Кэтлин Махоуни рассматривает те вызовы, перед которыми стояли католики в начале эпохи открытия университетов. В 1893 г. Гарвардская школа права проголосовала за то, чтобы ограничить свой рост посредством регулярного приема выпускников из 69 избранных ей колледжей. Ни один из католических колледжей не был включен в первоначальный список. Протесты иезуитов побудили президента Гарвардского университета Чарльза У. Элиота сделать разъяснения, которые были резко критичными по отношению к системе католического высшего образования. Тем не менее, 3 иезуитских колледжа из 44 были включены в опубликованный лист - Джорджтаунский университет, колледж Святого Креста и Бостонский колледж - но вскоре после этого последние 2 были вновь удалены. Эта полемика, продолжавшаяся почти десятилетие, постоянно подчеркивала более низкое положение иезуитских колледжей.
Опираясь на социальные теории о культурной гегемонии Махоуни рассматривает полемику вокруг Гарвардской школы права как находившуюся под влиянием трех сил: возникновения либерального светского исследовательского университета, развития католического среднего класса, который желал быть принятым в такой университет и поразительно резкую кампанию против модернизма и интеллектуальных оснований современной академической жизни, которую поддерживала в то время католическая церковь.
На примере конфликта между Гарвардом и иезуитами Кэтлин Махоуни стремится изучить мир иезуитских колледжей и показать причины кризиса католического высшего образования. Действительно, этот инцидент был первой конфронтацией католического образования с американской светской образовательной системой. Поскольку образовательные мандаты стали более важны для социального и экономического прогресса, программные и внепрограммные предложения католических колледжей стали внимательно сравниваться с программами светских американских университетов. Стало невозможно сохранять католическую систему образования в изоляции.
Орден иезуитов всегда выделял образовательную миссию как одну из своих целей и выражал готовность приспосабливаться к местным условиям. В образовании иезуиты руководствовались Ratio Studiorum, семилетним образовательным циклом, включавшим старшую школу и образование в колледже, предложенным еще Игнатием Лойолой. В этой программе доминировало изучение языка, а завершалась программа изучением философии на латинском языке. Иезуиты не желали принять вызов академической революции, стремясь сохранить традиционное образование любой ценой. Однако сложности продолжали увеличиваться. Иезуитские колледжи испытывали стагнацию, поскольку все большее число католиков предпочитало выбирать Гарвард, нежели любой иезуитский колледж. Эти условия отражали трудности, связанные с выходом за рамки традиционной программы, и Махоуни анализирует их на протяжении всей своей книги. Во-первых, хотя иезуитские колледжи покровительствовали принятию студентов из рабочего класса, католики среднего класса предпочитали поступать в университеты, чтобы получить дополнительный опыт вне программы и более качественную профессиональную подготовку. Во-вторых, эти трения также были связаны со спорами внутри католической церкви по вопросу американизма, который характеризовался большим либерализмом. Поддержка Ватиканом консервативных кругов еще больше затрудняла возможность реформы католического образования. Наконец, эти вопросы были проработаны в рамках иезуитского ордена и его школ, чтобы сохранить возможность его религиозной миссии в изменившихся условиях.
Это обширное исследование соединяет в себе социальную и интеллектуальную историю значительной части населения Америки. Кроме того, отдавая должное ордену иезуитов, Махоуни показывает специфику и противоречивость академической революции и образовательного истеблишмента «протестантской Америки». Это тщательно проведенное и хорошо аргументированное исследование является ценным вкладом в понимание истории высшего образования, американского католицизма и роли ордена иезуитов в США.
Книга будет полезна всем, кто интересуется вопросами взаимоотношения высшего светского и религиозного образования в историческом и региональном аспектах.
Оглавление
Благодарности IX
Введение 1
I Между протестантами и католиками 19
1 Последователи Лютера и сыны Лойолы 21
2 Время: полемика в Гарвардской школе права и современный императив 60
II Среди католиков 99
3 Личности: связь религии и требований классов 101
4 Место: американизм и высшее образование католиков 151
III Среди иезуитов 193
5 Novus Ordo Academicus и тяжелый труд адаптации 195
Заключение 239
Приложения
А. Избранный Гарвардской школой права список колледжей 1893 г. 251
B. Колледжи и программы, добавлявшиеся и удалявшиеся из списка институтов Гарвардской школы права с 1894 по 1903 гг. 254
С. Президент Элион и иезуитские колледжи (Тимоти Броснахан, ОИ) 257
D. Избранный список руководителей, провинциалов и президентов иезуитов 271
Примечания 275
Библиография 311
Индекс 337