Круглый стол-вебинар «Светская школа и религия» провел факультет религиоведения СФИ
События

Круг вопросов, который предполагалось обсудить на встрече экспертов, свидетельствует о том, что необходимо осмысление опыта, уже накопленного после введения в стандарты образования программ, связанных с духовно-нравственным воспитанием. Главным образом, речь шла о курсе «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ). Декан факультета религиоведения СФИ Маргарита Шилкина говорила о предмете круглого стола в контексте возрастающей роли религии в общественном пространстве: «Религия ворвалась в жизнь детей – будем мы об этом говорить в школе или нет, это так. Хорошо, если школа поможет ребенку сориентироваться,  даст подход, чтобы увидеть религию не только глазами исповедания веры, но и глазами большой культуры, которая рождалась из религиозного опыта народа, и глазами многообразия культур…».

Она предложила три блока вопросов. Первый касался содержания обучения: что должен знать о религии школьник? Как не путать исповедание веры и знакомство с мировыми культурами, которые родились из опыта веры? По силам ли младшим школьникам 10-11 лет воспринимать мир как множественность культур? Вторая группа вопросов связана с позицией учителей: как помочь им различить богословский, феноменологический и объективно-религиоведческий подход к религии? О необходимости разобраться в этом вопросе свидетельствует характерное недоумение одной учительницы, которое привела М. Шилкина : «Как я буду преподавать ислам, будучи православной?» «Здесь проблема самоидентификации учителя путается с проблемой введения в культуру – и дети тоже будут запутаны. Говоря о религии, мы говорим о духовном опыте, об опыте почитания святынь и т.д., но школа – не то место, где можно вводить в этот опыт», -- прокомментировала сложность ситуации декан факультета религиоведения.  Где проходит граница, за которой неосторожные слова о религии могут нанести вред? Как реализовать здесь принцип «не навреди»? И наконец, третий блок был посвящен возможностям взаимодействия школы и науки в преподавании ОРКСЭ и подобных курсов.

Основная проблема сегодня – недостаток методологической культуры, начал дискуссию профессор Федор Козырев. По его словам, православный модуль («Основы православной культуры» - ОПК) в курсе ОРКСЭ сейчас – это «типичное религиозное образование», разграничения религиозного и «духовно-нравственного» содержания здесь не произошло. Этому способствует и некоторая «растерянность в правовой области», связанная с преподаванием ОРКСЭ. Впрочем, в практике преподавания не стоит резко отделять исповедание учителя от религиоведческого подхода, считает профессор, важнее правильно определить педагогическую позицию: если учитель пришел в класс как представитель религиозной организации, он выражает «догматическую точку зрения»; если же это «светский учитель», то он взаимодействует с учениками не как «транслятор заданной истины», но как «старший товарищ», который сотрудничает с детьми в диалоге и поиске этой истины.

В этом ключе в Санкт-Петербурге был создан курс «Духовные беседы» (комплект учебных пособий по нему проф. Козырев презентовал на круглом столе). В разработке этого курса, который знакомит детей не только с христианством, но и с другими авраамическими религиями, а также религиями Индии, Китая и др., сотрудничали ученые РХГА, педагоги и представители епархии и Санкт-Петербургской духовной академии . Ф. Козырев отметил «высокую степень доверительности и терпимости со стороны священнослужителей», что позволило «фактически получить благословение епархии на наше пособие».

Специалисты московского методического центра подняли вопрос о том, кто преподает новый курс ОРКСЭ. В Москве, как правило, этим занимаются учителя начальных классов, прошедшие переподготовку, а в Санкт-Петербурге это чаще преподаватели литературы, сообщил Ф. Козырев. Учительница из Москвы, которая получает дополнительное образование на курсах преподавателей ОРКСЭ в СФИ, подчеркнула, что любой школьный учитель должен обладать знаниями по основам религий, чтобы быть готовым ответить на детские вопросы, касающиеся соблюдения одноклассниками религиозных установлений и праздников.  Блок по основам религий необходимо включить в программу бакалавриата всех студентов педвузов, настаивает профессор Ф. Козырев.

Где проходит грань между конфессиональным и неконфессиональным образованием в школе? Методист Алексей Борисов (Москва) полагает, что религиозное образование начинается там, где «на уроке начинают отправлять культ». Ф.Козырев добавил к этому и прямые вопросы о личной вере ребенка, которые недопустимы в неконфессиональной (не путать со светской) модели. Еще одной «гарантией неконфессиональности» он считает право выбора семьи на модуль ОРКСЭ. Однако разделение учеников младшей школы по модулям эксперты-участники круглого стола не считают удачным. По их единодушному мнению, учитывая перспективу распространения ОРКСЭ на весь срок обучения в школе, разделение на модули целесообразно в старших классах; малышей же лучше в доступной форме знакомить со всем разнообразием религиозных культур.

С тем, что детей не стоит делить по религиозному признаку, согласен известный специалист по истории ислама, преподаватель СФИ Алексей Журавский. Полемизируя с Ф.Козыревым, который считает, что преподавание ОРКСЭ должно стоять на трех китах: религиоведении, педагогике и теологии, А. Журавский предложил заменить последнего «кита»  на толерантность. Однако с ним не согласились питерские участники дискуссии: по их мнению, светскость государства и образования не является препятствием для того, чтобы священнослужитель приходил в школу, если он «способен различать миссионерскую и учебную деятельность».

Это лишь часть проблем, которая обсуждалась на круглом столе. Степень их разнообразия, актуальности и перспектива расширения присутствия знаний о религии в школе делают необходимым дальнейшее  обсуждение в широком кругу профессионалов: ученых, методистов, учителей, с учетом зарубежного опыта, резюмировала М. Шилкина.

Благовест-Инфо


Другие публикации на портале:

Еще 9