Международная конференция «Христианство в мире постмодерна: к 100-летию со дня рождения митрополита Антония (Блума)» состоялась в Москве
События

Историк, профессор Андрей Зубов представил доклад на тему «Церковь без государства в эпоху постмодерна». Начав с рассказа о древних государствах, которые «возникают в ответ на религиозный запрос людей», историк проанализировал взаимоотношения религии и светской власти вплоть до конца XVIII века. Поставленный во время Великой Французской революции исторический «эксперимент», длившийся два столетия, показал, что мир не может быть нейтральным по отношению к Церкви. В последние 10-15 лет, когда в памяти человечества постепенно стираются ужасы II Мировой войны, секулярный мир стал все более агрессивен к религии: он навязывает религиозным организациям жизнь по своим законам, рассматривает Церковь, умму и другие религиозные формирования в числе своих, секулярных организаций. «Если вы живете по своим законам – вы тоталитарная секта», -- как бы говорит религии мир.

А. Зубов выделил два тренда в нынешних религиозно-государственных взаимоотношениях. С одной стороны, Церковь как институт стремится «опираться на государство, помня, что светская власть, объявляя себя защитником веры, хотя и лишала Церковь духа, но при этом сохраняла плоть. Это многих устраивает». В нашей стране сейчас это очевидно, хотя «это не только русская традиция», пояснил профессор. С другой стороны, светское государство тоже не прочь опереться на религиозные институции, особенно тогда, когда оно терпит кризис. «И это в принципе здоровый путь, потому что это попытка опереться в конечном счете на Христа. Но этот момент ненадежен, не надо обольщаться -- государство как брутальная сила, конечно, подчинит себе церковь. И вот мы оказываемся во вражде с миром, в которой были и всегда, увы. Церкви как мистическому Телу надо привыкнуть жить в этой враждебной среде: не стремиться стать церковью большинства (хотя это неплохо…), но всегда оставаться «малым стадом» - знамением мира в движении к Царству». В этом задача «Церкви без государства», подытожил докладчик.

Протоиерей Кирилл Копейкин посвятил свое сообщение поискам Бога в современной науке. Отталкиваясь от парадоксального, на первый взгляд, утверждения митрополита Антония о том, что единственный подлинный материализм – это христианство, священник подробно описал современные эксперименты в области квантовой физики. Он показал, что, возникнув некогда в контексте богословия, наука неизбежно к богословию и пришла: современные ученые, говоря о вселенной как «компьютерной симуляции», «допускают Творца, который создал вселенную». «Наши представления о мире… радикально должны быть изменены. Митрополит Антоний почувствовал то направление, в котором движется современное понимание вселенной», -- уверен о. Кирилл.

Ответственный редактор «Церковного вестника» Сергей Чапнин в докладе «Проповедь и поклонение в информационном обществе. Пророк Иона и путь волхвов» сосредоточился на позиции Православной Церкви в современном информационном обществе. По его мнению, образ жизни и картина мира радикально изменились с появлением новых коммуникационных технологий, однако эти реалии еще не осознаны православным богословием. Приковывая человека к информационному потоку, перегружая его идеологически приправленной и эмоционально поданной информацией о бедах, катастрофах и войнах, медиа отчуждают его от реального мира, «не воспитывают сопричастности, делают человека посторонним наблюдателем».

«Православная Церковь тоже не избежала соблазна постороннего и организовала свою жизнь и деятельность по примеру крупных корпораций. Вместо богословского осмысления вызовов современного мира Церковь предпочла сделать акцент в своей информационной деятельности на пиаре (используя не только глубоко секуляризованные понятия «духовно-нравственное возрождение» и «традиционные ценности», но и технологию манипулирования сознанием). Содержанием церковной проповеди становится не живая вера, а идеология, т.е. набор смыслов и соответствующих практик, которые можно продвигать как товар. Полагаю, нам очень многое предстоит сделать, чтобы изменить сложившуюся ситуацию», -- считает С. Чапнин.

Важным направлением православного богословия, развитие которого могло бы предупредить «безнадежную секулярную перспективу», докладчик считает богословие образа (на основе концепции иконичности) и богословие общения/коммуникации. С. Чапнин призвал Церковь «обратить пристальное внимание» на тех, кто создает образ в самом широком смысле (иконописцы, архитекторы, скульпторы, дизайнеры, театральные и кино-деятели и др.) – формируется поколение, которое готово внести новый, уникальный вклад в сокровищницу христианской культуры, а не копировать образцы предыдущих эпох. Докладчик убежден, что эта проблема выходит далеко за рамки собственно истории искусства, но имеет непосредственное отношение к осознанию христианами своей роли в современном мире.

В течение дня на конференции были зачитаны и обсуждены доклады: профессора Тульского педагогического университета, философа В. Назарова «Тема трагизма Божественной любви в «теологии вопрошания» митрополита Антония Сурожского», преподавателя ББИ, искусствоведа И. Языковой «Адам, где ты?» Современные вызовы для христианской антропологии»», преподавателя Свято-Тихоновского гуманитарного университета С. Чурсанова «Митрополит Антоний Сурожский о человеке как богообразной личности: христианское свидетельство в ситуации постмодерна», ректора Заокского христианского университета Е. Зайцева «Об истинном достоинстве человека»: Антоний Сурожский – врач, священник, человек». Е. Садовникова представила переведенные ею новые архивные материалы, раскрывающие экуменическую деятельность митрополита Антония и его позицию по проблемам христианского единства. В заключение были зачитаны воспоминания о митрополите Антонии представителей второго поколения русских эмигрантов – братьев Кей, которые знали владыку с детского возраста.

www.blagovest-info.ru


Другие публикации на портале:

Еще 9