Ценностные ориентиры студентов
В статье студента Московской духовной академии Ивана Бушуева предлагается попытка на основании статистических данных описать иерархическую систему ценностей современного студенчества.
Статья

Общество, в котором мы живём, характеризуется высокой степенью социальной и психологической нестабильности. В подобных условиях всегда возникает почва для негативных социальных явлений — таких как преступность, падение нравов, наркомания и алкоголизм. Снижение ценности культуры, неумение и неспособность части населения активно справляться с жизненными трудностями — вот типичная картина современного российского общества. На этом фоне особенной психологической и духовной незащищенностью отличается молодежь. В сложной ситуации представляется очень важным попытаться определить векторы духовного развития молодежи, в частности — студентов, чтобы выявить те идеалы, к которым они стремятся, и, руководствуясь которыми, принимают решения в повседневной жизни.

В качестве основного метода исследования было выбрано анкетирование, так как именно оно позволяет при сравнительно небольших материальных и временных затратах охватить широкий спектр респондентов и получить достоверные результаты. Анкетирование было проведено в декабре 2005 года в Коломне на базе Коломенского государственного педагогического института. Было обработано около 300 анкет. Задачей ставилось выявление ценностных ориентиров студентов и иерархической системы ценностей.

Студентам было предложено выразить свое отношение по ряду вопросов, касающихся брака, русской культуры, смысла жизни и тому подобное. Ответы были сгруппированы в блоки, отображающие отношение к данной тематике.

Первый блок вопросов касался отношения студентов к институту семьи и брака.

Знакомства: 1 — парк, 2 — друзья, 3 — дискотека, 4 — транспорт, 5 — библиотека, 6 — институт.
Выбор: 1 — материальное положение, 2 — сексуальная совместимость, 3 — социальный статус, 4 — взаимопонимание, 5 — астрология, 6 — внешность, 7 — вероисповедание, 8 — нравственность.
Вступление в брак: 1 — ЗАГС, 2 — «гражданский брак», 3 — Венчание.
Отношение: 1 — нет, 2 — не знаю, 3 — да, 4 — расторгну брак, 5 — не совершу измену, 6 — буду избегать других взаимоотношений
Хотите иметь детей: 1 — одного, 2 — двоих, 3 — троих

 

Респондентам был предложен вопрос о наиболее подходящем месте для знакомства. Большинство предпочитает знакомиться на природе или в компании друзей, также весьма популярным местом для знакомства студенты считают ночные клубы и кафе. Одним из главных вопросов, касающихся института семьи, это вопрос о критериях выбора второй половины. Предлагалось выбрать два-три варианта ответа, доминирующим оказался критерий взаимопонимания. Так же на первый план выдвигались критерии внешности, нравственности, сексуальной совместимости и материальной обеспеченности супруга(и), которые имеют примерно одинаковую популярность. А вот вероисповедание не является принципиальным в построении взаимоотношений, равно как и астрологическая совместимость. Только пятая часть студентов считает Таинство Венчания необходимым при вступлении в брак. Немало затруднений у респондентов вызвал вопрос «вы замужем (женаты) и встретили, как вам кажется, истинную любовь вашей жизни. Будет ли препятствием в ваших отношениях брак?». Большинство затруднились ответить, выбрав вариант «не знаю», однако весьма отрадным является тот факт, что лишь немногие считают брак малозначительным и расторгнут его ради любви. Практически все студенты рассчитывают, что в их семье будет два ребенка. Это не может не радовать, так как в нашем обществе всего десять лет назад проявлялось нежелание иметь более одного ребенка, а многие не планировали иметь детей вообще.

Другим немаловажным показателем системы ценностей является интересы в сфере досуга. Студентам предлагалось указать свои предпочтения в области кино, музыки и литературы.
 

Фильмы: 1 — Девчата, 2 — фильмы Гайдая, 3 — 9 рота, 4 — Москва слезам не верит, 5 — Титаник, 6 — Страсти Христовы, 7 — Зеленая миля.
Авторы: 1 — Достоевский, 2 — Булгаков, 3 — Тургенев, 4 — Коэльо, 5 — Донцова, 6 — Есенин.
Книги: 1 — Война и мир, 2 — Мастер и Маргарита, 3 — Властелин колец, 4 — Код да Винчи, 5 — Гарри Потер, 6 — Тихий Дон.
Мультгерои: 1 — Винни Пух, 2 — Матроскин, 3 — Волк (Ну погоди), 4 — Карлсон, 5 — Фунтик, 6 — Пятачок, 7 — Шрек.
Музыка: 1 — Фабрика, 2 — Руки вверх, 3 — Мадонна, 4 — Фактор 2, 5 — Звери, 6 — Валерия, 7 — КиШ.
Журналы: 1 — Космополитен, 2 — Вокруг света, 3 — Гламур, 4 — Лиза, 5 — Авто, 6 — Бурда, 7 — Здоровье. 

Опрос показал, что подавляющее большинство студентов предпочитают отечественные произведения зарубежным. Так, самыми популярными фильмами оказались «Девчата», фильмы Гайдая и «9 рота». А классическая русская литература является самой читаемой, особым интересом пользуется Достоевский. В читательских предпочтениях респондентов наблюдался весьма широкий спектр интересов, с небольшим преимуществом романа Льва Толстого «Война и мир». Исключением не стали и интересы в области мультипликации: единственным представителем зарубежной анимации, попавшим в число самых популярных ответов, стал Шрек. Также на лидирующих позициях в музыкальном рейтинге доминируют отечественные исполнители, в основном это поп-музыка. А самым популярным журналом, как и предполагалось, стал «Космополитен». По этим результатам несложно определить четкую позицию студентов в сфере интересов.

Третий блок вопросов был посвящен идее национального самосознания.

Студентам было предложено выразить свое отношение к формированию западного стереотипа мышления (идеологии) в России. Большинство респондентов затруднились ответить, однако, надо заметить, что отрицательных ответов на этот вопрос вдвое больше, чем положительных.
 
 
 
 

Почти 2/3 опрошенных считают, что русская культура в своей основе имеет Православие. Русская культура, ассоциирующаяся у большинства студентов с Православием, по их мнению, не только самодостаточна, но и должна обогатить западную. Это свидетельствует о том, что идея национального самосознания не только жива в сердцах студентов, но и готова к возрождению.

Конечно же, говоря о ценностях, нельзя обойти стороной вопросы о смысле жизни. На первом месте в этом блоке вопросов стоит вопрос об образце для подражания. Как и предполагалось, образцом для подражания большинство студентов считает родителей или самого себя.

Смысл жизни 
 
 
 

Пример: 1 — Мама, 2 — Сам себе, 3 — Отец, 4 — Худ. образ, 5 — супруг (а), 6 — друг (подруга), 7 — сестра.
Задумывались ли вы...: 1 — иногда, 2 — часто, 3 — постоянно, 4 — нет.
Смысл жизни в : 1 — семья, 2 — не вижу, 3 — самой жизни, 4 — дарить радость и любовь всем, 5 — оставить след, 6 — осуществить мечту.

 

Над вопросом о смысле жизни не задумывались только два студента. Остальные с различной периодичностью задавались этим вопросом. Однако у респондентов, как правило, нет четкой позиции в данном вопросе, о чем свидетельствуют полученные результаты. Студенты или не видят смысла жизни вовсе, или видят его в самой жизни. Но лидирующим стал ответ «в семье». Так же есть и весьма позитивно настроенные студенты, которые хотят дарить всем окружающим любовь и радость.

К сожалению, у студентов нет ясной позиции и в отношении различных верований. Удивительным образом у респондентов сочетается вера в теорию Дарвина, обереги, НЛО и так далее с верой в Бога, бессмертие души и загробную жизнь. При этом в Бога верят 80% опрошенных, а в загробную жизнь менее половины респондентов.
 

Верите ли вы в:

Верю

Скорее

верю

И да

и нет

Скорее

не

верю

не верю

Затрудняюсь

ответить

 Теорию Дарвина

10

21

21

9

8

12

 Бессмертие души

35

12

14

7

3

7

 Обереги

15

15

21

10

13

8

 Астрологию

14

15

23

12

14

3

 НЛО

12

12

16

13

21

8

 Бога

57

13

3

1

2

2

 Загробную жизнь

23

15

11

9

7

13

 Переселение души

39

24

5

7

4

4

Что ваша судьба предопределена

27

16

16

6

8

5

Удачу

43

22

10

3

-

1

Восточную мистику

4

5

15

8

12

22

Приметы

12

17

26

7

9

2

Колдовство

18

13

15

8

1

10

 

Не менее странным является тот факт, что практически все верят в Бога, а Таинство венчания при вступлении в брак считает необходимым лишь пятая часть респондентов. Весьма интересно отметить, что очень многие верят в удачу.

Подводя итог всему выше сказанному, можно отметить, что в системе ценностей современной молодежи сохранились традиционные устои в отношении читательских интересов, предпочтений в области кино и мультипликации. Неизменным остается и отношение к русской культуре в целом. Так же традиционным остается и признание своих родителей в качестве примера для подражания. Однако следует признать, что имеет место серьезная неопределенность в сознании студентов в вопросах веры. Что, конечно же, не может не отражаться на отношении к институту семьи и брака. Поэтому получается, что такие критерии, как внешность, сексуальная совместимость, материальное обеспечение и нравственные устои при выборе супруга стоят примерно на одном уровне. От этого многие и затрудняются с ответом на вопрос о значимости брака, считая достаточной роспись в ЗАГСе, а некоторые полагают, что можно обойтись и без нее. При таком отношении студенты могут расторгнуть свой брак при появлении «новой любви». Задумываясь о смысле жизни, далеко не все студенты придают этому вопросу должного внимания, следствием чего является отсутствие доминирующего мнения во взглядах. Такие данные мы имеем на сегодняшний день. Именно этими ценностями руководствуется современные студенты.

Эти исследования, как представляется, должны быть продолжены для того, чтобы путем углубленного изучения облика современного молодого человека содействовать просветительской деятельности Церкви в молодежной среде.  

 


Комментарии ():
Написать комментарий:

Другие публикации на портале:

Еще 9