[Рецензия на:] Труды Нижегородской духовной семинарии: Сборник работ преподавателей и студентов. Выпуск 6. Нижний Новгород, 2008. 512 с.
В конце 2008 года в свет вышел шестой номер «Трудов Нижегородской духовной семинарии», содержащий статьи, доклады и методические разработки преподавателей и студентов семинарии. Портал Богослов.Ru предлагает вниманию читателей рецензию на это издание, подготовленную преподавателем Киевской Духовной Академии монаха Сильвестром (Стойчевым).
Статья

В последние годы в духовных школах Русской Православной Церкви появилось немало периодических изданий, свидетельствующих о стремлении к возрождению традиций духовного образования и церковной науки. Весьма показательно, что в этом процессе заметную роль играют не только такие именитые учебные заведения как Московская, Санкт-Петербургская, Киевская и Минская Духовные Академии, но и региональные школы, возрождение которых началось лишь в последние полтора-два десятилетия.

Одним из таких региональных богословских изданий в России являются сегодня «Труды Нижегородской духовной семинарии» — ежегодный сборник работ преподавателей и студентов. Первый выпуск «Трудов» вышел в свет в 2003 году, а в конце 2008 года был издан уже шестой номер сборника. Общий объем выпуска весьма внушителен — 512 страниц. Уже при первом взгляде на сборник бросается в глаза прекрасное качество бумаги и печати. Издание имеет уже ставшую традиционной структуру: сборник разбит на четыре раздела. Первый содержит научные работы, статьи и доклады преподавателей, второй — студенческие работы, третий — материалы конференций, «круглых столов» и семинаров, четвертый — учебно-методические материалы.

Всего в сборнике опубликовано 25 статей, докладов и сообщений, а также 8 учебных программ. Среди авторов «Трудов» не только преподаватели и студенты Нижегородской семинарии. Есть здесь и публикации профессоров, доцентов и преподавателей Московской Духовной Академии и нескольких Нижегородских вузов. Все это заметно повышает уровень издания.

В настоящей небольшой рецензии нам хотелось бы обратить внимание на некоторые статьи, помещенные в сборнике.

Раздел по догматическому богословию представлен рядом интересных публикаций, из которых особенно выделяется статья доцента А.В. Ворохобова «Доктрина освящения в теологии Карла Барта» (с. 7-35). Следует отметить, что хотя статья посвящена отдельному аспекту богословия известного протестантского богослова, однако в ней даны также и сведения о принципах богословской методологии Барта в целом. Русскоязычный читатель, к сожалению, имеет весьма ограниченную возможность познакомиться с наследием К. Барта. К настоящему времени в свет выпущено лишь несколько русских переводов его сочинений («Очерк догматики», «Послание к Римлянам», ряд статей). Ныне Библейско-Богословский Институт святого Андрея Первозванного начал издание перевода многотомной «Церковной догматики» Барта, однако пока что в свет вышел лишь ее первый тем. Все это лишь увеличивает ценность статьи А. Ворохобова, который использует не русские переводы, а немецкие оригиналы сочинений К. Барта. Думается, что эта статья будет полезна всем, кто интересуется современным западным богословием.

Статья А.А. Пешкова «Современные вопросы преподавания патрологии в России: опыт Нижегородской семинарии» (с. 47-67) содержит достаточно интересные наработки в области преподавания патрологии. У данной дисциплины в духовных школах Русской Православной Церкви еще с дореволюционных времен непростая судьба. Этот предмет то вводили, то упраздняли. И до сих пор академические и семинарские программы по Патрологии отличаются заметным разнообразием. Нет единства даже в том, какой период церковной письменности должен охватывать этот курс. Кто-то настаивает на том, что верхним пределом классической патристики следует признать время жизни преподобного Иоанна Дамаскина, кто-то принципиально призывает продлить курс до исихастских споров XIV века и заканчивать изучение патрологии богословским наследием святого Григория Паламы! При этом такие церковные писатели как святой Николай Мефонский, преподобный Никита Стифат, святитель Геннадий Схоларий, как правило, и вовсе не изучаются в курсе патрологии. Статья преподавателя Нижегородской семинарии — замечательное явление в области методологии. Самое главное, что А.А. Пешков старается реализовать творческий подход к изучению святоотеческого наследия и направляет усилия студентов не на заучивание, а на понимание пройденного материала, что в результате гораздо плодотворней. Однако такой подход требует и большого количества часов, и, главное, небольших групп студентов. Ведь проводить дискуссии, представляя аргументацию отцов и их оппонентов (как предлагает автор) в аудитории, где сидит 30-40 человек, будет весьма затруднительно.

В статье профессора Л. П. Клименко «К проблеме аутентичности церковнославянского и русских переводов Псалтири царя Давида» (с. 85-111) сравниваются церковнославянский и несколько русских (в том числе и синодальный) переводов Псалтири. По непонятным причинам автор фактически игнорирует тот очевидный факт, что церковнославянский перевод сделан был с Септуагинты, а привлекаемые к анализу русские переводы — с древнееврейского текста. В результате автор занимается лишь сопоставлением переводов, практически не обращая внимание на первичные еврейский и греческий тексты. При этом значительная часть смысловых расхождений в анализируемых текстах обусловлена именно существенными отличиями между греческим и еврейским текстом. В результате многие выводы автора являются чрезвычайно сомнительными, если и вовсе не теряют ценность.

Замечательной представляется «Программа предкрещальной катехизации для храмов Нижнего Новгорода» (с. 230-243), составленная преподавателем священником Максимом Антоненко. Возрождение предкрещальной катехизации взрослых — одна из злободневных проблем современной церковной жизни. К сожалению, нередко взрослые люди, желающие принять таинство Крещения, либо вовсе не получают никакой специальной подготовки, либо же эта подготовка ограничивается сообщением им самых элементарных сведений о церковной жизни. Публикация отца Максима представляет собой попытку целостного подхода к предкрещальной катехизации. Автор дает историко-канонические обоснования необходимости катехизации, предлагает возможную модель катехизации в современных условиях и представляет ее приблизительную программу. В минувшем году эта программа впервые была опробована в Нижнем Новгороде. Думается, что она вполне могла бы быть реализована и в других епархиях.

Существенная часть «Трудов» посвящена Патриарху Сергию (Старогородскому). Здесь, в частности, опубликованы материалы конференции, прошедшей в Нижегородской семинарии в феврале 2008 года. Из материалов этого раздела заслуживает внимания публикация статьи известного канониста профессора С.В. Троицкого «Митрополит Сергий и примирение русской диаспоры» (с. 264-279). Это первая публикация статьи в России. Текст подготовлен к печати преподавателем Московской Духовной Академии священником А. Задорновым. Он же является и автором предисловия к публикации.

Также заслуживает внимания доклад Т.В. Семикоповой «Тема брака и любви в средневековой русской мысли: освящающая роль Церкви (на примере «Вопросов Кирика, Саввы и Илии с ответами Нифонта, епископа Новгородского и других иерархических лиц», XII век)» (с.377-391). В статье приведены интересные пассажи из средневекового памятника, иллюстрирующие нравы эпохи. Статья интересна как с исторической, так и с канонической точки зрения.

Представляет интерес и методический раздел «Трудов». Здесь опубликованы учебные программы Нижегородской духовной семинарии по предметам кафедры библеистики. Программы представляют собой перечень основных тем, изучаемых в рамках соответствующих курсов, и списки рекомендуемой литературы. Недостатком публикации следует признать отсутствие указания количества учебных часов, выделяемых как на каждый курс в целом, так и на отдельные темы. Хочется пожелать издателям исправить этот недостаток при публикации учебных программ в грядущих номерах журнала.

Подводя итог, с уверенностью можно сказать, что предлагаемый читателю сборник «Трудов Нижегородской Духовной Семинарии» представляет собой отрадное явление в жизни духовных школ. Он будет интересен как преподавателям, так и студентам, равно как и всем интересующимся богословием и церковной наукой.

 

Комментарии ():
Написать комментарий:

Другие публикации на портале:

Еще 9