В Институте св.Фомы прошел семинар «Идите к границам: новые вызовы Католической и Православной Церквей»
События

Отец Джермано посвятил свои размышления апостольскому обращению Папы Франциска «Evangelii Gaudium» («Радость Евангелия»). «Главный акцент  здесь ставится на Церкви выходящей, на свидетельстве и на активной миссии», -- подчеркнул он. Активная миссия возможна, если Церковь идет по пути святости, живет в Духе Святом – тогда это «привлекает, заражает примером, просвещает». Понятия «привлечение» и «просветительство» стали ключевыми в сообщении. О. Джермано обратил внимание на то, что Папа Франциск не является первооткрывателем идеи «привлекательности» миссии – он идет вслед за своими предшественниками на престоле святого Петра. Его «оригинальность—в той настойчивости, с какой он возвращается к идее притягательности и заразительности христианской жизни».

В своем послании Папа Франциск развернул целую программу «миссионерского преобразования Церкви», которую (программу) о. Джермано называет «доксологической (т.е. основанной на восхвалении, прославлении Бога-Троицы- ред.) миссией радости». Истинная миссия  -- в природе Церкви, она ничего общего не имеет с прозелитизмом, не раз подчеркивает Папа Франциск.  «Дыхание Церкви должно достигнуть самых отдалённых уголков». Папа Франциск использует такой образ: «Церковь должна быть именно там, где молодые люди мечтают с гитарой в руках, там, где рождаются культурные парадигмы завтрашнего дня», при этом цель ее — «забота о человеке во всех его слабостях, всегда исходящая из положительного, доброго».

В динамичную, активную миссию Церкви должен быть вовлечен каждый священник и мирянин, но особые надежды Папа возлагает на христианскую общину. «Церковь «выходящая» —  это община учеников-миссионеров, которые выступают с инициативами, вовлекают, сопровождают, приносят плоды и празднуют…»; эта община будет привлекательной для мира, если станет братским «караваном солидарности, совершающим святое паломничество», -- эти слова понтифика также привел о. Джермано.

«Таким образом, если мы хотим говорить о будущем Католической Церкви под водительством Папы Франческо, то мы должны сосредоточиться на Церкви,  выходящей на окраины, к последним из последних, к семьям, стараясь учиться у них понимать ценность человеческой жизни и семьи», -- отметил священник. Основа этой миссии – новый христианский гуманизм: синтез «созерцания и действия», творчества, пастырской любви и   «конкретного милосердия».

«Я не вижу противоречия между той духовностью свидетельства и миссии, которую проповедует Папа Франческо, и духовностью привлечения и заражения примером, которая более близка восточной чувствительности и, в частности, православной, если людьми движет Дух Святой и их действия совершаются церковно и с любовью к ближнему», -- сказал о. Джермано.

Ирина Языкова подтвердила, что никакого противоречия, действительно, нет: «Сейчас в России личность Папы Франциска вызывает невероятный интерес, за этим стоит поворот от идей – к человеку. Радость Евангелия – это всегда было в Церкви, но когда это не просто провозглашает, но являет своим примером архипастырь Церкви – это особенно ценно». В своем докладе «Адам, где ты?» Современные вызовы для христианской антропологии» докладчица показала, что в атмосфере тотального релятивизма постмодерна именно антропология оказывается в центре католического и православного богословия. Ярким примером последнего является проповедь митрополита Сурожского Антония, который говорил, что после всех катастроф ХХ века необходимо «вернуть человеку Бога, а Богу – человека». С именем митрополита Антония И. Языкова связывает «поворот в богословии—это тезис о том, что Бог верит в человека», и именно «вера Бога в человека возвращает человеку его истинное достоинство», позволяет обрести себя в море зыбких симулякров. На этом основании митрополит Антоний выстраивает «антитезу постмодерну, но не через отрицание, а через более глубокое переживание и открытие заново привычных вещей -- …он идет на глубину, в которой только и возможна Встреча человека с Богом», отметила И. Языкова. Такой подход побуждает устремиться к «Центру» веры, а если есть «центр – есть и границы, выйти за которые христиан призывает Папа Франциск». «Главное, чтобы граница не стала Китайской стеной, за который мы видим наступающего неприятеля», -- заключила докладчица. 

Папа Франциск не только говорит о «выходе за границы», но  ежедневно являет тому примеры, «ошеломляя своим задором», заметил Алексей Юдин. Понтифик озадачивает охрану, устремляясь к личному общению с теми, кто составляет многотысячную толпу встречающих; о его простоте ходят легенды; а недавно он разрешил устроить бесплатный душ для бедных на главной площади Ватикана ! «Время слов прошло, нужен пример. И у Франциска это хорошо получается», -- сказал историк, подчеркнув, что поведение понтифика не имеет никакого отношения к популизму, что это – «мистика изнутри».

Семинар завершился оживленной дискуссией.

www.blagovest-info.ru


Другие публикации на портале:

Еще 9