Функционирует при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям
   
Золотой фонд
Новое в справочном разделе
Комментарии читателей rss

Образ игумении в уставах современных греческих монастырей

21 июля 2014 г.
В рамках дискуссии вокруг проекта «Положения о монастырях и монашествующих» публикуется статья инокини Кассианы (Вельской), в которой речь идет о традиционном общежительном монашестве на примере современных греческих монастырей. Автор ставит своей целью раскрыть, что подразумевают под словом «игумения» уставы женских обителей Греции, а также рассмотреть, какой должна быть игумения и что входит в сферу ее полномочий при управлении монастырем.

В 2002 году был издан важный труд греческого ученого Иоанниса Конидариса, профессора церковного права юридического факультета Афинского Университета, представляющий собой практически полное собрание уставов современных греческих монастырей. Это собрание было издано в двух томах под названием: «Ἐσωτερικοὶ Κανονισμοὶ Ἱερῶν Μονῶν Ἐκκλησίας τῆς Ἑλλάδος» («Внутренние уставы святых обителей Греции»), а также в двух дополнительных сборниках: «Κανονιστικὲς Διατάξεις Ἡσυχαστηρίων» («Канонические положения исихастириев») и «Ἐσωτερικοὶ Κανονισμοὶ Ἁγίου Ὄρους» («Внутренние уставы Святой Горы»). Было бы замечательно, если бы нашелся энтузиаст, который перевел бы эти книги на русский язык и издал.

В настоящей статье хотелось бы рассмотреть, что подразумевают под словом «игумения» уставы современных греческих женских монастырей, а также – что входит в сферу полномочий игумении при управлении монастырем.

Возрождение монашеской жизни в Русской Православной Церкви после долгих лет гонений, увеличение числа монастырей, с одной стороны, радует, а с другой, при внимательном взгляде и вдумчивом анализе, наводит на серьезные размышления: стремимся ли мы по-настоящему узнать и усвоить дух святоотеческих законоположений относительно монашеского жития, хотим ли в уставах и правилах наших монастырей выразить то понимание монашеской жизни, которое было присуще учителям монашества на протяжении почти двадцати веков истории Церкви? Поднимая из руин монастырские храмы и восстанавливая кельи, оказались ли мы способными к тому, чтобы воссоздать подлинный дух монашества, утраченные монашеские традиции общежития? Как живут монастыри других Поместных Церквей сегодня? Какими уставами они руководствуются?

В настоящей статье речь пойдет о традиционном общежительном монашестве на примере современных греческих монастырей, где данные Богу обеты послушания, нестяжания и девства – не отвлеченные понятия и темы для философских рассуждений, а монастырская реальная жизнь с ее тяготами и многими трудами, где каждый монах, согласно уставу монастыря св. Анастасии[1], должен воспринимать и свой монастырь, и все тело братства (σῶμα τῆς Αδελφότητος) как части единого целого, соединенные между собой узами пожизненными (ἰσοβίων) неразрывными (ἀθραύστων), нерасторжимыми (ἀδιαρρήκτων).

Автор настоящей статьи принадлежит к русскому женскому общежительному монашеству, что и обусловило выбор ракурса – статья о жизни женских монастырей, в данном случае – об игумениях. Современное русское женское монашество – многострадальное: «жатвы много, а делателей мало»[2]. Будем молить «Господина жатвы», да пошлет нам опытных делателей.

Уставы современных греческих монастырей между собой похожи по структуре. Первая глава (пункт, статья), как правило, посвящена вводной части, в которой указывается дата основания монастыря, принадлежность к конкретной епархии, перечисляются законы и уставы, которыми монастырь руководствуется. Могут быть указаны и другие сведения, скажем, о первой игумении, духовнике, организовавшем монастырь. Далее в большинстве уставов перечисляются полномочия правящего архиерея. Затем может идти глава об игумении, в которой описывается, какими качествами должна обладать монахиня, предполагаемая быть избранной на это служение, каковы ее полномочия, как проходит избрание игумении, в каких случаях она может быть «отрешена» от этой должности. Следом идет глава об Игуменском Совете, который призван в соработничестве с игуменией управлять соборно монастырем. Оговаривается, как избираются члены Игуменского Совета, какова процедура их отстранения, как обсуждаются вопросы и принимаются решения и т.п. Далее могут идти главы относительно приема в монастырь, где указаны критерии, по которым принимают в монастырь новых сестер, степени монашества, духовные обязанности сестер, послушания, также главы о духовнике, о паломниках, экономические вопросы. Каждая из указанных тем заслуживает отдельного исследования. В этой статье мы будем говорить о служении игумении.

Существительное «игумения» (ἡγουμένη) происходит от греческого глагола «ἡγούμαι», который в переводе на русский язык означает «вести за собой»».

«Духовная мать сестричества» (πνευματική μήτηρ τῆς Αδελφότητος)[3], «ответственное лицо сестричества» (ὑπεύθυνος τῆς Αδελφότητος)[4], «предводительца монашествущих» (ὁδηγός τῶν Μοναζουσῶν)[5], «руководительница во Христе сестричества» (ὁδηγός τῆς ἐν Χριστῶ ἀδελφότητος)[6], «от Бога поставленное лицо в монастыре» (ὑπο τοῦ Θεοῦ κατασταθέν πρόσωπον ἐν τῇ Μονῇ)[7], «пример для подражания» (ὑπόδειγμα πρὸς μίμησιν)[8], «духовная мать и руководительница, воспитательница во Христе сестричества» (πνευματική Μήτηρ και ποδηγέτης τῆς ἐν Χριστῷ Ἀδελφότητος)[9], «глава тела общежития» (κεφαλή τοῦ σώματος τοῦ Κοινοβίου)[10], «живой пример послушания заповедям Господа» (ζωντανό παράδειγμα ὑπακοῆς εἰς τὰς ἐντολὰς τοῦ Κυρίου)[11] – так характеризуют греческие уставы игумению, указывая на то, что она несомненный духовный лидер и авторитет, человек, на которого возлагается большая ответственность и который должен быть способен повести за собой сестричество. Это монахиня, обладающая материнским сердцем и одновременно незаурядными административными способностями.

Избрание игумении в греческих монастырях происходит посредством тайного голосования, во время которого все насельницы монастыря имеют возможность выразить свое волеизъявление и оказать доверие монахине, которую хотели бы видеть во главе монастыря и вверить ей духовное руководство монастыря. Игумения избирается на пожизненный срок (ἰσοβίως). В случае, если избранная игумения оказывается неспособной к этому служению, она не сможет далее возглавлять монастырь. Согласно уставу, в этом случае сестры вправе выразить «вотум недоверия» и посредством специальной процедуры «отрешить» ее от этой должности. Было бы интересно рассмотреть в отдельной статье, как это происходит.

При перечислении духовных и административных обязанностей игумении уставы немногословны, во многом между собой очень похожи. Так, почти все уставы говорят о том, что игумения:

– представляет на одобрение митрополиту кандидатуру духовника;

– регулирует общение монастыря с духовником; назначает время исповеди у духовника;

– следит за внутренней жизнью сестер, исполнением Богослужебного устава Церкви и устава монастыря;

– утверждает меню и заботиться о питании сестер;

– уделяет особое внимание немощным и больным сестрам;

– в сотрудничестве с Игуменским Советом назначает послушания сестрам;

– созывает на заседания Игуменский Совет, председательствует на заседаниях Игуменского Совета; вносит вопросы на обсуждение Игуменского Совета;

– выдвигает кандидатуры сестер к постригам;

– дает разрешения на отъезд из монастыря[12];

– представляет монастырь пред всякой властью;

– подписывает исходящие документы и хранит у себя печать;

– определяет время постригов монахинь и их монашеские имена;

– созывает Общее Собрание Сестричества[13];

– решает с епископом вопросы, касающиеся монастыря;

 – контролирует кассу монастыря;

– в случае необходимости общается с приезжающими паломниками;

– заботится о пище, одежде и здоровье сестер;

– в случае отъезда назначает временно замещающую сестру.

Таким образом, ничего в монастыре не происходит без ведома игуменьи.

В некоторых уставах встречаются более подробные указания, касающиеся той или иной обязанности. Устав монастыря в честь иконы Божией Матери «Короньетиссы» главной обязанностью игумении считает заботу о духовном и нравственном совершенствовании вверенных ей Господом душ и об их душевном спасении (αὐτῆς καθῆκον πνευματικήν καὶ ἠθικήν πρόοδον καὶ τελειοποίησιν καὶ τὴν ψυχικὴν σωτηρίαν τῶν ὑπὸ τοῦ Κυρίου ἐμπιστευθεισῶν αὐτῇ ψυχῶν)[14]. «Слугой Христа» (ὑπηρέτης Χριστοῦ), «экономом Бога» (Οἰκονόμος Θεοῦ)[15] является игумения монастыря согласно уставу женского общежительного монастыря Введения во храм Пресвятой Богородицы Аттикийской Митрополии.

Игумения должна быть «главой» (κεφαλή) монастыря и иметь любовь ко всем сестрам без всякого различия (ἀγάπην γενικὴν χωρὶς οὐδεμίαν διάκρισιν καὶ φατρίαν), по уставу женского общежительного монастыря святой Филофеи Афинской[16]. Устав женского монастыря Всех Святых считает очень важным для игумении наличие опыта монашеской жизни и «знание всей науки монашеской политии» (ὅλην τὴν ἐπιστήμην τῆς Μοναχικῆς Πολιτείας), а также стяжание главных добродетелей – любви (τῆς ἀγάπης), долготерпения (τῆς μακροθυμίας) и рассуждения (τῆς διακρίσεως)[17]. В лице игуменьи должны сочетаться все дарования «духовной и нежно любящей матери» (μίας πνευματικῆς καὶ φιλοστόργου μητρός), имеющей такие добродетели, как кротость (πραότης), незлобивость (ἀνεξικακία), скромность (ταπεινοφροσύνη), сострадание (εὐσπλαχνία), человеколюбие (φιλανθρωπία), способность к духовному учительству (ἀρετή διδασκαλίας), жертвенность (ἀρετή θυσίας) и безграничная ревность о славе Божией (καὶ ἀπεριορίστου ζήλου διὰ τὴν δόξαν τοῦ Χριστοῦ). Одеваться и вести себя игумения должна смиренно (ταπεινῶς), как и остальные сестры и как подобает настоящей монахине[18]. Игумения по-матерински (μέ διάθεσιν μητρικήν) должна давать советы и исправлять ошибки сестер. Должна быть врачом и мудрым педагогом (σοφός παιδαγωγός)[19]. Игумению должны отличать благочестие (εὐσεβεία), достойная подражания жизнь (ἀξιομιμήτῳ βίῳ); она должна быть образцом авторитета (τοῦ κύρους), административных и других дарований (τῶν διοικητικῶν καὶ λοιπῶν ἱκανοτήτων), для того чтобы в монастыре она могла поддерживать дисциплину и порядок. Игуменией может быть выбрана сестра не младше 30 лет, которая является насельницей только этого монастыря и прожила в нем хотя бы пять лет, исполняя исправно все послушания. Игумения по отношению ко всем сестрам должна вести себя беспристрастно (ἀμερολήπτως), как хорошая мать (καλή Μήτηρ)[20]. Игумению должна отличать добродетель (ἀρετῆ) и образованность (παιδεία), религиозная и интеллектуальная одаренность (θρησκευτικῶν καὶ διανοητικῶν προσόντων), особенно же в ней должны сочетаться добродетели любви (τῆς ἀγάπης), смиренномудрия (τῆς ταπεινοφροσύνης), долготерпения (της μακροθυμίας), рассудительности (τῆς διακρίσεως), самоотречения и самоотверженности в служении сестрам (αὑταπαρνήσεως καὶ αὑτοθυσίας νὰ διακονῇ). Также упоминается о том, что игумения должна отличаться знанием своей веры, догматов Православия, церковным образованием и административными способностями[21]. Игумения, как духовная мать, должна неусыпно заботиться о вверенных ей душах.

Характерные черты игумении часто описываются в уставах в таких определениях: устремленность к монашескому идеалу (ἰδεώδη τοῦ μοναχισμοῦ), истинный православный дух (ἀκραιφνές ὀρθόδοξον φρόνημα), способности руководителя (ἡγετικάς ἱκανότητας). Игумения – опытный водитель душ (ἒμπειρος τῶν ψυχῶν ὁδηγός), человек самоотречения и жертвенности (ἄνθρωπος αὑταπαρνήσεως και θυσίας), обладательница церковной образованности (κάτοχος ἐκκλησιαστικῆς μορφώσεως)[22]. Игумения служит со смирением спасению душ сестер (διακονεῖ ἐν ταπεινοφροσύνῃ τὴν σωτηρίαν τῶν ψυχῶν)[23]. Главные обязанности (κύριον καθῆκον)[24] игумении устав монастыря Матери Божией «Короньетиссы» описывает в таких словах: это «забота о духовном продвижении и совершенствовании сестер и душевном спасении Богом вверенных душ; игумения неусыпно следит за духовной жизнью сестер, наставляя, просвещая, поддерживая и контролируя всю жизнь в любви и в духе Христовом»[25]. «Для лучшего духовного преуспеяния сестер и усвоения ими монашеских идеалов игумения должна: а) принимать помыслы у сестер и устраивать их духовную жизнь вместе с духовным отцом; б) подавать сестрам пример во всяких духовных и телесных аскетических подвигах, подражая примерам святых отцов и жен; в) приходить первой на службы, в трапезную (ни в коем случае она не может отсутствовать, если только по очень серьезной болезни); г) посещать кельи сестер в то время, в которое посчитает нужным»[26]. В уставе женского Введенского монастыря Аттикийской Митрополии говорится между прочим о том, что игумения должна знать образ мыслей и сердце каждой сестры, но хранить это втайне (πάντα τὰ κρύφια)[27]. Игумения монастыря св. Иоанна Крестителя в Макрино[28] кроме своих административных обязанностей «бдительно следит за духовным развитием каждой монахини, она поддерживает, наставляет, просит, по апостолу Павлу. Для более совершенного руководства (в определенный день недели или вне очередности, когда будет нужда) игумения принимает для беседы каждую монахиню отдельно, беседуют о помыслах сестры, ее проблемах, духовных переживаниях, игумения особенно взгревает подвижническую настроенность сестры и обнажает скрытую опасность возможного искушения». В монастыре святого Димитрия Залонга Никопольской Митрополии[29] «монахиням не разрешается делать что-либо без ведома и благословения игумении; также и игумения не может делать ничего без ведома членов Духовного Собора. Взаимное почтение и послушание есть союз совершенства (σύνδεσμος τῆς τελειότητος)»[30]. Уставы подчеркивают, что настоятельница должна являть собой «живой пример истинной веры, любви и совершенного послушания закону Божию (ζωντανόν παράδειγμα ἀκραιφνοῦς πίστεως, ἀγάπης καὶ τελείας ὑπακοῆς εἰς τὸν νόμον τοῦ Θεοῦ)[31]. Один из уставов, перечисляя полномочия игумении, к концу резюмирует: «Φυσικά ἡ Ἡγουμένη, δέον να εἶναι στοργική καί ὄχι βάναυσος, πλήρης ἀγάπης, καλωσύνης και αὐστηρότητος καί να ἀποφεύγη ὡς σατανικήν και διαλυτικήν την πρᾶξιν τῆς εὐνοιοκρατίας»[32], что в переводе на русский язык означает: «Естественно, игуменье необходимо быть ласковой (по отношению к сестрам), исполненной любви, доброты и строгости и избегать сатанинского и разрушительного фаворитства»[33]. Устав монастыря святого Димитрия Залонга Никопольской Митрополии[34] считает важным указать на то, что «для того, чтобы игумения соответствовала своему званию, главным образом она должна прилежать молитве, чтению и духовному руководству сестер посредством советов»[35]. Составители устава монастыря Успения Божией Матери «Микрокастру» считают невозможным вверить души сестер игуменье, которая прежде всего сама не приобрела долгим подвигом духовное просвещение и не приложила усилий к тому, чтобы стяжать навыки в добродетелях[36].

В заключение нашего краткого обзора хотелось бы обратить внимание на то, что согласно уставам современных греческих монастырей хорошая игумения – это добрая мать и способный администратор одновременно. Тема, касающаяся сочетания этих двух качеств в духовном человеке, очень интересна. Духовная сторона жизни при стремлении к аскетическому монашескому подвигу требует от человека сильного напряжения душевных и телесных сил, возложенные административные обязанности по управлению монастырем ставят перед необходимостью принимать сложные решения, стимулировать сестер трудиться не только телесно, но и духовно. Женский монастырь довольно сложный организм в силу разных причин. Важна четкая организация как внутренней жизни сестер, так и жизни всего монастыря, особенно в условиях большой обители. На наш взгляд, игумении крайне важно иметь не только материнское сердце, быть духовно одаренной, богословски образованной, но и обладать системным мышлением, иметь подвижную мысль, наблюдательность и другие качества хорошего администратора. Это должна быть сильная и неординарная личность. Особенно это актуально в наше время, когда многие из приходящих в монастырь – образованные люди, имеющие потребность ума и сердца совершенствоваться не только духовно, но и интеллектуально. Из уставов греческих монастырей видно, как много требуется от игуменьи и как серьезно к этому подходят в Элладской Церкви.

Все те, кто интересуется современной монашеской жизнью не только в Русской Православной Церкви, но и в других Поместных Церквях, думаю, осведомлены, что большинство греческих монастырей – как мужских, так и женских – переживают сейчас лучшие времена. На прошедшей в сентябре в Троице-Сергиевой Лавре Международной богословской научно-практической конференции «Монастыри и монашество: традиции и современность» архиепископ Феогност, председатель Синодального отдела по монастырям и монашеству, подчеркнул, что для нас важно общение с греческими монастырями и заимствование опыта.

Как на прошедшую в Лавре конференцию, так и на монашескую конференцию в рамках XXIII Рождественских Чтений в 2014 году с докладами были приглашены авторитетные игумены и игуменьи греческих монастырей – они были тепло приняты всеми участниками конференции, русским монашеством. Все присутствовавшие имели удовольствие познакомиться с двумя греческими игумениями и услышать их доклады, которые были выложены (также видео) на сайте Отдела по Монастырям и Монашеству[37] и на портале Богослов.Ru[38]. Это настоятельница монастыря иконы «Живоносный Источник» на о. Крит игумения Феоксения и настоятельница монастыря Успения Богородицы в Панорме игумения Мелания.

В своем докладе игумения Феоксения обратила особое внимание на то, что «служение настоятеля состоит в том, чтобы навести и построить мосты общения между братиями, чтобы изглаживались причины отдаления душ и возделывались те духовные силы, которые приводят к взаимопониманию, единству и гармонии во Христе. Там, где существует подобное единодушие, монашеская жизнь достигает полноты. Основатель общежительного монашества преподобный Пахомий Великий наставлял начальствующих, чтобы они несли свой крест с большим усердием, чем все остальные, и досконально соблюдали принятый в братстве устав, чтобы и все остальные стремились к тому же»[39].

Игумения Мелания, говоря о своем монастыре, с большой любовью трогательно рассказала присутствующим о предыдущих игумениях: «Путь нынешнего нашего сестричества берет свое начало с 1957 года. Тогда приснопамятный митрополит Фессалоникийский Пантелеимон I (Папагеоргиу) возгорелся желанием вновь оживить монашескую традицию в своей епархии и, найдя в качестве готового сосуда для принятия этой священной миссии старицу игумению Феодору, воссоздал покинутую обитель. К старице Феодоре стекались многие души, вдохновленные ее добродетелями. Сестричество разрослось, и жизнь в нем наладилась по образцу древних монастырей. Приснопамятную старицу Феодору отличала большая любовь к Богу, исполненная терпением и верой, молитвенное положение всего и вся «к ногам Распятого», как она говорила. В 1985 году она удостоилась преподобной кончины, не прекращая общения со своим возлюбленным Иисусом и оставив своим чадам завещание хранить признательность Господу и стремление душ к Его непрестанному славословию. Ее сменила наша старица Феврония, также ныне приснопамятная, у ног которой мы жили и вскармливались и духом которой проникались»[40].

Таков их опыт, такова их жизнь… Будем искренне признательны нашему священноначалию за то, что мы имеем возможность прикоснуться к этому духовно обогащающему нас опыту на монашеских конференциях и встречах.

 



[1] Ἐσωτερικὸς Κανονισμὸς ἀνδρώας Κοινοβιακῆς Μονῆς Ἀναστάσεως Χριστοῦ Ἱ. Μητροπόλεως Κορίνθου // Ἐσωτερικοὶ Κανονισμοὶ Ἱερῶν Μονῶν Ἐκκλησίας τῆς Ἑλλάδος / Ἐπιμ. Ἰωάννου Μ. Κονιδάρη, Ἀθήνα-Κομοτηνή, 2002, Ἡμίτομος Β, σ. 927.

[2] Мф. 9:37-38.

[3] Ἐσωτερικὸς Κανονισμὸς γυναικείας Κοινοβιακῆς Μονῆς Ἁγίου Νικολάου Μπάλα Ἱ. Μητροπόλεως Πατρῶν // Ἐσωτερικοὶ Κανονισμοὶ Ἱερῶν Μονῶν Ἐκκλησίας τῆς Ἑλλάδος / Ἐπιμ. Ἰωάννου Μ. Κονιδάρη, Ἀθήνα-Κομοτηνή, 2002, Ἡμίτομος Α, σ.656.

[4] Ἐσωτερικὸς Κανονισμὸς γυναικείας Κοινοβιακῆς Μονῆς Ἁγίου Ἱωάννου τοῦ Θεολόγου Ἱ. Μητροπόλεως Καλαβρύτων καὶ Αἰγιαλείας, там же, Α, σ.723.

[5] Ἐσωτερικὸς Κανονισμὸς γυναικείας Κοινοβιακῆς Μονῆς Ἁγίου Νικολάου Μπάλα Ἱ. Μητροπόλεως Πατρῶν, там же, Α, σ.656.

[6] Ἐσωτερικὸς Κανονισμὸς γυναικείας Κοινοβιακῆς Μονῆς Προφήτου Ἡλιοὺ Παρνασσίδος Ἱ. Μητροπόλεως Φωκίδος, там же, Α, σ.597.

[7] Ἐσωτερικὸς Κανονισμὸς γυναικείας Κοινοβιακῆς Μονῆς Ἰωάννου Προδρόμου Μακρυνού Ἱ. Μητροπόλεως Μεγάρων καὶ Σαλαμίνος, там же, Α, σ. 203.

[8] Ἐσωτερικὸς Κανονισμὸς γυναικείας Κοινοβιακῆς Μονῆς Παναγίας Είκοσιφοινίσσης Ἱ. Μητροπόλεως Δράμας, там же, Α, σ. 17.

[9] Ἐσωτερικὸς Κανονισμὸς γυναικείας Κοινοβιακῆς Μονῆς Παμμεγίστων Ταξιαρχῶν Νέας Ἐπιδαύρου Ἱ. Μητροπόλεως Ἀργολίδος, там же, Β, σ.1319.

[10] Ἐσωτερικὸς Κανονισμὸς γυναικείας Κοινοβιακῆς Μονῆς Κοιμήσεως Θεοτόκου Καλαμίου Ἱ. Μητροπόλεως Ἀργολίδος, там же, Β, σ. 1301.

[11] Ἐσωτερικὸς Κανονισμὸς γυναικείας Κοινοβιακῆς Μονῆς Προφήτου Ἡλιοὺ Παρνασσίδος Ἱ. Μητροπόλεως Φωκίδος, там же, Β, σ.597.

[12] Как правило, в пределах епархии и на непродолжительное время. На выезды за пределы епархии необходимо благословение правящего архиерея.

[13] Об этом монастырском органе управления хотелось бы написать в отдельной статье.

[14] Ἐσωτερικὸς Κανονισμὸς γυναικείας Κοινοβιακῆς Μονῆς Ὑπεραγίας Θεοτόκου Κορωνιωτίσσης Ἱ. Μητροπόλεως Κεφαλληνίας // Ἐσωτερικοὶ Κανονισμοὶ Ἱερῶν Μονῶν Ἐκκλησίας τῆς Ἑλλάδος / Ἐπιμ. Ἰωάννου Μ. Κονιδάρη, Ἀθήνα-Κομοτηνή, 2002, Ἡμίτομος Α, σ. 591.

[15] Ἐσωτερικὸς Κανονισμὸς γυναικείας Κοινοβιακῆς Μονῆς Εἰσοδίων τῆς Θεοτόκου Ἱ. Μητροπόλεως Ἀττικῆς, там же, Α, σ. 479.

[16] Ἐσωτερικὸς Κανονισμὸς γυναικείας Κοινοβιακῆς Μονῆς Φιλοθέης τῆς Ἀθηναίας Ἱ. Μητροπόλεως Ἀττικῆς, там же, Α, σ. 455.

[17] Ἐσωτερικὸς Κανονισμὸς γυναικείας Κοινοβιακῆς Μονῆς Ἁγίων Πάντων Ἱ. Μητροπόλεως Ὕδρας, Σπετσῶν καὶ Αἰγίνης, там же, Α, σ. 345.

[18] Ἐσωτερικὸς Κανονισμὸς γυναικείας Κοινοβιακῆς Μονῆς Παναγίας Ροβελίστης Ἱ. Μητροπόλεως Ἄρτης, там же, Α, σ. 179.

[19] Ἐσωτερικὸς Κανονισμὸς γυναικείας Κοινοβιακῆς Μονῆς Κάτω Παναγίας Ἱ. Μητροπόλεως Ἄρτης, там же, Α, σ. 194.

[20] Ἐσωτερικὸς Κανονισμὸς γυναικείας Κοινοβιακῆς Μονῆς Μεταμορφώσεως τοῦ Σωτήρος Νικητῶν Ἱ. Μητροπόλεως Φιλίππων, Νεαπόλεως καὶ Θάσου, там же, Α, σ. 59.

[21] Ἐσωτερικὸς Κανονισμὸς γυναικείας Κοινοβιακῆς Μονῆς Παμμεγίστων Ταξιαρχῶν Νέας Ἐπιδαύρου Ἱ. Μητροπόλεως Ἀργολίδος, там же, Β. σ. 1319.

[22] Ἐσωτερικὸς Κανονισμὸς γυναικείας Κοινοβιακῆς Μονῆς Ἁγίου Παντελεήμονος Ἱ. Μητροπόλεως Ἐλευθρουπόλεως, там же, Β. σ.1226.

[23] Ἐσωτερικὸς Κανονισμὸς γυναικείας Κοινοβιακῆς Μονῆς Μεταμορφώσεως τοῦ Σωτήρος Ἱ. Μητροπόλεως Καρυστίας καὶ Σκύρου, там же, Β. σ.1045.

[24] Ἐσωτερικὸς Κανονισμὸς γυναικείας Κοινοβιακῆς Μονῆς Ὑπεραγίας Θεοτόκου Κορωνιωτίσσης Ἱ. Μητροπόλεως Κεφαλληνίας, там же, Α, σ. 591.

[25] Там же. Перевод мой.

[26] Там же. Перевод мой.

[27] Ἐσωτερικὸς Κανονισμὸς γυναικείας Κοινοβιακῆς Μονῆς Εἰσοδίων τῆς Θεοτόκου Ἱ. Μητροπόλεως Ἀττικῆς, там же, Α, σ.480.

[28] Ἐσωτερικὸς Κανονισμὸς γυναικείας Κοινοβιακῆς Μονῆς Ἰωάννου Προδρόμου Μακρυνού Ἱ. Μητροπόλεως Μεγάρων καὶ Σαλαμίνος, там же, Α, σ.203.

[29] Ἐσωτερικὸς Κανονισμὸς γυναικείας Κοινοβιακῆς Μονῆς Ἁγίου Δημητρίου Ζαλόγγου Ἱ. Μητροπόλεως Νικοπόλεως καὶ Πρεβέζης, там же, Β. σ.985.

[30] Перевод мой.

[31] Ἐσωτερικὸς Κανονισμὸς γυναικείας Κοινοβιακῆς Μονῆς Ἁγίου Νικολάου Μπάλα Ἱ. Μητροπόλεως Πατρῶν, там же, Α, σ.656.

[32] Ἐσωτερικὸς Κανονισμὸς γυναικείας Κοινοβιακῆς Μονῆς Εἰσοδίων τῆς Θεοτόκου Ἱ. Μητροπόλεως Ἀττικῆς, там же, Α, σ.480.

[33] Имеются в виду случаи, когда игумения начинает выделять вниманием каких-то сестер вместо того, чтобы, как истинной духовной матери, любить всех одинаково.

[34] Ἐσωτερικὸς Κανονισμὸς γυναικείας Κοινοβιακῆς Μονῆς Ἁγίου Δημητρίου Ζαλόγγου Ἱ. Μητροπόλεως Νικοπόλεως καὶ Πρεβέζης, там же, Β. σ.985.

[35] Перевод мой.

[36] Ἐσωτερικὸς Κανονισμὸς γυναικείας Κοινοβιακῆς Μονῆς Κοιμήσεως Θεοτόκου Μικροκάστρου Ἱ. Μητροπόλεως Σισανίου καὶ Σιατίστης, там же, Β. σ. 965.

[39]Полный текст доклада опубликован здесь:http://www.bogoslov.ru/text/3526468.html

Ключевые слова:
См.также:
Подписаться на ленту комментариев к этой публикации

Комментарии (12)

Написать комментарий
#
Иеромонах Клеопа, Греция, монастырь Петрас.
9.09.2014 в 16:55
Αδελφή, а у Вас случайно нет этого издания, "Ἐσωτερικοὶ Κανονισμοὶ Ἱερῶν Μονῶν Ἐκκλησίας τῆς Ἑλλάδος," в электронном виде?
Ответить

#
monk from USSR
9.09.2014 в 18:53
Дорогой отец Клеопа, к сожалению, у меня нет этого издания в электронном виде :( Я покупала его в Афинах, делала заказ через книжный магазин. Если Вы в Греции, то можно сделать заказ через любой книжный магазин в любом городе Греции и Вам привезут. Во всяком случае так было раньше.
Ответить

#
6.08.2014 в 14:09
Благодарю за объяснения. Теперь моя очередь. Меня действительно «взволновал» вопрос об образовании уже монашествующих, который, между прочим, поднят в новом Проекте. Я твердо убеждена в том, что нельзя обязывать насельников получать образование, даже богословское. Во-первых, не для всех это полезно, во-вторых, для некоторых вовсе невозможно в силу разных обстоятельств (взять хотя бы умственные способности, скудость которых, между прочим, не мешает вести подлинную духовную жизнь). Подчеркиваю, что отрицательно отношусь именно к получению образования после ухода в монастырь, а не к самообразованию.
На самом деле, Ваше здравомыслие очень радует. Бог Вам в помощь.
А на счет нынешних Игумений — есть у нас очень хорошие, очень даже «гибкие вдумчивые и человечные». На них тоже можно возлагать надежды… И Ваша статья не только для будущих — не сужайте…
Ответить

#
6.08.2014 в 17:29
умственные способности, скудость которых... не мешает вести ПОДЛИННУЮ духовную жизнь!
Замечательно. Целая тема о благодати, о душе . "Ну заставь воробья петь по-соловьиному" - так говорил с любовью своим сестричкам Симеон Верховский.
" Знания надмевают" - все в меру, индивидуально.
Ответить

#
11.08.2014 в 19:42
Именно
«индивидуально»! Может быть, монах прилежит сугубому молитвенному
подвигу и преуспевает в нем. Неужели ради уровня училища ему придется
лишиться (может быть даже навсегда) того, что в самом Положении
называется главным монашеским деланием? Великого дела молитвы! И кто
будет виноват в очах Божиих? Вывод: только духовный наставник вправе
давать благословение на учебу, именно в силу «индивидуально».
Ответить

#
Иеромонах Клеопа, Греция, монастырь Петрас.
2.08.2014 в 17:53
Адельфи, спаси Вас Бог :)
Хочу уточнить один момент, который неизбежно выпал в таком кратком, но интересном очерке.
При всей полноте власти игумении в греческом монастыре, она не поступает от ветра главы своея, но обязательно контролируется сёстрами. Для его есть Герондия (Игуменский Совет), есть общее собрание сестёр, есть (особенно это важно в том случае, если данное сестричество собралось вокруг одного духовника, который является для них духовным отцом) духовник обители. Есть, в конце концов, епископ, который следить за соблюдением канонов в обители и за внешней деятельностью монастыря, прежде всего - экономической. Так что в нормальном монастыре всегда работает система сдержек и противовесов.
Ответить

#
monk from USSR
2.08.2014 в 18:44

«Хочу
уточнить один момент, который неизбежно выпал в таком кратком, но интересном
очерке.
При всей
полноте власти игумении в греческом монастыре, она не поступает от ветра главы
своея, но обязательно контролируется сёстрами».



Об этом упоминается в статье: «В монастыре святого Димитрия Залонга Никопольской Митрополии[29]
«монахиням не разрешается делать что-либо без ведома и благословения игумении;
также и игумения не может делать ничего без ведома членов Духовного Собора.
Взаимное почтение и послушание есть союз совершенства (σύνδεσμος τῆς
τελειότητος)»



«Игумения:



– созывает
Общее Собрание Сестричества[13];



– решает с
епископом вопросы, касающиеся монастыря;



– в
сотрудничестве с Игуменским Советом назначает послушания сестрам;



– созывает
на заседания Игуменский Совет, председательствует на заседаниях Игуменского
Совета; вносит вопросы на обсуждение Игуменского Совета;»



«В случае,
если избранная игумения оказывается неспособной к этому служению, она не сможет
далее возглавлять монастырь. Согласно уставу, в этом случае сестры вправе
выразить «вотум недоверия» и посредством специальной процедуры «отрешить» ее от
этой должности. Было бы интересно рассмотреть в отдельной статье, как это
происходит».



Отец Клеопа, было бы странно, если бы такая
игумения, образ которой описывается в статье, поступала «от ветра своей головы»
:). В чем тогда заключается ее духовность? Если в монастыре игумения избирается
сестрами, а не назначается архиереем, разве она вольна делать что захочет? Мне известно из опыта общения с греческими игумениями,
что в Греции есть монастыри, в которых ведущее место (если можно так
выразиться) занимает духовник, а есть монастыри, где игумения. У меня была возможность
пожить и в тех и в других монастырях. Мне ближе монастыри, где все же игумения
занимает центральное место и наделена широкими полномочиями, а духовник где-то с
краю и особо не вмешивается. Почему? – Это большая тема, но если кому-то это
интересно, то об этом тоже можно поговорить.
Как я заметила, читателей несколько смущает краткость статьи и,
возможно, перегруженность греческими терминам. Поясню. При написании статьи я
поставили перед собой цель: минимум от себя и максимум из источников с
указанием ссылок и приведением конкретных терминов на греческом языке. Почему?-
Чтобы не обвинили в пристрастности, необоснованных выводах и нездоровой любви ко всему греческому, в чем так часто любят обвинять, стоит только заговорить о Греции. Я просто постаралась сделать доступной для
всех желающих ту информацию из конкретных источников, которая до этого была
доступна только тем, кто знает греческий язык и не имеет возможности приобрести указанные сборники. Уставы греческих монастырей в своем большинстве немногословны,
потому конкретно об игумениях получилась статья такого небольшого объема. Но в любом случае, отец Клеопа, благодарю Вас за
уточнения! :)

Ответить

#
30.07.2014 в 16:26
Мать Кассиана, мое искреннее почтение Вам. У Вас вышел неплохой очерк «Образ игумении в уставах современных греческих монастырей». Без особо новых и ярких фактов, но как попытка обобщения может иметь место. Единственное, что вызвало сомнение, равно как и недоумение, это требование от игумении «богословского образования». Если Вы имеете в виду образованность в широком смысле слова (παιδεία), начитанность, скажем так, изучение святых отцов, тогда претензий никаких нет. Но если Вы имеете в виду образование в узком смысле слова, то как Вы представляете себе наших гиперперезагруженных игумений пишущими контрольные работы и идущими сдавать экзамены, например, в ПСТГУ? На сколько лет они должны выпасть из монастырской жизни и перестать быть «καλαί Μητέρες», чтобы получить это образование? Если Вы сами когда-нибудь учились, то можно обойтись без комментариев… Конечно, в идеале, богословское образование никому не помешало бы (я вовсе не сторонница мракобесия), но требовать его кажется ошибкой. Вы, как видно, уважаете опыт Греческой Церкви, поэтому прислушайтесь к ее уже святому представителю, старцу Порфирию: «Старец (=игумен, игуменья) играет очень важную роль в нашей жизни. Старец – это наставник. Это не просто образованный человек, который стал старцем, потому что получил образование и имеет диплом богословия. Надо понять, кто такой старец. Старец может быть и неграмотным и может не обладать обширными знаниями, даром слова, может быть, он не читал различные духовные книги. Но он может быть выше образованного, если сам жил как послушник и стяжал благодать Божию. Такой старец может оказать своим послушникам великую помощь, если они послушны ему».
Прошу прощения за такой отзыв, но подумайте о наших Матушках-Игумениях и подумайте хорошенько, подумайте о всякой Матушке-Игумении. Образование после ухода из мира вряд ли где-то признается общеобязательной практикой.
С уважением, ваша Адельфия
Ответить

#
monk from USSR
31.07.2014 в 17:01



«У Вас вышел неплохой очерк «Образ игумении в уставах современных
греческих монастырей». Без особо новых и
ярких фактов
, но как попытка обобщения может иметь место».



Дорогая сестра, о каких
новых и ярких фактах Вы хотели бы услышать в контексте «игумения – духовная мать»?
Монашество – институт Церкви, которому желательно жить по монашеским традициям,
которым уже около 2000-х тысяч лет. Это ведь не нанотехнологии какие-то. И, как правило, все «новое» в данном случае,
это хорошо забытое старое. Если Вы внимательно читали статью, то должны были
обратить внимание, что она написана по серьезным источникам с приведением
конкретных ссылок. Спасибо, конечно, что
Вы разрешаете ей «иметь место» :) «Ничего нового и яркого» …. А знаете, я не сподобилась за свою жизнь
увидеть в РПЦ какую-нибудь игумению, которая бы хоть чуточку соответствовала
образу, описанному в статье. Я не хочу сказать, что их совсем нет. Наверное,
есть, просто они где-то очень далеко спрятаны от наших глаз. Если когда-нибудь
Господь сподобит, и я увижу такого
человека, то для меня это будет что-то очень новое и очень яркое. Если все
написанное в статье – очевидное и всем нам так хорошо известное, то почему наши
монастыри в таком состоянии? Ответьте мне, пожалуйста, на такой вопрос. Настоящая
статья – это своего рода «плач» по тому, что у нас тоже, уверена, могло бы
быть, несмотря на все атеистическое прошлое, но есть много «НО»… А ещё это проявление
большого и искреннего желания внести свою посильную лепту в процесс духовного
возрождения русского монашества, которое я очень сильно люблю. Судя по всему,
Вы знаете греческий, образованы, было бы здорово, если бы Вы тоже выбрали
интересную тему, нашли источники и
что-то написали. И не только Вы. Все, кто может помочь чем-то нашему монашеству,
должны это делать. Я в этом убеждена. Глупо ждать, что «добрый человек» сверху
придет и все для нас сделает.

Единственное, что вызвало сомнение, равно как и недоумение, это
требование от игумении «богословского образования».



Никаких требований, это
просто пожелания. И это мне кажется очень логичным. Непонятно, почему Вас это
так взволновало ... Это ведь так здорово, когда твой духовный руководитель
сильнее тебя на несколько уровней не только духовно, но и интеллектуально. И понятно, что образование
игумении желательно получить до того, как она поступила в монастырь. Это же
очевидные вещи.



«подумайте о наших Матушках-Игумениях»



Простите, но должна
признаться, что о наших нынешних матушках игумениях я стараюсь думать как можно
меньше, потому что это может привести к депрессии. А вот о тех, которые придут
после них, я думаю очень часто, на них у меня есть большие надежды и, собственно,
именно для них моя статья – молодых, гибких, вдумчивых … и человечных.

Ответить

#
2.08.2014 в 21:44
Мать
Кассиана, простите меня, но мне жаль, что Вы так отвечаете. Человек,
мне кажется, не хотел Вас обидеть. Вы же сами написали - Критика,
вопросы, дискуссия - приветствуются :) Если критика вам так не нравится,
то написали бы, что приветствуются похвалы и все в таком роде. Ну
простите, я тоже, кажется, уже начинаю вас обижать, мне просто очень
обидно, что вы резко пресекаете возможность диалога, иных мнений.
Ответить

#
25.07.2014 в 22:59
Матушка Кассиана! Спаси Господь. Да дарует Господь Духа разума и просвещения потрудиться для монашествующих, живущих в границах РПЦ. И вам личного преуспевания в духовном делании и спасения души.
Когда стали открываться монастыри, благодать многих позвала и призвала - строили, восстанавливали, молились, радовались, постились... А потом - эта КОСНОСТЬ - тяга к привычному, советскому ( воспитаны целые поколения в безбожии), невосприимчивость к новому. Скрыл Господь Свою благодать, чтобы потрудились, себя познали, испытали себя по Богу на что способны. А способность свелась к тому, чтобы организовать, учредить, установить жесткий контроль - этому учили в советские времена и этому научились - вот и кризис. Где же Бог?. С Богом разве так должно быть? Нам такой Бог не нужен. Нам такие монастыри не нужны. Нам не нужны такие архиереи и такие игумены и игуменьи - мы уже проходили 37 год, НКВД, ГУЛАГ, партию, комсомол, страх.... Так и остались рабами духа безбожного времени. Сиротинушками. Ни матери, ни отца. Счастливы те, кто веру не потерял, от Церкви не отошел. А сколько таких, надломленных? Не пригретых, не утешенных. Не наученных бороться со своими немощами путем молитвы. Потому что начальство (не говорю мать-игумения или отец-игумен) не учила, потому что сами не умели. Умели быть начальниками - и то под вопросом - хорошим ли?
Господь и Матерь Божия обязательно помогут. Даст молодых людей - талантливых, сильных духом. Обязательно пошлет и Сам научит, поможет.
Ответить

#
23.07.2014 в 16:52
Насколько
я помню еще из предыдущей дискуссии, ин.Кассиана и monk - это одно
лицо. Отдаю Вам должное, Вы очень здесь постарались корректно, без
оппозиционности написать то, что может кое-кому действительно принести
пользу. Я долго удивлялась Вам - откуда у нас взялся такой
здравомыслящий, болеющий за русское монашество человек? Откуда такие
сведения, до которых мы еще только начинаем додумываться, да и то с
трудом? Меня огорчало только то, что Вы всегда были в оппозиции, все
высказывания у Вас резкие, а тут порадовало, что Вы постарались внести
свою лепту, помочь монашеству не только краткими высказываниями, но и
вот так. Пишите еще статьи, пусть и такие небольшие, это хорошо.
Ответить

Написать комментарий

Правила о комментариях

Все комментарии премодерируются. Не допускаются комментарии бессодержательные, оскорбительного тона, не имеющие своей целью плодотворное развитие дискуссии. Обьём комментария не должен превышать 2000 знаков. Републикация материалов в комментариях не допускается.

Просим читателей обратить внимание на то, что редакция, будучи ограничена по составу, не имеет возможности сканировать и рассылать статьи, библиограммы которых размещены в росписи статей. Более того, большинство этих статей защищены авторским правом. На просьбу выслать ту или иную статью редакция отвечать не будет.

Вместе с тем мы готовы рассмотреть вопрос о взаимном сотрудничестве, если таковые предложения поступят.

Прим.: Адрес электронной почты опубликован не будет и будет виден лишь модераторам.

 *
Введите текст, написанный на картинке:
captcha
Загрузить другую картинку

добавить на Яндекс добавить на Яндекс