Функционирует при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям
   
Золотой фонд
Новое в справочном разделе
Комментарии читателей rss

Деятельность архиепископа Бориса (Вик) в годы управления Берлинской и Германской епархией (1950–1954)

20 января 2014 г.
На портале публикуется доклад аспиранта МДА Андрея Леонидовича Головань, посвященный пастырской деятельности архиепископа Бориса (Вик). Тема раскрывается в контексте биографии архиерея.

Деятельность архиепископа Бориса (Вик) в Германии в данном докладе будет рассмотрена в контексте его биографии. Он родился 28 августа 1906 г. в г. Саратове в семье рабочих. Будущий архиерей не получил высокого церковного образования. Окончил только два класса Саратовского духовного училища. В 1923 г. поступил послушником в саратовский Преображенский монастырь. В обители он нес послушание иподиакона. В 1926 г. был рукоположен во диакона. В 1930 г. пострижен в мантию с именем Борис. В 1930–1931 гг. состоял клириком в обновленческой Рязанской епархии. В 1931 г. отправлен на военную службу. В 1934 г. был принят в общение с Московской Патриархией в монашеском достоинстве, без признания хиротоний. В мае 1935 г. рукоположен во диакона, затем во иеромонаха. Вскоре был арестован, а в июне 1935 г. осужден. В июне 1937 г. был освобожден. В августе того же года поступил на работу в «Сармашстрой», позднее «Трест № 13», где проработал до сентября 1940 г.

01 ноября 1942 г. архиепископ Григорий (Чуков) назначил его настоятелем саратовского кафедрального собора, а вскоре возвел в сан игумена. 19 августа 1943 г. он был возведен в сан архимандрита. 02 апреля 1944 г. в Богоявленском кафедральном соборе г. Москвы состоялась хиротония архимандрита Бориса (Вик) во епископа Нежинского, викария Черниговской епархии. Эту хиротонию возглавил Патриарх Сергий (Страгородский). В 1946 г. епископ Борис был награжден медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.». 13 января 1947 г. переведен на Саратовскую кафедру. 04 марта 1949 г. был назначен епископом Чкаловским и Бузулукским[1].

В июне 1950 г. епископ Борис командирован в г. Берлин для ознакомления с церковной жизнью на территории Германии. По результатам поездки он подготовил Патриарху Алексию I (Симанскому) обширный доклад, в котором ставились вопросы о необходимости развития и преобразования строя церковной жизни в Западной Германии. 26 сентября 1950 г. Преосвященный Борис был назначен епископом Берлинским и Германским. Важной особенностью в его деятельности в Германии было то, что он принимал в лоно Русской Православной Церкви многих русских эмигрантов. Так, 25 октября 1953 г. с Русской Православной Церковью Московского Патриархата воссоединился бывший настоятель одного из приходов РПЦ за границей в г. Берлине архимандрит Мстислав (Волонсевич). Владыка Борис принимал меры и по восстановлению православных храмов в Германской Демократической Республике и Западном Берлине. В его архиерейском доме в г. Берлине с апреля 1951 г. начал действовать домовый храм в честь преподобного Сергия Радонежского. Также при архиерейской резиденции начали показывать советские кинофильмы. По инициативе владыки с 01 января 1952 г. в Германии начал издаваться ежемесячный журнал «Голос Православия». Всё это способствовало приобщению православных немцев к русской культуре и богослужению. Владыка постоянно говорил, что русский человек – это православный человек. Необходимо заметить, что православные немцы вследствие своей дисциплинированности умеют стоять на молитве. На протяжении четырёх лет своего служения и миссионерской деятельности на территории Германии архипастырь прилагал все усилия для поддержания церковной дисциплины в среде своей паствы и клира. Владыка был очень душевным, а также духовным человеком. При любом удобном случае старался проводить христианские беседы со взрослыми и детьми[2]. Также за пределами Германии архиепископ Борис всегда старался возносить молитвы о своих соотечественниках и православных немцах[3]. На территории Германии владыка Борис активно поддерживал отношения с инославными конфессиями[4]. Преосвященный выступал на различных конференциях в поддержку защиты мира и христианского единства. В октябре 1951 г. епископ Борис был возведен в сан архиепископа и назначен временно исполняющим обязанности экзарха Московской Патриархии в Западной Европе.

В 1954 г. владыка Борис был назначен Патриаршим экзархом Северной и Южной Америки, с титулом архиепископа Алеутского и Североамериканского. 27 декабря того же года награжден правом ношения бриллиантового креста на клобуке, который получил в дар от Патриарха Алексия I. 31 декабря 1954 г. архиепископ Борис прибыл в Соединенные Штаты Америки с целью совершить поездку по приходам своей епархии. Но 27 февраля 1955 г. был вынужден вернуться на Родину по причине отказа правительства США продлить ему визу. В апреле 1956 г. он переведен на Херсонскую и Одесскую кафедру. За ним сохранились полномочия экзарха Северной и Южной Америки. С ноября 1958 г. по февраль 1959 г. Преосвященный находился в г. Нью-Йорке, где проводил работу по налаживанию православной жизни в США. 25 февраля 1959 г. был возведен в сан митрополита.

16 июня 1962 г. Священный Синод РПЦ в соответствии с поданным прошением освободил митрополита Бориса, по состоянию здоровья, от должности экзарха Северной и Южной Америки. На протяжении 1963–1965 гг. он перенес несколько инфарктов. Скончался Преосвященный в г. Сочи во время своего трёхмесячного отпуска. Отпевание митрополита Бориса (Вик) состоялось 19 апреля 1965 г. в г. Одессе, которое возглавил митрополит Киевский и Галицкий Иоасаф (Лелюхин). Архипастырь был похоронен на кладбище Успенского патриаршего мужского монастыря в г. Одессе[5].

 

Источники и литература:

1.    Архипастырские служения Преосвященного Бориса, Архиепископа Берлинского и Германского в храмах г. Берлина за время с 7 октября по 9 декабря 1951 г. // Голос Православия. 1952. № 1. С. 11-14.

2.    Архипастырское служение Архиепископа Берлинского и Германского Бориса в Воскресенском кафедральном соборе г. Берлина 9 декабря  1951 г. // Голос Православия. 1952. № 1. С. 21-25.

3.    Архипастырское служение Преосвященного Бориса, архиепископа Берлинского и Германского в храмах г. Берлина за время с 16 декабря 1951 г. по 27 января 1952 г. // Голос Православия. 1952. № 2. С. 19-23.

4.    Вик Борис Иванович; 28.08.1906, Саратов – 16.04.1965, Сочи, митр. Херсонский и Одесский // Православная Энциклопедия. Т. 6. С. 35-36.

5.    Владимир (Сабодан), иером. Митрополит Херсонский и Одесский Борис (Вик): Некролог // ЖМП. 1965. № 6. С. 7-11.



[1] См.: Вик Борис Иванович; 28.08.1906, Саратов – 16.04.1965, Сочи, митр. Херсонский и Одесский // Православная Энциклопедия. Т. 6. С. 35-36.

[2] См.: Архипастырские служения Преосвященного Бориса, Архиепископа Берлинского и Германского в храмах г. Берлина за время с 7 октября по 9 декабря 1951 г. // Голос Православия. 1952. № 1. С. 11-14.

[3] См.: Архипастырское служение Архиепископа Берлинского и Германского Бориса в Воскресенском кафедральном соборе г. Берлина 9 декабря 1951 г. // Голос Православия. 1952. № 1. С. 21-25.

[4] См.: Архипастырское служение Преосвященного Бориса, архиепископа Берлинского и Германского в храмах г. Берлина за время с 16 декабря 1951 г. по 27 января 1952 г. // Голос Православия. 1952. № 2. С. 19-23.

[5] См.: Вик Борис Иванович; 28.08.1906, Саратов – 16.04.1965, Сочи, митр. Херсонский и Одесский // Православная Энциклопедия. Т. 6. С. 35-36.

Ключевые слова:
См.также:
Подписаться на ленту комментариев к этой публикации

Комментарии (6)

Написать комментарий
#
Альвиан Тхелидзе, Россия, Волгоград, Сергиев Посад.
26.01.2014 в 15:08
Уровень статьи грустно удивляет.
Ответить

#
21.01.2014 в 17:35

Рассматриваемый в работе четырехлетний период служения архиерея в Германии автор уместил в 2 тысячи печатных знаков (302 слова). «Тема раскрывается в контексте биографии архиерея», но биография и другие этапы его служения как до, так и после рассматриваемого периода, - места тоже много не заняли, - краткость, как говорится – «сестра таланта»…


На фотографии действительно изображен другой архиерей.


Удивляет также оформление статьи – как наличие подзаголовка «Литература», так и примечания, практически повторяющие и перечисленную «литературу», и последующий номер - предыдущий (вместо написания - Там же).


Информация, изложенная в посте отца Александра Мазырина, меня не удивила, и, несмотря на то, что комментарии – это не совсем «то» место, но, похоже, - следует и мне добавить «несколько штрихов к портрету» и к послужному списку Преосвященного Бориса (Вика):


1.Формирование причта и двадцатки Свято-Троицкого собора Саратова, а также назначение настоятеля, было осуществлено уроженцем тамошних мест б. архиепископом Саратовским Андреем (Комаровым), назначенным митр. Сергием 14 августа 1942 года на Казанскую кафедру, но остававшимся еще некоторое время в Саратове, - по согласованию с местными властями. Открытие и освящение собора архиепископом Андреем, состоялось 7 октября 1942 года. Архиепископ Григорий вступил на Саратовскую кафедру 5 ноября того же года. Отца Бориса Вика, которого он раньше не знал, он посвятил в игумена 6 ноября 1942 года. (См: http://www.eparhia-saratov.ru/pages/9392_molitva_za_pobedu._arhiepiskop__saratovskiy_i_stalingradskiy__grigoriy_(chukov)_stranici_voenno.).


2.Никакого богословского образования о. Борис не получил, а в сан архимандрита «с возложением палицы и митры» он был посвящен митрополитом Сергием в Ульяновске, которому ( больному ) он отвозил медикаменты из Саратова. Прихожане из г. Вольска засыпали Патриархию и Совет по делам РПЦ прошениями о назначении к ним архим. Бориса викарием; владыка Григорий о.Бориса в епископы не выдвигал, - на посвящении настоял Совет по делам РПЦ, но кандидатуру его владыке на заседании Синода представить пришлось.


3.Относительно обновленчества, неясно объясненного автором, и относительно получения архиерейства, приведу (дабы комментарий не слишком уж превысил объем обсуждаемой публикации), лишь несколько фрагментов дневниковых записей Преосвященного владыки Григория (Чукова):


« 17 марта.1944г. Пятница. Были из Вольска о. А.Шереметьев и с ним сестра милосердия Анна Сергеевна Гвоздева, большая церковница (из Саратова). Принес­ли ходатайство приходского совета Вольской церкви о назначении к ним о. Бориса Вика настоятелем и викарным епископом. Мотивы: хорошо устроил приход, из старообрядческой семьи, в Вольске всегда были архиереи и даже самостоятельные». (См.:Григорий(Чуков), архиеп. Молитва за Победу//Православие и современность (Саратовские Епархиальные Ведомости).2010.№15.С.97).


Еще в начале 1944 года, архимандрит Борис поехал в Москву, как выяснилось - прощупывать почву для дальнейшего карьерного своего роста:


«16 января 1944 г. Борису хочется съездить в Москву по хозяйственным церковным делам. Я послал Колчицкому телеграмму о предполагаемой командировке Бориса и просил разрешения Святейшего.


23 марта. Приехал (архиеп. Григорий – Л.А.) вчера в Москву в 8 утра. На метро в Патриархию. С чемоданом устал. В парадной встретился с о. Иоанном (Разумов - Л. А.), который очень приветливо сейчас же сообщил о проделках Бориса Вика во время приезда в Москву в январе. К этому потом добавил Колчицкий, также встретивший меня очень приветливо и поделивший­ся со мной здешними секретами.


Патриарх встретил тоже очень при­ветливо. Накануне Патриарх получил мой доклад о Вике и его теле­грамме и написал резолюцию “Печально”. И со мной сразу заговорил об этом. Я сказал, что из Вольска просят Вика викарием. Колчиц­кий тоже добавил, что телеграммы об этом получены и в Патриархии и в Совете, и что там намекали очень прозрачно, что можно Вику дать епископство. Патриарх сказал, что лучше его взять из Саратова и назначить в Орел или Сталин... “Подумаем”. После, узнав от меня через Колчицкого о выкличке архиерейской, которую устроил себе за литургией Вик, Патриарх весь вечер был очень расстроен, как передавал мне по телефону Колчицкий.


И о.Иоанн, и о.Кол­чицкий передавали, что Вик здесь старался чернить меня: говорил о том, что я в проповеди на Новый год коснулся его, что он не мог служить со мной из-за этого, что я окружен женским кружком, с кем-то сожительствовал, что ничего не делаю, не езжу на акафис­ты, только пишу свои “мемуары”... Говорил Иоанну, что Колчицкий его очень холодно принял, уделил всего 10 минут, и что он отпла­тит тем, что уменьшит ассигнования на Патриархию, что и сделал, передав мне вместо 15-20 тысяч только 10 тысяч. Иоанн возмущен его брехней обо мне, и говорит, что он и слышать о нем теперь не хочет[…].


На […] кафедру Патриарх предложил назвать кандидатов и об­ратился ко мне. Я указал на Бориса Вика, рассказал, что он от роду 37 лет, отец - лютеранин, мать - бывшая старообрядка; окон­чил среднюю школу (уточняли - не получил богословского образова­ния), но почитывал богословскую литературу, приучался говорить проповеди; обладает даром слова; человек бойкий, энергичный, хо­рошо служит, и этим очень нравится (с налетом старообрядческих приемов). Между прочим, верующие из Вольска (где 50 % старооб­рядцев), приезжали, видели и слышали его, понравился и стали про­сить его к ним викарием. По характеру - человек властный, само­любивый, честолюбивый и решительный.


- А книгу правил знает ? - спросил Колчицкий.


- Вероятно, да, - сказал я. - Может быть, некоторые прави­ла забыл, - добавил я. - Ну, Киевский митрополит ему их подска­жет, напомнит...


На этом характеристика кончилась. Патриарх поднялся; по обы­чаю - помолились перед голосованием. Голоса отбирали, начиная с младших по хиротонии - с меня. Единогласно согласились.


Итак, о.Борис - избранный епископ. После, между М[митрополитом] Алексием Ленинградским и Алексием Рязанским (Сергеев – Л. А.) был разговор, к которо­му подошел я: очень возмущались нынешними монахами, которые, не смущаясь, просятся в епископы, высказывают нежелание идти туда или сюда и т.п. Тут вина и во мне, что я вовремя его не одергивал. Но Колчицкий говорил, что в г. Сталине есть два протоиерея-акаде­миста, которые спуска ему не дадут, и это для него будет полезно.


Я написал ему телеграмму-молнию “Сегодня состоялось назначе­ние Вас епископом Ворошиловградским. Поздравляю. Хиротония в Моск­ве. Приезжайте незамедлительно. А.Г.”.


Но Колчицкий после заседания по телефону стал согласовывать это с Советом и получилось недоразумение: там сказали, что речь была вообще о посвящении Бориса, но не было указано место; по их мнению, наиболее желательно, прежде всего, назначить в Чернигов. Колчицкий хотел лично побывать в Совете и переговорить: если они не особенно настаивают на Чернигове, то лучше бы не расстраивать “дедушку” и оставить Ворошиловград. Колчицкому не хочется пускать Бориса в свою родную епархию.


12 апреля. 10-го вечером (в понедельник) я получаю молнию от Колчицкого: “Сообщите, пожалуйста, срочно, известно ли Вам было, что Борис Вик имел рукоположение обновленческое диакона, священ­ника? Предъявлял ли документы о перерукоположении? Он сознался в обновленчестве, но утверждает перерукоположение Ювеналием. До­кументов нет. Патриарх наложил запрещение. Ждем Ваших сообщений. Управделами прот. Колчицкий”.


(сщмч. Иувеналий ( Масловский) – См. http://drevo-info.ru/articles/7542.html)


Я ответил сразу (10-го): “Обновленческое рукоположение Вика диакона священника мне неизвестно. Документа перерукоположения не предъявлял. Неоднократные вопросы об обновленчестве он сооб­щал, что был только иподиаконом, и пострижен и посвящен Ювенали­ем тридцатом году. Послужном списке об обновленчестве умолчано. А.Г.”.


Дальше стали раскрываться подробности[…]


Сегодня отец В.Спиридонов раскрыл еще больше: в разговоре с ним Борис говорил, что “он боится, как бы Ювеналий не оказался жив и не опроверг бы его, а он ссылается во всем на Ювеналия”... Даже больше; близкие Спиридонова сомневается даже, имеет ли он вообще посвящение...


В отношении меня Вик вел вообще определенную интригу: Спири­донов подготовил было для меня машину - Вик запретил: “Ни в коем случае: получает деньги, пусть платит сам”... “Вот когда я буду архиереем, я буду не как Григорий – приезжать на машине прямо в церковь, в клобуке, в рясе”.


На днях у Спиридонова был доктор Цветков, который в присут­ствии жены и свояченицы сказал: “Ну, проводили юного Владыку? А знаете[ … ]. Все это дало мне основание послать сейчас же Патриарху телеграмма: “Есть основания предполагать, что переруко­положения Вика Ювеналием не было. Подробно письмом. А.Г.” Надо точнее выяснить у Спиридонова, чего именно боялся Вик в отношении Ювеналия.


13 апреля. Аня (дочь –Л.А.) сегодня беседовала с отцом Владимиром, и тот подробно расска­зал о Вике. По-видимому, вообще ни о каком перерукоположении и о рукоположении Бориса Ювеналием не могло быть и речи, потому, что он говорил Владимиру, когда я поехал в Москву: “Теперь там Григорий будет рыться обо мне в архиве и ничего не найдет. Боюсь я только, как бы на горизонте Патриархии не появился живой Ювеналий, на которого я все ссылаюсь, а он и сном дела не знает”. Ясно, что Ювеналий его не рукополагал, значит, и не переруко­полагал…


Когда еще в январе Вик вернулся из Москвы, он, потирая руки, говорил; “все, что я задумал, теперь пойдет хорошо. Я там так настроил Колчицкого против Григория, что все будет отлично”. По-видимому, он хотел подвести против меня интригу и как-нибудь спихнуть меня.… Вот негодяй-то!


Сегодня получилась телеграмма от Колчицкого: “дело улади­лось, Борис уехал в Саратов”. Как все это там “уладилось”? – интересно. Поживем – увидим».


(Источник: Архив Историко-богословское наследие митрополита Григория (Чукова) ©Александрова Л.К.СПб.2014).


С сожалением можно сказать, что Преосвященного Бориса едва ли можно назвать украшением послевоенного епископского корпуса Русской Православной Церкви.



Ответить

#
20.01.2014 в 19:20
Прошу проверить информацию. На фотографии к статье изображен не архиепископ Борис, а архиепископ Херсонский и Одесский Никон (Петин).
Ответить

#
Священник Александр Мазырин, Россия, Моcква
20.01.2014 в 14:50
А вот еще несколько штрихов к портрету Преосвященного Бориса (Вика) из характеристики на него, составленной уполномоченным Совета по делам РПЦ по Чкаловской области: «…еп[ископ] Борис на вещи смотрит здраво, с ним можно договориться по любому вопросу, не сторонник открытия новых приходов, а также раздувания штатов»; «одобрил арест двух священников, как противников Советской власти, в разговоре добавил, что еще человек 10 таких священников в епархии нужно посадить», «с ним можно проводить все мероприятия, которые нам нужны». (Шубкин В. М. Эволюция государственно-церковных отношений на территории Оренбургской (Чкаловской) епархии в 1943–1958 гг. // Вестник ПСТГУ II: История. История Русской Православной Церкви. 2012. Вып. 2 (45). С. 51. Размещено в сети: http://pstgu.ru/download/1335342207.44-55.pdf ).
Ответить

#
22.01.2014 в 13:12
можно договориться по любому вопросу, не сторонник открытия новых приходов, а также раздувания штатов»

А как это сочетается с -
"В июле 1961 г. Б. принимал участие в Архиерейском Соборе РПЦ. При обсуждении изменений в «Положении об управлении приходов» выступил с речью, в к-рой поддержал передачу приходских финансов и имущества в ведение мирян. Однако деятельность Б. как правящего архиерея была направлена на противостояние властям в условиях нового этапа гонений на Церковь; Б. стремился не допустить снятия с регистрации правосл. храмов епархии, в т. ч. Ильинского собора в Одессе. Зам. уполномоченного Совета по делам РПЦ по УССР М. Гладаревский сообщал, что Б. «всячески ищет причины для сопротивления нашим рекомендациям по объединению религиозных общин, закрытию церквей, сужению деятельности духовенства». В характеристике Б., составленной уполномоченным Совета по делам РПЦ по Одесской обл., отмечалось, что «вся его деятельность - это упорное сопротивление всем нашим мероприятиям»."
Ответить

#
Священник Александр Мазырин, Россия, Моcква
27.01.2014 в 11:44
С этим не помешало бы разобраться самому автору статьи.
Ответить

Написать комментарий

Правила о комментариях

Все комментарии премодерируются. Не допускаются комментарии бессодержательные, оскорбительного тона, не имеющие своей целью плодотворное развитие дискуссии. Обьём комментария не должен превышать 2000 знаков. Републикация материалов в комментариях не допускается.

Просим читателей обратить внимание на то, что редакция, будучи ограничена по составу, не имеет возможности сканировать и рассылать статьи, библиограммы которых размещены в росписи статей. Более того, большинство этих статей защищены авторским правом. На просьбу выслать ту или иную статью редакция отвечать не будет.

Вместе с тем мы готовы рассмотреть вопрос о взаимном сотрудничестве, если таковые предложения поступят.

Прим.: Адрес электронной почты опубликован не будет и будет виден лишь модераторам.

 *
Введите текст, написанный на картинке:
captcha
Загрузить другую картинку

добавить на Яндекс добавить на Яндекс