Чтения, по традиции, проходили один день. Их открыл представитель Святой Эпистасии Афона. Собравшимся прислал свое приветствие и Константинопольский Патриарх Варфоломей.
Из научных сообщений первым прозвучал доклад игумена Мишеля ван Париса, бывшего настоятеля бельгийского бенедиктинского монастыря в Шевьтоне, ныне переведенного – тоже настоятелем – в известную Гроттаферратскую греческую обитель св. Нила под Римом. Он говорил об афонитах как свидетелях «другой Европы» – противостоящих всеобщему распаду.
Обратил на себя внимание доклад и другого бенедиктинского монаха, насельника Св.-Троицкой обители на самом севере Италии, известного своими трудами по древнерусской святости, о. Адальберто Пьовано. Он рассказал о паломничестве на Афон двух бенедиктинских монахов в начале ХХ века. Любопытно, что сравнивая святогорские греческие и русские обители, они утверждали, что русские учреждения по своей атмосфере, ухоженности и открытости были намного ближе к европейским, нежели греческие.
Автор этих строк, по просьбе организаторов, подготовил неизвестную в Италии тему – «Возвращение на Афон. Русские монахи и Святая Гора во второй половине ХХ века», составив хронику трудного прибытия новых насельников Пантелеимонова монастыря, начиная с решения Св. Синода РПЦ от 1960 года и до первой партии монахов в 1968 году.
Вел конференцию знаток Афона профессор Марко Мерлини, известный отечественным исследователям по своему докладу о бенедиктинском (Амальфитанском) афонском монастыре, которым открывается новый сборник Белградской конференции 2013 года.
Следующие, 14-е, Афонские чтения, намеченные на май 2015 г., будут посвящены практике «сердечной молитвы».
Михаил Талалай (Милан, Италия), почетный член Ассоциации «Вместе ради Афона» и член ее Научного комитета,специально для портала «Русский Афон»