Функционирует при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям
   
Золотой фонд
Новое в справочном разделе
Комментарии читателей rss

Определение «О взаимоотношениях Церкви с государством и светским обществом на канонической территории Московского Патриархата в настоящее время»

1 января 2009 г.
Документы Освященного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви 29 ноября — 2 декабря 1994 года

Будучи движим богозаповеданным призванием Церкви свидетельствовать словом и делом Истину Христову перед лицом светского государства и общества, преображать их жизнь и деятельность, Освященный Архиерейский Собор Русской Православной Церкви определяет:

  1. Всецело одобрить позицию по церковно-государственным и церковно-общественным вопросам, высказанную за период, прошедший с последнего Архиерейского Собора, Патриархом Московским и всея Руси Алексием II и Священным Синодом, а также действия, предпринятые ими в данной области церковного служения.
  2. Особо подчеркнуть правильность того, что в нынешних сложных общественных условиях Патриарх и Священный Синод твердо говорят о непредпочтительности для Церкви какого-либо государственного строя, какой-либо из существующих политических доктрин, каких-либо конкретных общественных сил и их деятелей, в том числе находящихся у власти.
    Одновременно считать весьма полезным взаимодействие церковных институций с центральными и местными органами государственной власти, при невмешательстве их во внутренние дела друг друга, в сферах духовного просвещения, благотворительности, миротворчества, науки, культуры, охраны и восстановления исторических памятников, заботы об общественной нравственности и других областях.
  3. Подтвердить невозможность для церковной Полноты поддержки каких-либо из действующих в странах СНГ и Балтии политических партий, движений, союзов, блоков и тому подобных организаций, а также отдельных их деятелей, в первую очередь в ходе предвыборных кампаний.
    Одобрить, как весьма своевременное и мудрое, Определение расширенного заседания Священного Синода от 8 октября 1993 года, предписывающее священнослужителям воздержаться от участия в выборах в Федеральное Собрание Российской Федерации в качестве кандидатов в депутаты. Распространить действие этого Определения на участие в будущем священнослужителей Русской Православной Церкви в выборах любых органов представительной власти стран СНГ и Балтии как на общегосударственном, так и на местном уровне. Считать также крайне нежелательным членство священнослужителей в политических партиях, движениях, союзах, блоках и иных подобных организациях, в первую очередь ведущих предвыборную борьбу.
    Полагать допустимым членство в вышеупомянутых организациях мирян и создание ими самими таких организаций, которые, в случае наименования себя христианскими и православными, призываются к большему взаимодействию с церковным Священноначалием.
    Считать также возможным участие священнослужителей, в том числе представляющих канонические церковные структуры и церковное Священноначалие, в отдельных мероприятиях политических организаций, а также церковное сотрудничество с ними в делах, полезных для Церкви и общества, в случае, если таковое участие и сотрудничество не носит характера поддержки политических организаций, служит созиданию мира и согласия в народе и церковной среде.
  4. Призвать органы законодательной и исполнительной власти разработать и принять законы и подзаконные акты, которые разрешили бы следующие проблемы, остро волнующие клир и паству нашей Церкви:
    • возвращение каноническим церковным структурам несправедливо отнятого в послереволюционный период имущества, находившегося до 1917 года в обращении верующих, а именно всех святынь, храмовых зданий, и других предметов, предназначенных для богослужебного употребления, а также той части так называемого некультового имущества, которая жизненно необходима для нормальной деятельности епархий, монастырей, приходов и других церковных учреждений, для ведения ими благотворительной, просветительной и иной общественно полезной деятельности;
    • обеспечение верующим возможности богослужебного употребления святынь и реликвий, являющихся историческими памятниками, требующими особого ухода, без ущерба для их сохранности, поддерживаемой соответствующими специалистами;
    • освобождение канонических церковных учреждений, созданных ими предприятий и организаций от всех видов налогов; введение налоговых льгот для предприятий и организаций, оказывающих благотворительную помощь каноническим церковным структурам, на основе соразмерности гарантируемых льгот оказываемой помощи;
    • предоставление льгот в таможенных пошлинах, которыми облагаются ввозимые из-за рубежа каноническими церковными структурами материальные ценности; обеспечение церковных учреждений коммунальными услугами по льготным тарифам;
    • устранение правового вакуума в области регламентации профессиональной религиозной деятельности иностранных граждан в России и ряде других стран;
    • защита наших сограждан от деятельности псевдорелигиозных групп, наносящих ущерб жизни, здоровью, правам, свободам и достоинству личности, семье и обществу, а также проповедующих межнациональную, социальную, межрелигиозную и иную рознь.
    Предлагаемые государственными структурами России новые тексты охранных договоров, которыми регламентируется использование Церковью передаваемых ей храмов, монастырей и других зданий, по точному определению Святейшего Патриарха, «похожи на документы времен антицерковного законодательства и существенно ограничивают возможности реконструкции и реставрации» (из доклада Святейшего Патриарха на Архиерейском Соборе, стр. 10).
    Собор считает необходимым в срочном порядке предпринять усилия по пересмотру этих документов.
  5. Высказать глубокую обеспокоенность проблемами, существующими в церковно-государственных отношениях на Украине, где до сих пор не преодолены последствия пагубных действий государственной власти, поддержавшей раскольнические образования и ущемившей права верующих Украинской Православной Церкви. Свидетельствовать, что до сих пор на Украине во многих случаях имеют место грубые нарушения прав человека и религиозной свободы, в результате которых граждане Украины страдают только за то, что принадлежат к единственной канонической Православной Церкви на Украине - Украинской Православной Церкви.
    Средства массовой информации на Украине по-прежнему односторонне освещают церковную жизнь, подвергая грубым нападкам и клевете Украинскую Православную Церковь и провоцируя неприязнь к ней ввиду ее канонической связи с Московским Патриархатом.
    Собор с прискорбием констатирует, что, несмотря на многократные заверения руководства Римско-Католической Церкви и Украинской Греко-Католической Церкви относительно якобы улучшения отношений между православными и католиками, православные на Западной Украине продолжают страдать от грубого попрания их прав в результате действий местных властей, инспирируемых и вдохновляемых греко-католиками. Особенно же беспокоит Собор положение в Эстонии, где власти поставили каноническую Эстонскую Апостольскую Православную Церковь вне закона, взяв курс на ее полное уничтожение и замену неканонической группировкой, не имеющей никаких прав на окормление эстонской православной паствы и обладание церковным имуществом.
  6. Выразить удовлетворение деятельностью Патриарха и Священного Синода по умиротворению вооруженного гражданского конфликта в Москве в сентябре-октябре 1993 года, а также их труды по созиданию мира и согласия. Считать полезным продолжение такой деятельности в дальнейшем, особенно в случае возникновения в обществе опасных противостояний.
    Отметить миротворческие усилия Святейшего Патриарха и Священного Синода в связи с армяно-азербайджанским и грузино-абхазским вооруженными конфликтами, кровопролитными бранями в Молдове, бывшей Югославии и ряде других мест. Поскольку некоторые из этих конфликтов не угасают, а иногда и разгораются с новой силой, вызывая скорбь и озабоченность клира и паствы нашей, поручить Патриарху и Священному Синоду продолжать и расширять эту миротворческую деятельность, придерживаясь определенных ранее принципов осуждения насилия, от кого бы оно ни исходило, приверженности мирным способам разрешения споров, непредвзятого отношения ко всем сторонам конфликта, заботы о справедливом мире и благоденствии для всех страдающих от конфликтов людей, независимо от их национальной и вероисповедной принадлежности.
    Поскольку в ряде мест, где сегодня нет сопровождающихся насилием конфликтов, межнациональная, социальная, политическая, межрелигиозная и межконфессиональная вражда достигла крайне опасного уровня, - считать исключительно необходимыми усилия Церкви по преодолению этой вражды и предупреждению братоубийственных распрей. В этой связи уделять особое внимание проблеме русскоязычного населения в странах СНГ и Балтии и проблеме национальных меньшинств.
    Расценивать как положительное явление восстановление сотрудничества в миротворческих и иных религиозно-общественных трудах между христианами СНГ и Балтии, а также общинами нехристианских религий.
  7. В период, когда большинство стран СНГ и Балтии проходит через сложные экономические и социальные преобразования, надобно помнить, что эти преобразования не должны совершаться ценой непоправимого ущерба жизни, здоровью и достоинству наших соотечественников, в первую очередь тех, кто не может обеспечить себя сам, - пожилых людей, инвалидов, сирот, беженцев и вынужденных переселенцев. Нельзя также приносить в жертву научный и культурный потенциал наших народов, их достижения в области образования, здравоохранения, защиты Отечества. Имея в виду вышесказанное, расценивать постановку данных проблем перед государством и обществом как важнейшую сторону церковно-общественного служения.
  8. Считать приоритетом пастырской, просветительной и церковно-общественной деятельности Церкви духовное попечение о православных воинах и взаимодействие с различными структурами Вооруженных Сил в области возрождения исторических традиций служения Отечеству, воспитания военнослужащих и всех наших сограждан в духе исконной преданности делу защиты мира, благоденствия и достоинства наших ближних от внешних и внутренних опасностей.
    Одобрить создание Церковью и Вооруженными Силами совместного Координационного комитета, который является органом, координирующим взаимодействие духовенства с воинскими подразделениями. Одновременно просить руководство Вооруженных Сил исключить из практики призыв священнослужителей на срочную службу, где они обязаны нести несовместимые с их саном и противоречащие каноническим нормам обязанности.
    Обратить особое внимание на участие Церкви в преодолении и профилактике преступности, ставшей одной из самых острых проблем нашего общества, соответствующее взаимодействие с органами охраны правопорядка, душепопечение о лицах, склонных к правонарушениям, находящимся под следствием и отбывающим наказание в местах лишения свободы.
    Выразить удовлетворение усилиями, предпринятыми в этих областях Патриархом, Священным Синодом, епархиями, монастырями, приходами, духовными школами и иными церковными учреждениями. Считать полезным создание в ближайшее время специального синодального учреждения, занятого взаимодействием Церкви с Вооруженными Силами и правоохранительными структурами, в том числе соответствующим пастырским и духовно-просветительным служением. Поручить Священному Синоду разработать концепцию и устав такого учреждения.
  9. Продолжать приносящие пользу Церкви и обществу контакты Священноначалия и канонических церковных структур с учреждениями светской культуры, научными, творческими, общественными, благотворительными, производственными, предпринимательскими и иными организациями, действующими в странах СНГ и Балтии и за их пределами.
  10. Полагая первостепенной задачей развитие Церковью собственных средств массовой информации, одновременно считать полезным активизацию сотрудничества всех церковных структур со светскими прессой, радио и телевидением с целью предоставления их сотрудникам необходимой информации, самостоятельного участия в деятельности СМИ, побуждения журналистов к объективному, правдивому, полному и благожелательному освещению в средствах информации учения, духовно-исторического наследия и жизни Православной Церкви.
    С чувством глубокой озабоченности и тревоги отметить растущую проблему распространения через печатную, кино- и видеопродукцию, а также, в особенности, через электронные средства массовой информации культа насилия, вражды и ненависти, пропаганды нечестного и преступного образа жизни, откровенной безнравственности. Особо подчеркнуть разрушительную для личности, семьи и общества эксплуатацию псевдокультурой полового инстинкта. Поручить довести эту точку зрения Собора Священному Синоду - до руководителей ведущих телерадиокомпаний России, а архипастырям из стран СНГ и Балтии до руководства телерадиокомпаний этих стран.
  11. мея в виду предстоящий созыв Поместного Собора Русской Православной Церкви, а также растущую потребность клира и паствы во всеобъемлющей концепции, отражающей общецерковный вгзляд на вопросы церковно-государственных отношений и проблемы современного общества в целом, поручить Священному Синоду создать рабочую группу для выработки проекта такого документа с последующим представлением его на обсуждение Поместного Собора. В состав рабочей группы включить представителей синодальных учреждений, духовных школ, церковно-общественных организаций, а также отдельных богословов и специалистов в области церковно-общественных вопросов.

добавить на Яндекс добавить на Яндекс