Юбилейная Сергиевская выставка в ГИМ пополнилась уникальной иконой
События

Монументальная икона середины XIX в. представляет собой редкую точную копию древнего чудотворного образа преподобного Сергия Радонежского, пояснила автор выставки, главный научный сотрудник ГИМ Елена Юхименко. Этот образ, написанный в 1585 г. по повелению царя Федора Иоанновича на доске раки чудотворца, прославился целебной силой во время эпидемии холеры в 1848 г., когда к нему обращали молитвы жители Сергиева Посада, окрестных селений и городов Московской губернии. С этого времени был учрежден ежегодный крестный ход с иконой по городам и селам Московской и Владимирской губерний, находящимся в окрестности Троице-Сергиевой лавры.

Икона из коллекции Г. Лепса впервые представлена широкой аудитории. Образ написан в знаменитой лаврской мастерской художника-иконописца Ивана Малышева, о чем свидетельствует ее высочайшее качество. Икона повторяет первообраз по размерам (203 × 67 см) и во всех деталях. Живописной техникой имитации черни на ней воспроизведен драгоценный оклад чудотворного образа.

«Икона прекрасно вписывается и в контекст самой выставки, и в контекст торжеств, связанных с 700-летием преподобного Сергия. Сергий Радонежский для нас – это выдающееся историческое и культурное явление. Все, что с ним связано, очень дорого для нас. Имя его поистине святое», -- сказал на презентации замдиректора ГИМ Андрей Яновский. Он обратил внимание на хромолиторафию художника И. Бараблина (1854), которая экспонируется как раз напротив упомянутой иконы, -- на ней изображена та самая чудотворная икона преподобного, копией с которой является образ, предоставленный коллекционером.

«На нашей выставке много перекличек: книжные миниатюра и иконы, гравюры и рукописи, теперь – хромолитография и эта икона», -- заметила Елена Юхименко. По ее словам, икона существенно дополнила выставку, она отражает то почитание, которое снискала эта чудотворная икона, особенно – во время холерных эпидемий и других бедствий.

Сам коллекционер сообщил, что икона стала «чудесным приобретением» и пополнила его собрание именно в год 700-летия преподобного Сергия. Как правило, прежде, чем решиться на покупку какой-либо иконы, он долго советуется с экспертами. Увидев же эту икону, он «и секунды не думал»: во-первых, иконы Радонежского чудотворца еще не было в его коллекции, а во-вторых, было очевидно, что это произведение «высочайшего качества, тончайшего письма, виртуозная имитация драгоценного оклада».

Отвечая на вопросы журналистов, Г. Лепс рассказал, что он начал собирать иконы 12 лет назад, всего в его коллекции около 200 икон, и «процесс не останавливается». Самой древней иконой считается образ, датируемый XV веком; есть в собрании и икона нового письма (иконописца Ирины Зарон). Некоторые экспонаты из его собрания уже принимали участие в выставке в Государственной Третьяковской галерее.

Выставка «Обитель преподобного Сергия», развернутая в залах ГИМ, впервые позволяет столь масштабно показать выдающийся вклад преподобного Сергия в историю и культуру России и Русской Православной Церкви. Выставка представляет Сергия Радонежского и как святого, и как реального исторического деятеля, имя которого неразрывно связано с освобождением Руси от ордынского ига. История Радонежского игумена и его обители показана в контексте общерусской истории XIV-XX вв.

www.blagovest-info.ru


Другие публикации на портале:

Еще 9