Деятельность иудейского царя Езекии: социально-политический и религиозно-нравственный аспекты
В докладе преподавателя Тобольской духовной семинарии, кандидата богословия иеромонаха Варлаама (Горохова) затрагиваются проблемные вопросы в области исследования деятельности иудейского царя Езекии и предлагается целостный взгляд на его роль в истории иудейского народа.
Статья

Езекия был 14-м царем Давидовой династии в Иерусалиме. Он царствовал 29 лет (с 716 по 687 гг. до Р.Х.) и проявил себя как крупный политический и религиозный деятель в истории древней Палестины. Политические, культурные и прежде всего религиозные аспекты деятельности царя Езекии довольно ясно отражены в имеющихся источниках, как письменных, так и материальных.

Среди письменных источников, передающих особенности его правления, главная роль принадлежит библейским книгам (это: Четвертая книга Царств, 17-20 главы; Вторая книга Хроник, 29-32 главы; Книга пророка Исаии, 36-39 главы). О деятельности Езекии, наряду с другими древнееврейскими царями, в своем труде «Иудейские древности» упоминает еврейский историк I века н.э. Иосиф Флавий. Кроме того, имя Езекии содержится в современных его правлению ассирийских источниках-хрониках царя Синаххериба (691 г. до Р.Х.). Материальными источниками по истории царствования Езекии являются: Силоамская надпись рабочих царя Езекии в туннеле (г. Иерусалим), остатки мощной оборонительной стены его времени, печать Езекии (местечко Телль Бейт Мирсим), гробница Севны, начальника дворца Езекии.

Что касается литературы, освещающей и реконструирующей общественно-политическую и культурную деятельность Езекии и других еврейских царей, то русская дореволюционная литература по данному вопросу во многих аспектах устарела. В советский период, вследствие идеологических причин, историко-культурный мир древней Иудеи рассматривался очень мало. Это привело к тому, что многие зарубежные труды в этой области, ставшие классикой по истории и археологии Палестины (труды У. Олбрайта, Дж. Брайта, К. Кеньон, Дж. Притчарда), так и остались непереведенными на русский язык и малоисследованными в России.

В недавно вышедшей книге российского востоковеда и историка Ю.Б. Циркина «История библейских стран» сделана попытка пояснить политическую историю древней Иудеи. В книге известного российского библеиста и историка религий покойного протоиерея Александра Меня «Вестники царства Божия», посвященной деятельности библейских пророков, проанализированы аспекты религиозной деятельности древнееврейских царей, в том числе и Езекии. Хорошим пособием для изучения деятельности древнееврейских царей может служить перевод книги американского библейского археолога и специалиста по истории девней Палестины Дж. Э. Райта «Библейская археология». Однако следует отметить, что труда, в котором полностью отражалась бы деятельность древнееврейских царей в общественно-политическом и религиозно-культурном аспектах и который соответствовал бы современному уровню развития мировой исторической науки, на русском языке до сих пор нет.

В нашем докладе были поставлены следующие задачи: 1) осветить общественно-политическую и религиозно-культурную деятельность царя Езекии на основании имеющихся источников; 2) рассмотреть невыявленные места данной эпохи; 3) привести и проанализировать имеющиеся мнения историков по аспектам деятельности Езекии; 4) раскрыть вопрос влияния на деятельность Езекии библейских пророков и выявить религиозно-нравственный фон эпохи.

Первоначально следует остановиться на тех проблемах, которые стояли перед Езекией, когда он только вступил на престол. Иудея была объектом притязаний двух сверхдержав Древнего мира — Египта и Ассирии. Для Египта она была буфером, защищающим от Ассирии. Для Ассирии — данницей со времени правления отца Езекии Ахаза. При Ахазе Иудея испытывала ассирийское влияние и в культурной сфере, прежде всего в религиозной. Ассирийское воздействие на религиозную сферу приводило к тому, что культ начинал пониматься магически. А это оказывало непосредственное давление и на социальные отношения. Исчезало чувство равенства всех членов «народа земли» перед Богом и стремление к как можно более справедливому распределению имеющихся материальных ресурсов, что предписывала иудеям Тора (Закон). Возникала социальная напряженность в обществе. Это порождало уже другой спектр проблем, внутриполитических, с которыми пришлось столкнуться Езекии в начале своего царствования.

В отличие от Ахаза Езекия старался проводить самостоятельную политику. Сначала Езекия решил обуздать близлежащих врагов Иудеи. В Четвертой книге Царств говорится, что он «поразил Филистимлян до Газы и в пределах ее» (4 Цар. 18, 8). Далее, «отложился он от царя Ассирийского, и не стал служить ему» (4 Цар. 18, 7). В древнееврейском тексте стоят глаголы מָרַד (марад) 'восставать', 'бунтовать' и עָבַד (авад) с отрицательной частицей לֹא (ло) 'не служить', 'не работать', то есть видно, что речь идет о восстании против ассирийского царя. Этот было очень рискованным шагом, тем более что на шестом году царствования Езекии в Южном царстве, Иудее, ассирийцами была захвачена столица Северного Израильского царства — Самария. И вряд ли Езекия решился бы самостоятельно на такой поступок. Библейские источники говорят о приезде в Иерусалим послов Беродах Баладана, царя Вавилона, которые привезли письма и подарок[1]. Другими союзниками Езекии, по ассирийским хроникам, являлись города Сидон, Аскалон, Экрон; вошел в коалицию и Египет.

Время похода Синаххериба по Библии это 701 год до Р.Х. Осада Иерусалима произошла тогда же в 701 году до Р.Х. О ней говорится и в хрониках Синаххериба. Езекия вынужден был заплатить ассирийцам за участие в антиассирийской коалиции огромную контрибуцию: триста талантов серебра и тридцать талантов золота. Хроники Синаххериба сообщают о 30 талантах золота и 800 талантах серебра, кроме того, об украшения из камня, тронах и ложах из слоновой кости.

Территория Иудеи также была уменьшена. В хрониках Синаххериба написано следующее: «Города его, которые я захватил, отделил от его страны и Метинти, царю Асдода, и Пади, царю Экрона, и Цилли-Белу, царю Газы (это все филистимские города. — И. В.), отдал и уменьшил его страну»[2] [2.]. На этом описание осады Иерусалима в хрониках Синаххериба заканчивается.

Библейские же источники говорят о возобновлении осады Иерусалима и гибели 185 тысяч ассирийских воинов, после чего осада была снята и Синаххериб возвратился в Ниневию. Это привело некоторых зарубежных и отечественных исследователей к предположению, что Синаххериб совершил не один, а два похода в Иудею. При сегодняшнем состоянии источников, на наш взгляд, вряд ли вообще возможно решение этого вопроса. Говоря о внешнеполитической деятельности Езекии, можно сделать общий вывод, что во внешнеполитической сфере Езекия не сумел избежать ошибки, когда, подстрекаемый Вавилоном и Египтом, вступил в неравную борьбу с Ассирийской империей.

Если говорить о социально-экономической жизни древнееврейского народа в царствование Езекии, то она наименее всего представлена в источниках. Езекия был другом Исаии — пророка социальной справедливости, кроме того, он по совету Исаии или по собственной инициативе заменил Севну на посту начальника дворца на Елиакима, сына Хелкии. Исайя называет Елиакима «отцом для жителей Иерусалима» (Ис. 22, 21). Другие сведения о социально-экономическом состоянии Иудеи при Езекии нам дает вторая книга Хроник (2 Пар. 32, 27-30). Написанное свидетельствует об экономическом процветании царства Езекии, что кажется удивительным при печальном наследии Ахаза и войнах в которых приходилось участвовать самому Езекии.

Следует сказать о том, что Езекия много сделал и для развития культурной жизни Иудеи, которая сводилась прежде всего к религиозной жизни. В самом начале царствования он предпринял религиозную реформу. И здесь его деятельность связана с «активностью пророка Исайи»[3].

Цель реформы сводилась к пробуждению религиозно-национального самосознания иудеев. Пробудить его Езекия пытался не только в Иудее, но и среди израильтян, на территории уничтоженного ассирийцами Северного царства. Реформа состояла из трех этапов, которые последовательно описаны во Второй книге Хроник. Первый этап предполагал новое призвание иерусалимского духовенства, левитов и священников, и очищение запустевшего при царствовании его отца Ахаза Иерусалимского храма; заключительным аспектом этого первого этапа реформы было новое освящение храма в Иерусалиме (Пар. 29, 4-5).

Второй этап заключался в торжественном праздновании Пасхи — главного праздника. Третий этап религиозной реформы Езекии состоял в уничтожении не только идолов и идолопоклонства, процветавших при Ахазе, но и в ликвидации всех жертвенников Яхве, помимо Иерусалимского храма. Езекия установил определенное жалование священству Иерусалимского храма (2 Пар. 31, 4-19), чтобы они могли посвятить себя полностью своим религиозным обязанностям «священнической службы».

Иудейская традиция, записанная впоследствии в талмудическом трактате «Бава Батра» («Последние врата») говорит об интенсивной работе над библейскими книгами и их редактировании уже в то время. И осуществлялась она под руководством царя Езекии. Однако ему не удалось довершить свою религиозную реформу, так как внимание Езекии почти сразу же переключилось на внешнеполитическую сферу. Но в своей религиозно-культурной деятельности Езекия за короткий срок сумел сделать многое. Этим он способствовал подъему религиозно-национального самосознания древнееврейского народа.

Религиозно-нравственное состояние народа в первые годы правления Езекии было подорвано нечестивым царствованием Ахаза. В реализации религиозной реформы, прошедшей весьма плодотворно, иудейскому царю содействовали пророки Исайя и Михей. Так, пророк Михей обличает худые нравы своей эпохи: «Горе замышляющим беззаконие и на ложах своих придумывающим злодеяния, которые совершают утром на рассвете, потому что есть в руке их сила! Пожелают полей и берут их силою, домов, — и отнимают их; обирают человека и его дом, мужа и его наследие» (Мих. 2, 1-2).

Исайя ставит нравственное совершенство и милосердие к бедным залогом принятия жертв Богом Яхве (Ис. 1, 11-17), а верность Синайскому завету, бериту, по учению пророка, обеспечивала первое условие, нравственное, то есть религия и нравственность в яхвизме нераздельны. Это то, что наш выдающийся востоковед академик Тураев назвал этическим монотеизмом пророков, но это не было их изобретением, как думал Ю. Велльгаузен в XIX веке, а просто строгим следованием заповедям Моисея. Езекия, в отличие от своего отца Ахаза и сына Манасии, принимал пророческую проповедь всерьез. Кратко можно сказать, что здесь главным правилом было укрепление профетизма и яхвистской религии как основ народной нравственности.

Итак, царь Езекия предстает выдающимся деятелем истории древней Иудеи в сложнейшее для этого маленького государственного образования время. Многое в деятельности этого царя (стремление к росту религиозно-нравственного самосознания народа, содействие социальной защищенности самых бедых слоев населения страны, отстаивание политических интересов своего государства) актуально и для нашего времени и может являть собой исторический пример.

 


[1] Библейский Беродах Баладан - это Мардук-апла-иддин II, вождь одного из халдейских племен, который стал царем Вавилона и был непримиримым врагом ассирийцев. Он пытался создать антиассирийскую коалицию и втянуть в нее Иудею.

[2] «Я — Синаххериб, великий царь...» Из анналов Синаххериба / Я открою тебе сокровенное слово: Литература Вавилонии и Ассирии. Пер. с аккад. - М., 1981. - С. 266.

[3] Циркин Ю.Б. История библейских стран. М., 2003. - С. 313.

Комментарии ():
Написать комментарий:

Другие публикации на портале:

Еще 9