Игумен афонского монастыря Ватопед Ефрем встретился с учащимися Московских духовных школ
События

Гостя приветствовал проректор по воспитательной работе игумен Вассиан (Змеев).

Игумен Ефрем, уже не в первый раз встречающийся с студентами в стенах Московской духовной академии, отметил особый интерес россиян к опыту духовной жизни насельников Святой горы.

Эпоха Православия

Мы живем сегодня в трудную эпоху – человек пребывает в «многомятежной атмосфере», не зная, откуда пришел и куда идет. Современная Европа не связывает себя с христианством. Причина этого в том, что европейцы приняли ложное христианство. Бог, о котором их учат родители, отвергается ими, а души их не находят упокоения. Люди ищут чего-то более глубокого, а именно – Православия. Они могут научиться Православию у тех, кто правильно славит Бога.

Задача духовной школы – показать то Православие, которого жаждут люди. Учась в духовной школе, нужно благодарить Бога за то, что Он сподобил находиться в школе с большими духовными традициями, жить в православном окружении, наслаждаться свободой внешней и, главное, внутренней – свободой сердца.

 Божия Матерь – покровительница монахов и всех подвизающихся

Визит о. Ефрема совпал с престольным праздником обители – днем памяти преподобного Михея, ученика преподобного Сергия Радонежского. Известно, что святой Михей был свидетелем явления Богородицы преподобному Сергию. Явление это означает благоволение Пречистой Девы к монахам. На Афоне также часты случаи явления Божией Матери, в которых она наставляет, утешает, поддерживает, вразумляет братию. Пресвятая Дева почитается особенной покровительницей святогорцев и всех монахов. Святитель Григорий Палама назвал Ее самой совершенной молитвенницей среди людей, первой монахиней после Своего Сына. И не случайно Она, познав полноту божественной благодати в молитве, просила Афон Себе в удел. Она радуется, видя умножение и духовное возрастание монахов.

Но Божия Матерь радуется также и о спасении всех людей. Изучая богословие, необходимо внимательно относится к своей жизни, чтобы обрести благоволение и заступничество Божией Матери.

Очерк духовной жизни

В духовной жизни очень важно хранить целомудрие и иметь трезвение, чтобы ум был постоянно направлен к Богу, а также соблюдать заповеди Христовы, в которых сокрыт сам Христос. Хранящий заповеди отлагает греховный настрой, который заменяется желанием Бога. Человек, постоянно жаждущий Бога, старается о непрестанном хранении заповедей и молитве.

Ум такого человека просвещается от богообщения. Он начинает видеть всю свою греховность, но не отчаивается и не теряет дерзновения, а начинает искоренять грехи посредством покаяния. Покаяние придает скорбь сердцу, но это не меланхолическое расположение души, а радостная скорбь. Тогда человек начинает плакать. Слезы эти – плод Святого Духа. Плачущий такими слезами избегает сначала деятельных грехов, потом грехов в слове и в мыслях. Ум его привлекается к Богу посредством жизни созерцательной. Он уже видит не только свою греховную жизнь, но и божественное отеческое вмешательство Божия промысла.

Таковой уходит с начальной ступени веры и приходит в степень веры видящей. Каждый следующий путем такой веры почувствует осуществление обетований Христовых.

Церковь

Православная Церковь – не Церковь идеологии, размышлений или философии. Это Церковь духовного опыта. Человек, посвятивший себя Богу, ищет Царствия Божия и правды его, а все остальное ему прилагается.

Вопросы, заданные игумену Ефрему, и его ответы

1.      О старце Иосифе Ватопедском - ученике старца Иосифа Исихаста.

Старец Иосиф Ватопедский – человек Божий. Ум его настолько утвердился в Боге, что он не хочет уже говорить ни о чем земном. Он желает смерти от величайшей любви к Богу.

2.      В чем разница между отношениями монахов и игумена и отношений студентов духовной школы к своим начальникам?

В духовной академии не может быть такого послушания, как в монашестве. Ректор духовной школы не является старцем. Но у студента должно быть почтение к его должности и послушание его распоряжениям во всем, что касается внешней жизни. Отличие от монаха в том, что студент не может оказывать сердечного послушания в духовных делах. Однако послушание начальству не должно быть лицемерным, нельзя ругать начальствующего в своем сердце.

3.      О русском церковном пении.

Нынешняя русская певческая традиция не является древней. Древнее унисонное русское пение более умилительное. Византийское пение более располагает к умилению, духовному восприятию. Но пение – второстепенный момент в богослужении, главное – правое сердце.

4.      О практике устного произнесения Иисусовой молитвы.

На Святой горе есть такая традиция, в том числе и в Ватопеде. Это линия старца Иосифа Исихаста. Он говорил, что произношение вслух помогает уму легче воспринимать смысл. Монаху это помогает сосредоточиться – устное произнесение уменьшает или совершенно устраняет рассеяние: «От уст зажигается ум». Наступает момент, когда человек уже не хочет произносить ее устно, а переходит к более совершенной форме – молитве ума.

5.      Конфликты между греческим и русским монашеством на Афоне.

Трения имели место, но это дело человеческой немощи. «Есть узколобые греки, есть узколобые русские. Такой тип людей и сталкивается друг с другом». Но есть и любовь между русскими, сербами, греками и всеми насельниками Святой горы, есть реальное общение во Христе.

6.      Что говорят на Афоне о последних временах.

Сегодня в моде говорить об антихристе. Диавол борет и справа и слева: либо внушает полное безразличие к кончине мира, либо убеждает, что она завтра. Люди, склоняющиеся к последнему мнению, боятся всего. Это «благоговение с духовным вредом». Большинство таких внушений – не по Богу. Для нас последний день – наша смерть, она нас должна заботить. Будем преданы Христу, а Церковь, хранящая Предание, оповестит нас об антихристе и скажет, что нужно делать.

7.      Какими качествами должен обладать современный пастырь?

Он должен любить Бога. Старец Паисий говорил: если священник нравственный и не сребролюбивый, то он будет иметь успех 80%, а если он еще любит Бога, то он будет иметь 100% успеха.

8.      Как в детях пробудить любовь ко Христу?

Снисхождением, терпением и молитвой. Старец Порфирий говорил: не будем много говорить детям о Боге – они не выносят множества слов, но будет говорить Богу о детях. Много пользы молодежи принесет современное монашество. Тому есть примеры. Часто за короткое время созерцания монахов молодые люди обращались к Богу. Молодежи полезно находиться в правильной монастырской атмосфере. Не обязательно для того, чтоб стать монахами. Просто они о многом задумаются.

9.      Духовная жизнь в миру.

Ни брак, ни монашество не являются целью; цель – обожение. Нет монашеской духовности и мирской. Все, что сказали святые отцы, относится ко всем. Единственное различие мирян от монахов – плотское общение в браке. Все остальное одинаково, все должны подвизаться. Молитвы, богослужения, литургии, исповедь, причастие – это все есть и у мирян. Аскетический настрой не принадлежит исключительно монахам, но всей Церкви. Есть семьи, которые вместе совершают богослужения. Дети там читают жития святых за трапезой, испрашивают благословения родителей, целуя их руки. Это и есть монашество.

10.  О послушничестве на Афоне.

Призвание к монашеству - это божественный промысел. Послушники потому и отделяются в отдельную категорию, что проходят испытание. Если монашество – их путь, они останутся. Человек может прийти побуждаемый внешним чувством, энтузиазмом, и не сможет понести монашеской жизни. Старец должен определить внутреннее, душевное устроение послушника.

11.  Практика Исповеди и Причастия и молитвенное правило перед Причастием.

Некоторые монахи исповедуются каждодневно. Причастие в Ватопеде бывает 4 раза в неделю: во вторник, четверг, субботу и воскресение. В остальные дни соблюдается строгий пост (без масла), в субботу – пища с маслом. Всего в монастыре бывает до 10 литургий в день, поэтому есть распределение монахов, когда кому причащаться. Исповедь в Греческой Церкви не связана с Причастием. Человек, не совершивший смертных непростительных грехов, не имеет препятствия к Причастию. Причащение – от любви сердца, это стремление сердца. Молитвенное правило перед Причастием в Греции - Последование к причащению. Есть каноны, но не следует узаконивать их чтение. В вопросе подготовки не может быть принуждения. То же самое относительно поста. Кто соблюдает все положенные Церковью посты, тот выполнил свой долг, а правила, запрещающего причастие непостившемуся, нет.

12.  Современные чудеса на Афоне.

Блаженны не видевшее, но веровавшие. Недавно было чудо с иконой в болгарском монастыре Зограф, когда икона чудным образом была доставлена великомучеником Георгием в придел одного из храмов обители. Но главное чудо – это сама Церковь с ее Таинствами и священнодействиями.

13.  Русские святые, почитаемые на Афоне

Таковых много: преподобные Паисий Величковский, Сергий Радонежский, Серафим Саровский, Силуан Афонский, Максим Грек (подвизавшийся в Ватопеде), святитель Лука Симферопольский, праведный Иоанн Кронштадтский. На Афоне хранятся мощи многих русских святых, их иконы.

14.  Служение иконописца – монашеское или мирское?

Иконописание, конечно, дело монашеское, миряне допускаются к нему только по снисхождению. Иконописец должен поститься, молится и бодрствовать. Благочестивым мирянам не запрещается иконописание. В Ватопедском монастыре работает много мирян, они занимаются, например, резьбой по древу. Главное – благоговение.

15.  Об архимандрите Софронии Сахарове.

О. Софроний является, безусловно, великим угодником Божиим.  Некоторые афониты называют его «современным Григорием Паламой». Личный опыт общения с ним свидетельствует, что это был благодатный человек.

16.  Отношение к святителю Игнатию Брянчанинову.

В Ватопедском монастыре его произведения читаются. Это человек молитвы, трезвения, «совершенный святогорец», ведь Святая гора – это не место, а образ жизни. Каждый живущий так может быть назван святогорцем.

В заключении встречи игумен Вассиан поблагодарил настоятеля Ватопедской обители за полезные наставления. О. Ефрем, в свою очередь, преподнес в подарок академии список с чудотворной иконы Божией Матери «Всецарица».

 


Другие публикации на портале:

Еще 9