Функционирует при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям
   
Золотой фонд
Новое в справочном разделе
Комментарии читателей rss

Определение «О задачах Церкви в области богословского образования»

1 января 2009 г.
Документы Освященного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви 29 ноября — 2 декабря 1994 года

Сознавая, что богословское образование является сегодня приоритетной общецерковной задачей, от решения которой во многом зависит пастырский облик нашей Церкви, Освященный Архиерейский Собор определяет:

  1. К предстоящему Поместному Собору разработать детальную концепцию, которая могла бы лечь в основу новой системы богословского образования. Полное внедрение этой системы, с помощью Божией, желательно осуществить до конца столетия.
  2. Новая система богословского образования должна включить в себя лучшее, что было присуще дореволюционной системе и что существует в современном отечественном и зарубежном опыте православного богословского образования.
  3. Эта система должна быть чувствительна к существующим сегодня пастырским проблемам и к тем запросам, которые современное общество обращает к Церкви.
  4. Новая система богословского образования в полной мере должна учитывать реальные возможности нашей Церкви и опираться на существующий и могущий в ближайшее время быть подготовленным кадровый потенциал, а также разумное взаимодействие со светской наукой и высшей школой.
  5. Концепция, которую надлежит разработать, должна быть нацелена на обязательное высшее богословское образование для священнослужителей, преподавателей религии и катехизаторов.
  6. В этой связи необходимо определить стандарт высшего богословского образования, которое предполагается обеспечить в духовных семинариях, на богословских факультетах и в других специализированньгх высших учебных заведениях.
  7. Новая система богословского образования должна включить специальную подготовку для священников, осуществляющих пастырскую работу в Вооруженных Силах и в местах заключения, а также постоянно действующие структуры поддержания и повышения уровня богословских и иных специальных знаний.
  8. На базе духовных академий целесообразно создать постдипломную систему научно-богословской специализации, включающую подготовку и защиту диссертаций на соискание ученых степеней кандидата и магистра.
  9. Определить место духовных училищ в этой будущей системе, ибо в настоящее время главная цель училищ - ускоренная подготовка кандидатов для рукоположения в условиях острейшего кадрового кризиса. Очевидно, что по мере преодоления этого кризиса должны меняться как профиль, так и предназначение духовных училищ.
  10. Наравне с подготовкой концепции богословского образования в Русской Православной Церкви необходимо продолжить совершенствование существующей ныне системы. Это совершенствование должно быть направлено на решение главной проблемы, стоящей сегодня перед духовной школой: скорейшую подготовку кадров приходских священников и преподавателей духовных училищ и семинарий. Но уже сегодня, совершенствуя духовную школу, следует принимать во внимание перспективу, дабы переход на новую образовательную систему был безболезненным.
  11. В этой связи необходимо в кратчайшие сроки принять соответствующие типовые уставы духовных училищ, семинарий и академий с тщательной предварительной проработкой таких вопросов как:
    • порядок назначения начальствующих лиц и подотчетности учебных заведений епархиальному архиерею и Учебному Комитету;
    • структура, задачи и соотношение духовных школ всех трех ступеней: училища, семинарии, академии;
    • введение специализации в духовных академиях;
    • восстановление института профессорских стипендиатов.
  12. Делом особой важности должно стать постепенное преобразование духовных семинарий в высшие учебные заведения, каковыми они призваны стать в новой системе богословского образования. Это преобразование должно опираться на соответствующее кадровое обеспечение и совершенствование материальной базы учебного процесса. Необходимо озаботиться разработкой новых программ и учебных планов, которые бы исключили параллелизм в преподавании ряда дисциплин и дали возможность расширить круг изучаемых предметов.
  13. Как можно скорее следует завершить начатую программу издания учебных пособий для духовных семинарий.
  14. В связи с изменением условий, в которых ныне существует наша Церковь и ее духовные школы, следует уже в этом году разработать и внедрить в практику новую программу вступительных экзаменов в духовные семинарии, дабы осуществлять набор абитуриентов, нравственный и интеллектуальный уровень которых соответствовал бы высоким требованиям духовной школы.
    Считать необходимым, повысить ответственность Преосвященных архиереев и епархиальных советов в подборе кандидатов для обучения в духовных школах.
  15. Необходимо ускорить принятие положения об Учебном комитете, ясно очертив круг обязанностей и полномочий этого синодального учреждения, призванного координировать учебно-воспитательную работу в духовных школах Русской Православной Церкви и осуществлять руководство ими в пределах своей компетенции.
  16. Выразить озабоченность тем, что многие из рукоположенных ныне священников не имеют систематического богословского образования. Сознавая, что это явление носит временный характер и обусловлено острой нехваткой кадров в связи с открывающимися в больших количествах приходами и монастырями, всячески подвигать таковых клириков на заочное обучение в духовных семинариях и академиях.
    В этой связи подчеркнуть настоятельную необходимость скорейшей организации заочного обучения во всех ныне действующих духовных семинариях.
    В целях поощрения священнослужителей, озабоченных своим богословским образованием, епархиальным Преосвященным учитывать образовательный уровень клириков при распределении их на приходы.
  17. В целях улучшения трудного финансового положения духовных школ ходатайствовать перед Правительством России, других стран СНГ и Балтии, на территории которых таковые школы находятся, о выделении средств на их финансирование, учитывая особый вклад этих школ в дело нравственного и культурного возрождения народа и понесенные ими утраты в тяжелые годы господства государственного атеизма.
  18. Считать финансирование системы богословского образования приоритетным при формировании общецерковного бюджета.

добавить на Яндекс добавить на Яндекс