Священное в повседневном: Двусоставный образ в произведениях Ф.М.Достоевского.

События

Книга посвящена проблеме авторской позиции в произведениях Ф.М. Достоевского, анализу структуры образа в его текстах и анализу функций этой структуры. Описывается двусоставный образ Достоевского, скрывающий под современным обликом вечный лик, и – главное – конкретные средства и пути создания такого образа. Двусоставный образ одновременно служит средством ориентации в современности и способом воспринимать базовые тексты европейской и русской культуры – Библию и Евангелие – без затянувшей их патины, без эстетической отстраненности, возвращая им эффект присутствия здесь и сейчас, эффект сиюминутности совершающегося.
Двусоставный образ – свойство текстов Ф.М. Достоевского, которое они учат нас видеть в окружающей реальности, способной создавать внешний, видимый всем образ, как место присутствия образов евангельской истории, с которыми можно встретиться здесь и сейчас: встретиться и ответить на их вызов. Великое христианское искусство, ярчайшим представителем которого в 19 в. является Достоевский, создавало произведения, которые позволяли человеку соприкоснуться не с торжествующим и всевластным, но со страдающим Богом, с Богом-человеком в пространстве Его земной жизни – и научиться встречаться с Ним в повседневности, узнавать Его в рабском обличии, научиться узнавать Его в каждом человеке. Великое христианское искусство учило человека видеть созданное реальностью пространство, где евангельская история была все время актуальна; пространство, куда мог войти современный человек, чтобы осуществить предложенное, но неосуществленное в евангельской истории: например, впустить в свой дом Богоматерь на сносях и согреть Ее Младенца, ранее обогретого только дыханием вола и осла.
Анализ структуры слова персонажа и повествователя, анализ образа, создаваемого Достоевским, позволяет выявить те места, где обнаруживается авторская позиция, не выраженная в прямом дискурсе.

t-kasatkina.livejournal.com


Другие публикации на портале:

Еще 9