В музее Храма Христа Спасителя выставлен уникальный образ Пресвятой Богородицы «Одигитрия» XVIII века
События

Икона принадлежит к одному из самых древних иконографических типов Богоматери – «Одигитрия» (в переводе с греч. – «путеводительница»). Принято считать, что прототипом таких икон был чтимый образ, находившийся в монастыре Одегон в Константинополе. На иконах Одигитрии Богоматерь и Младенец изображаются почти строго фронтально. Младенец Христос правой рукой благословляет, а в левой держит свиток с текстом Нового Завета. Появление на Руси первой иконы Богоматери Одигитрии предание связывает с греческой царевной Анной, выданной замуж в 1046 году за черниговского князя Всеволода Ярославича. Считается, что после смерти князя чтимый образ перешел к его сыну Владимиру Мономаху, который поставил святыню в Успенском соборе Смоленска. Отсюда происходит второе название иконы – «Смоленская». В начале XV века Смоленская икона была торжественно перенесена в Москву и поставлена в придворном Благовещенском соборе.

Эта икона отличается значительными размерами – 162,5 х 124,5 см - и монументальностью образов. Несомненно, она была создана для иконостаса большого каменного храма. Образ написан в т.н. «живоподобном стиле», зародившемся во второй половине XVII века в творчестве царских мастеров Оружейной палаты и получившем распространение и развитие в XVIII столетии, особенно в крупных региональных иконописных центрах. Икона выполнена в традициях костромской школы, следовавшей в XVIII столетии более строгим канонам ранних веков, и отличавшейся парадностью и богатством красок.

Образ удивительно хорошо сохранился, поскольку, вероятно, был вывезен из России в XX веке. Икона уже получила высокую оценку российского эксперта по иконописи XVIII столетия Наталья Комашко- ученого секретаря Центрального музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева. 

Богоматерь «Одигитрия» прибыла в Москву временно в рамках выставочного проекта «RAFAF: возвращение шедевров в Россию». Икона будет находиться в музее с целью нахождения спонсора для её постоянного пребывания в Храме Христа Спасителя. Таким же образом была возвращена картина – утраченное во время русско-турецкой войны достояние Российской империи – образ Святого Марка кисти Франса Хальса, который, благодаря спонсорству Алишера Усманова, уже находится в экспозиции ГМИИ им. А.С. Пушкина.

culture.ru


Другие публикации на портале:

Еще 9