизнь, подвиги и поучения», но в связи с непростой политической ситуацией в Румынии ему не удалось ее опубликовать. Данный труд был напечатан лишь после смерти архим. Дософтея (1999 г.) румынским архимандритом и публицистом Иоаникием Бэланом в издательстве румынского монастыря Сихэстрия в 2004 году[2].

Рассматривая историческую картину того времени в Бессарабии, на территории которой проживали румыны, необходимо отметить следующее.Между 1908 и 1914 годами кафедра архиепископа Кишиневского и Хотинского[3] была занята архиепископом Серафимом (Чичаговым; 1856-1937)[4]. Незадолго до своего приезда в Бессарабию и занятия Кишиневской кафедры архиепископ Серафим опубликовал «Летопись Серафимо-Дивеевского монастыря» – самое полное собрание материалов, связанное с прп. Серафимом Саровским[5]. Кроме того, ранее, еще будучи архимандритом, он составил акафист преподобному и активно участвовал в работе по его канонизации. Можно сказать, что эта работа, связанная с прославлением прп. Серафима, стала одним из самых значимых фактов жизни свмч. Серафима (Чичагова), апрп.Серафим особым образом определил его собственный жизненный путь[6].

Таким образом, можно сказать о том, что архиепископ Серафим, считавший себя близким и прямым учеником прп. Серафима, имел особое благоговение перед святым и почитал его всем сердцем: он часто писал, проповедовал и использовал в своем церковном служении среди румын, проживавших в Бессарабии,поучения и примеры из жизни старца Серафима.

Политические эмигранты, бежавшие из России в Румынию, не могли остаться в стороне от данного процесса. Так, в 1930 году несколько русских беженцев остановились в городе Пятра Неамц, вместе с собой принесли икону прп. Серафима. Эта икона была написана в России в девятнадцатом веке. На иконе до сих пор можно видеть следы от пуль времен атеистических гонений в России[7].

Другим беженцем из России, который, среди прочего, владел и делился особыми свидетельствами о прп. Серафиме, был священник Иоанн Кулыгин[8]. О нем известно, что он был священником-целибатом и духовником митр. Ростовского Николая (Амасийского; 1859–1945)[9]. Уехавшие из России после окончания Второй мировой войны митр. Николай и иер. Иоанн Кулыгин были приняты по благословению румынского Патриарха Никодима (1864–1948) в монастыре Черника, расположенного около Бухареста. Священники, монахи, интеллектуалы и все те, кто знал и общался с отцом Иоанном в рамках общества под названием «Rugul aprins»[10] в период с 1945 по 1948 год, особенно отмечают его духовное подвижничество, заключенное в непрерывной молитве. Собственным примером он живо свидетельствовал о молитве Иисусовой, деятельному исполнению которой он научился от старцев Оптиной пустыни. Румынский старец Софиян Богиу (1912–2002), близко знавший этого русского священника, в своих воспоминаниях писал о том, что узнал очень много сведений от иер. Иоанна Кулыгина[11] об исихазме в России как о духовном занятии, которое можно было встретить не только в монастырях, но и в жизни многих мирян[12]. Возможно, он во время своих бесед вспоминал и о прп. Серафиме Саровском как об одном из самых великих русских исихастов.

Несколько позднее, но также во время коммунистической власти, сведения о жизни и учении прп. Серафима могли прийти с Запада, в частности, через румынских аспирантов, которые изучали богословие в европейских университетах, преимущественно во Франции. Именно там русская эмиграция оставила особо значимый след, повлиявший на православную жизнь и богословие на Западе. Одним из таких аспирантов был сам Блаженный Даниил, нынешний Патриарх Румынской Православной Церкви. Например, в рамках своей научной работы, которую он защитил в 1979 году в Страсбургском Университете[13], Блаженный Даниил несколько раз ссылается на учение прп. Серафима[14]. Следует также отметить, что в период между 1925 и 1988 годами в России о прп. Серафиме почти ничего не издавалось. Большая часть того, что было издано или переиздано в этот период, появилось в Париже, Нью-Йорке, Сан-Франциско, Монреале, Калифорнии и в других городах Запада[15].

Другой вид восприятия почитания прп. Серафима как святого в традиции Румынской Православной Церкви можно встретить и в поэтической форме у прп. Иоанна Иакова Румынского (1913–1960)[16], который посвятил русскому святому особые духовные стихи в 1952 году[17]. До 1990 года в официальных богословских журналах Румынской Патриархии появилось всего лишь две статьи под авторством священника (профессора, академика) Николая Попеску (1881–1963) и архимандрита Серафима (Мана, 1935–2013)[18].

Наконец, факты, упомянутые ранее, явились началом почитания прп. Серафима Саровского в Румынской Православной Церкви еще до падения безбожной власти. После 1990 года румынские верующие начали совершать паломничества в Дивеево, появились переводы Жития прп. Серафима и были созданы храмы в честь русского подвижника.

Прп. Сергий Радонежский (1314–1392) – торжественно почитаемый в 2014 году – имеет много общего с Саровским святым, поскольку оба принадлежат к одной мистической традиции света. Они стяжали драгоценную аскетическую добродетель монашеского смирения, которая более всего содействовала их широкой известности на Руси и за ее пределами. Образ жизни этих святых подтверждает слова Писания: «…унижающий себя возвысится» (Лк 14; 11). Из их жизнеописаний известно, что оба преподобных отказались от иерархических возвышений. Прп. Серафим, который всегда называл себя «убогим», в 1796 году смирено отказался стать архимандритом Саровской пустыни[19], а также от настоятельства в Свято-Троицком Алатырском монастыре, сказав, что «молитвенно будет пребывать там»[20]. Прп. Сергий, как известно, перед смертью московского митрополита Алексея (Елевферий; 1292/1304-1378) отказался быть его преемником, но при этом не уклонялся от политических и социальных проблем его времени. По образу единения Святой Троицы он советовал враждующим между собой князям объединяться под руководством великого князя Димитрия Донского и таким образом воевать против татарского хана Мамая[21]. Для прп. Сергия, который в 1345 году посвятил свой монастырь Пресвятой Троице, как пишет румынский богослов Иоан Икэ, «Троица должна была остаться не простым идеалом, но стать этико-социальной моделью»[22].

Само смиренное служение и тем более отказ от почестей преподобными Сергием и Серафимом могут считаться редкими настоящими добродетелями. Мы сегодня спрашиваем самих себя, откуда у них взялась сила отказаться от высоких иерархических должностей? Ответ прост: для человека, стяжавшего благодать Святого Духа, высокие должности, почести и похвала значат печаль[23]. В Церкви на богослужениях Серафим и Сергий носят литургическое название «чудотворцев». Надо отметить, что превыше всех чудес, совершенных ими, самым великим чудом явилась их смиренная и аскетическая жизнь, то есть они сами.

В заключение, проведя эту краткую параллель, можно сказать, что преподобные Серафим и Сергий являются образцами русской святости во всем православном мире. Хотя святые и жили с разницей в три с половиной века, однако по ряду общих духовных черт их можно назвать современниками, так как оба подвизались в исихастском духе, а в настоящее время часто изображаются на одной иконе.


[1] Впрочем, это не было бы возможным, т.к. в Румынии – социалистической стране (1945-1989) – находившейся под влиянием Советского Союза, существовала такая же цензура, особенно для книг с религиозно-мистическим содержанием.

[2] Dosoftei (Morariu), arhim . Sfântul Serafim de Sarov. Viaţa, nevoinţele şi învăţăturile. – Vânători: Издательство Mănăstirea Sihăstria, 2004. – С. 5.

[3] Эта кафедра была довольно значимой для румынских православных людей. В 1918-1919 гг. была занята румынским архиепископом Никодимом (будущий патриарх Румынской Православной Церкви).

[4] Митрополит Серафим (Чичагов) родился в Петербурге в дворянской семе. Сначала он сделал военную карьеру, воевал в русско-турецкой войне и даже писал одну работу по военному искусству. Постепенно под влиянием святого Иоанна Кронштадтского изучает святоотеческие творения, становится священником и после смерти жены в 1898 году становится иеромонахом Троице-Сергеевой Лавры. Последовательно занимал несколько кафедр, среди которых самой важной была Ленинградская кафедра (1928–1933). Вместе со своим наставником – протоиереем Иоанном из Кронштадта – был действительным членом славянофильского общества по имени «Союз русского народа». Репрессивные органы считали его предателем революционного движения. Среди прочего, они обвинили его и в канонизации прп. Серафима Саровского. В 1937 был приговорен к смерти и расстрелян. В 1997 году Русская Православная Церковь причислила его к лику святых. // URL: http://manastiri-basarabene.over-blog.com/article-sfin-itul-mucenic-serafim-ci-64740296.html (дата обращения: 28.11.2013).

[5] В 1896 году в Москве книга под названием: «Летопись Серафимо-Дивеевского монастыря Нижегородской губернии Ардатовского уезда с жизнеописанием основателей его схимонахини Александры, урожденной А.С. Мельгуновой и блаженного старца иеромонаха Серафима и его сотрудников М. Мантурова, протоиерея о. Садовского, блаженной Пелагеи Ивановны Серебренниковой, Н.А. Мотовилова, сподвижниц обители и других». Н. Н. Чугреева. – С. 461.

[6] В этом смысле нам кажется важным изобразить одно прямое целостное свидетельство Серафима Чичагова. Он рассказывал впоследствии своему духовнику протоиерею Стефану Ляшевкому: «По окончании летописи я сидел своей комнате в одном из дивеевских корпусов и радовался, что закончил наконец труднейший период собирания и написания материала о преподобном Серафиме, и я увидел его как живого. У меня ни на минуту не мелькнуло мысли, что это видение – так все было просто и реально. Но каково же было мое удивление, когда батюшка Серафим поклонился мне в пояс и сказал: Спасибо тебе за летопись. Проси у меня все, что хочешь за нее. С этими словами он подошел ко мне вплотную и положил свою руку мне на плечо. Я прижался к нему и говорю: Батюшка, дорогой, мне так радостно сейчас, что я ничего другого не хочу, как только всегда быть около вас. Батюшка Серафим улыбнулся в знак согласия и стал невидим. Только тогда я сообразил, что это было видение». Цыпин В., прот. Канонизация преподобного Серафима Саровского // Наследие Серафима Саровского и судьбы России. Материалы научно-богословской конференции Москва-Саров, июнь 2004г. – Нижний Новгород: Глагол, 2005. – С. 437-438.

[7] См. Dosoftei (Morariu), обложка 1.

[8] Иоанн Кулыгин родился в России в 1885 г. Вместе с митрополитом Николаем, являющимся одновременно его учеником, он сбежал из России в Румынию во время демобилизации немецкой армии на территории России. В начале 1947 года он был обнаружен и арестован органами коммунистической власти. Первоначально они посадили его в тюрьму, находившуюся в Одессе, а потом, вероятно, отец Иоанн умер где-то в советских лагерях. Duhovnici români contemporani. Părintele Sofian. – Bucureşti: Издательство Bizantină, 2012. – С. 17, 30.

[9] Митрополит умер в монастыре Черника. Похоронили его на монастырском кладбище, а его памятник сохраняется до сих пор.

[10] «Rugul aprins» – в переводе на русский означает «Неопалимая Купина» – было особенным румынским духовным обществом, сосредоточенным на практике Иисусовой молитвы. В это сообщество, наподобие некоего кружка, входило множество священников, монахов и множество интеллигентов, одних из самых выдающихся румын тех времени. Их собрания имели место в бухарестском монастыре Антим, сразу после Второй мировой войны, между 1945–1958 гг. Помимо духовных бесед, толкований служб и других занятий, молитва Иисусова занимала центральное место для всех. Руководитель этого сообщества (схимонах Даниэль), считая, что «Неопалимая Купина» является и символом непрестанной молитвы, вдохновленный книгой Моисеевой Исход (3; 2-5), избрал это название. Там же. – С. 26.

[11] Там же. – С. 30.

[12] См. подробнее: Феномен русского старчества. Примеры из духовной практики старцев./ сост. и автор вступительной статьи Хоружий С. С. – Москва, 2006.

[13] Отмечаем, что защита этой кандидатской работы состоялась даже в день рождения преподобного Серафима – 19 июня (дата рождения преподобного Серафима, в соответствии наблюдениями и исправлениями Владимира Мельника. Мельник В. Преподобный Серафим Саровский. «Хроника жизни». – М.: Издательство Государственная Академия Славянской Культуры, 2012. – С. 12.). Там же. – С. 7.

[14] Например, когда автор обсуждает вопрос о божественном свете, параллельно ссылается на преподобного Симеона Н. Б., святителя Григория П. и также передает основное беседы преподобного Серафима Саровского с Н. Мотовиловым. Daniel (Ciobotea), patriarh . Teologie şi spiritualitate. – Bucureşti: Издательство Basilica a Patriarhiei Române, 2010. – С. 193-195.

[15] В это время около десяти авторов или составителей опубликовали больше двадцати работ. См. Н. Н. Чугреева, С. 469-472.

[16] Румынский святой, подвизавшийся на Святой Земле, в монастыре прп. Георгия Хозевита. В настоящее время его мощи находятся в этом монастыре близ Иерусалима. После него сохранились духовные наставления и тысячи стихов, посвящённых святым, праздникам и вообще христианской жизни. Схожесть у него есть и с русским святым в особой духовной чувствительности, а среди выполняемых послушаний он занимался столярным делом, как и преподобный Серафим. В период юности Сам Спаситель Иисус Христос занимался столярным делом (Мф 13; 55, Мк 6;3). Еще можно добавить здесь, что многие незаурядные люди часто были склонны к занятию обработкой дерева. Также можно сказать, что дерево является смиренным веществом, поскольку легко рубится и обрабатывается, и одновременно является крепким на стройках. Дает теплоту через собственное горение, подобно милосердому сердцу, и не в последнюю очередь отсылает нас мыслью к дереву креста.

[17] См. поэзию преподобного Иоанна Иакова: « Lacrimi la icoana Sfântului Serafim» (Слезы у иконы преподобного Серафима). Viaţa, învăţăturile şi profeţiile Sfântului Serafim de Sarov. – Salcia: Schitul Sfântul Serafim de Sarov, 1999. – С. 204-206.

[18] Popescu N. Cuviosul Serafim de Sarov // Mitropolia Olteniei. 1955. № 5-6. – C. 123-128. Serafim (Man), arhim. Sfântul Serafim de Sarov// Mitropolia Ardealului. 1980. № 1-3. – C. 116-122.

[19] Иоасаф (Толстошеев), иером . Сказания о подвигах и событиях жизни старца Серафима. – М., 2006. – С. 34. По Мельник В. И.Цит. соч. – С. 63.

[20] Степашкин В . Преподобный Серафим Саровский: предания и факты. – Саров, 2002. – С. 36. По Мельник В. И.Цит. соч. С. 63, 64.

[21] «Преподобный Сергий тихими и кроткими словами мог действовать на самые загрубелые и ожесточённые сердца; очень часто примирял враждующих между собой князей, уговаривая их подчиняться великому князю московскому (например, ростовского князя — в 1356, нижегородского — в 1365, рязанского Олега и др.), благодаря чему ко времени Куликовской битвы почти все русские князья признали главенство Дмитрия Иоанновича». Биография Сергия Радонежского// URL:http://www.bestpeopleofrussia.ru/persona/Sergiy-Radonejskiy/bio/ (дата обращения: 29.04.2014)

[22] Ică I. I. jr. диак. Secretul dezvăluit al Troiței (встп. ст.)// GabrielBunge . Icoana Sfintei Treimi a cuviosului Andrei Rubliov sau ”Celălalt Paraclet.” – Sibiu: Издательство Deisis, 2006. – С. 8.

[23] До смерти Московского митр. Алексея (1378 г.), когда было сообщено прп. Сергию, «что все, от великодержавных господ до нищих, желают тебя» [митрополитом Московским], «святой услышав это, сильно опечалился, считая это для себя великим ущербом». Далее Епифаний излагает беседу между Сергием и митрополитом: «Прости меня, владыка, но то, что ты говоришь, выше моей меры, и этого ты от меня никогда не добьешься. Кто я, грешный и наихудший из всех людей? Архиерей привел старцу много слов из божественных писаний…, но делатель смирения не согласился и сказал: Святой владыка! Если ты не хочешь прогнать мою нищету от лицезрения твоей святости, то больше не повторяй об этом моему ничтожеству и не позволяй это никому другому, потому что никто этого от меня не добьется». Епифаний Премудрый, прп. Житие прп. Сергия Радонежского. – СТСЛ, 2012. – С. 141, 142.

Комментарии ():
Написать комментарий:

Другие публикации на портале:

Еще 9