10 апреля в Санкт-Петербурге состоялся круглый стол, посвященный проблемам современной иконописи
События

С 8 по 28 апреля в книжном доме «Глагол»(Санкт-Петербург) проходит выставка молодых пететрбургских иконописцев Филиппа Давыдова и Ольги Шаламовой. В небольшую экспозицию вошло около 30 икон. Творчество этих мастеров хорошо известно за пределами Петербурга, они не раз экспонировались в Москве, участвовали в выставках во Франции, Греции, Америке, Австралии и др. странах. Их работы всегда вызывают большой интерес публики и пристальное внимание специалистов.

10 апреля на фоне этой выставки состоялся круглый стол, посвященный проблемам современной иконописи. Ведущим круглого стола был протоиерей Александр Степанов, главный редактор радиостанции Санкт-Петербургской епархии «Град Петров», В обсуждении приняли участие Ирина Константиновна Языкова, искусствовед, кандидат культурологии, заведующая кафедрой христианского искусства Библейско-богословского института святого апостола Андрея, Москва; Оксана Витальевна Губарева, искусствовед и член Союза художников Санкт-Петербурга; иконописцы Филипп Давыдов, Александр Стальнов, Евгения Давыденко.

Открывая обсуждение, протоиерей Александр Степанов отметил, что сегодня иконописание переживает трудный период, происходит мучительный спор эпох и мнений, многое забыто и утрачено. По мнению о. Александра, «многие проблемы церковного искусства возникли не в связи с революцией, а гораздо раньше, еще в период Средневековья. Всякое творчество, искусство, художество подразумевает некоторое высказывание того, чем наполнен человек. Средневековый человек отличается от современного гораздо большей цельностью. Его центральным познанием было богопознание, а наукой — богословие. Искусство это высказывание того что внутри. И здесь возникает вопрос и проблема того, в каком направлении двигаться».

Ирина Константиновна Языкова показала подборку икон, отражающую многообразие современной иконописи, свидетельствующее о становлении современной иконописной традиции. «В древности икона собирала человека, — отметила она, — сегодня весь процесс расползся вширь. Сегодня нет единства. Но есть обнадеживающие тенденции. Так, совершенно очевидно, что закончен этап, когда традицию восприняли внешне, и иконописцы просто стилизовали свои работы под древность. Сегодня икона становится авторской. И личность иконописца выходит на первый план. Тут очень важно: насколько он может свой опыт соединить с церковным, с традицией. Сама жизнь нам подсказывает шаги к тому, что нельзя только лишь повторять, копировать, стилизовать. Самый очевидный пример — иконы новомучеников, в которых иконописцу порой не на что опереться, нет образцов, таких икон не было в прошлом. Значит, их нужно рождать самыми. А это и есть очевидный признак живого процесса».

Оксана Витальевна Губарева посмотрела на проблему с другой точки зрения и подчеркнула, что икона это особый вид искусства, не понимая специфики которого, художник начинает принимать за самоцелью дематериализацию образа, и в результате мы видим какой-то весьма поверхностный маньеризм. «Икона это не стиль, а философия и богословие, осмысление через краски космогонии и устройства вселенной, того, какое место в нем занимает человек, что такое божественное подобие. С помощью метафорических образов и ритмических соответствий перекликаются догматы», — утверждает искусствовед.

Александр Васильевич Стальнов, председатель секции иконописи в Союзе художников России, заметил, что основная проблема иконописной традиции состоит в том, что она должна быть цельной и не отрываться от церковной традиции. Нет отдельно иконописной традиции, есть единая традиция Церкви.

В своем выступлении, Филипп Давыдов отметил, что «мир изменился, а мы делаем вид, что мы не меняемся. Есть соблазн остаться в византийской традиции, но мы должны создавать образы для наших современников». Выступление иконописца было проиллюстрировано интереснейшей подборкой фотографий, в которых видно, как копировании образцов доводить икону до абсурда, как современный мастер в погоне за формой теряет сам образ или настолько искажает его, в общем-то не желая того, так что икона перестает быть моленным образом, а становится некой абстракцией, в которой за привычной формой нет духовного содержания. Как сделать так, чтобы современная икона была посланием небес, говорила о самом главное, открывала тайну Горнего мира, а не просто имитировала древние памятники?

Евгения Давыденко, руководитель иконописного отделения Института богословия и церковного искусства при подворье Оптиной пустыни, обратила внимание на взаимоотношения заказчика и исполнителя, которые в современных условиях настолько напряженны, что трудно говорить о самостоятельности иконописца или каком-то его художественном поиске.

Поднятые вопросы оказались весьма интересны для собравшихся в зале и обсуждение приняло довольно широкий формат. Среди слушателей оказалось много студентов, которые учатся иконописи, были и состоявшиеся иконописцы и просто любителей иконы, для которых вопросы современного состояния иконописной традиции очень и очень близки. Все собравшиеся получили возможность высказаться и задать интересующие их вопросы.

Подводя итог круглого стола отец Александр Степанов высказал пожелание, чтобы такие встречи становились более регулярными, потому что и иконописцам нужна обратная связь со зрителем, и зрители также углубляют свои знание в иконописании, этом одном из важнейших церковных искусств.

http://www.art-sobor.ru/


Другие публикации на портале:

Еще 9