Российско-итальянское издание, посвященное духовным учителям, представлено в Москве
События

Книга рассказывает о людях, проложивших в ХХ веке новые пути святости. Итальянцы выбрали 11 путеводных героев: это два понтифика – Иоанн XXIII и Павел VI, священники Эрнесто Бальдуччи, Джузеппе Доссетти, Дон Примо Моццолари, Дон Лоренцо Милани, Давид Мария Турольдо, миряне Джузеппе Лаццати, Симона Вейль, Джордже Ла Пира («святой мэр Флоренции»), монахиня Эдит Штайн. Учителя Преображенского братства: Сергей Аверинцев, Николай Бердяев, протопресвитер Виталий Боровой, протоиерей Сергий Булгаков, епископ Михаил (Грибановский), мать Мария (Скобцова), Николай Неплюев, архимандрит Таврион (Батозский), протоиерей Всеволод Шпиллер.

Круглый стол начался с доклада экс-президента ACLI Джованни Бьянки «Быть христианином в современном мире». Он обратил внимание на парадоксальность служения христиан в век глобализации, тотальной мобильности и разобщенности, опираясь на уроки кардинала Мартини и лютеранского богослова Дитриха Бонхеффера.

Завкафедрой Свято-Филаретовского православно-христианского института (СФИ) Давид Гзгзян поделился размышлениями о том, что опыт героев книги, разделивших все испытания ХХ века, свидетельствуют об «обновленном лике Церкви». «В их лице Церковь уходит от образа «великого магистра», …спускается с высоты постамента и устремляется в гущу жизни, но там ее поджидают новые испытания». Каждый из портретов, написанных учениками, являет особый опыт – «целая россыпь прозрений – и созерцательно-мистических, и созидательно-практических». Но, по мнению Д. Гзгзяна, все учителя имеют много общего: они показывают «необходимость не только быть Церковью, но и непрерывно строить, устраивать ее»; им свойственна «аллергия ко всякому отвердению, застыванию – и в богословии, и в социальном служении». Кроме того, все герои в своих отнюдь не благоприятных обстоятельствах стремились устроить общины – «свободные христианские союзы», по слову Н.А. Бердяева, а также служили «живыми мостами» -- между «Богом и творением», между культурой и верой, между богословием и действием.

Председатель ПСМБ Дмитрий Гасак говорил о том, что христианское свидетельство в современном мире должно приносить плоды, ощутимые всем обществом. Однако в Италии и России разные условия и разные традиции для устроения христианских общин: если в Италии таких движений много, они разнообразны и пользуются влиянием в обществе, то в России пока почти «не на что опереться».

По словам завкафедрой СФИ Ларисы Мусиной, в России в процессе восстановления Церковь не могла опираться на общественные структуры, сейчас же доверие к ним минимально. Надежду вселяют «люди свободного действия» – волонтеры, гражданские активисты, благотворители. Но в данном движении велико число далеких от Церкви людей, «Церковь совсем не впереди».

Главное открытие русской религиозно-философской мысли ХХ века – это «открытие самого человека», считает председатель итальянского фонда «Христианская Россия», представитель движения «Communione e Liberatione» Джованна Парравичини. Она назвала новую книгу «путеводной», потому что истории, рассказанные в ней, свидетельствуют: «главный Автор и главный Герой истории – Христос обеспечивает победу таких, как Эдит Штайн и мать Мария, которые по житейским меркам потерпели поражение».

Каждый из духовных учителей, упомянутых в книге, – это «сюрприз» для своего времени, продолжил Алессандро Салаконе, представитель Общины св. Эгидия. «Сюрпризом Святого Духа» он называет и избрание Папы Франциска, заговорившего о Церкви, «выходящей навстречу миру», «обнимающей мир», и это, безусловно, роднит его с героями книги. Такой подход, наряду с искренностью, евангельской радостью, убедителен для современного мира, он располагает к симпатии по отношению к Церкви, делает ее привлекательной. Не менее важен второй акцент Папы Франциска – о силе милосердия не как факультативной части жизни, но как необходимого свидетельства для каждого христианина, каждой общины.

Мысль о том, что деятельность Папы Франциска резонирует с деятельностью и богословием героев книги, а также о «дружбе и встрече» Востока и Запада, прозвучала в выступлении директора Итальянского института культуры в Москве Адриано Делл' Аста.

Главный научный сотрудник Института Европы РАН Анатолий Красиков рассказал о своей встрече с двумя героями книги: Папами II Ватиканского собора – Иоанном XXIII и Павлом VI. А представитель движения «Фоколяре» Ласло Вижойи поделился воспоминаниями о том, какую роль в его обращении сыграла встреча с духом подлинной христианской общинности, подпольно существовавшей в социалистической Венгрии. Он отметил, что и в России сейчас видит «плоды общинной духовности», что свидетельствует о возрождении Церкви.

На необходимости «действенного примера» со стороны Церкви настаивал в своем выступлении ректор СФИ, священник Георгий Кочетков. «Действенный пример» – так можно сказать про каждого из духовных учителей, представленных в книге. Такого примера люди ждут от Церкви – «через явление личностности и соборности, духа общинности и братства», подчеркнул он и добавил, что эта тематика является центральной «для Востока и Запада, для теоретиков и практиков, для православных, католиков и протестантов».

Общность в наследии учителей и в освоении новых задач подчеркнул, завершая встречу, представитель ACLI Пьеранжело Торричелли. «Через эту книгу мы хотели глубже познакомиться друг с другом в русле экуменизма. В то же время она позволила нам лучше понять, кто мы сами такие. Думаю, что это очередной шаг к тому единству, которого Христос хочет от нас», – сказал он.

На следующий день, 12 февраля, презентация российско-итальянской книги «Современные пути святости. Наши учителя» состоялась в Санкт-Петербурге.

Благовест-Инфо


Другие публикации на портале:

Еще 9