Х.Кырымлы. Турция и мусульмане Советской России. 1921 – 1922 г.г. // Вопросы истории, №3, 2009. С.150 – 153.Реферат статьи
В статье рассматривается роль Турции в оказании помощи мусульманскому населению России в период голода 1921-1922 г.г.
Статья

Небывалых размеров голод, охвативший Советскую Россию в 1921 – 1922 г.г., привлёк внимание многих стран. С лета 1921 года в короткий срок голод распространился в окрестностях Уральских гор, бассейна реки Дон, охватил Поволжье, Крым, затронув и тюркоязычное мусульманское население. Живя в тяжёлых условиях, мусульмане молодого государства обратились к сформированному в Анкаре правительству Великого Национального Собрания Турции (ВНСТ).

Советская Россия была одной из первых стран, признавших турецкое правительство, установив с ним дипломатические отношения. Комиссия помощи голодающим Крыма, которая была образована под председательством Рефета Паши в сотрудничестве с Красным Полумесяцем, отправляла в Крым весной и осенью 1922 г. партию гуманитарной помощи.

Комиссию помощи голодающим сформировало центральное Духовное управление мусульман внутренней России и Сибири. Через него мусульмане Поволжья и Уральского края обращались к единоверцам из других стран, рассказывая об ужасных сценах голода, акцентируя, что под угрозой исчезновения татары, башкиры, киргизы. Старания Духовного управления не остались безрезультатными: помимо Турции голодающие Поволжья и Урала получили помощь из Финляндии от живущих там волжских и уральских татар, из Афганистана. Духовное правление обращалось в Министерство по делам шариата, находившееся в Анкаре, которое распространило воззвание голодающих по исламскому миру.

Мусульмане России отправили в Турцию двух представителей, которые вели переговоры с сотрудниками Красного Полумесяца, давали интервью местной прессе. Стараясь не обвинить советское правительство, было заявлено, что в период царской власти плодородные земли были отняты от мусульман и переданы христианам, научно-техническая помощь оказывалась только системе сельского хозяйства русского населения, что в то время, как русский народ взращивает зерновые культуры и занимается скотоводством, тюркские народы России вынуждены довольствоваться выращиванием всего нескольких видов злаков. Передавались и жуткие подробности голода: съедены черви и насекомые, дикие растения, кошки, собаки. Образец “хлеба”, показанный репортёру газеты “Вакыт”, был назван чёрной грязью, похожей на навоз. Потребность имелась и в одежде. Люди жили почти голые, при необходимости выйти на улицу одевали лохмотья по очереди.

Всё это подстёгивало иностранную помощь. В первую очередь было решено помочь тюркской интеллигенции Уральского региона и Поволжья, получившей вскоре индивидуальные пайки. Помощь распределялась между мусульманскими детскими домами Москвы, Казани, Уфы. Её составляли мука, сушёные овощи, консерванты для мясного бульона. О помощи, присланной в районы Поволжья и Урала, говорилось на Всероссийском съезде религиозных деятелей-мусульман 15 – 23 июня 1923 г. в Уфе. Существовала потребность продолжить кампанию, о чём просил председатель Комиссии помощи голодающим Духовного управления мусульман в благодарственном письме турецкому обществу Красного Полумесяца. Присланного для российских мусульман было недостаточно. В самой Турции шла война за независимость, и её население так же испытывало продовольственные проблемы, но было готово отдать последний кусок хлеба голодающим российским собратьям. По сравнению с размерами помощи, оказанной России другими странами, вклад ВНСТ скромен, но для народа, находящегося 10 лет в бедственном положении, осуществление даже такой поддержки имело огромную моральную ценность.

 

Комментарии ():
Написать комментарий:

Другие публикации на портале:

Еще 9