Золотой фонд
Новое в справочном разделе
Комментарии читателей rss

Устав Благовещенского общежительного монастыряв Ормилии на Халкидиках

14 сентября 2014 г.
Вниманию читателей предлагается перевод Устава Благовещенского общежительного монастыряв Ормилии на Халкидиках. Публикация осуществлена в рамках дискуссии «Положения о монастырях и монашестве» Межсоборного присутствия РПЦ МП.

Устав

Благовещенского общежительного монастыря

в Ормилии на Халкидиках

 

Слушаясь апостольского гласа, повелевающего, чтобы все совершалось благообразно и по чину, и с божественными канонами святейшей нашей Церкви согласуясь, следуя же и священному православному монашескому преданию и заповедям преподобных Отцов, монашеское житие запечатлевших,

 

во имя Отца, и Сына, и Святого Духа,

Троицы достопокланяемой

и во славу Ее вечную,

 

смиренный игумен Священного и Досточтимого

Царского и Патриаршего на Афоне монастыря Симонопетры сей

 

УСТАВ

 

в напоминание о святых заповедях Господа и Бога нашего как бы на столпе запечатлеваем и святым сестрам, обитающим и подвизающимся в сем веке на нашем Благовещенском Подворье в Ормилии Халкидикийской и там Священную Киновию устроившим в качестве Установления предаем.

 

I. Цель и служение

 

§1.

Составление посредством совместного проживания сестер священного общежительного монастыря имеет, Божией помощью и заступлением, своей целью - через точное подражание житию Господню во плоти, многие труды и необходимые упражнения, а также постоянное изучение Его заповедей, - спасение души, и возвышающее смирение, и любезное Богу совершенство, и блаженное обожение.

В частности, этому священному намерению с необходимостью содействует следующее:

§2.

1) Глубокая внутренняя и богослужебная жизнь. Монахини св. Киновии «со всяким тщанием и огненной ревностью»[1] стараются исполнить волю Божию в любви ко Господу нашему Иисусу Христу, к Которому с радостью стремятся.

Особенно они радуются в храме, где созерцательно переживают в богослужении Церковь, которая, будучи образом Тела Христова, есть Сам Христос, к Которому они с неизреченным веселием и безмерной любовью прилепляются, становясь причастницами свойств их Божественной Главы.

Поскольку же сестры «поистине возревновали о жизни ангельской»[2], они продолжают это общение с Богом в богослужении и в своих кельях, где, через удаление от мирских попечений, безмолвие, чтение, непрестанную молитву и очищение делаются, насколько это возможно, «вторящими ангелам»[3]. Воспевая вместе с ними в своих сердцах Господа, они непрестанно взирают нерассеянным умом на Его божественный Лик[4] и тем наслаждаются, всегда видя перед собой Господа и соединяясь с Ним нравственно, мистически и таинственно.

§3.

2) Общение в любви и служении.

Св. обитель «рассеянных чад Божиих собирает воедино» (Ин. 11, 52) и успокаивает их под своими крылами в единомыслии. Это земное небо[5], призывающее к богоначальному причащению[6] и радостному приобщению к благам Царствия Божия.

Это не сожительство холодных друг к другу лиц, но сближение душ, совместное шествие личностей, соединенных в одно тело и «в божественном веселии с любовью сорадующихся друг другу»[7]. Едиными устами и единым сердцем они поклоняются Господу, «Который есть глава Христос, из Которого все тело, составляемое и совокупляемое посредством всяких взаимно скрепляющих связей, при действии в свою меру каждого члена, получает приращение для созидания самого себя в любви» (Еф. 4, 15-16).

§4.

Монахини, благодаря своему уединенному образу жизни, смиренномудрию и трем монашеским добродетелям, т.е. девству, нестяжательности и послушанию, «соревнуясь друг другу в пламенной ревности и храня мир и единодушие»[8], подготавливают себя, чтобы, как «чистые зеркала Бога»[9], принимать осияния Святого Духа. В то же время, будучи членами одного тела, они есть и служители этого тела, ради которого жертвуют и приносят себя в жертву.

§5.

Труд как основное средство развития духовности в монахах, особенно труд ручной, ― важное служение сестринской общины и способ приобретения необходимых материальных средств. Это заповедь Божия, инструмент достижения смирения и единения сестер, а также способ оказания милосердия и всему обществу[10].

§6.

Серьезным занятием сестер является, помимо усердного и сладостного исследования Священного Писания, и плодотворное изучение святоотеческой и богословской письменности как дающей знания и знакомящей с условиями совместной жизни в общежитии и духовного служения.

§7.

Члены св. Киновии, способные и стремящиеся к миссионерской и общественной деятельности, могут, по благословению Игумении, заниматься ей, если это не вредит их основным монашеским обязанностям и убеждениям, а также не мешает Киновии в осуществлении ее главного монашеского служения.

В этом плане традиционным служением, в частности, является защита и воспитание детей и молодежи, а также помощь людям, пребывающим в скорбях, нуждах и болезнях.

§8.

Всякое служение монастыря, всякая осуществляемая им общественная и миссионерская деятельность, во избежание всякого личного выказывания себя, должна быть смиренной и не своекорыстной жертвой. Она должна пониматься как соучастие в жизни и нуждах Господня тела, где монахини ничем не хвалятся, разве только крестом Христовым и всегдашним ношением в теле мертвости Господа Иисуса (ср. 2 Кор. 4, 10).

§9.

Однако монашеская сестринская община обители, живя в своем особом ритме, по сути, живет в Церкви и для Церкви, как сердце или другой какой член тела, и оценивается не по масштабам развития внешней деятельности, но, главным образом, по взысканию Господа в любви. Так монахини становятся боговидными, привлекая и других к жизни по Богу[11].

 

II. Управление

 

§10.

Управление вверено, главным образом, личности игумении. Она, особенно в своей управленческой и хозяйственной деятельности, сотрудничает с Собором Стариц.

 

1. Игумения

 

§11.

Это духовная мать сестринской общины.

Она все делает, как мать «чад истинных»[12], «подобно как кормилица нежно обходится с детьми своими» (1 Фес. 2, 7). Действует «с советом» (Притч. 31, 4)[13], т.е. принимает во внимание мнения других, но и со властью, с любовью умоляя и повелевая «со всякою властию» (Тит 2, 15) во всяком деле, духовном и телесном[14].

§12.

Игумения, помимо своей личной духовной и трезвенной жизни, должна иметь:

Дух, вопиющий ко Господу; любовь деятельную, не различающую, всеобщую, неограниченную; различение духов и помыслов; достаточное образование; «мудрование твердое, нрав кроткий, слово подобающее»[15]. Она не должна обуреваться многозаботливостью, торопливостью и страхами, но иметь внутреннее спокойствие, отражающееся и в поведении.

Она должна быть: назидательной; доступной и серьезной; не сеющей соблазна; безукоризненной; не прельщенной; разумной; выдержанной; «хорошо умеющей руководить»[16].

§13.

После вынесения решения Совета Стариц она ставит в документе свою подпись и печать с указанием: «и иже со мною сестры во Христе». Игумения представляет св. обитель перед всяким церковным, административным, государственным, частным, юридическим или физическим лицом, налоговым, банковским, кассовым или другим органом или организацией, сообщаясь с ними напрямую или посредством своих доверенных лиц.

§14.

Она заботится о преуспеянии сестер и увеличении их числа, и должна пребывать в ограде монастыря, отлучаясь из него, когда этого требуют интересы обители или необходимые отношения со внешним миром.

«В законе Божием постоянно поучаясь, о земном же никоего слова творя»[17], она подобающим образом укрепляет сестер, побуждая их трудиться от души, как для Господа (Кол. 3, 23). Непрестанно напоминая им слово Божие, как «книжник, наученный Царству Небесному, ... который выносит из сокровищницы своей новое и старое» (Мф. 13, 52), чтобы «ангелом Божиим, а не человеком считали ее те, среди которых она живет»[18]. Она соединяет сестер с Богом как «лице Спасителя представляющая»[19], так что видящая ее монахиня «помышляет видеть Самого Христа… и верит твердо, что с Ним соединяется и Ему последует»[20].

 

2. Избрание игумении

 

§15.

Избрание первой игумении, в миру Фотинии Ангелаки, произошло с единодушного согласия и одобрения всех сестер, с совершенной к ней любовью, глубоким уважением и полным доверием.

§16.

Игумения избирается пожизненно.

С момента избрания первой игумении избрание совершается следующим образом.

Каждая игумения обязана подготавливать и представлять, учитывая и мнение сестер, преемницу себе, указывая на нее либо устно, либо в завещании.

Однако представленная таким образом в качестве кандидата начальствующая сестра избирается сестрами посредством тайного голосования, по существующему в св. обителях обычаю. В случае несогласия сестринской общины избирается другая, набравшая большинство голосов. Если же преемница в указанном выше порядке не представлена, избрание происходит непосредственно путем тайного голосования.

Сразу же составляется протокол избрания, совершается первое поставление в игумении, а затем ― установленное оповещение монастыря Симонопетры с прошением, чтобы игуменом или другим его представителем было совершено ее официальное возведение в игуменское достоинство.

Участвовать в процедуре избрания имеют право все имеющие законный постриг члены сестринской общины, за исключением тех, которые не имеют непосредственной и действительной зависимости от обители, и об их участии в голосовании выносит решение Совет Стариц перед избранием.

В случае вдовства игуменского места обязанности местоблюстителя воспринимает заместительница игумении, но избрание новой игумении должно быть произведено незамедлительно и не отлагаться более шести месяцев.

§17.

Игумения, обличаемая Собором как живущая и действующая вопреки св. канонам, либо относительно которой доказано ее несоответствие этому Христовидному достоинству, может быть отстранена путем голосования всех членов Собора двумя третями голосов под председательством другой старицы, назначенной Собором. Это решение о ее отстранении должно быть утверждено большинством голосов монашествующих членов созванного по этому поводу внеочередного Собрания.

 

3. Собор

 

§18.

Собор Стариц состоит из шести членов, начальствующих или стариц, которые являются первенствующими[21] в сестринской общине и выражают ее дух и традиции. Решением Собора число его членов может быть изменено.

Собор Стариц, как правящий орган юридического лица сестринской общины, называется также Управляющей Комиссией или Управляющим Советом

§19.

Первый Собор Стариц был составлен из двух начальствующих, избранных игуменией, двух сестер и двух избранных уже некоторым образом ранее стариц.

§20.

С этого момента избрание начальствующих должно производиться по предложению игумении и в результате решения Собора, причем вновь избранная занимает иерархическое место, положенное ей по старшинству избрания.

§21.

Собор является официальным совещательным органом игумении, и в его компетенцию входит поддержание отношений с господствующим монастырем Симонопетра. Он занимается жизнью и деятельностью сестринской общины, главным же образом, административными, экономическими, имущественными и хозяйственными вопросами Киновии, а также ее отношениями с третьими лицами, как физическими, так и юридическими.

Регулярно он созывается игуменией и заседает под ее председательством раз в неделю, внеочередные же созывы бывают в случае необходимости. При невозможности игумении участвовать на заседании Собора или ее отсутствии председательствует ее заместительница. Если же таковой не имеется, председательствующую сестру избирает Собор.

§22.

Старицы избираются пожизненно. Однако возможно отстранение кого-либо из них вследствие осуждающего решения Собора Стариц посредством большинства голосов всех его членов или вследствие прошения об увольнении, поданного самой начальствующей.

§23.

В начале каждого года две или три из начальствующих сестер избираются в качестве распорядителей, одна игуменией и другая или две ― Собором.

§24.

Эти распорядители вместе с игуменией составляют исполнительный орган Собора, который на своих частых собраниях заботится о правильном функционировании сестринской общины.

 

4. Собрание

 

§25.

Это более многочисленный орган, состоящий из постоянных членов сестринской общины.

Игумения может с рассуждением собирать сестер в любое время ради духовного назидания. Однако сестринская община избегает собираться для обсуждения административных, хозяйственных и пр. вопросов, которые она возложила на Собор, имея глубокое убеждение в богоданности своего монашеского призвания и избрав беспопечительное житие и восхождение к божественным вершинам духовного опыта.

Впрочем, сестринская община ежегодно сходится для решения вопросов, в которых она признана компетентной, на Собрание, которое также созывается Собором по серьезным причинам и внеочередным образом.

Также в случае возникновения в жизни сестринской общины ситуации, требующей неотлагательного разрешения, Собрание может быть созвано по собственной инициативе при согласном мнении, по крайней мере, одной трети его членов, после чего оно рассуждает и принимает полномочное решение под председательством игумении или же другой, специально избранной для этого сестры.

 

5. О заседаниях вообще

 

§26.

Собор начальствующих и Собрание сестер заседают в достаточном составе (т.е. имеется кворум), если присутствует хотя бы одним членом более половины полного их состава, если только заранее не будет оговорено иных условий.

Решения принимаются, если не будет определено иначе, абсолютным большинством голосов, в случае же равного количества голосов решающее значение имеет голос председательствующей. Под решением Собора Стариц подписываются все его члены, а под решением Собрания обычно ― председательствующая, секретарь или другие члены, если потребуется или будет сочтено необходимым. Несогласные члены могут отдельно изложить свое мнение в документе заседания.

§27.

Игумения может назначать одну из начальствующих сестер, стоящую первой по чину, в качестве своей помощницы в управлении, или заместительницы, которая помогает ей во всем и замещает, всегда пользуясь правами игумении по ее благословению, когда та отсутствует или не имеет возможности распорядиться сама.

Члены Собора или Собрания, отсутствующие на заседании по уважительным причинам и замещаемые их доверенными представителями, передают им все свои полномочия. Замещающие члены не учитываются при подсчете кворума и не имеют право представлять более двух других членов, избираются же в качестве замещающих из числа членов того же органа.

На внеочередных заседаниях, созываемых в отношении дел, расцениваемых как серьезные, в числе голосующих учитываются и те, кто был своевременно приглашен, но не явился по неуважительной причине. Присутствующие же члены, но отказавшиеся поставить свою подпись, когда она предусмотрена порядком, подлежат прещениям вплоть до исключения из органа. Также члены, неоднократно отсутствующие на заседаниях органа без причины, признанной уважительной, подлежат прещениям вплоть до исключения и изгнания их из органа.

 

III. Прием ― искус, наблюдение и постриги сестер

 

§28.

Принятие с рассуждением приходящих - дело, поистине, апостольское, и введение их должно совершаться со многим рассуждением и внимательным испытанием «временем и делами»[22] их состояния, мировоззрения и суждений.

§29.

Сначала кандидатов принимают на некоторый неопределенной продолжительности срок в качестве гостей, так же, как и иностранных граждан, постриженных в другом месте монахинь, приходящих с неизгладимыми из памяти воспоминаниями мирской жизни, либо с безразличием к жизни, либо не знающих или же имеющих неправильные представления о духовной жизни.

Хорошо дать им время, чтобы кандидаты регулярно посещали в определенные дни или периоды св. обитель, либо жили в ней.

Чтобы быть принятым в обитель в качестве послушницы, приходящая должна подать письменное прошение игумении, которая докладывает о своем решении на Соборе Стариц.

§30.

Послушницы изучают Новый Завет, Псалтирь, основные аскетические труды, правила монашеского поведения и упражняются в хранении ума и живом участии в богослужении. Также они учатся полной дисциплине во всем, глубокому внутреннему и беспрекословному послушанию, забвению самого себя и всего, благородству и осмотрительности в словах и поведении, явному и искреннему уважению, подобающему молчанию. Это помогает им научиться жить в общине, терпя, принимая и почитая друг друга. Их жизнь обусловлена распоряжениями настоящего Устава и предусматриваемыми им статусными и регулирующими распоряжениями.

§31.

На стадии искуса, «испытания достоинства их и их родителей»[23], устанавливается следующее:

- Есть ли на то их внутреннее согласие?

- Могут ли они оставить родителей, имущество, собственную волю и мнение?

- «Расположены ли, не стыдясь, оказывать всякое смиренномудрее»[24]?

- Имеют ли твердость и стойкость в телесных, душевных и духовных искушениях, особенно когда они неожиданны?

- Любят ли они чтение и ценят ли рукоделие, «так чтобы принимать на себя самые низкие работы»[25]?

Также выясняется «не оказываются ли они непостоянными и опрометчивыми в суждениях»[26], и не страдают ли от серьезных душевных недугов, оказывающих сильное воздействие на их волю или делающих их личность незрелой и безответственной?

Испытываются они и еще глубже: в мере их любви к богослужению, в стремлении ко Христу и желании пострадать за Него, в прилежании к подвигу, в способности оказывать безразличие к помыслам или побеждать их, в чистоте побуждений, в расположенности к легкому уживанию с коллективом, в способности жить без необходимости поддержки со стороны других.

§32.

Если послушница не может приспособиться к условиям общежития, к труду, распорядку, чину, жизни и духу общежительного монастыря, либо от всего этого или от сестер соблазняется, расстраивается, замыкается, впадает в нерадение, недомогает, то для нее не полезно оставаться в обители. Искус приводит к постригу, после чего монахиня без забот, светло и радостно проводит жизнь в монашеском сообществе. Это то, что касается безопасности и духовной пользы испытуемых будущих членов сестринской общины[27].

Ленивые, подозрительные, нытики, ропотники, судьи чужих дел, недисциплинированные, назойливые, непослушные, настаивающие на своем мнении или слове, нарушающие единство сестринской общины, порицающие игумению или начальство, развращающие души, разглашающие тайны, сеющие соблазн, нарушающие сей Устав никогда да не будут пострижены. Если же, получив пострижение, будут в этом упорствовать, должны быть высланы из общежития[28] как развалины и сосуды, исполненные страстей[29].

§33.

После положенного св. канонами испытания, по докладу игумении, Собор Стариц принимает решение о записи испытуемой в метрическую книгу постоянных членов.

Постриги, проводимые после решения Собора Стариц по докладу игумении, совершает духовный Отец сестринской общины или, по просьбе игумении или Собора Стариц, приглашается игумен господствующего монастыря, или назначаемый им эконом подворья, или какой-нибудь другой священник, совершающий пострижение по чину в требнике. Годовые изменения в метрической книге доводятся до сведения св. монастыря Симонопетра.

§34.

С момента своего пострига монахини связаны необходимостью целожизненной верности своим монашеским обетам.

В случае, если монахиня, по божественному оставлению или попущению Божию, будет просить удаления из сестринской общины «как свободная, не как употребляющая свободу для прикрытия зла, но как раба Божия» (ср. 1 Петр. 2, 16), и это будет соответствовать предусматриваемому св. канонами, при одобрении Собором Стариц, игумения предоставляет ей отпустительную грамоту или удостоверение.

§35.

Член сестринской общины, обвиняемый в прегрешениях всякого рода и не слушающийся игумении, а также не подчиняющийся настоящему Уставу, предусматриваемым им регулирующим постановлениям, или распоряжениям, или положениям Киновии, призывается Собором Стариц на Дисциплинарный Совет, составленный Собором из трех его членов под председательством заместительницы игумении.

В случае вынесения им дисциплинарного решения об удалении этого члена и исключении его из числа сестер он может обратиться к Собору Стариц, который созывает Высший Дисциплинарный Совет, составляемый из остальных, но не более трех, его членов и дополняемый до шести из числа членов сестринской общины под председательством игумении или, если она объективно не может участвовать, ее заместительницы. Это последнее решение является окончательным.

Член сестринской общины, получивший постриг, но ставший постоянной проблемой и преткновением для сестер, после попыток с рассуждением, любовью и справедливостью исправить его, может быть изгнан, с согласия игумении, как неисцелимый и прогнивший, или как гангрена или заразная болезнь[30]. Тогда он исключается в административном порядке Собором Стариц путем голосования двумя третями его полного состава, чтобы предупреждено было дальнейшее распространение эпидемии, и чтобы зло не умножалось.

§36.

В описанном в предыдущем параграфе случае изгнанный член, считая такое изгнание несправедливым, может обратиться посредством Собора Стариц или, если тот ответит отказом, напрямую, к Собору Старцев монастыря Симонопетра. Тот, если усмотрит, что имеются достаточные для этого причины, воздействует в виде убеждения посредством послания комиссии на Собор Стариц сестринской общины, созываемый внеочередным образом.

§37.

Монахиня, проводящая духовную жизнь и горячей душой ищущая Господа, избегает обращения к гражданским судам, если терпит несправедливость, если страдает, даже если находится под угрозой смерти, живя только в Боге и на Него уповая.

 

4. Внутренняя жизнь

 

§38.

Св. Киновия, следуя православному монашескому преданию, исповедует веру в Единую, Святую, Соборную и Апостольскую Церковь, ее божественные и священные каноны, Символ веры и святых Отцов, согласно духу и преданию которых она живет, ни в чем им не противореча.

Монахини изучают, познают, переживают на своем опыте и любят то, что касается веры и догматов, но в них совершенно отсутствует дух спорливости, непокорный и возмущающий святость и доброе устроение Киновии, поскольку он разделяет и уничтожает всякую возможность духовной жизни.

Имея мужественное мудрование, за свою веру они готовы принести в жертву все, даже саму жизнь свою, но не делают ничего суетного или неподобающего и не бегут впереди Церкви, смиренно подчиняясь ей как своей спасающей Матери. Оставив мир, они живут в молчании, «ведут совершенно уединенную жизнь без сообщения с людьми и беседуют единственно с самими собой и с Богом»[31], пасомые и направляемые водительством Духа[32].

Игумения, заботясь о сестрах и направляя их в православном духе, не терпит никакого искажения веры или рискованных от нее уклонений.

§39.

Старец св. Киновии, игумения и служащий священник всегда должны вести себя с сестрами подобающим образом, с уважением, серьезностью и простотой, «благоразумно…, как с немощнейшим сосудом, оказывая им честь, как сонаследницам благодатной жизни» (1 Петр. 3, 7). При этом они должны обладать духовным знанием и пониманием их психологии, рассудительностью, терпением, любовью к ним и уважением.

§40.

Жизнь в Киновии строго общежительная, где все определяется игуменией согласно нуждам сестер и их немощам[33].

День проходит, помимо богослужения, в чередовании послушаний, чтения и молитвы, без обязательного и строгого, общего для всех распорядка.

§41.

У всех членов один Бог, общее дело спасения, и все общее. Тем не менее, без отвержения общежительного предания, всегда принимаются во внимание обстоятельства, интересы коллектива, нужды каждой монахини, ее возраст, происхождение, стаж монашества, здоровье, телесное сложение, образование, способность к пониманию, состояние психики прежде и в настоящий момент. Игумения регулирует личные занятия каждой справедливо и со всякой мудростью, в духе понимания и свободы, чтобы помочь развитию ее личной жизни, обновляемой по внутреннему человеку. С особой нежностью и заботой она должна относиться к достигшим почтенного возраста и многих немощей сестрам. Питание, сон, одежду, воздержание, подвиг, все определяет игумения, «в себе самой для каждой соизмеряя должное»[34]. Однако эта свобода не должна нарушать размеренного функционирования сестринской общины, как и подлинного равенства всех сестер.

Благословение старца и игумении является для сестер удерживающей силой, упраздняющей своеволие, оно «право правит», т.е. правильно истолковывает слово и суд Божий и обеспечивает единство.

Игумения действует со властью и дает монахиням распоряжения, но делает это с рассуждением и уважением, «не принужденно, но охотно» (1 Петр. 5, 2), бывая для пасомых примером. Ее жизнь принадлежит всем, и она полагает ее за овец без различения. Так же и сестринская община гармонично с ней связана, и каждый член понимает, желает и от сердца исполняет то, что она решает, желает и может пожелать.

Она может спрашивать или принимать во внимание чье-либо мнение, но, так или иначе, должна иметь свое собственное, от мудрости и силы Духа, мнение, чтобы все находили в ней утверждение и ей доверялись, пребывая единодушными с нею и единомысленными друг с другом. Ее мнение представляет мнение всей монашеской общины, однако, прежде всего, это мнение Бога, поскольку руководитель видим, а руководящий руководящим невидим. Они ничего не решают, не говорят, не делают, не получают, не обещают и не дают без нее.

Против нее сестры не ропщут, всякое беззаконие сообщается напрямую и сразу же игумении, которая никем не может принуждаться, но контролируется со стороны Собора Стариц или же через его посредство.

§42.

Добродетель послушания взращивается в создаваемой по желанию самих сестер атмосфере братской иерархической градации, посредством уважения более юных к старшим и подчинения им и всем. Все слушаются друг друга без принуждения или насилия, но по свободному своему произволению.

Свидетельством истинности сестер является любовь к другим, которой более всего прочего ищет Господь. Сердце каждой открыто, исполнено простоты, искренности и нежной заботы, оно вмещает всякую другую сестру с сильной и глубокой любовью, мужественной и духовной. Всякая же особая, исключительная и выделяющая дружба, или покровительственные интересы, или защита, или заступничество за другое лицо исключаются, потому что все это помрачает ум, искажает волю, повреждает душу, сеет среди сестер тернии.

Никто не упрекает сестру, не делает ей замечания и не исправляет, кроме игумении или назначенной ею сестры. Если кто гневом, или упреком, насмеханием, поношением, противодействием или противоречием находящейся, быть может, в смятенном состоянии или не соглашающейся сестре, или же не воздаянием должного ранит сердце сестры[35], он уже упразднил закон любви. Все мы должны иметь деликатность, благородное отношение и уважение ко всем без исключения.

Всякая спорливость должна быть исключена во взаимоотношениях сестер, которые все спорные вопросы возлагают на игумению, либо ее заместительницу или уполномоченное лицо.

Поскольку же «порок умолчанный есть скрытая язва души»[36], скрывающая от игумении помыслы, или дела, или желания и намерения свои собственные, или сильное расстройство от того, что ей открыла другая, является врагом самой себе и отступницей от своих обещаний. А скрывающая грехи другого лица есть братоубийца, расшатывающая, хотя и по неведению, основания Киновии.

§43.

Сестры, которые должны «своим трудом и потом доставлять обители прибыток»[37], в меру занимаются рукоделием, не создающим, по возможности, шума, хлопот и разделения единства, но со тщанием и ответственностью совершают свое дело «по мере сил»[38], в соответствии со своими телесными и душевными силами и духовными нуждами и особенностями.

Работа, являющаяся приятной сменой деятельности после молитвы и чтения, укрепляет послушание, способствует взаимной любви и единству, служит сестринской общине и сообщает цветение и радость сердцу.

Работа, преследующая исключительно увеличение имущества и растрачивающая здоровье монахини, является уклонением от монашеского пути.

Все работы и послушания вообще регулируются игуменией согласно потребностям каждой, нуждам обители интересам сохранения любви и единства сестер.

Отсутствие любопытства к делам и послушаниям других и старание исполнить собственное дело являются важнейшими условиями духовности монахинь.

§44.

Первостепенные послушания, возлагаемые Собором Стариц, - это послушания представительницы, благочинной (смотрительницы, уставщицы), ризничной и эконома. Также основными послушаниями, распределяемыми игуменией и помогающей ей Распорядительной Комиссией, являются послушания хранительницы архива, ответственной за книги, библиотечной сестры, ответственной за снабжение, привратницы, архондаричной (гостиничной), ключницы, келаря, алтарницы (хранительницы мощей), уставщицы, церковницы, кутейной, просфорницы, дверницы, повара, трапезной, рухольной, больничной, будильной, садовницы, лесничей, водителя. Другие послушания создаются для работы различных мастерских монастыря.

Вмешательство в дело исполняющей свое послушание монахини, или замечание, или поправка, или пользование ее инструментом может исходить только от игумении или другого, назначенного ею для этого, лица.

§45.

Каждая сестра имеет свое место в порядке старшинства. Давно подвизающиеся и старшие по возрасту монахини всегда в почете, «ибо в естестве человеческом что старее, то и почтеннее»[39]. Однако это не означает, что они обязательно предпочитаются на различные посты. Они вдохновляют сестер своим примером и духом служения и смирения. Начальствующие пользуются во всем почтением.

§46.

Заповеданные Церковью священные службы совершаются по общему чину монастыря Симонопетра, как они изначально были преданы приспособленными к условиям этой монашеской общины. Божественная литургия, по возможности, совершается ежедневно, а приобщение каждой сестры святой Чаше жизни регулируется общим духовным отцом общин с согласия игумении.

§47.

Весь уклад жизни монастыря должен способствовать стремлению монахинь к непрестанной молитве и чтению. Прилагаются также усилия к достижению постоянного богослужения и неусыпающей молитвы.

Особенно изучается Священное Писание, аскетические и монашеские книги, жития святых, патерики и богословские труды. Также исследуются догматические и литургические вопросы, священные каноны, история монашества и др.

§48.

Повсюду в монастыре необходимо естественным образом стремиться к тишине, потому что монахиням надлежит «для единого Бога жить и божественным свой ум в безмолвии занимать»[40]. В подобающих местах монахини могут беседовать для назидания и взаимного общения, или петь в духе разумной свободы пред оком вездесущего Господа. Однако беседы эти не должны обращаться к предметам мирским, они «солью осолены» и со всякой деликатностью и благородством направлены на темы похвальные, чистые и подобающие. Однако в ночные часы следует избегать общения, и всегда ― бесцельных, пустых разговоров, как и обсуждения третьих лиц и всевозможных посторонних предметов.

Мы имеем глубокое внутреннее убеждение, что вся наша община в ее повседневной действительности, но за пределами видимого, есть звание святое, избранная и призванная церковь, стоящая вместе с ликами святых, как живой их стан, седалище Бога, Который явился и вселился в нас.

Таким образом мы деятельно входим в жизнь святых, а они входят в нашу жизнь, живут в нас, делая небом лежащую под нашими ногами землю, и, как князья, открывают перед нашими духовными очами врата вечные[41]. Они становятся нашими повседневными друзьями, вводя нас с собой в «безвестная и тайная премудрости» Божией (Пс. 50, 8) и в святилище Его Царствия, становятся нашей жизнью, нашим дерзновением, нашим настоящим и будущим.

§49.

Поэтому сестры всегда имеют радость Христову исполненной в себе. Эта радость сопровождает дух сокрушения и покаяния, который, как посещение Святого Духа, приходит к истинно верующему. Каждой Господь будет показывать, «сколько они должны пострадать за имя Его» (ср. Деян. 9, 16). Страдание за Христа, старание всеми силами увидеть славу Божию и божественное призвание к монашеской жизни делают монахиню соучастницей в достоинстве апостолов. Так каждая будет иметь на общем поприще свой личный подвиг, чтобы достигнуть «подражания Христу в меру вочеловечения, сколько сие сообразно с призванием каждого»[42].

§50.

Св. обитель может законно иметь и кафизмы[43] с одной или несколькими монахинями, стремящимися к более строгой и более аскетичной монашеской жизни, согласно монашеским установлениям, которые будут и самыми любимыми чадами сестринской общины.

Они по благословению покидают общежитие, будучи хорошо испытанными в нем, отличившимися в его подвигах и преуспевшими в смирении, доказательством духа имея стремление и силу к более созерцательному житию. Впрочем, и во многом безмолвии они сохраняют целожизненное послушание игумении, бодрствуя и в меру занимаясь рукоделием, живя всегда в соответствии с тем, что говорит о таком житии монашеское предание[44].

 

V. Внутренние отношения монахинь

 

§51.

В своих отношениях с людьми за пределами сестринской общины монахини не забывают о том, что монашеский опыт следует за разрешением уз мира, отчуждением временного и освобождением от общественных связей и обязательств, что он приобретается деннонощными трудами и непрестанными подвигами. Следовательно, «памятование прежней жизни»[45] или погружение в мирскую жизнь упраздняет ограду монашеского жития.

§52.

Родители и братья монахинь считаются родителями и братьями сестринской общины и, «если живут по Богу», пользуются почитанием и помощью всех[46]. Однако члены сестринской общины очевидно отделены от своих близких. Они избегают посещения своих келлий родственниками и подругами. С посетительницами, знакомыми им и не знакомыми, монахини разговаривают только по поручению. Они не открывают ничего людям, не принадлежащим общине, и не вносят в нее никаких идей и событий из внешнего мира, разве что по благословению.

§53.

Обмен письмами, всякое средство получения информации извне или общение внутри обители, а также посещения за ее пределами самим делом являются общением с тем, чего отреклась монахиня. В любом случае, необходимая переписка осуществляется с ведения и благословения игумении, а монахине, за исключением случаев, когда она посылается по необходимости, лучше совсем не выходить из обители.

Никакая сестра не может законно просить себе по какой бы то ни было причине разрешения выхода из обители, однако Совет Стариц может предоставить такой документ, по предложению игумении, по серьезным причинам или для паломнических поездок к почитаемым святыням, или для посещения достойных почтения лиц, которые «побуждают молодых к делам похвальным»[47].

§54.

Прием всех вообще гостей всегда бывает в простоте и с любовью. Игумения избегает сама разрываться в услужении гостям, чтобы пребывать беспопечительной в своем непосредственном послушании. Знакомые сестер принимаются в гостинице и участвуют в богослужении по усмотрению игумении.

§55.

Гостеприимство в отношении клириков и монашествующих осуществляется заботливо и почтительно. Мужчин принимают отдельно в специально отведенном месте со вниманием и рассудительностью, женщин ― с почтением, любовью и простотой.

§56.

Всякое посещение сестер или исповедь посетителей бывает в особом месте.

Та часть обители, которая недоступна для посторонних, должна охраняться разумно и внимательно.

§57.

Св. община, разместившаяся с одобрения Совета Старцев монастыря Симонопетра Святой Горы Афон на территории его подворья, с необходимостью должно признавать, сохранять и соблюдать свою зависимость от господствующего монастыря как его подворья и не отстраняться от его духовного руководства и надзора в отношении нее.

Монастырь же признает св. общину юридическим лицом частного права, согласно распоряжениям Гражданского кодекса, созданным из необходимости ее функционирования и торговых отношений, а также для определения ее юридической позиции по отношению к третьим лицам, как и полезной экономической деятельности и защиты собственности.

§58.

Юридическое лицо частного права имеет ответственность перед государственными учреждениями, подает им отчетный доклад и обязывается к выполнению экономических и юридических обязательств.

Сестринская община может создавать юридические лица, ― или сотрудничать с таковыми для достижения его духовного предназначения, ― имеющие цели, нисколько не противоречащие монашескому житию, но соответствующие образу мышления общины и основному монашескому предназначению обители.

Сестры ни в чем, разумеется, не противоречат установленному преданием и Отцами Церкви. Они соблюдают в неизменности монашескую и каноническую сущность общежития, которое сохраняет свое внутреннее самоуправление и независимость, а монастырь Симонопетра удерживает все права господствующего монастыря в отношении своего подворья. Последний гарантированно определяет свои условия, согласно монашескому преданию, для беспрепятственной правильной работы женской обители с точки зрения канонического порядка, общежительного предания, пострижения, духовного руководства и надзора.

Игумен господствующего монастыря пользуется уважением в обители, а его имя во время совершения служб и священных последований поминается, согласно каноническому порядку, после имени св. патриарха.

§59.

Господствующий монастырь, с согласия игумении и Собора Стариц, назначает своего эконома подворья, который находится здесь же, в экономском доме подворья, но не на территории для монахинь. Он же, по соглашению, совершает службы и свящ. последования на подворье или заботится о других его нуждах, например, экономических, всегда согласно преданному нам блаженными Отцами[48].

§60.

Игумен или другой монах, вследствие согласованного с Собором Стариц предложения игумении, если господствующий монастырь не против, берет на себя духовное покровительство обители, дает советы, посещает, совершает постриги, принимает исповедь. Его мнение спрашивают в решении серьезных вопросов монастыря и, конечно, при выборе игумении. В исключительных важных ситуациях по воле большинства Собрания сестер ему могут быть даны и расширенные права.

Собор Стариц в исключительных случаях может просить прислать уполномоченного или полномочной комиссии монастыря Симонопетра, одобренных его Собором Старцев, с расширенными полномочиями, как чрезвычайного распорядителя, или третейского судьи, или защитника, или судьи.

 

6. Экономическая деятельность

 

§61.

Основными доходами монастыря являются ресурсы юридического лица частного права и всё различными способами поступающее в обитель. Распоряжение ими осуществляется ее ответственным правлением, как определено в Уставе обители, под председательством игумении.

Все необходимое для членов монашеской общины, ввиду общежительного устава, подается им этим правлением.

Каждая послушница должна разумно распорядиться всем своим имуществом, чтобы жить беспопечительно в нестяжательности. После пострига абсолютно всем монахиням запрещается присвоение, удержание у себя, требование своего личного имущества, приобретение его или пользование собственными сбережениями. Все частное должно быть отвергнуто как «презренная слабость»[49] и болезненное проявление питающей свою самость души.

 

Заключительная часть

 

§62.

Для всякого не предусмотренного настоящим Уставом случая мы имеем законы и правила св. Отцов и, в первую очередь, свт. Василия Великого, поступая «как имеющие на сие свидетельство в Божественных Писаниях, или по отеческому обычаю, без нарушения заповеди Божией»[50].

§63.

Этот Устав прочитывается ежегодно в установленное время на общих собраниях сестринской общины, дух же его, изложенный в общих чертах и не подробно, может истолковываться и разъясняться отдельно или в связи с уставными документами сестринской общины, а также в отдельно составленных специальных приложениях, содержащих регулирующие пояснения и формулировки под названием «Регулирующие положения».

Особые вопросы могут разрешаться составлением Регулирующих распоряжений по решению Собора Стариц двумя третями голосов их полного состава.

§64

Настоящий Устав, данный монастырю по желанию и настоянию сестринской общины с согласия Собора Старцев монастыря Симонопетра, в котором хранится его неизменная копия, действителен и в отношении третьих лиц с момента передачи его в Канцелярию Суда первой инстанции в Полигиро.

Он может быть изменен двумя третями голосов Собора Стариц с согласия сестринской общины, за исключением основных принципов, касающихся надзора со стороны господствующего монастыря.

Итак, всегда имея перед собой свидетельство и правду словес Божиих, длинноризные и световидные чада Церкви, радуйтесь, слушая их, и украшайтесь их животочными смыслами. Встречайте утро и вечер в изучении оправданий Божиих. Положите в сердцах ваших сладость общения с Духом Святым, наполняя Им ваше дыхание и слово. Предайте свой ум этому закону и ищите ястия и пития блаженного, ибо вы насытитесь. Все творите с мыслью об общине, ублажая Бога и блаженствуя, вдыхая все вместе один воздух и один дым в этой общей скинии, которую утвердил Господь.

Прославляйте непрестанно, вместе и по отдельности, человеколюбивого Бога, созерцая Его таинственно и святых Его, славных Его учеников и честных Отцов наших, указавших нам путь и приготовивших место тем, кто избирает монашеское жительство.

Стойте твердо, доверившись небесно украшенной и всесветлейшей Матери нашей и Госпоже, Которую Ангел предстатель достойно Матери Бога почтил, сообщив Ей Благовестие, и Которой мы вас, любезных чад наших, поручили. Наши же бедные молитвы, поскольку Бог Отец сподобил нас Своим долготерпеливым благоволением пасти Вас и служить Вам, да будут Вам в благословение и силу, да исполните волю Господню, святую, совершенную и спасительную.

 

Настоящий документ как краткое изложение и основное напоминание на общих собраниях, нашей подписью и печатью снабженный, посылается св. Благовещенской Общине в Ормилии сегодня, в день воскресный, месяца мая шестого числа 1975 г.

Игумен монастыря Симонопетра Эмилиан и иже со мною во Христе братия.

 

 

 

Приложение[51]

 

О составлении Внутреннего Устава св. обителей

 

3. Устав должен позитивно влиять на налаживание отношений между монастырской администрацией и церковной властью и предоставлять обителям законную автономию.

Каждая св. обитель должна быть признана отдельной церковной семьей со своими собственными образом жизни, ее ритмом, традициями и деятельностью. Св. обитель не является, - и не полезно даже воспринимать ее чем-то вроде маленького государства в государстве, каким-то околоцерковным органом, по причине ее особого характера и образа жизни. Но она есть подлинная клетка Церкви и, соответственно своей духовности, жизненной силе, личному составу и деятельности, может посредством своего Устава утверждать отдельные аспекты своей жизни и делать свою точку зрения уважаемой.

Тем не менее, уже в этом составляемом Уставе, с одной стороны, должны полагаться основы и предпосылки урегулирования вопросов монашеского управления, как и экономической деятельности, в соответствии с духом священных канонов и многовековой монастырской традицией. С другой стороны, правящая Церковь должна иметь возможность пресекать противоречащую канонам деятельность св. обителей и их уклонения от монашеских установлений.

 

5 Общий план Устава

Таким примерно образом составляемый Общий Внутренний Устав должен содержать в себе следующие пункты:

1. Цель и служение общежития.

Должна быть начертана общая цель всякого монастырского братства ― спасение души, но при этом оставлена свобода для более частных целей и служений, предусматриваемых Уставом каждой св. обители.

Например, всегда существовали обители со своими особенными служениями, такими как: непрестанное славословие, созерцательная жизнь, содержание столовых для бедных, больниц, домов для престарелых, гостиниц, школ или мастерских для воспитания детей и пр.

2. Организация и управление братством.

Основными принципами управления, приобретения игуменом авторитета является канонический способ избрания игумена, как и канонический способ указания монастырской власти, поскольку сохраняется главный принцип свт. Василия Великого: «все монастырские дела должны совершаться по совету лучших», поскольку «спасение… во мнозе совете» (Притч. 11, 14).

Если возможно, могут быть заложены основания и для некоего межмонастырского совета, что могло бы быть очень полезным.

3. Распоряжение хозяйственными делами

Должна быть достигнута гарантированность имущественных прав и полная самостоятельность обители в хозяйственной деятельности под контролем правящего архиерея.

4. Искус и принятие монахов, критерии достоинства таковых, всегда в общих чертах.

5. Внутренний уклад жизни монахов.

Ежедневная жизнь монахов.

Основные послушания.

Достижение мира и любви.

Богослужение. Молитва. Умственная деятельность.

Труд. Молчание. Послушание.

Православное мышление.

Духовность монаха.

Епитимии.

6. Отношения монахов со внешним миром.

Родственники монахов.

Гостеприимство.

Посещения, выход из обители.

Противоположный пол.

Милостыня.

7. Вопросы управления монастырскими зависимыми учреждениями.

Подворья.

Монашествующие отдельно от братии.

Учреждения и пр.

 

Заключение

Таким образом, мы имеем схему подобного рода Внутреннего Установления, которое должно утверждаться на дошедшем до нас монастырском предании и опыте, а также принимать во внимание современное положение вещей и нынешние реалии.

Стоит нам потрудиться, и поболеть, и родить дух спасения (Ис. 26, 1-8), потому что мы обсуждаем вопросы жизни монахов, а монах являет в этом мире Царствие Божие и свидетельствует в этом времени о Том, Кто есть Аминь, посредством приобщения жизни Христа.

Мы изумляемся благородству души, отрекшейся от мира и взыскавшей Господа, скорбящей в чаянии восстановления падшей природы и воссоединения с Богом.

И всякая такая душа и поныне взывает к нам: «если что можешь, сжалься над нами и помоги нам» (Мк. 9, 12).


Перевод с новогреческого выполнен игуменом Леонтием (Козловым) по изданию:

Ἀρχιμ. Αἰμιλιανοῦ Καθηγουμένου Ἱ.Μονῆς Σίμωνος Πέτρας, Κατηχήσεις καὶ Λόγοι, Σφραγὶς γν η σ ί α, τ.1, ἐκδ. Ὁρμύλια, 1995.


[1] Μ. Ἀθανασίου, Πρὸς Κάστορα, Περὶ τῶν κανονικῶν τῶν κοινοβίων διατυπώσεων 3 (ἀμφ.), PG 28, 853C.

[2] Ὑποτύπωσις τοῦ ὁσίου Χριστοδούλου 15, Miklosich-Müller, τ. 6, σ. 69; Василий Великий, свт. Творения. Ч. 5. Подвижнические уставы подвизающимся в общежитии и в отшельничестве, 18, 2, с. 428 (М., 1847) , PG 31, 1384Β.

[3] Ὑποτύπωσις τοῦ ὁσίου Χριστοδούλου 17, Miklosich-Müller, τ. 6, σ. 70.

[4] Василий Великий, свт. Творения. Ч. 5. Слово о подвижничестве 2, 2, с. 71, PG 31, 873Β.

[5] Иоанн Лествичник, прп. Лествица, сл. 4, О послушании , PG 88, 713Β.

[6] Дионисий Ареопагит, О Церковной Иерархии, гл. 3, II.

[7] Цит. соч., гл. 6, III, 4.

[8] Τυπικὸν Κοσμοσωτείρας, Παπάζογλου, σ. 76, στίχ. 889.

[9] Ср. Прем. 7, 26.

[10] Τυπικὸν τοῦ ὁσιου Ἀθανασίου τοῦ ἐν τῷ Ἄθῳ, Meyer, σ. 102, στίχ. 9-13

[11] Василий Великий, свт. Творения. Ч. 5. Подвижнические уставы подвизающимся в общежитии и в отшельничестве, 28, с. 458, PG 31, 1417C.

[12] Василий Великий, свт. Творения. Ч. 5. Правила, кратко изложенные в вопросах и ответах, 98, с. 263, PG 31, 1152Α.

[13] Василий Великий, свт. Творения. Ч. 5. Правила, пространно изложенные в вопросах и ответах, 48, с. 197, PG 31, 1037Β и Правила, кратко изложенные в вопросах и ответах, 104, с. 266, PG 31, 1156Α.

[14] Διατύπωσις τοῦ ὁσίου Ἀθανασίου τοῦ ἐν τῷ Ἄθω, Meyer, σ. 129, στίχ. 14.

[15] Τυπικὸν Ἀρχιστρατήγου Μιχαήλ, Dmitrievskij, Opisanie, τ. I, σ. 774.

[16] Василий Великий, свт. Творения. Ч. 5. Слово подвижническое и увещательное от отречении от мира, 2 , с. 49, ΡG 31, 632Β.

[17] Ср. Βίος ἕτερος ἁγίου Παχωμίου 14, Ηalkin, σ. 180, στίχ. 13-14.

[18] Ср. Βίος ἕτερος ἁγίου Παχωμίου 25, Ηalkin, σ. 193, στίχ. 19-20.

[19] Василий Великий, свт. Творения. Ч. 5. Подвижнические уставы подвизающимся в общежитии и в отшельничестве, 22, 4, с. 450. ΡG 31, 1409Α

[20] Συμεών Ν. Θεολόγου, Κεφάλαια πρακτικὰ καὶ θεολογικά 28, SC 51, σ. 47, στίχ. 24-26.

[21] Ср. Βίος ἕτερος ἁγίου Παχωμίου 29, Ηalkin, σ. 197, στίχ. 11.

[22] Τυπικόν Ἀρχιστρατήγου Μιχαήλ, Dmitrievskij, Opisanie, τ. I, σ. 787.

[23] Βίος ἁγίου Παχωμίου 24, Ηalkin, σ. 14, στίχ. 29 ἕως σ. 15, στίχ. 1.

[24] Василий Великий, свт. Творения. Ч. 5. Правила, пространно изложенные в вопросах и ответах, 10, 2, с. 128, ΡG 31, 9450.

[25] Там же.

[26] Там же, 10, 1, с. 127, ΡG 31, 945Α.

[27] Ср. Μ. Ἀντωνίου, Κανόνες 15 και 22. Πετρακάκου, Οἱ μοναχικοὶ θεσμοί, σ. 40.

[28] Ср. Василий Великий, свт. Творения. Ч. 5. Правила, пространно изложенные в вопросах и ответах, 28, 1, с. 159, ΡG 31, 9880.

[29] Μ. Ἀντωνίου, Κανών 69. Πετρακάκου, Οἱ μοναχικοὶ θεσμοί, σ. 42.

[30] Ὑποτύποσις τοῦ ὁσίου Χριστοδούλου 14, Miklosich-Müller, τ. 6, σ. 68.

[31] Свт. Григорий Богослов, Творения. Т2, Слово 21, Похвальное Афанасию Великому 19, PG 35,1104Α. .

[32] Τυπικὸν Εὐεργέτιδος 15, Gautier, σ. 57, στίχ. 746-749.

[33] Ср. Деян. 20, 34; Рим. 8, 26.

[34] Τυπικὸν Ἀρχιστρατήγου Μιχαήλ, Dmitrievskij, Opisanie, τ. I, σ. 777.

[35] Василий Великий, свт. Творения. Ч. 5. Слово подвижническое об отречении [35] Свт. Григорий Богослов, Творения. Т2, Слово 21, Похвальное Афанасию Великому 19, PG 35,1104Α. .

[35] Τυπικὸν Εὐεργέτιδος 15, Gautier, σ. 57, στίχ. 746-749.

[35] Ср. Деян. 20, 34; Рим. 8, 26.

[35] Τυπικὸν Ἀρχιστρατήγου Μιχαήλ, Dmitrievskij, Opisanie, τ. I, σ. 777.

[35] Василий Великий, свт. Творения. Ч. 5. Слово подвижническое об отречении

644Α.

[35] Василий Великий, свт. Творения. Ч. 5. Правила, пространно изложенные в вопросах и ответах, 46, 2, с. 195, ΡG 31, 1012Α.

от мира, 8, ΡG 31, 644Α.

[36] Василий Великий, свт. Творения. Ч. 5. Правила, пространно изложенные в вопросах и ответах, 46, 2, с. 195, ΡG 31, 1012Α.

[37] Μ. Ἀθανασίου, Πρὸς Κάστορα, περί τῶν κανονικῶν τῶν κοινοβίων διατυπώσεων 6 (ἀμφ.), ΡG 28, 856D.

[38] Василий Великий, свт. Творения. Ч. 5. Правила, пространно изложенные в вопросах и ответах, 37, 2, с. 177, ΡG 31, 1012Α.

[39] Василий Великий, свт. Творения. Ч. 5. Слово о подвижничестве 2, 3, с. 72, PG 31, 876A.

[40] Χρυσόβουλλον αὐτοκράτορος Μιχαήλ Η' Παλαιολόγου, Miklosich- Müller , τ. 4, σ. 333.

[41] Это аллюзия на слова из псалма: «Возмите врата князи ваша, и возмитеся врата вечная» (Пс. 23), поскольку греческий текст указывает скорее на обращение: «возьмите, князья (им. п.), ваши врата (вин. п.)», чем на популярное толкование: возьмите, врата, ваши князи (т.е. свои верхние части),– прим. пер.

[42] Василий Великий, свт. Творения. Ч. 5. Правила, пространно изложенные в вопросах и ответах, 43, 1, с. 190, PG 31, 1028Β.

[43] Находящиеся вне монастыря кельи с храмом, предназначенные для уединенного проживания монахов для молитвы и отдыха, -прим. пер.

[44] Ὑποτύπωσις τοῦ ὁσίου Χριστοδούλου 23,24, Miklosich- Müller, τ. 6, σ. 75-76.

[45] Василий Великий, свт. Творения. Ч. 5. Правила, пространно изложенные в вопросах и ответах, 32, 2, с. 165, ΡG 31, 996C и Правила, кратко изложенные в вопросах и ответах, 10, с. 218, ΡG 31, 1088Β.

[46] Правила, пространно изложенные в вопросах и ответах, 32, 1, с. 164, ΡG 31, 996Α.

[47] Василий Великий, свт. Творения. Ч. 5. Слово подвижническое об отречении от мира, 6, с. 55, ΡG 31, 640Α.

[48] Палладий, еп. Еленопольский, Лавсаик или повествование о жизни святых и блаженных отцов, 38 и 39 , PG 34, 1099CD-1105C и Василий Великий, свт. Творения. Ч. 5. Правила, пространно изложенные в вопросах и ответах, 33, 2, с. 167, PG 31, 1000A.

[49] S.P. Benedicti, Regula cum Commentariis 33, PL 66, 552C («Nequissimum vitium»: «ἀπαίσιον ἐλάττωμα»). Βλ. Κανὼν τοῦ ἁγίου Βενεδίκτου, μετάφρ. Ἀντ. Βακονδίου, ἔκδ. «Καλὸς Τύπος», Ἀθῆναι χ.χρ., σ. 95.

[50] Ср. Феодор Студит, прп. Завещание, 13, PG 99, 1820C.

[51] Размышления архимандрита Эмилиана (Вафидиса) на тему составления Внутреннего Устава Монастыря. Как известно, над Уставным Положением № 39  «О действующих в Греции православных монастырях и исихастириях»  трудился также отец Эмилиан .

Ключевые слова:
См.также:
Подписаться на ленту комментариев к этой публикации

Комментарии (1)

Написать комментарий
#
monk from USSR
15.09.2014 в 23:53
Устав м-ря Ормилия - это лучший устав! Спасибо за публикацию,дорогая редакция портала!!!
Ответить

Написать комментарий

Правила о комментариях

Все комментарии премодерируются. Не допускаются комментарии бессодержательные, оскорбительного тона, не имеющие своей целью плодотворное развитие дискуссии. Обьём комментария не должен превышать 2000 знаков. Републикация материалов в комментариях не допускается.

Просим читателей обратить внимание на то, что редакция, будучи ограничена по составу, не имеет возможности сканировать и рассылать статьи, библиограммы которых размещены в росписи статей. Более того, большинство этих статей защищены авторским правом. На просьбу выслать ту или иную статью редакция отвечать не будет.

Вместе с тем мы готовы рассмотреть вопрос о взаимном сотрудничестве, если таковые предложения поступят.

Прим.: Адрес электронной почты опубликован не будет и будет виден лишь модераторам.

 *
Введите текст, написанный на картинке:
captcha
Загрузить другую картинку

добавить на Яндекс добавить на Яндекс