Функционирует при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям
   
Золотой фонд
Джорджио Агамбен. Церковь и Время30 декабря 2011 г.
Икона27 июня 2017 г.
Храм29 июня 2017 г.
РАЗГОВОР НА ТЫ: УСПЕХ ЛЮБОЙ ЦЕНОЙ27 февраля 2016 г.
Новое в справочном разделе
Комментарии читателей rss

Порядок избрания Предстоятелей в славянских Поместных Церквах

22 января 2009 г.
В преддверии Поместного Собора Русской Православной Церкви Портал Богослов.Ru продолжает публикацию материалов, посвященных каноническому устройству различных автокефальных Церквей. Сегодня мы предлагаем вниманию читателей статью преподавателя Киевской Духовной Академии В. В. Буреги, повествующую о порядке избрания Предстоятелей в славянских Православных Церквах.

В своей предыдущей публикации мы обратили внимание на то, что высшее церковное управление в каждой Поместной Церкви имеет свою специфику. Этот тезис мы проиллюстрировали уставными положениями, касающимися порядка созыва, регламента работы и компетенции Поместных и Архиерейских Соборов в славянских Православных Церквах (Сербской, Болгарской, Польской и Чешских земель и Словакии). Настоящий очерк посвящен порядку избрания Предстоятелей этих Церквей.

 Титулы Предстоятелей 

Как известно, Сербская и Болгарская Церкви имеют ранг Патриархатов. Устав Сербской Православной Церкви усваивает ее Предстоятелю следующий титул: «Архиепископ Печский, Митрополит Белградско-Карловацкий и Патриарх Сербский» (статья 13). Этот титул отражает исторический процесс формирования современной Сербской Церкви и указывает на преемственность современной Сербской Православной Церкви по отношению к Печской Архиепископии, созданной в XIII веке трудами святого Саввы Сербского, и автокефальным Митрополиям Белградской и Карловацкой, существовавшим в XIX – начале ХХ веков.

Предстоятель Болгарской Православной Церкви носит титул: «Митрополит Софийский и Патриарх Болгарский». Этот титул отражает уставное положение о том, что Предстоятель Болгарской Церкви одновременно является и правящим архиереем Софийской епархии (статья 14). Что же касается исторической преемственности, то Устав специально оговаривает, что современный Болгарский Патриархат является правопреемником Плисковской Архиепископии, Преславского Патриархата, Охридской Архиепископии, Тырновского Патриархата и Болгарской Экзархии (статья 1).

Предстоятель Польской Православной Церкви, в соответствии с ее Уставом, носит титул: «Православный Архиепископ Варшавский и Митрополит всей Польши» (§ 15), что также отражает его статус не только как главы Поместной Церкви, но и как правящего архиерея Варшавской епархии.

Что касается Предстоятеля Православной Церкви Чешских земель и Словакии, то Устав усваивает ему титул: «Митрополит Чешских земель и Словакии» (глава 2, пункт 1). Однако при этом Устав оговаривает, что Предстоятель Церкви одновременно является Архиепископом либо Пражской, либо Прешовской епархии (дополнения к статье 2, пункт 2 а). Таким образом, полный титул Предстоятеля этой Церкви может звучать по-разному. Например, ныне, когда Блаженнейший Митрополит Христофор одновременно является и правящим архиереем Пражской епархии, его титул звучит как «Архиепископ Пражский, Митрополит Чешских земель и Словакии». Однако в 2000-2006 годах, когда во главе этой Поместной Церкви стоял Блаженнейший Митрополит Николай, возглавлявший вместе с тем Прешовскую епархию, его титул звучал как «Архиепископ Прешовский, Митрополит Чешских земель и Словакии».

Таким образом, мы можем видеть определенное различие в походах к составлению официальных титулов Предстоятелей в различных Поместных Церквах.

Перейдем теперь к рассмотрению уставных процедур избрания Предстоятелей.

 Сербская Православная Церковь 

В случае вакантности Сербского Патриаршего Престола Патриаршую власть осуществляет Архиерейский Синод. Обязанности председателя Архиерейского Собора и Синода исполняет в таком случае «старший по производству член Святого Архиерейского Синода митрополит или старший по дате посвящения епископ, если нет митрополита». Во время вакантности Патриаршего престола в Сербской Церкви не могут приниматься постановления, касающиеся канонического устройства и вопросов общецерковного значения (статья 62). В случае принятия подобных решений они подлежат последующему утверждению Святого Архиерейского Собора под председательством Патриарха (статья 63).

Следует также отметить, что Устав Сербской Церкви не предполагает ухода Патриарха на покой. Пока Патриарх жив, он остается главой Церкви, и выборы нового Предстоятеля невозможны. Статья 61 Устава говорит лишь о назначении с согласия Патриарха временного председателя Архиерейского Собора и Синода. Таким председателем должен стать «старший по производству митрополит член Собора или Синода, а если такового нет, то старший по епископскому посвящению епископ член Собора или Синода».

Напомним, что очевидная расплывчатость этих формулировок в минувшем году породила затяжную дискуссию между сербскими иерархами по поводу того, кто из них должен исполнять обязанности временного председателя Синода в виду болезни Святейшего Патриарха Павла.

Патриарх Сербский избирается из числа правящих епархиальных архиереев Сербской Церкви, управляющих своими епархиями не менее пяти лет (статья 42). Для избрания Патриарха созывается специальный Избирательный Собор, в состав которого входят: все епархиальные и викарные архиереи Сербской Церкви (кроме находящихся на покое), декан Православного богословского факультета в Белграде, ректоры сербских православных семинарий (так называемых «богословий») и руководители монашеских школ, председатель Главного союза епархиальных священнических братств, архиерейские наместники ряда городов, настоятели наиболее именитых монастырей, все члены Патриаршего Совета и все заместители председателей Епархиальных Советов, если они не являются членами Патриаршего Совета (статья 44).

Как мы уже имели возможность отметить, все члены Избирательного Собора являются членами по положению. Специальных выборов делегатов на Избирательный Собор Устав Сербской Церкви не предполагает.

Патриарх избирается из трех кандидатов, предложенных Избирательному Собору Святым Архиерейским Собором. Выдвижение кандидатов происходит в заседании Архиерейского Собора, на котором должны присутствовать не менее 2/3 епархиальных архиереев. Председательствует старейший член Собора из числа митрополитов. Если же на Соборе нет ни одного митрополита, то председателем становится старейший из епископов — членов Святого Архиерейского Собора. Имена трех избранных кандидатов сообщаются Избирательному Собору письменным актом Святого Архиерейского Синода (статья 43).

Процедура избрания Архиерейским Собором кандидатов на Патриарший престол в Уставе Сербской Церкви не прописана. Также в Уставе отсутствует понятие «Местоблюститель». Во время вакантности Патриаршего престола, как сказано, обязанности Предстоятеля исполняет весь Архиерейский Синод. Устав также не предполагает выборов временного председателя Синода. Таким председателем автоматически становится старейший из членов Синода. По букве статьи 62 в отношении к митрополитам имеется в виду старшинство по дате возведения в сан митрополита, а в отношении к епископам старшинство по дате епископской хиротонии.

Избирательный Собор должен проводиться в Белграде, если Архиерейский Собор не определит другое место для его работы. Избирательный собор должен собраться не позднее, чем через три месяца с момента вакантности Патриаршего престола. Приглашения на Собор должны быть разосланы Синодом не позднее, чем за двадцать дней до начала его работы (статья 45).

Председателем Избирательного Собора является старший из числа митрополитов. Если же такового нет на Соборе, то старший по дате епископского посвящения епископ. Собор также избирает из своей среды двух секретарей (одного клирика и одного мирянина) и двух контролеров (одного клирика и одного мирянина) (статья 46). Для кворума необходимо присутствие на Избирательном Соборе не менее 2/3 членов Святого Архиерейского Собора и не менее половины членов Избирательного Собора. Если кворума нет, выборы откладываются, и Архиерейскому Собору поручается назначить новую дату для их проведения. Если же кворум есть, то Собор, призвав Духа Святого, начинает свою работу. Перед проведением выборов члены Собора дают клятву, что при голосовании будут «иметь в виду исключительно добро и интересы нашей Святой Православной Церкви, сербского народа и Отечества» и что отдадут свой голос за наиболее достойного кандидата (статья 47).

В избрании Патриарха могут участвовать исключительно члены Избирательного Собора. Архиереям, которые по уважительным причинам не могут прибыть на Собор, позволяется письменно заявить о передаче своего голоса одному из присутствующих архиереев (статья 48).

Избрание Патриарха из трех кандидатов осуществляется тайным голосованием, процедура которого подробно описана в Уставе. Секретарь Собора раздает всем членам Собора избирательные бюллетени. Затем он же призывает по очереди всех членов Собора, которые подходят к президиуму и опускают в находящуюся здесь урну свои бюллетени. По окончании голосования председатель достает из урны бюллетени по одному, открывает их и громко прочитывает указанное в каждом из них имя кандидата. Затем он передает бюллетень двум контролерам, которые также вслух читают указанное в нем имя. Затем бюллетень передается секретарю, который фиксирует количество бюллетеней и количество голосов, поданных за каждого из кандидатов. Он также ведет учет пустых и испорченных бюллетеней. Голоса, поданные за лиц, не входящих в список кандидатов, не учитываются (статья 49).

Избранным считается кандидат, набравший абсолютное большинство  голосов. Если не один из кандидатов не набирает абсолютного большинства, то проводится второй тур голосования между двумя кандидатами, набравшими наибольшее количество голосов. В том случае, если в первом туре два кандидата получили равное количество голосов, во второй тур выходит тот из них, кто старше по чину или по дате епископской хиротонии. Если все три кандидата получают в первом туре одинаковое количество голосов, то во второй тур выходят двое, которые старше по чину или по дате епископской хиротонии.

Победившим во втором туре считается набравший простое большинство голосов. Если же во втором туре оба кандидата получают одинаковое количество голосов, то Патриарх избирается из них путем жребия (статья 50). Председатель объявляет имя избранного Патриарха, после чего Собор завершает свою работу (статья 51).

Утром следующего дня за Божественной Литургией совершается интронизация новоизбранного Патриарха по чину, выработанному Святым Архиерейским Собором. После совершения интронизации Патриарх вступает в свою должность и получает права Предстоятеля Сербской Православной Церкви (статья 53).

 Болгарская Православная Церковь 

В случае вакантности Патриаршего престола в Болгарской Православной Церкви руководство Священным Синодом переходит к старейшему по времени митрополичьего служения члену малого состава Синода[1]. Он руководит делами Церкви до времени избрания Наместника-Председателя Синода. Устав предписывает провести избрание Наместника-Председателя в семидневный срок с момента вдовства Патриаршего престола. Наместник-Председатель должен предпринять все необходимое для подготовки избрания нового Предстоятеля Церкви, не позднее чем через четыре месяца (статья 17).

Здесь следует отметить, что в Болгарской Церкви вакантность Патриаршего престола может наступить не только в случае смерти Предстоятеля, но и в случае его освобождения от должности по собственному желанию либо по иным причинам канонического характера. Предстоятель, ушедший на покой, носит титул  «Бывший Патриарх Болгарский». Устав также усваивает ему достоинство «Блаженнейшего» (Патриарх, пребывающий на престоле, именуется «Святейшим»). Священному Синоду вменяется в обязанность обеспечение достойного содержания для бывшего Патриарха (статья 14).

Болгарским Патриархом может быть избран епархиальный архиерей Болгарской Православной Церкви не моложе пятидесяти лет, непорочно управляющий своей епархией не менее пяти лет, известный своим правоверием и точным исполнением церковного устава (статья 15).

Избрание Патриарха совершается на Патриаршем Избирательном Церковном Соборе, членами которого являются: все архиереи Болгарской Православной Церкви, по пять представителей от каждой епархии (по три клирика и два мирянина), а от Софийской епархии — десять представителей (6 клириков и 4 мирянина), представитель ставропигиальных монастырей, директор Дирекции вероисповеданий[2], представители духовных учебных заведений (статья 16).

После избрания Наместника-Председателя Синод в полном составе издает Окружное послание предписывающее созвать в определенный воскресный день в каждой епархии собрания епархиальных избирателей. К моменту созыва собрания правящий архиерей при участии духовенства епархии и архиерейских наместников составляет список кандидатов, достойных принять участие в избрании Патриарха (статья 19). В списке должны содержаться имена 15 клириков и 8 мирян. Из них епархиальные избиратели тайным голосованием избирают пять представителей для участия в Соборе (три клирика и два мирянина). Устав допускает подачу протестов против результатов выборов в трехдневный срок. Такие протесты рассматриваются малым составом Синода и в случае признания их обоснованными епархиальному архиерею предписывается провести новые выборы (статья 18).

Не позднее чем за семь дней до созыва Патриаршего Избирательного Церковного Собора Священный Синод в полном составе тайным голосованием избирает трех кандидатов на Патриарший престол. Для того, чтобы стать кандидатом, архиерей должен получить в тайном голосовании абсолютное большинство голосов. В случае, если абсолютное большинство получает лишь один или два митрополита, голосование повторяется до тех пор, пока еще один или двое не получат абсолютного большинства. В случае, если два митрополита получают одинаковое количество голосов, голосование проводится еще раз по этим двум кандидатурам и избранным считается получивший абсолютное большинство голосов. Имя трех избранных кандидатов письменно сообщается государственным органам власти (статья 20).

Патриарший Избирательный Церковный Собор собирается в установленный Синодом воскресный день в Синодальной палате в Софии. Для начала работы Собора необходимо присутствие трех четвертей его членов. Если кворума на момент объявленного времени начала работы Собора нет, то открытие Собора откладывается на один час, после чего Собор начинает работу в том составе, который имеется. После начала работы Собор, прежде всего, избирает из своей среды двух клириков и двух мирян, которые вместе с Наместником-Председателем образуют избирательное бюро (статья 21).

Затем Наместник-Председатель объявляет имена трех кандидатов и приступает к проведению тайного голосования. Голоса подают все члены Избирательного Собора. Кандидат, получивший не менее 2/3 голосов, считается избранным Софийским Митрополитом и Болгарским Патриархом. После избрания Священный Синод совершает благодарственный молебен, и избранный Патриарх считается вступившим в должность (статья 22). Синод также сообщает имя новоизбранного Патриарха правительству (статья 23).

Процедура проведения тайного голосования в Уставе Болгарской Церкви не описана. Также в Уставе отсутствуют предписания о порядке проведения второго тура голосования, в случае если в первом туре ни один из кандидатов не наберет необходимого количества голосов.

 Польская Православная Церковь 

Предписания Устава Польской Автокефальной Православной Церкви, касающиеся избрания Предстоятеля, довольно лаконичны. После смерти Митрополита его права и обязанности до времени избрания нового Митрополита исполняет Местоблюститель (Lokumtenens), которым является старший по хиротонии епархиальный епископ, имеющий кафедру в пределах Польской Республики (§ 18, пункт 1). Избрание нового Митрополита должно проводиться не позднее чем через 3 месяца с момента смерти Предстоятеля. Митрополит избирается Собором Епископов, состоящим из архиереев, управляющих епархиями в пределах Польской Республики (§ 16).

Если же Предстоятель жив, но по той или иной причине не может исполнять свои обязанности, то делами Митрополии также руководит старший по хиротонии епархиальный архиерей с территории Польской Республики. Однако в таком случае ему не усваивается звание Местоблюстителя (§ 17).

Какие-либо предписания относительно процедуры избрания Митрополита в Уставе Польской Церкви отсутствуют. Здесь имеется лишь общее положение о том, что решения в Соборе Епископов принимаются простым большинством голосов в присутствии не менее половины Епископов, занимающих кафедры в пределах Польской Республики. В случае равенства голосов решающим является голос председателя (§ 7, пункт 4).

 Православная Церковь Чешских земель и Словакии 

В случае вакантности Митрополичьего престола, равно как и в случае, если Предстоятель по уважительным причинам не может исполнять свои функции, Священный Синод назначает из своей среды заместителя Митрополита (metropolitní správce), который становится временным председателем Священного Синода (дополнение к главе 2, пункт 3-4).

Поскольку Предстоятель Православной Церкви Чешских земель и Словакии одновременно является правящим архиереем либо Пражской, либо Прешовской епархии, вдовство Митрополичьего престола означает одновременно и вдовство одной из этих кафедр.

Устав предписывает производить выборы нового Митрополита на Соборе Православной Церкви Чешских земель и Словакии. Кандидатами на Митрополичий престол являются архиепископы Пражский и Прешовский. Таким образом, прежде созыва Собора для избрания нового Предстоятеля должна быть замещена та из двух архиепископских кафедр, которая оказалась вакантной в результате вдовства Митрополичьего престола.

Выборы архиепископа Пражского (или Прешовского) проводятся на епархиальном собрании соответствующей епархии не позднее, чем через 30 дней с момента вакантности кафедры. Отметим, что в состав такого Епархиального собрания входят: временно исполняющий обязанности управляющего епархией, викарный епископ (если таковой имеется в епархии), члены Епархиального совета, настоятели всех церковных общин епархии, по одному или два представителя мирян каждой общины (квоту представительства устанавливает Епархиальный совет), избранные на собраниях соответствующих общин, и один представитель епархиального Братства православной молодежи. Таким образом, миряне имеют значительное представительство в Епархиальных собраниях и активно участвуют в избрании епархиальных архиереев.

Кандидатов на архиепископскую кафедру предлагает Епархиальный совет. Сначала имена кандидатов сообщаются Священному Синоду, который проводит каноническое испытание кандидатов. После этого Епархиальное собрание проводит выборы из числа кандидатов, утвержденных Синодом. Устав не оговаривает минимального числа таких кандидатов. Избранным считается набравший 2/3 голосов присутствующих членов Епархиального собрания. Процедура проведения голосования в Уставе не оговорена. В должность архиепископ вступает с момента своей интронизации (дополнения к статье 5, пункт 1).

После того, как соответствующее Епархиальное собрание избирает нового архиепископа (Пражского либо Прешовского) и он вступает в должность, созывается Собор Православной Церкви Чешских земель и Словакии для избрания Митрополита. Кандидатами на Митрополичий престол являются, как сказано, архиепископы Пражский и Прешовский. Именно из двух этих кандидатов Собор и избирает Предстоятеля.

Избрание производится тайным голосованием. Избранным считается кандидат, набравший 2/3 голосов присутствующих делегатов Собора. Если избрание не состоялось в первом туре, голосование повторяется. Если и во втором туре никто из кандидатов не набирает необходимого количества голосов, тогда бросается жребий (дополнение к главе 2, пункт 4). Напомним, что ныне здравствующий Предстоятель Православной Церкви Чешских земель и Словакии Блаженнейший Митрополит Христофор в 2006 году был избран жребием, поскольку в двух турах голосования ни один из кандидатов не набрал 2/3 голосов. Хотя избирание Митрополита является пожизненным, допускается добровольный уход Предстоятеля на покой.

 Выводы 

Как мы видим, во всех славянских Православных Церквах строго соблюдается общее каноническое требование о необходимом участии в избрании Предстоятеля всех архиереев соответствующей Поместной Церкви. При чем лишь в Польской Церкви избрание Митрополита осуществляется Собором Епископов без участия мирян. В остальных славянских Церквах (Сербской, Болгарской, Чешских земель и Словакии) для избрания Предстоятеля созываются Соборы, членами которых являются, в том числе и миряне.

Из четырех указанных Церквей лишь в Сербской Церкви Устав не предполагает ухода Предстоятеля на покой. Особенностью Устава Сербской Православной Церкви также является отсутствие положения о Местоблюсителе Патриаршего престола. В случае вакантности Предстоятельской кафедры высшая власть в этой Церкви переходит к Архиерейскому Синоду. Старейший из иерархов Синода является лишь его временным председателем, но не Местоблюстителем Патриаршего престола. Уставы остальных трех Церквей предполагают избрание или назначение Местоблютителей (в Болгарской Церкви он именуется Наместником-Председателем Синода, в Польской — Местоблюстителем (Lokumtenens), в Православной Церкви Чешских земель и Словакии — заместителем Митрополита).

Разнятся и уставные сроки проведения выборов нового Предстоятеля. Так в Сербской и Польской Церквах выборы должны состояться не позднее, чем через три месяца с момента вакантности Предстоятельского престола, а в Болгарской — не позднее, чем через четыре месяца. Устав Православной Церкви Чешских земель и Словакии предписывает Священному Синоду подготовить выборы нового Предстоятеля в течение сорока дней с момента вакантности Митрополичьего престола.

В Сербской и Болгарской Церквах кандидатов на Патриарший Престол избирает Собор Епископов (в Сербской Церкви — Святой Архиерейский Собор, в Болгарской — Священный Синод в полном составе). Процедура определения кандидатов на Митрополичий престол в Уставе Польской Церкви не прописана. Что касается Устава Православной Церкви Чешских земель и Словакии, то здесь можно выделить ряд особенностей. Претендентами на Митрополичий престол могут быть только главы двух автономных частей этой Церкви: архиепископ Пражский и архиепископ Прешовский. Однако сами эти архиепископы избираются Епархиальными собраниями из числа кандидатов, предложенных соответствующим Епархиальным советом и утвержденных Священным Синодом.

Что касается процедуры избрания Предстоятелей, то лишь в Уставе Польской Церкви мы не находим никаких указаний на сей счет. Уставы остальных трех Церквей четко устанавливают эту процедуру. Во всех трех Церквах (Сербской, Болгарской, Чешских земель и Словакии) выборы производятся тайным голосованием. Уставы всех этих Церквей также требуют для победы в выборах набрать абсолютное большинство голосов. Уставы Сербской и Чешских земель и Словакии Православных Церквей предусматривают при определенных условиях выбор Предстоятеля путем жребия. В Уставах Болгарской и Польской Церквей жребий не упоминается.



[1] Напомним, что в Болгарской Церкви все епархиальные архиереи носят титул митрополитов, а викарные — титул епископов.

[2] Дирекция вероисповеданий — государственный орган надзора над религиозными организациями, действующими на территории Болгарии.

Ключевые слова:
См.также:

Написать комментарий

Правила о комментариях

Все комментарии премодерируются. Не допускаются комментарии бессодержательные, оскорбительного тона, не имеющие своей целью плодотворное развитие дискуссии. Обьём комментария не должен превышать 2000 знаков. Републикация материалов в комментариях не допускается.

Просим читателей обратить внимание на то, что редакция, будучи ограничена по составу, не имеет возможности сканировать и рассылать статьи, библиограммы которых размещены в росписи статей. Более того, большинство этих статей защищены авторским правом. На просьбу выслать ту или иную статью редакция отвечать не будет.

Вместе с тем мы готовы рассмотреть вопрос о взаимном сотрудничестве, если таковые предложения поступят.

Прим.: Адрес электронной почты опубликован не будет и будет виден лишь модераторам.

 *
Введите текст, написанный на картинке:
captcha
Загрузить другую картинку

добавить на Яндекс добавить на Яндекс