26-27 сентября. Международная конференция «Идеал воспитания дворянства в Европе (17- начало 19 вв.)»
События

Оргкомитет конференции: Владимир Берелович (EHESS), Владислав Ржеуцкий (DHI Moskau).

Научный комитет конференции: Жан Бутье (EHESS, Марсель), Игорь Федюкин (НИУ ВШЭ, Москва), Доминик Жюлия (CNRS/EHESS, Париж), Александр Каменский (НИУ ВШЭ, Москва), Виктор Каради (Центральный Европейский Университет, Будапешт), Ольга Кошелева (ИВИ РАН, Москва), Ян Кусбер (Университет И.Гутенберга, Майнц), Александр Чудинов (ИВИ РАН, Москва).

С 17 до начала 19 в. воспитание дворянина в Европе претерпело сильные изменения под влиянием социальных трансформаций, политики гражданских и церковных властей и эволюции идей. Эти изменения, которые коснулись не только дворянства, но и других элит, нашли выражение в новых институциональных формах (распространение католических и протестантских колледжей, увеличение числа военных школ, а затем и школ инженеров, создание школ для девочек и новых университетов и эволюция университетского образования…) и систематизации новых практик (мода на интернаты, а затем их критика, распространение частного или домашнего воспитания, «Гран Тур», преследующий воспитательные цели, упадок латыни и других традиционных дисциплин, которым на смену приходят новые, в том числе французский язык…). В известной мере эти формы обязаны своим появлением развитию идей о воспитании дворянина. На протяжении всего этого периода на государственном уровне, в среде элит, в дворянских семьях появляется все больше и больше проектов по воспитанию дворянина. Более того, – и это совпадение, возможно, не случайно – в рассматриваемую эпоху элиты вообще и дворянство в частности в той или иной степени испытали кризис идентичности. В это время, в особенности с середины 18 в., воспитательные модели, нередко претендующие на универсальность, получают широкое распространение во всей Европе, что не мешает некоторым из них, благодаря их сторонникам или противникам, приобретать национальные очертания. Так, например, произошло с немецкими университетскими моделями, с британским воспитанием и с так называемой «французской» моделью, как она позже была названа в выступлениях ее критиков. Конечно, все эти изменения воспитательных учреждений и практик, реализация государственных проектов реформы образования оказали влияние на формирование идеала воспитания в среде европейских элит, и их нельзя не учитывать при прочтении многочисленных речей и трактатов о воспитании, которыми так богата эта эпоха.

Целью конференции будет изучение идей о воспитании дворянства, которые позволят лучше понять воспитательные, политические, культурные и социальные идеалы, на которых эти идеи основывались.

В ходе конференции предлагается ограничиться периодом, последовавшим за религиозными кризисами 16 в., и продолжавшимся до политических кризисов и войн конца 18 - начала 19 в.

По указанным выше причинам, прежде всего, в силу широкой циркуляции воспитательных моделей, необходимо рассмотреть данные процессы в Европе в целом, а не ограничиваться отдельными странами. Особое внимание будет уделено Восточной Европе и, в частности, России (русскому дворянству и двору, но также немецкоязычному дворянству из прибалтийских провинций или из Германии, украинскому и польскому дворянству), поскольку для этой части Европы этот вопрос менее разработан, чем для Западной Европы, а его историография мало известна на Западе, в то время как изучение таких стран как Россия, поздно включившихся в процесс культурных трансферов, позволяет сделать важные наблюдения и сравнения, проливающие свет на суть этого явления не только в этих странах, но и на всем европейском континенте.

Основой этому анализу послужат документы из той среды, которой прежде всего касалось это явление — аристократии и мелкопоместного дворянства, а также самих воспитателей. Это могут быть самые разные по типу источники: тексты философского и морального характера, трактаты по воспитанию дворянства, нормативные и законодательные акты, уставы воспитательных учреждений, планы воспитания дворян, переписка, мемуары и личные дневники, литературные произведения и т.д.

Предлагаются на обсуждение, в частности, следующие вопросы:
• Каковы были цели воспитания дворянина и воспитательные модели, использовавшиеся в разных европейских странах, и в какой мере можно говорить о распространенности этих моделей в Европе?
• Какое образование и воспитание предпочитали дворяне и как их предпочтения изменялись во времени в разных странах Европы?
• Как эти цели соотносились со средствами (институциональными, финансовыми, человеческими) и практиками дворянского воспитания (влияния, трансформации, конфликты, полное несоответствие...)?
• Циркуляция и рецепция ключевых для воспитания дворянства концептов (таких как "honnête homme", "homme de cour", "politesse", "civilité", "citoyen"…)
• Адаптация дворянской модели воспитания к целям модернизации, к социальным изменениям, политикам монархий и республик.
• Оппозиция моделям дворянского воспитания, диссидентские тенденции в среде самого дворянства.

Рабочими языками конференции являются английский и русский. Будет обеспечен синхронный перевод.

Заявки на участие в конференции просьба направлять до 15 мая 2014 г. по следующим адресам: Vladislav.Rjeoutski@dhi-moskau.org / wladimir.berelowitch@ehess.fr . Регламент докладов – 20 мин. Заявка должна содержать название доклада, имя автора и название его организации, и резюме доклада (250-300 слов или примерно одна страница). Оргкомитет сообщит о своем решении до 15 июня 2014 г. Может быть предложена финансовая помощь для участия в конференции.

http://www.centre-fr.net/ru/events/50/


Другие публикации на портале:

Еще 9