В Музее русской иконы открылась необычная выставка
События

«То, что мы видим, для многих открытие. Те, кто читал книги о. Александра, удивляются, увидев, что у него был еще и дар художника», – отметила, открывая выставку, духовное чадо о. Александра Меня искусствовед Ирина Языкова. По ее словам, о. Александру, помимо многих его талантов, был свойственен «талант не просто художника, но умение схватить особые состояния человека и животного, он очень чувствовал красоту этого мира». Она рассказала о том, что будущий священник рисовал с детства, пытался иллюстрировать Священное Писание, а потом и свои книги, самую известную из которых – «Сын Человеческий» – он начал писать в подростковом возрасте.

Поблагодарив Музей русской иконы за организацию выставки и «высочайшую культуру экспонирования», Ирина Языкова обратила внимание, что место для выставки выбрано неслучайно: «Отец Александр учился иконописи. Если бы позволяло время и его возможности, он был бы незаурядным иконописцем -- и это видно по тем иконам, которые он написал. И он благословил заниматься иконописью многих людей, которые стали значительными иконописцами: Ксению Покровскую, Наталью Ермакову, сестру Иоанну (Рейтлингер). Включенность его в культурную, художественную жизнь была очень глубокой».

Отец Виктор Григоренко -- настоятель храма прп. Сергия Радонежского, построенного на месте гибели о. Александра, напомнил, что выставка устроена в преддверии памятных событий: в начале 2015 г. отмечается 80-летие о. Александра, а в сентябре – 25 лет со дня его гибели. «Это трагическое событие, но по-христиански мы все понимаем, что человек остается в памяти людской и в своем творчестве. Он так много сделал для Русской Православной Церкви, мы чувствуем его поддержку, его предстательство перед Богом и радуемся тому, что у нас есть возможность хоть в какой-то степени продолжить то, что он делал при жизни», -- сказал о. Виктор. Он поблагодарил также организаторов выставки – сотрудников подмосковного Культурного центра «Дубрава», в котором расположен музей о. Александра Меня и где хранятся основные его документы.

Павел Мень, брат священника, рассказал, что рисованием Александр занимался с детства и всегда делал это как бы «между прочим», несмотря на то, что уроки рисунка он брал у знаменитых анималистов Ватагина и Трофимова. Когда же Александр в юности рисовал события истории или Священного Писания, им двигало стремление «понять, как это могло быть на самом деле, увидеть это через образ». А когда стали появляться собственные книги, о. Александр старался сам подбирать иллюстрации, вырезая их из разных источников и склеивая, «чтобы читающий мог воспринимать текст не только умозрительно, но чтобы стремление к вечности прошло через образ – это помогало сделать первые шаги к Богу».

Павел Мень рассказал «Благовест-инфо», что в 1970-х гг. о. Александр в течение полугода брал уроки иконописи у Е.Я. Ведерниковой, приобщая к запрещенному тогда занятию жену и дочь. Дочь Елена стала впоследствии профессиональным иконописцем: живя в Италии, она пишет иконы и участвует в иконописных выставках, мечтает о выставке на родине. Тогда же, «подключившись к жене и дочери», сам священник написал три иконы, представленные на выставке.

«Иконы, написанные о. Александром, -- это национальное достояние, очень значительное духовное явление в иконописи», -- убежден художник и реставратор Артем Киракосов. По его словам, иконы о. Александра «пронзают тем, что святые, изображенные на них, -- абсолютно живые, вошедшие в его жизнь: апостол Павел, архангел Михаил – святой покровитель его сына и св. Иоанн Предтеча (последняя икона находится постоянно в часовне Усекновения главы Иоанна Предтечи, построенной на месте гибели о. Александра, похороны которого состоялись именно в день Усекновения главы святого, 11 сентября - ред.)».

 

Юрий Арендт вспомнил о том, как в 1979 г. в Крыму он оказался свидетелем творческого процесса: о. Александр позировал его матери, скульптору Анне Арендт, и в это время, примерно за час, слепил из подвернувшейся под руку глины шесть фигурок зверей, которые представлены на выставке. Кроме того, Ю. Арендт с благодарностью добавил, что священник «очень выручил его в кризисный момент».

Протоиерей и архитектор Андрей Юревич признался, что он – из тех, для кого художественное творчество о. Александра Меня стало откровением благодаря новой выставке. «О. Александр – как человек эпохи Возрождения – настолько он энциклопедически образованный и разносторонний», -- сказал о. Андрей. Он не был лично знаком с о. Александром, но может составить о нем представление «по плодам»: не только по книгам, проповедям, рисункам, но и по его пасомым. «Я знаю многих его духовных чад, которых он воспитал, -- они в разных приходах, во многих странах. Я вижу, какие это прекрасные люди, какие они христиане, насколько они творчески одаренные, интересные, глубокие, живущие в Духе Святом – по этим плодам можно судить о лозе. О. Александр был таким древом, которое вырастило этих людей. А сколько он воспитал композиторов, искусствоведов, поэтов, художников, священников! Это был, действительно, великий человек, и сегодня мы приобщаемся к его художественному творчеству», -- сказал о. Андрей.

Выставка открыта в Музее русской иконы на Гончарной улице до 16 декабря, с 11 до 19 часов, кроме среды. Там же, в музее, можно приобрести недавно изданную Фондом Александра Меня книгу «Александр Мень – художник».

http://www.blagovest-info.ru/


Другие публикации на портале:

Еще 9