Андреев Н.А. Обращение в католицизмсемейства И.П. Долгоруковой // Вопросы истории, 2009, №3. С.100 – 113. Реферат статьи
Обстоятельстваотступления от православной веры княгини Ирины Петровны Долгоруковой (1700 –1751) и её детей до сих пор не изучены с обстоятельной полнотой. В статье рассмотреновлияние католической религиозности на нравственный облик Долгоруковых.
Статья

Предпочтениекатолическому вероисповеданию И. Долгорукова стала оказывать, находясь заграницей. Во время пребывания в Голландии она обратилась в католицизм вместе смалолетними детьми (Владимиром, Александром, Николаем, Петром, Марией, Анной,Екатериной). Мотивы обращения до конца не выяснены: по-видимому, данный шаг былсвязан с общей прозападной культурной ориентацией княгини и многолетним опытомпребывания её посольского семейства за границей. На её квартиру часто приходилипротестантские и католические священнослужители, аббат Жюбе являлсявоспитателем её детей.

Княгиня,несомненно, обладала некоторыми богословскими познаниями, сочувствовала планамвоссоединения Церквей. Русский иезуит И.С. Гагарин писал, что княгиня ИринаПетровна «близко подружилась с принцессой д’Овернь, пламенной янсенисткой,которая убедила её переменить веру». Обращение произошло 11 июня 1727 г. вЛейдене (Н.Н. Голицын — в Утрехте). Современники запомнили княгиню как особу схарактером, уверенную в себе, стойкую в убеждениях.

Весть оботступничестве Долгорукой стала известна в России в 1731 году. Вернувшись наРодину, она хранила свой поступок в тайне, которая вскоре перестала бытьтаковой. Синод Русской Православной Церкви организовал следствие. На первый развсё ограничилось увещеванием иеромонаха кадетского корпуса Луки (Конашевича) ивысылкой воспитателя её детей Жюбе. Интересно, что тайну обращения в католицизмИ. Долгорукова поведала Анне Иоанновне во время возвращения из Голландии вРоссию в 1728 году. Между ними была дружба, которая закончилась вскоре послепадения верховников и тщетных уговоров императрицы вернуться в православнуюверу. Из следственных дел известно, что княгиня настаивала на принадлежности кРусской Церкви и выражала готовность принять православное Причастие.

В результатерасследования, проведённом Тайной канцелярией, факт перехода Долгоруковой вкатоличество был доказан, виновница отправлена в ссылку в своё подмосковноеимение Никольское. Перед высылкой она виделась с Анной Иоанновной: «Когдаявилась и, согласно этикету, склонилась, чтобы поцеловать руку императрицы,Анна дала ей тяжёлую пощёчину и прокричала самые грубые проклятия на самомвульгарном языке и закончила приём, сказав: “Вон отсюда, мерзавка!” Старшихдетей, Александра и Владимира, определили в кадетский корпус в Петербурге, кудав нарушение запрета выезжала и сама княгиня. Она посещала православные храмы,на допросах утверждала, что исповедовалась и причащалась, но при проверке этоне подтверждалось, в редком случае имелся факт исповеди, но не Причастия.Пренебрежение княгини православными Таинствами свидетельствует о её сомненияхотносительно присутствия в них Божественной благодати и демонстрирует пониманиеею римской религии как единственно верной.

Фактокатоличивания Долгорукой стал известен Елизавете Петровне, которая повелелапроизвести новое расследование. Выяснилось, что, будучи в 1744 году в Москве,княгиня посещала костёлы, как сама утверждала, только для прослушивания музыкина богослужениях. Решив, что и этого быть не должно, ей учинили публичноеотречение от католичества, на отречении присутствовала императрица. Но и послеэтого власти уже в третий раз через некоторое время заподозрили княгиню в изменевере и определили под домашний арест. Были сомнения в искренности православиямужа княгини С.П. Долгорукова. За ним была признана тяжкая вина в «несмотрении ожене своей и детях в содержании их в законе и страхе Божьем». Синод постановилна год отправить его в Саввино-Сторожевский монастырь для церковного покаяния.После очередного отрицания от католической веры Ирина Петровна с дочерью Аннойобязалась в течение года неукоснительно посещать службы в православных храмах,соблюдать посты и причащаться в каждый из них с должным приготовлением. Вдальнейшем Долгорукова пыталась выехать за границу, однако ей отказали в паспорте,после чего намеревалась бежать через Смоленск и Польшу в Рим, но заболела и 28ноября 1751 года скончалась.

Несмотря нагромкий процесс по факту вероотступничества, С.П. Долгоруков, служившийсоветником юстиц-коллегии, затем — коммерц-коллегии, не потерял довериеимператрицы. В 1756 г. он был назначен чрезвычайным посланником вКонстантинополь. Доказательств католических симпатий князя после смерти жены необнаружено.

Сомнения усинодальных служителей вызвала религиозная позиция старших сыновей Долгоруковых — Петра, Александра и Владимира. Они испытали наибольшее воздействиепедагогической практики аббата Жюбе, став главными объектами его прозелитизма вГолландии, России и Франции. Испытывая материальные трудности, Долгоруковыстремились воспользоваться протекцией Жюбе для получения образования. Пётрнаходился в армии на Украине, а Владимир и Александр обучались в Париже (1742 –1746), где встречались со своим бывшим воспитателем, богословом-аббатом Жюбе.Летом 1746 г., вернувшись в Россию, они не выдержали экзамен по Закону Божьему,не могли наизусть прочитать православный Символ веры. Пробыв в качествеисправления несколько месяцев в Александро-Невском монастыре, они были допущенык православному Причастию. В отличие от старших братьев князь Николай Сергеевичи княжна Анна Сергеевна усваивали католические ценности в большей степени подвлиянием матери, нежели аббата Жюбе. Но после её смерти Николай и Анна необнаруживали расположения к католицизму, строго соблюдая православнуюобрядность. Княжна Анна стала первой начальницей Воспитательного обществаблагородных девиц при Воскресенском Смольном женском монастыре. По уставу воглаве этого заведения не могла быть поставлена начальница, равнодушная к вере и Таинствам.

Католическоевлияние менее всего затронуло младшего сына — Петра Сергеевича. Информации овероисповедании дочерей Долгоруковой Марии и Екатерины обнаружить не удалось.

Несмотря нарелигиозную горячность княжны, католические традиции в её семействе так и несложились. Этому способствовали особенности российского правового исоциокультурного пространства ХVIII века — без стойкой уверенности в истинности католическихдогматов исповедание католичества в условиях строжайшего запрета становилосьтрудной и бессмысленной задачей. Дети и внуки И.П. Долгоруковой такойуверенности не испытывали. Кроме того, процесс отдаления дворянства от народнойкультуры не означал полную утрату его связей с Православной Церковью —представители высшего сословия, по крайней мере формально, являлись прихожанамиРПЦ, подчиняясь в той или иной степени её нравственному руководству.

Главным итогомкатолического влияния на Долгоруковых стало не закрепление латинскихвероисповедных традиций в семье, а формирование её культурного облика ирелигиозного мышления по западноевропейскому типу. Усвоение западных ценностейспособствовало католическому прозелитизму. Католическое влияние, в своюочередь, содействовало приобщению к европейским социокультурным принципам.

Обстоятельствакатолического конвертизма Долгоруковых дают возможность предположить наиболее вероятныепричины оставления ими и некоторыми другими русскими аристократами православнойверы. Сюда следует отнести изменения в духовной жизни русского общества в ХVIII веке, тенденцию ксекуляризации сознания дворянства, политику преодоления культурной иконфессиональной изоляции между Россией и Европой.

Комментарии ():
Написать комментарий:

Другие публикации на портале:

Еще 9