Культ святых в династии Рюриковичей
События

Посмотреть видео.

О культе святых в домонгольской Руси мы знаем во многом благодаря почитанию тех или иных святых русскими князьями, хотя не стоит ограничиваться только ими. В целом можно сказать, что Русь с крещением усваивает некоторый готовый пантеон святых. Поскольку крещение пришло из Византии, то в него включено много святых, почитаемых в византийской культуре, но не только. Хорошо известно, что в домонгольской Руси почитались многие западные святые, потом их культ понемногу угасал.

Культ рода в домонгольской Руси

Филолог Фёдор Успенский о христианизации Руси, крещении умерших и статусе оглашенных

Изображения почитаемых святых помещали на печати. Таких святых довольно много: это и Федор Тирен, и Федор Стратилат, и святой Георгий, который побеждает дракона. Русские князья очень любили этот сюжет. Его влияние было так велико, что даже мирным святым, которые не обладали никакой милитарной атрибутикой, Рюриковичи любили «дать» в руки копье или меч. Известны сцены Благовещения с участием архангела Гавриила (мирная сцена, где архангел известил Марию о рождении Христа), где он изображен с копьем в руке. Таким образом архангела превращают в милитарного святого. Высоко почитался архангел Михаил, предводитель Святого Воинства. Это была точка соотнесения святого с ними самими, ведь князь домонгольской Руси, чем бы он ни занимался, во многом оставался князем-воином и участвовал в боях, предводительствовал войском, для него владение оружием не пустой звук, а повседневность.

Собственно русские святые появляются уже в XI веке. Это прежде всего святые братья Борис и Глеб, сегодня считают, что в довольно раннее время стал почитаться святым и их отец, Владимир Святой. Мы привыкли к такому имени, но тогда его так не называли. Конечно, почиталась первая христианка, княгиня Ольга, которая правила в языческой стране, но память о ее христианстве не была забыта. Она также довольно рано начала почитаться как святая. Можно увидеть, как в домонгольской Руси этот культ нарастает в каждом последующем поколении жизни людей.

Фёдор Успенскийдоктор филологических наук, заместитель директора Института славяноведения РАН, ведущий научный сотрудник Лаборатории медиевистических исследований НИУ ВШЭ

postnauka.ru


Другие публикации на портале:

Еще 9