Монументальная икона середины XIX в. представляет собой редкую точную копию древнего чудотворного образа преподобного Сергия Радонежского, пояснила автор выставки, главный научный сотрудник ГИМ Елена Юхименко. Этот образ, написанный в 1585 г. по повелению царя Федора Иоанновича на доске раки чудотворца, прославился целебной силой во время эпидемии холеры в 1848 г., когда к нему обращали молитвы жители Сергиева Посада, окрестных селений и городов Московской губернии. С этого времени был учрежден ежегодный крестный ход с иконой по городам и селам Московской и Владимирской губерний, находящимся в окрестности Троице-Сергиевой лавры.
Икона из коллекции Г. Лепса впервые представлена широкой аудитории. Образ написан в знаменитой лаврской мастерской художника-иконописца Ивана Малышева, о чем свидетельствует ее высочайшее качество. Икона повторяет первообраз по размерам (203 × 67 см) и во всех деталях. Живописной техникой имитации черни на ней воспроизведен драгоценный оклад чудотворного образа.
«Икона прекрасно вписывается и в контекст самой выставки, и в контекст торжеств, связанных с 700-летием преподобного Сергия. Сергий Радонежский для нас – это выдающееся историческое и культурное явление. Все, что с ним связано, очень дорого для нас. Имя его поистине святое», -- сказал на презентации замдиректора ГИМ Андрей Яновский. Он обратил внимание на хромолиторафию художника И. Бараблина (1854), которая экспонируется как раз напротив упомянутой иконы, -- на ней изображена та самая чудотворная икона преподобного, копией с которой является образ, предоставленный коллекционером.
«На нашей выставке много перекличек: книжные миниатюра и иконы, гравюры и рукописи, теперь – хромолитография и эта икона», -- заметила Елена Юхименко. По ее словам, икона существенно дополнила выставку, она отражает то почитание, которое снискала эта чудотворная икона, особенно – во время холерных эпидемий и других бедствий.
Сам коллекционер сообщил, что икона стала «чудесным приобретением» и пополнила его собрание именно в год 700-летия преподобного Сергия. Как правило, прежде, чем решиться на покупку какой-либо иконы, он долго советуется с экспертами. Увидев же эту икону, он «и секунды не думал»: во-первых, иконы Радонежского чудотворца еще не было в его коллекции, а во-вторых, было очевидно, что это произведение «высочайшего качества, тончайшего письма, виртуозная имитация драгоценного оклада».
Отвечая на вопросы журналистов, Г. Лепс рассказал, что он начал собирать иконы 12 лет назад, всего в его коллекции около 200 икон, и «процесс не останавливается». Самой древней иконой считается образ, датируемый XV веком; есть в собрании и икона нового письма (иконописца Ирины Зарон). Некоторые экспонаты из его собрания уже принимали участие в выставке в Государственной Третьяковской галерее.
Выставка «Обитель преподобного Сергия», развернутая в залах ГИМ, впервые позволяет столь масштабно показать выдающийся вклад преподобного Сергия в историю и культуру России и Русской Православной Церкви. Выставка представляет Сергия Радонежского и как святого, и как реального исторического деятеля, имя которого неразрывно связано с освобождением Руси от ордынского ига. История Радонежского игумена и его обители показана в контексте общерусской истории XIV-XX вв.