Функционирует при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям
   
Золотой фонд
Новое в справочном разделе
Комментарии читателей rss

Тайная Вечеря и иудейская Пасха

17 апреля 2009 г.
Статья А.С. Десницкого посвящена  одному из сложнейших вопросов новозаветной истории: на какой именно день евангельской Страстной Седмицы приходилась иудейская Пасха?

Все четыре Евангелия говорят о Страстной Седмице подробно, и у нас нет ни малейших сомнений, в какой именно день недели произошли ее главные события. Тайная Вечеря состоялась вечером в четверг, распятие — в пятницу, Воскресение — в ночь на воскресенье, как нетрудно догадаться и по названию самого дня. Но евангельские описания Страстной Седмицы порождают один очень непростой вопрос: на какой именно день приходилась иудейская Пасха? Ведь именно с этим ветхозаветным праздником текст всех Евангелий недвусмысленно связывает распятие Христа и Тайную Вечерю! Вопрос кажется таким простым... но на него и по сию пору нет единого ответа.

 

 

Расхождения между Евангелистами

Синоптические Евангелия (Матфей, Марк и Лука) однозначно утверждают, что Тайная Вечеря и была пасхальной трапезой: «В первый день опресноков, когда заколали пасхального агнца, говорят Ему ученики Его: где хочешь есть пасху? Мы пойдем и приготовим» (Мк 14:12, сходно в Мф 26:17 и Лк 22:7-8). И в описаниях синоптиков мы действительно видим немало совпадений с пасхальным седером, то есть с традиционным обрядом празднования Пасхи, который иудеи соблюдают и сегодня в память об исходе Израиля из египетского рабства. Мы знаем его детали по источникам более позднего времени, прежде всего по Пасхальной Агаде, но можно не сомневаться, что в общем и целом они были примерно такими же и в те времена.

Правда, нигде не упоминается непосредственно пасхальный барашек (агнец), но благодаря приведенной выше цитате можно предположить, что он там был. Остальные детали названы явно, и стоит обратить на них внимание.

Иисус с учениками возлежит (Лк 22:14) — именно так, расположившись за столом с максимальным комфортом, и приступают к трапезе свободные люди. Центральное место на трапезе занимают хлеб и вино — так и на пасхальном седере особую роль играют опресноки (маца) и вино. Более того, трапеза начинается с благословения вина (Лк 22:17, это еще не та заключительная чаша, которая содержит «Кровь Нового Завета», а другая) — так и пасхальная трапеза начинается с благословения, произнесенного над вином. Даже такой незначительный эпизод, как кусок хлеба, который Христос «обмакнув, подал» Иуде (Ин 13:26), находит свое соответствие в пасхальном седере: это чаша с соленой водой, символизирующей пролитые в Египте слезы, и в нее действительно обмакивают хлеб. Наконец, Вечеря завершается «воспеванием» (Мф 26:3) — так и пасхальная трапеза завершалась пением благодарственных молитв. Даже сам тот факт, что Христос с учениками остался в Иерусалиме, а не отправился ночевать в Вифанию (как в Мк 11:11-12), подсказывает нам, что это был особенный вечер, который им обязательно надо было провести в священном городе — а пасхальная трапеза и проводилась в Иерусалиме, причем жители города приглашали к себе паломников.

Похоже описание Тайной Вечери на пасхальный седер? Безусловно, очень похоже. И в то же время можно возразить, что в ее описании все же нет ни одной детали, которая указывала бы на этот седер совершенно однозначно (такой деталью могло бы быть прямое упоминание пасхального агнца, заколотого в Храме). Всё это: вино, хлеб, возлежание за столом, даже чаша с соленой водой, начальное благословение и заключительное благодарение — в принципе, могло присутствовать и на другой торжественной трапезе. Да и остаться в Иерусалиме Христос с апостолами могли по другим причинам.

Самые серьезные аргументы — это отнесение этого события к «первому дню опресноков» (на Пасху запрещено есть квасной хлеб, а только опресноки, в память о спешном исходе из Египта) и желание Христа «есть Пасху» на этой Вечери. Если бы у нас были только три первых Евангелия, мы бы не сомневались, что Пасха в тот год пришлась на пятницу, соответственно, ее встречали вечером нашего четверга (для иудеев день начинался с заката, а не с восхода солнца).

Но евангелист Иоанн расходится с синоптиками: он ясно говорит, что распятие состоялось в канун Пасхи. Он сначала пишет, что иудейские духовные вожди избегают осквернения, потому что собираются этим вечером участвовать в пасхальной трапезе (18:28), а затем мы встречаем и прямое указание, что Пасха приходилась на субботу (19:14). По Иоанну, Тайная Вечеря не имеет прямого отношения к пасхальному седеру. В этом Евангелии мы даже не находим слов «сия есть Кровь Моя» и «сие есть Тело Мое», да и вообще в нем приведены в основном прощальные речи Иисуса, а не детали самой Вечери. Иоанн вообще не говорит ничего такого, что заставило бы нас отождествить Тайную Вечерю с пасхальным седером.

Это, конечно, совсем не значит, что Иоанн описывает какое-то другое событие или, тем более, отрицает то, что описали синоптики. Его Евангелие было написано намного позже синоптических, оно обычно не повторяет того, что уже было достаточно подробно рассказано в них. И все же налицо явное противоречие. Можно ли его избежать? А если нельзя, тот как его объяснить?

 

Что говорит календарь?

Ветхий Завет указывает нам точную дату: «в первый месяц, в четырнадцатый день месяца вечером Пасха Господня, и в пятнадцатый день того же месяца праздник опресноков Господу; семь дней ешьте опресноки; в первый день да будет у вас священное собрание; никакой работы не работайте; и в течение семи дней приносите жертвы Господу; в седьмой день также священное собрание; никакой работы не работайте» (Лев 23:5-8). Речь идет о месяце нисане, который тогда шел первым в году. Отметим также, что пасхальная трапеза открывает недельное празднование Опресноков, в начале и конце которого строго запрещена работа (разрешена ли она между ними, текст книги Левит ясно не указывает, но нам сейчас это и не важно). Однако подготовка к празднику начиналась еще раньше: «в десятый день сего месяца пусть возьмут себе каждый одного агнца... и пусть он хранится у вас до четырнадцатого дня сего месяца: тогда пусть заколет его все собрание общества Израильского вечером, и пусть возьмут от крови его и помажут на обоих косяках и на перекладине дверей в домах, где будут есть его; пусть съедят мясо его в сию самую ночь, испеченное на огне; с пресным хлебом и с горькими травами пусть съедят его» (Исх 12:3-8).

Всё ясно и просто, и никаких расхождений не должно возникать... если все пользуются одинаковым календарем. Но мы знаем, что и сейчас у нас есть старый и новый стиль, и есть свой календарь у иудеев, и свой у мусульман, и у многих других религиозных групп, так что далеко не просто бывает ответить на вопрос, какой сегодня день. Точно такие же разногласия возникали и прежде.

Тем более, что в древнем Израиле был принят лунный календарь, с месяцами по 28 дней. Как нетрудно посчитать, до полного солнечного года 12 таких месяцев не дотягивают, так что приходится или вставлять дополнительный месяц в некоторые годы (так это выглядит у иудеев сейчас), или же дополнительные дни (такие варианты тоже в свое время существовали). Если этого не делать, то месяцы будут плавно переходить назад, и Пасха сначала будет праздноваться весной, потом зимой, потом осенью, наконец, летом и снова весной (именно так выглядит сегодня мусульманский календарь).

Наконец, в те времена Иудея была частью Римской империи, в которой был свой календарь, и вполне вероятно, что иудейский календарь как-то согласовывался с греко-римским (как на это указывает, например, Иосиф Флавий в «Иудейских древностях» 3.10.5., отождествляя нисан с греческим месяцем ксантиком, примерно совпадающим с нашим апрелем). А греко-римский календарь, дошедший до нас с некоторыми изменениями, уже не привязан к фазам луны, и, строго говоря, 15-е нисана, если считать по иудейскому календарю, далеко не всегда приходилось на 15-е или любое другое число месяца ксантика-апреля. Если же такая привязка действительно произошла, значит, религиозные вожди иудеев пошли на определенный компромисс и отказались от традиционного календаря. А кто-то мог и не согласиться с такой реформой и продолжать считать даты «по старому стилю». Впрочем, свидетельство Флавия слишком кратко, чтобы о чем-то судить наверняка, он мог просто иметь в виду, что нисан приходится на то же время года, что и ксантик-апрель, а вовсе не утверждать полное тождество двух календарей.

Главное, что любая календарная система нуждается в некоторой авторитетной санкции: кто-то должен объявлять начало месяца, день праздника, определить, когда именно вставляется дополнительный месяц. Естественно, в Иерусалиме эти вещи находились прежде всего в ведении Синедриона, верховного совета иудеев. Но и в нем не было единомыслия — мы знаем о разногласиях между фарисеями, которые следовали многочисленным преданиям, и саддукеями, строго отсекавшими всё, что не поддерживалось, по их мнению, буквой Священного Писания. А что уж и говорить о ессеях и подобных им группировкам, которые не признавали особого авторитета ни за саддукеями, ни за фарисеями, ни за Синедрионом! Нет ничего удивительного в том, что среди рукописей Мертвого моря, например, был обнаружен свой, особый календарь, не совпадавший с иерусалимским; весьма вероятно, что им пользовалась Кумранская или какая-то иная община, а даже если и не пользовалась, то, по крайней мере, с иерусалимским времяисчислением составители этого календаря точно не были согласны. Разумеется, и Пасху они праздновали в разное с Синедрионом время.

Могло ли быть так, что Христос с апостолами отпраздновал Пасху по другому календарю, чем фарисеи, дистанцируясь тем самым от них? В принципе, могло. Но сомнений остается все же очень много: Христос, постоянно вступая в конфронтацию с фарисеями по разным поводам, нигде не возражал против храмового богослужения, как, судя по всему, возражали представители Кумранской общины, специально бежавшие в пустыню подальше от нечестивцев, захвативших Храм. Нет, Христос полностью следовал традиционным обрядам, посещал Иерусалим на праздники в то же время, что и остальной народ. Вот и сейчас Он пришел в Иерусалим в обычное время храмового праздника, вместе со множеством паломников. Не похоже, чтобы так он стремился подчеркнуть разницу между храмовым календарем и каким-то другим, более правильным. Да и вообще, вся суть Его учения заключается в том, что приблизилось Царствие Божие, а не в том, 14-м или 15-м днем месяца нисана следует считать эту пятницу. Подобная придирчивость к внешней стороне дела характерна скорее для фарисеев.

Впрочем, тут может возникать и путаница с терминами. Еще раз сравним две цитаты: «в четырнадцатый день месяца вечером Пасха Господня, и в пятнадцатый день того же месяца праздник опресноков» (Исх 12:3) и «в первый день опресноков, когда заколали пасхального агнца...» (Мк 14:12). То есть, согласно Исходу, «первый день опресноков» следует за пасхальной трапезой, это 15-е нисана, а согласно Марку — он и есть день заклания агнцев, 14-е нисана. А может быть, Марк вообще имеет в виду день, когда иудеи, как они это делают сегодня, накануне Пасхи избавлялись от квасного хлеба? И тогда это может быть и вовсе 13-е число! Правда, пасхального агнца должны были заколоть непосредственно 14-го, но, может быть, когда в большом городе Иерусалиме толпы паломников и местных жителей устремлялись в храм со своими барашками утром 14-го (ведь им предстояло еще разделать и приготовить свое мясо), и чтобы все смогли совершить свою жертву, резать их начинали заранее? Тот же Иосиф Флавий сообщает, что на Пасху 70 года от Р.Х. было принесено в жертву более четверти миллиона животных («Иудейская война» 6.9.3.)! Даже если он сильно преувеличивает, можно представить себе, что очередь к храму, где заколали скот, выстраивались задолго до назначенного времени.

Мы не знаем этого наверняка, но вполне можно предположить, что указания Писания могли и не соблюдаться так строго. Говоря современным православным языком, есть устав, а есть обиход, по которому порой утреню служат вечером, а вечерню — утром. Читаем мы, например, и в Евангелиях о двух первосвященниках (Анне и Каиафе, Лк 3:2), хотя должность это была несменяемая, и при жизни одного не могло быть никакого другого. Иными словами, Пятикнижие описывает идеальную ситуацию, как должна праздноваться Пасха, а Евангелия — ситуацию реальную, как именно она праздновалась в тот год. Нет ничего удивительного в том, что между идеалом и реальностью была некоторая разница.

Итак, если давать оценку гипотезе двух разных календарей, то довольно трудно представить себе, чтобы в одном и том же Иерусалиме следовали двум принципиально разным календарям (фарисейскому и саддукейскому? строго иудейскому и гармонизированному с греко-римским?), к тому же с разницей, по-видимому, всего в один день. Но можно предположить, что пасхальные обряды не всегда совершались в строгом соответствии с требованиями Пятикнижия, или же что Евангелисты выражались не с терминологической точностью, а несколько приблизительно («как раз наступала Пасха, она же Праздник опресноков...»).

Но и в этом случае остается вопрос: кто точнее передает хронологию событий, синоптики или Иоанн?

 

Так когда же была иудейская Пасха?

Сначала предположим, что точны синоптические Евангелия: Тайная Вечеря состоялась вечером 14-го нисана (по храмовому календарю), и была именно пасхальной трапезой. Следующий день, пятница, был 15-м днем нисана, началом недельного Праздника опресноков. Тогда придется предположить, что Иоанн просто ошибся на один день, неточно вспомнил эти события.

Но это не самое большое противоречие, с которым сталкивается такая теория. Тогда получается, что для ареста Иисуса и спешного суда над ним иудейские духовные вожди выбрали саму пасхальную ночь, когда все иудеи совершали свое главное празднество. Далее, окажется, что Пилат отпускал на Пасху одного заключенного уже после завершения пасхальной трапезы, и что распятие Христа состоялось в первый, самый торжественный день Праздника опресноков. И даже Симон Киренеянин, который шел в этот день «с поля» (Мк 15:21, ср. Мф 27:32 и Лк 23:26), не обратил никакого внимания на праздник и занимался обычным земледельческим трудом.

Если честно, в это трудно поверить. Получается, что и члены Синедриона, и Пилат выбирают для расправы над Иисусом самый светлый праздничный день в году. Да, они были жестокими и равнодушными политиканами, но они явно не были идиотами. Они должны были понимать, что бессудная расправа и страшная казнь в самый светлый день могут скорее спровоцировать то, чего они старались избежать: народные волнения. Наконец, к чему было так торопиться? Можно было подождать, пока пройдет празднество, или хотя бы самый первый его день, и лишь тогда устроить судилище и казнь.

Но спешка получает прекрасное объяснение, если мы предположим, что казнь состоялась как раз накануне Пасхи, как утверждает Иоанн. Тогда и Пилат отпускает узника как раз в тот момент, когда он еще успевает принести в жертву своего барашка и полноценно участвовать в празднике, и Симон Киринеянин заканчивает труд в предпраздничный день пораньше, чтобы успеть со всеми приготовлениями (почему это он шел с поля утром?), и члены Синедриона спешат на ночное судилище, чтобы закончить это грязное дело и со спокойной душой возлечь за праздничным столом.

Получается, прав Иоанн? Но что тогда делать со свидетельствами синоптических Евангелий?

По-видимому, стоит предположить, что они говорили не столько о начале непосредственно пасхальной трапезы, сколько о приготовлениях к Пасхе вообще. Вот уже пекутся опресноки, вот уже кто-то отправляется в Храм, чтобы успеть зарезать барашка... «В первый день опресноков, когда заколали пасхального агнца, говорят Ему ученики Его: где хочешь есть пасху? Мы пойдем и приготовим» (Мк 14:12, ср. Лк 22:7-9). Как мы уже выяснили, в «первый день опресноков», если понимать это выражение строго терминологически, готовить поздно: пасхальный агнец уже должен быть съеден. А вот в канун праздника задавать такой вопрос куда как уместно! Тем более что этого самого барашка еще, вероятно, предстоит купить, равно как и прочие припасы к празднику... Мы читаем, правда, не у синоптиков, а у Иоанна: когда Христос отправляет Иуду прочь, «как у Иуды был ящик, то некоторые думали, что Иисус говорит ему: купи, что нам нужно к празднику, или чтобы дал что-нибудь нищим» (Ин 13:29). Ясное указание, что в ту ночь люди только еще начинали приготовления к празднику.

Итак, можно представить себе такую сцену: накануне праздника ученики спрашивают Иисуса, где они встретят сам праздник. Еще бы, нужно столько всего приготовить заранее! С их стороны было бы крайне непредусмотрительно задавать такие вопросы в тот час, когда уже пора приступать к самому празднеству. Неожиданно Иисус посылает их в дом, где, оказывается, всё давно готово. Необычным был сам ориентир: мужчина, несущий воду (Мк 14:13, ср. Лк 22:10), ведь эта обязанность всегда считалась женской. Точно так же неожиданностью оказалась и «готовая горница» (Мк 14:15): оказывается, не надо ничего покупать, ни о чем заботиться, осталось только возлечь и насладиться пиром! Причем прямо сейчас.

В Лк 22:15-16 Христос говорит ученикам: «очень желал Я есть с вами сию пасху прежде Моего страдания, ибо сказываю вам, что уже не буду есть ее, пока она не совершится в Царствии Божием». Может быть, это и есть ответ на невысказанный вопрос: почему Он так поторопился с пасхальной трапезой? Почему Он позвал своих учеников на нее заранее, до того, как к ней приступили остальные жители Иерусалима? И тогда становится понятно, почему никакого барашка не упоминают и синоптические Евангелия. В эту ночь Агнец был среди Своих учеников. Плотью Агнца стал хлеб, который Он Сам преломил. А обычные пасхальные барашки еще только блеяли где-то около храма...

Ветхозаветная Пасха начиналась с заклания агнца и продолжалась трапезой. На Новозаветной Пасхе порядок был обратным, и синоптические Евангелия подчеркивают пасхальную природу этой трапезы, а Иоанн (который наверняка знал эти Евангелия и стремился их именно что дополнить) подчеркивает, что распятие и погребение Христа состоялось именно в то время, когда приносили в жертву тысячи пасхальных агнцев. Его крестная смерть и была той самой Жертвой, которая раз и навсегда сделала ненужными любые другие жертвоприношения.

И тогда получается, что никакого противоречия, на самом деле, тут нет: есть лишь разные взгляды, разные описания, разные аспекты одного и того же Таинства.

Подписаться на ленту комментариев к этой публикации

Комментарии (19)

Написать комментарий
#
18.04.2015 в 13:53
Простите, вдогонку к предыдущему:

"С четырнадцатого дня
первого месяца, с вечера ешьте пресный хлеб до вечера двадцать первого дня того
же месяца" (Исх. 12:18). И еще раз: день у иудеев начинался с вечера, т.е. Господь заповедал "с начала 14-го дня есть пресный хлеб", т.е. опресноки надо было есть уже в Пасхальную трапезу плюс 7 дней праздника опресноков.

И ответ Роману (с. Песчаное): дню выбора агнца, который предназначен для заклания, соответствует день Входа Господня в Иерусалим. Он был совершен в воскресение вечером, поэтому это было уже 10-е ниссана, а не 9-е.

Ответить

#
18.04.2015 в 12:56
Простите, если не разумею до конца, но данное "противоречие" для себя разрешила так: у евреев день начинался с вечера, то есть наш вечер четверга, у них соответствовал началу "пятницы", так что все верно - Тайная вечеря состоялась 14-го ниссана, как он только начался. И вспомните, как иудеи спешат погребсти тела распятых до темноты, потому что Пасха начиналась уже в пятницу вечером (по-нашему сегодняшнему счету времени), а для евреев это уже было начало 15-го ниссана
Ответить

#
27.09.2014 в 16:09
Я не нахожу нахожу противоречий в Евангелие :тайная вечеря была завершением земного общения Иисуса со своими учениками,это была Пасха учеников;будучи Агнцем,Христос был заклан во искупление грехов всего человечества ,как и положено,накануне иудейской Пасхи.
Ответить

#
25.03.2013 в 19:01

Добрый день.Мне понравилось ваше объяснение Пасхи.А в каком году до нашей веры был исход из Египта?

Ответить

#
16.04.2012 в 14:55

Вот мнение о. Андрея Кураева по обсуждаемому вопросу (публикация 1996 г.):

“Идите, уготовайте Мне пасху”. То, что Христос не дает никаких дополнительных указаний, означает, что трапеза должна совершиться по обычаю, по общеизвестному ритуалу. Но: еще не настало время Пасхи. Иудеи только готовились к ней. До Пасхи оставалось еще два дня. Поэтому и был квасной хлеб в доме Тайной Вечери.

Господин же субботы перенес Пасху с того времени, когда она праздновалась по традиции, на время, усмотренное Им. Прежде еврейской пасхальной субботы Он совершил пасхальную трапезу.

И воскреснув после нее, Он освятил день, который был будним для иудеев. Все время теперь — Божие. Нет одного Божия дня; любое время — Его и напоминает о Нем.

...Несколько столетий длился спор между православными и католиками о том, совершать ли Литургию на квасном хлебе или на опресноках. Православные ссылались на то, что слово artos, стоящее в евангельском тексте, означает именно квасной хлеб, а никак не опресноки. Католические богословы защищались ссылками на то, что по еврейскому закону квасной хлеб даже не мог находиться в доме, когда в нем празднуют Пасху. Христос пошел бы на нарушение закона, если бы использовал квасной хлеб, и даже если бы Он захотел его найти — ни в одном из домов Иерусалима Он не нашел бы и крошки квасного хлеба в пасхальную ночь. Но Господин Субботы совершил пасху во внепасхальный день...

http://aliom.orthodoxy.ru/arch/011/011-kuraev-fr.htm

Ответить

#
18.05.2011 в 20:21
Очень интересная статья! Вопрос проведения Тайной Вечери всегда был мне интересен. Интересно мнение мессианского еврея Д. Штерна о Ин 18:28:

"буквально «не могли бы есть Песах». Некоторые ученые считают, что здесь слово «Песах» относится к Пасхальному ягненку, и делают вывод, что Йоханан, в отличие от авторов синоптических Евангелий, датой Седе­ра (первого вечера Пасхи) считал вечер пятницы. Это означало бы, что Седер состоялся уже после того, как Йешуа был распят в полдень пят­ницы. Я не думаю, что дата распятия, указанная в Евангелии Иоханана, отличается от свидетельств синоптических Евангелий (но см. 13:29 и ком.). Скорее всего, трапеза в 13:1 — это Седер, происходивший в четверг вечером, а «Песах» в этом стихе относится к другой трапезе этого праздника, а именно к хагиге (праздничной жертве), которую съедали с великой радостью и весельем на следующий день. Именно эту Пасхальную трапезу не смогли бы есть иудеяне, собравшиеся у дома Пилата, если бы они вошли в его дом, так как их нечистота продолжалась бы до захода солнца. Если бы слово «Песах» относилось к Пасхальному ягненку, то осквернение, имевшее место утром, не составило бы проблему, поскольку Седер начинался после захода солнца" ("Комментарии к Еврейскому НЗ")
Ответить

#
22.11.2011 в 19:06
Можно было бы принять аргумент Д.Штерна, если не учитывать, что речь шла о высшем духовенстве (первосвященниках и священниках) Храма, о тех, кто должен был по полудню того дня (14-го нисана по календарю правящей тогда рел. партии) участвовать в жертвоприношении пасхального агнца. Если бы они осквернились, то не могли бы участвовать в Пасхальном Служении Храма - в заклании агнца, приношении его крови к жертвеннику и пр.
Ответить

#
19.01.2013 в 20:05
Объяснения Давида Штерна полностью соотвествуют этой статье. Машиах совершил Песах за день до официального Песаха. Потому что Песах выпадал на шабат, некоторые его праздновали (по умотрению) раньше. Читать онлайн можно на сайте kifa.kz
Ответить

#
Андрей Десницкий, Россия, Москва
17.04.2011 в 21:03
Арсений, спасибо!
Ответить

#
13.04.2011 в 18:20
Андрей, можно попробовать набрать это название статьи "Разногласия между синоптическими Евангелиями и Иоанном в дате Пасхи и распятия Иисуса Христа" если не сможете зайти.
Чтобы не отнимать Ваше время, скопирую вопрос, который там поднят:

Вопрос: в Иоанна 19:14 говорится:"Тогда была пятница пред Пасхою" и Иоанна 18:28:
"и они не вошли в преторию, чтобы не оскверниться, но чтобы можно было есть пасху". То есть Христос был распят до того, как иудеям есть (праздновать) пасху. А в Матфея 26:17-19; Марка 14:12-16; Луки 22:7-13 говорится, что ученики Христа приготовили Пасху днём раньше, и Христос участвовал в Пасхе. Так когда была Пасха? Есть какая информация по этому вопросу?

Ответ: Для того, чтобы выяснить, противоречивы ли сообщения о празднике Пасхи в Евангелии от Иоанна и синоптических Евангелиях, надо найти ответы на вопросы:

1. Что означают некоторые выражения в терминологии праздника Пасхи
2. Когда должна была состояться Пасха по Моисееву закону в год смерти Иисуса Христа?
3
. Как развивались события по Евангелию от Иоанна?
4
. Как развивались события по синоптическим Евангелиям от Матфея, Марка и Луки?

Ну и дальше - подробные ответы. Разъяснения по событиям приведены в сравнительных таблицах, поэтому очень удобно проследить и не запутаться, отличая КАНУН Пасхи и сам праздник Ветхозаветной Пасхи, ибо Христос пришёл исполнить ВЕСЬ Моисеев закон, в части Пасхи - также, и закрыть страницу его действия в истории человечества, став Пасхой Нового Завета (Мтф.5:17, 1Кор.5:7) С уважением ко всем, кто интересуется этим вопросом, Арсений Ф.
Ответить

#
проф. прот. Ростислав Снигирев, Россия, Калуга
13.04.2011 в 10:52

Первая Евхаристия по свидетельству синоптических Евангелий была Пасхальной вечерей. Огромная литература, посвященная данному вопросу довольно подробно описывает эту пасхальную вечерю, и применение свойственных ей обрядовых особенностей для совершения Первой Евхаристии: блюдо для пасхального хлеба (Мк. 14,20; Мф. 26,23; Ин. 13,26) с афикоманом, частью, оставляемой для странников и бедных (ср. 1 Петр. 2,11), пасхальная чаша вина, над которой были произнесены слова Писания (ср. Исх. 24,1-10; Ис. 53,12), пение второй части галлела (Пс. 111-118), которым Тайная вечеря и завершилась (Мк. 14,26; Мф. 26,30).


Совершение Ранней Церковью Евхаристии в домашних церквях (Деян. 2,42-47; 20,7) вполне вписывалось в традиции эпохи Второго Храма, когда община приверженцев законоучителя (т.н. хавурот - twrbj), имели собственные дома собраний, в которых совершалось чтение Писаний и проповедь (ср. Деян. 20,7), а также воспоминание жизни и проповеди учителя во время священной трапезы. Мишна (Брахот,8) говорит нам об обрядах этих трапез: омовении рук, возжигании светильников, благословении и преломлении хлеба, благословении чаши вина, т.е. о том, что мы можем видеть и в агапах Ранней Церкви.

Ответить

#
проф. прот. Ростислав Снигирев, Россия, Калуга
13.04.2011 в 10:52

Первая Евхаристия по свидетельству синоптических Евангелий была Пасхальной вечерей. Огромная литература, посвященная данному вопросу довольно подробно описывает эту пасхальную вечерю, и применение свойственных ей обрядовых особенностей для совершения Первой Евхаристии: блюдо для пасхального хлеба (Мк. 14,20; Мф. 26,23; Ин. 13,26) с афикоманом, частью, оставляемой для странников и бедных (ср. 1 Петр. 2,11), пасхальная чаша вина, над которой были произнесены слова Писания (ср. Исх. 24,1-10; Ис. 53,12), пение второй части галлела (Пс. 111-118), которым Тайная вечеря и завершилась (Мк. 14,26; Мф. 26,30).


Совершение Ранней Церковью Евхаристии в домашних церквях (Деян. 2,42-47; 20,7) вполне вписывалось в традиции эпохи Второго Храма, когда община приверженцев законоучителя (т.н. хавурот - twrbj), имели собственные дома собраний, в которых совершалось чтение Писаний и проповедь (ср. Деян. 20,7), а также воспоминание жизни и проповеди учителя во время священной трапезы. Мишна (Брахот,8) говорит нам об обрядах этих трапез: омовении рук, возжигании светильников, благословении и преломлении хлеба, благословении чаши вина, т.е. о том, что мы можем видеть и в агапах Ранней Церкви.

Ответить

#
14.04.2012 в 23:59
Здравствуйте, разъясните, пожалуйста, ел ли Иисус с апостолами барашка
или нет? У меня возник спор с моим знакомым, который любит есть мясо. Я
ему говорю, что они не ели барашка. Он говорит, что ели.
Ответить

#
12.04.2011 в 17:18
Мне очень жаль, вчера всё было в порядке. Могу прислать Вам эту статью, думаю, Вам пригодится для исследований. Если позволите, конечно, связаться с Вами.
Ответить

#
Андрей Десницкий, Россия, Москва
11.04.2011 в 14:34
Арсений, ссылка ведет на 404.
Ответить

#
10.04.2011 в 15:43

Здравствуйте, Андрей Сергеевич! С интересом прочёл Вашу статью о расхождении синоптиков с Иоанном, и сам давно размышлял над этим. Смущал именно КАНУН Пасхи, указанный Иоанном, однако из авторов Евангелий он был единственным свидетелем событий Страстной Седьмицы, а потому мне было сложно представить, чтобы он мог ошибиться в датах или словах. Скорее я был склонен считать, что составители синоптических книг могли неточно передать мысли Матфея, Луки и Марка. Но не так давно наткнулся на два интересных места: 1) я вычитал в библиотеке "Хасидус по-русски" о том, что 14 нисана с жертвоприношением называют КАНУНОМ праздника Песах, начало которого 15 нисана. 2) вот здесь http://jwquestion.narod.ru/st_22.html подробный разбор как самого предмета расхождений по дате распятия, так и разъяснения отличий кануна Пасхи от праздника Пасхи с приведением сравнительных таблиц с событиями, расписанными по суткам с учётом еврейского времяисчисления (по синоптикам и Иоанну), а также - выдержками из Талмуда с подробным указанием процедуры жертвоприношения Песах. В итоге там доказали при помощи Библии, что Иисус был распят именно 14 нисана в пятницу в период "между вечерами", как и должно было быть закланым Агнцу Пасхальному для мира - во исполнение Моисеева закона. А праздник Пасхи начался в субботу, 15 нисана, как и должно было бы ему начинаться по этому же закону.
С уважением к Вашим исследованиям, Арсений. Они дополнили картинку моих поисков. Спасибо.

Ответить

#
6.02.2011 в 17:08
Всё это очень интересно. Эту мысль я уже встречал и соглашаюсь. Но у меня есть вопрос (очень буду рад ответом). Я понимаю, как 14-е нисана должно соответствовать закланию Агнца Божия, так и 10-е нисана (отделения агнца на заклание) (Исх. 12:3) должно как-то соответствовать чему-то, связанному со Христом. Что это за событие? Может это миропомазание Христа в Вифании, но дни не состветствуют. Зарание спасибо.
Ответить

#
Андрей Десницкий, Россия, Москва
18.04.2009 в 15:15
Мне подсказали, что в статье содержатся мелкие неточности:
1. Хлеб на пасхальном седере обмакивают не в чашу с соленой водой, а в чашу с горьким соусом.
2. Лунный месяц насчитывает не 28, а 29 или 30 дней.

Но на общие выводы все это не влияет, конечно.
Ответить

#
17.04.2009 в 09:22
Кстати, о том, что Христос совершил пасхальную трапезу заранее, говорится и в синаксаре Великого Пятка: "Христос совершил её днем раньше, желая быть принесённым в жертву одновременно с пасхой законной, то есть в пятницу" (хотя в конце синаксаря Великого Четверга говорится о том, что "первосвященники и фарисеи совершили тогда беззаконие, перенеся пасху").
И из того, что Христос совершает пасху заранее, возможно, следует и то, что Он вполне мог воспользоваться и квасным хлебом после совершения законной трапезы.
Ответить

Написать комментарий

Правила о комментариях

Все комментарии премодерируются. Не допускаются комментарии бессодержательные, оскорбительного тона, не имеющие своей целью плодотворное развитие дискуссии. Обьём комментария не должен превышать 2000 знаков. Републикация материалов в комментариях не допускается.

Просим читателей обратить внимание на то, что редакция, будучи ограничена по составу, не имеет возможности сканировать и рассылать статьи, библиограммы которых размещены в росписи статей. Более того, большинство этих статей защищены авторским правом. На просьбу выслать ту или иную статью редакция отвечать не будет.

Вместе с тем мы готовы рассмотреть вопрос о взаимном сотрудничестве, если таковые предложения поступят.

Прим.: Адрес электронной почты опубликован не будет и будет виден лишь модераторам.

 *
Введите текст, написанный на картинке:
captcha
Загрузить другую картинку

добавить на Яндекс добавить на Яндекс