Общая характеристика работы
Актуальность исследования. Выявление факторов территориального роста Российской империи, происходившего в восточном направлении на протяжении XVI—XVIII вв., и всестороннее исследование механизмов закрепления присоединяемых земель в составе единого государства, представляет собой актуальную исследовательскую задачу в современной России, по-прежнему лидирующей по площади среди стран мира.
Особое место в освоении пограничных территорий империи занимала деятельность Русской Православной Церкви (далее — РПЦ) — автокефальной поместной православной Церкви, существовавшей на территории Российской империи. В диссертации использовано ее современное официальное название, принятое в 1943 г. В XVIII—XIX вв. наиболее распространенными ее наименованиями внутри России были «Православная кафолическая греко-российская», «Русская» или «Российская» Церковь и др., в Соединенных Штатах Америки (далее — США) с 1867 г. она же была известна как «Греко-Восточная Церковь» («Greek Oriental Church»).
Являясь хранителем и носителем стержня русской цивилизации, РПЦ: во-первых, оберегала цивилизационное единство русских первопроходцев и поселенцев; во-вторых, несла основную нагрузку в распространении русской культуры среди местного населения присоединяемых земель. Распространяя православие среди нехристианских народов, РПЦ транслировала им ценности русской цивилизации: миропонимание, традиции и нравственные нормы восточного христианства, а также гражданские качества личности — патриотизм и верноподданство. Труды православных миссионеров были направлены не столько на замещение местных культур русской, сколько на изменение сознания и образа жизни туземцев при сохранении их этнического своеобразия. Такой образ действий привел к тому, что коренные народы Сибири, Дальнего Востока, Аляски не были уничтожены русской цивилизацией. Восприняв ее духовно-нравственные принципы, они внесли свои этнические особенности в многонациональную культуру Российской империи.
Необходимо отметить, что ограниченность, а порой и отсутствие архивных источников о деятельности РПЦ в период освоения русскими просторов Сибири в XVI и XVII вв. существенно осложняют ее исследование. Вместе с тем открытие и последующее освоение Тихоокеанского севера в XVIII—XIX вв. были широко документированы. Это позволяет достаточно подробно исследовать процесс распространения русского православия в этом регионе, проанализировать действия светских и церковных властей, а также связанные с ним события, происходившие в центральной России и в Сибири.
Миссионерская деятельность РПЦ в контексте освоения присоединяемых к России территорий Тихоокеанского севера особенно рельефно выступает в пределах Аляски. Данная самая близкая к России часть Североамериканского континента была открыта в первой половине XVIII в. русскими мореплавателями и более 100 лет являлась частью Российской империи. Этот период аляскинской истории вызывает интерес большинства отечественных и зарубежных исследователей. Различным аспектам существования Русской Америки посвящены сотни научных публикаций и неопубликованных диссертаций. Ее история и связанные с нею людские судьбы отражены в художественных произведениях. Вопросы русского освоения и продажи Аляски обсуждаются в современной публицистике.
Интерес со стороны научного сообщества и широкой общественности России и Америки вполне обоснован. Ведь Аляска была не только восточным пределом Российской империи, не только единственным заокеанским владением русской короны и даже не только уникальной зоной русского влияния в Америке. Аляска явилась местом соприкосновения двух супердержав: России и США. В ее пределах они имеют общую историю и опыт взаимодействия, который требует всестороннего осмысления, в том числе и в рамках исторического исследования.
Актуальность темы диссертации также обоснована итогами современных исследований, которые свидетельствуют, что сохранение православия автохтонами Аляски по сей день является наиболее существенным результатом присутствия русской цивилизации в Северной Америке. Воздействие русской духовной культуры на коренное население Аляски началось в период открытия русскими берегов Северной Америки и Алеутских о-вов и продолжалось после продажи Россией своих американских владений США в течение 50 лет.
Русские миссионеры наряду с вероучением и православными традициями прививали автохтонам Аляски российские нормы общественной жизни и государственного устройства, хозяйственный уклад и грамотность. После продажи Аляска стала территорией контакта русской и американской цивилизаций в силу того, что ее православное автохтонное население, воспитанное в традициях восточного христианства, монархических устоев и государственного патернализма, оказалось под влиянием западного христианства, либеральной демократии и частной инициативы. К аккультурации коренных жителей Аляски федеральное правительство США привлекло инославные христианские конфессии, в основном протестантские конгрегации, предоставляя им властные полномочия и государственные субсидии. Православные епископы и священники, прибывавшие на Аляску из России до середины 1910-х гг., смягчали потрясение, которое испытывало православное население бывшей Русской Америки от американизации и прозелитизма американских миссионеров.
Особый интерес представляет исследование православной церковной жизни на территории США в 1870-х—1920-х гг., т.к. в эти годы в ней заключалось русское цивилизационное присутствие в Западном полушарии. В этот период РПЦ успешно развивалась в Северной Америке. Характер церковного развития на Аляске отличался от США и Канады, где увеличение православных приходов происходило экстенсивным путем: за счет возвращения из унии в православие славянских общин. На Аляске преимущественно имело место интенсивное развитие: новые церковные общины образовывались в результате разукрупнения существовавших прежде. Сокращение территории приходов позволяло священнику чаще посещать селения православных автохтонов, что повышало эффективность пастырской работы.
Итогами пребывания РПЦ на Аляске в период 1740-х — 1920-х гг. являются сохранение ее современными коренными жителями русского православия и существование жизнеспособной Аляскинской епархии автокефальной Православной Церкви в Америке (далее — ПЦА). Это подчеркивает актуальность исследования влияния участия РПЦ в освоении Россией заокеанской территории и последующего институционного присутствия РПЦ на территории Аляски в течение пятидесяти лет после ее продажи.
Степень изученности темы
Процесс распространения православия среди народов Аляски исследуется в России и за рубежом церковными историками и светскими учеными на протяжении почти двух столетий.
Первую работу по церковной истории на Аляске опубликовал святитель Иннокентий (Вениаминов). В 1840 г. было издано его аналитическое сочинение «Состояние Православной Церкви в Российской Америке». К числу его российских последователей, дополнивших и расширивших его взгляды на миссионерскую деятельность РПЦ на Аляске относятся А.Н. Львов, И.К. Смолич, архимандрит Августин (Никитин). То же справедливо и для книг о Первой духовной миссии, изданных Валаамским монастырем. Большинство авторов остальных публикаций о церковной истории на Аляске, в том числе размещенных на интернет-ресурсах, компилируют ранее изданные работы, зачастую некритически воспроизводя ошибочные мнения предшественников.
К церковным исследователям также можно отнести авторов биографической и житийной литературы о миссионерах, трудившихся на Аляске, и о церковных деятелях, жизнь которых была связана с устройством миссии на ее территории. В первую очередь, к ним относятся И.П. Барсуков, Б.В. Титлинов, М.В. Гневушев, М.З. Винокуров, П.Д. Гарретт, С.Г. Трубецкой, С.А. Корсун.
Отечественными историками РПЦ на Аляске, а также церковными биографами и авторами житийной литературы в неодинаковой степени были исследованы или обоснованы:
· заинтересованность российского государства в открытии и освоении Аляски и его участие в организации миссионерской деятельности; направление царским правительством духовной миссии в североамериканские владения Российской империи, а также его требования к Российско-Американской компании (далее — РАК) содействовать деятельности РПЦ в 1820-е—1830-е гг.;
· инициативы в отдельных вопросах организации миссионерской работы на Аляске, проявляемые Святейшим Синодом или его Первенствующими членами — митрополитами Санкт-Петербургскими;
· цивилизаторское воздействие на автохтонов со стороны православных священников и миссионеров в процессе осуществления ими духовно-просветительской, социальной, образовательной и хозяйственной деятельности, особенно — труды святителя Иннокентия по организации миссионерской работы в Русской Америке, его деятельность, направленная на сохранение аутентичных культур просвещаемых народов Аляски;
· служение на Аляске креольского духовенства;
· активное участие в распространении православной веры среди туземного населения мирян — русских и автохтонов;
· зависимость успеха христианизации от отношения к ней язычников;
· некоторые вопросы американского периода истории РПЦ на Аляске, в частности — забота святителя Иннокентия о продолжении церковной деятельности в Америке после продажи Аляски.
Помимо церковных, многие светские российские ученые — историки, географы, этнографы, культурологи, занимались изучением проблем церковной истории в ходе своих исследований Русской Америки. Опубликованные ими данные подтверждают и обогащают выводы церковных историков и биографов, а именно:
· участие российского государства в распространении православия на Аляске;
· вовлеченность в этот процесс русских промышленников, особенно до прибытия первых миссионеров;
· бережное отношение православных миссионеров к автохтонным культурам.
Вместе с тем некоторые светские ученые: П.А. Тихменев, К.Т. Хлебников, Г.Х. Бэнкрофт, Н.Н. Болховитинов, А.А. Истомин и др., — сформулировали отличное от церковных авторов мнение по некоторым вопросам истории РПЦ на Аляске до 1867 г., что свидетельствует о необходимости более подробного их исследования. К таким вопросам относятся:
· участие православного духовенства в отрядах Второй Камчатской экспедиции, достигших берегов Аляски в 1741 г. — под командованием В.Й. Беринга и А.И. Чирикова;
· причины конфликта между членами Первой духовной миссии и местной администрацией во главе с А.А. Барановым;
· причина и инициатор учреждения Кадьякского викариатства Иркутской епархии;
· обстоятельства гибели мученика Петра Алеута и священномученика Ювеналия (Говорухина).
Работы американских исследователей отличаются привлечением устных преданий автохтонов (oral history), а также уникальных комплексов документальных источников по истории православия на Аляске, сохранившихся в светских и церковных архивохранилищах США. В отличие от большинства российских коллег внимание американских авторов — церковных и светских — было обращено не только к периоду вхождения Аляски в Российскую империю, но и к последующим годам, когда она вошла в состав Соединенных Штатов. Они обогатили проблематику исследования, изучив:
· деятельность протестантских и католических миссионеров, направленную на американизацию православного населения, оставшегося жить на Аляске после 1867 г.;
· особенности служения православных миссионеров, обусловленные вхождением Аляски в состав Соединенных Штатов.
Церковные историки: епископ Григорий (Афонский), протоиерей Михаил Олекса, В.М. Бензин, — исследовали проблемы институционального присутствия РПЦ на Аляске:
· совершение Литургии на одном из кораблей Второй Камчатской экспедиции, побывавших у берегов Америки;
· деятельность православного духовенства на Аляске до и после ее продажи;
· организация церковных школ и духовное образование местного населения;
· заботы царского правительства об удовлетворении духовных интересов православной паствы на Аляске после ее передачи США.
Американские историки, этнологи, лингвисты, культурологи Л.Т. Блэк, Б.С. Смит, М.Э. Краусс и др. обосновали ключевое значение РПЦ в сохранении автохтонных культур Аляски. Выступая прямой противоположностью протестантским американским миссионерам, православное духовенство: осуществило фиксацию коренных языков; создало письменность автохтонов и распространяло среди них грамотность; обучало уроженцев Аляски на билингвальной основе; поставляло из их числа клириков; привлекало мирян к руководству церковными общинами; защищало местное население от притеснений, отстаивало их гражданские права. Вместе с тем, они уделили пристальное внимание изучению вопросов участия местного населения в распространении православия. Особенно тщательно проработаны: механизмы распространения на Аляске русской духовной культуры мирянами и причины безоговорочного восприятия православия коренными жителями Алеутских о-вов и Западной Аляски.
Следует отметить тенденциозность, присущую многим исследованиям распространения православия на Аляске, начиная с XIX в. Она была характерна и для публикаций советского периода, что объясняется главенством в то время атеистического подхода в изучении истории. Американские авторы также оказались во многом зависимы от общественного умонастроения. Так, протекающие в последние десятилетия процессы возрождения национальной аутентичности народов Аляски на основе дохристианских культур отражены в повышенном внимании исследователей к явлениям религиозного синкретизма (Л. Блэк, С. Мусалимас и др.). Деятельность на Аляске старообрядцев беспоповцев породила тенденции умаления значения миссионерских трудов православного духовенства и преувеличение роли мирян.
Выявленные разногласия в существующих исследованиях Аляски, в частности различные оценки участия российского государства, духовенства и мирян РПЦ в распространении русской духовной культуры среди коренных народов, а также наличие малоизученных аспектов церковной истории, особенно после 1867 г., требуют критического анализа и тщательного исследования с привлечением новых источников.
Анализ степени разработанности проблемы позволяет выделить основных субъектов исследуемого процесса, одни из которых действовали в Америке, другие — в России. Основными участниками распространения православия на Аляске являются:
1. Российское государство, которое представляли:
· верховная власть самодержца;
а также
· до 1799 г. — сибирские, охотские, камчатские местные власти;
· в 1799—1867 гг. — РАК, осуществлявшая государственную политику по отношению к РПЦ на Аляске;
· в 1867—1917 — министерства и ведомства царского правительства.
2. Святейший Синод, как высшая инстанция управления РПЦ. В аспекте темы исследования субъектами синодальной деятельности выступают:
· пленарное Присутствие — центральный коллегиальный орган Святейшего Синода;
· первенствующие члены Синода — митрополиты Санкт-Петербургские;
· обер-прокуроры — светские чиновники, представлявшие императора в Синоде; с 1803 г. были посредниками между Синодом и органами государственной власти: в частности, лично представляли на усмотрение императора определения и всеподданнейшие доклады Синода, а также объявляли Синоду высочайшую волю — указы, повеления, резолюции императора.
3. миссионеры, приезжавшие в русский и американский периоды на Аляску из России:
· епископы;
· священники;
· монахи;
· причетники.
4. местное население Аляски.
Объектом диссертационного исследования является процесс распространения и закрепления православной культуры среди коренных жителей Аляски.
Предметом изучения выступает деятельность РПЦ по освоению Тихоокеанского севера в пределах Аляски и ее роль в распространении и закреплении русского православия среди автохтонов.
Цель исследования состоит в изучении своеобразия русского освоения Аляски в духовном, социальном и культурном аспектах.
Для достижения цели исследования были намечены основные задачи:
• выявить роль российского государства в привлечении РПЦ к освоению Тихоокеанского севера и в сохранении ее присутствия на проданной США территории;
• исследовать особенности синодального управления миссионерской деятельностью на Аляске в русский и американский периоды вплоть до 1917 г.;
• проанализировать вклад приезжавших из России миссионеров в распространение и сохранение русской культуры среди народов Аляски;
• определить характер деятельности на Аляске инославных миссионеров и выявить ее влияние на закрепление русского православия среди автохтонов;
• исследовать формы вовлеченности местного населения: мирян, причетников и духовенства, в распространение и сохранение православной веры и традиции;
• выявить своеобразие цивилизационного освоения Аляски.
Посмотреть файл автореферата