Обзор блосферы за 16 апреля 2009 г.
События

В Великий четверток большую часть оставшихся в сети блоггеров взволновал Чин омовения ног, который совершил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.

Отмечается беспрецедентность этого события. 

Игорь Гаслов Возможно, формат этой картинки не поддерживается браузером.gasloff в сообществе Устав Возможно, формат этой картинки не поддерживается браузером.ustav спрашивает (http://community.livejournal.com/ustav/436211.html): «С мест сообщают, что и в некоторых епархиях Русской Православной Церкви епархиальные архиереи также совершали этот чин. Давайте уточним, в каких епархиях это происходило?» 
 

Самостоятельно подумать о том, «в чём основа предательства Иуды» предлагает Эрик Лобах Возможно, формат этой картинки не поддерживается браузером.eriklobakh в сообществе Возможно, формат этой картинки не поддерживается браузером.ru_christianity (http://community.livejournal.com/ru_christianity/930075.html): «Вот именно — как вы думаете — почему Иуда пошёл на предательство? Иуд полно вокруг нас. Предательство — один из тех пороков и грехов — которые нет возможности остановить — человеку не хватит сил.  

Единожды предатель - всегда предатель. Один раз человек предал - ну допустим друга (я говорю именно о предательстве - а не о мелких обманах и т.д.) - и потом уже ничто не может его остановить - он предаёт всех и вся».  
 

Тему предательства развивает в тексте «Великий Четверг» священник Константин Кравцов (http://o-k-kravtsov.livejournal.com/205561.html): «Возможно, еще живы те иуды, что за доносы в НКВД получали свои серебряники в виде собственности казненных. Возможно, живы и те, кто расстреливал и кого бросали жены из-за ничем несмываемого запаха крови (так мне рассказывали).

Как-то раз я служил в храме новомучеников в Бутово, видел эти извилистые рвы.  

Христос подтвердил Свою победу Воскресением, Жертва посрамила палачей раз и навсегда, и все зло с тех пор - лишь жалкие предсмертные судороги смерти, у которой уже вырвано жало.  

Евхаристия - пасхальная трапеза - предвосхищение и воспроизведение этой победы, ее актуализация в каждом из ее действительных участников - сотрапезников Любви, омывающей ноги всем, даже Иуде.  

Конечно, Мережковский прав: не торопитесь кидать камнями в Иуду - слишком близко стоит он ко Христу. Эта близость и сделала его дьяволом. Близкое соседство Бога невыносимо, о чем говорит и Сам Христос в одном из апокрифов: «кто близ Меня - тот близ огня, а кто далек от Меня - далек от Царства». Как ни кинь - все клин. И кто не рискует - тот не увидит Царства. Иуда - предостережение прежде всего «религиозному человеку», каковым, разумеется, был Иуда, да и не было в то время в традиционном обществе нерелигиозных людей. Судя по всему, Иуда принял сторону первосвященников и решил выполнить свой религиозный, патриотический и гражданский долг - сдать Смутьяна органам, а органы - разберутся».  

Анахоретъ (http://anchoret-lander.livejournal.com) в сообществе «Книги для православных»  Возможно, формат этой картинки не поддерживается браузером.ortho_book

http://community.livejournal.com/ortho_book/84685.html

разбирает книгу Н.Маккавейского "Археология истории страданий Господа Иисуса Христа":

 
«Я себе эту книжку приготовил было для чтения на Страстную, но начав, вскоре отложил. Во-первых, очень старые сведения, это сильно чувствуется. Книга была написана в конце позапрошлого века, а с тех пор библейская археология шагнула далеко вперед. Во-вторых, очень заметно, что автор принадлежал к той исторической эпохе, когда в Российской Империи существовали "Правила для рассмотрения сочинений, представленных на соискание богословских степеней" 1889 г. ", которые не допускали к защите "такие труды, в которых отрицается хотя бы с видимостью научных оснований, достоверность таких событий, к которым церковное предание и народное верование привыкли относиться как к достоверным". В-третьих, как мне показалось, вполне отчетливо ощущается некая чрезмерная дидактичность». 
 

Иеромонах Арсений Возможно, формат этой картинки не поддерживается браузером.ortodoxportugal в тексте «Плач» (http://ortodoxportugal.livejournal.com/101096.html) размышляет о параллелях Страстных Евангелий с Плачем Иеремии:

 
«Некоторые древние лекционарии предлагают на Страстной читать Плач Иеремии. 
Стоит поразмыслить над параллелями Страстных Евангелий с Плачем. 
 
586 г. до н.э. Господь не защитил Иерусалим, не предотвратил разрушенья и сожжения Храма, попустил убить потомков последнего мессии (4Цар 25:7) и пресечь династию Давида, которому когда-то клялся: "сыновья твои вечно будут сидеть на престоле твоём"! Катастрофа 586 года была не только политическим крахом, но - духовным. Совершилось то, чего, казалось бы, не может, не должно случиться никогда: уничтожен святой Храм, жилище Всевышнего. Осквернён язычниками святой Град, "Мессия Господень пойман в ямы их" (Плач 4:20); обритый и нагой люд сковывают цепями и угоняют навсегда в плен, в нечистую, осквернённую идолами землю, за тысячи вёрст от святой Земли. Крах всех надежд, конец всех упований. 
 
30 г. н.э. Господь не защитил возлюбленного Сына Своего, не предотвратил убийства Праведника руками нечестивцев, не запретил людям убить Мессию и Искупителя. Всё совершившееся с Иисусом в Иерусалиме явилось соблазном, неведомым искушеньем для Его учеников. Они, конечно, знали пророчества Исайи о том, что Мессия будет страдать. Но не могли они принять того, что Мессия умрёт бесславной смертью, смертью, предназначеной лишь для богохульников! Что умрёт отлучённым от Общины Израиля. Осужденье и смерть Учителя были их духовной катастрофой, крахом всех их надежд. Надежд сесть рядом с Ним, слева и справа от Него в Его мессианском Царстве, надежд на то, что пришло, наконец, избавленье Израилю: "А мы надеялись было, что Он есть Тот, который должен избавить Израиля" (Лк 24:21)! Надеялись воцариться с Ним, сбросить с выи народа ненавистное иго идолопоклонников, "омыть стопы свои в крови нечестивого" (Пс 57:11), "погрузить ногу... в крови врагов" (Пс 67:24), "восстановить скинию Давидову падшую" (Ам 9:11) - мессианское Царство. Позорная смерть Учителя была концом всех этих надежд! 
 
Но после Плена было Возвращенье! 
Но после Смерти было Воскресенье! 
 
Погребальным Плачем Иеремии не оканчивается история Израиля; 
похоронами Иисуса не кончается история христианства


Другие публикации на портале:

Еще 9