Функционирует при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям
Золотой фонд
Новое в справочном разделе
Комментарии читателей rss

Православные Церкви празднуют Рождество

25 декабря 2008 г.
Одиннадцать Поместных Православных Церквей празднуют Рождество 25 декабря.

25 декабря Рождество празднуют не только католики и протестанты — этот день начинаются Рождественские торжества в Константинопольской, Александрийской, Антиохийской и еще восьми Поместных Православных Церквях, живущих по новоюлианскому календарю.

Иерусалимская, Русская, Грузинская и Сербская Православные Церкви, а также монастыри Афона и восточная часть Польской Православной Церкви придерживаются староюлианского календаря и празднуют Рождество 7 января.

Григорианский календарь был введён Папой Римским Григорием XIII 4 октября 1582 года взамен старого юлианского — в результате сделанных понтификом изменений следующим днём после четверга, 4 октября 1582 года, стала пятница, 15 октября (дней с 5 по 14 октября 1582 в григорианском календаре не существует).

Поводом к появлению нового календаря стала теория о смещении дня весеннего равноденствия, по которому определялась дата Пасхи. До Григория реформу календаря пытались осуществить Папы Павел III и Пий IV, но успеха в этом они не достигли. Подготовку реформы по указанию Папы Григория осуществляли астрономы Христофор Клавиус и Луиджи Лилио (он же Алоизий Лилий). Результаты их труда были зафиксированы в папской булле Inter gravissimas («Среди важнейших»).

Новый календарь сразу сдвигал на 10 дней текущее число (на момент принятия) из-за накопившихся ошибок. В нём стало также действовать новое правило о високосном годе: год високосен (то есть содержит 366 дней), если:

  • его номер без остатка делится на 4 и не делится на 100;
  • его номер делится без остатка на 400.

Таким образом, с течением времени юлианский и григорианский календари расходятся всё больше и больше (на 1 сутки в столетие, если предыдущее столетие не делилось на 4). Использование григорианского календаря при расчете времени празднования Пасхи приводит к нарушению 7 Апостольского правила, которое гласит, что христианам запрещено праздновать Пасху в один день с иудеями или раньше их, т.к. Воскресение Христово произошло по завершении празднования ветхозаветной пасхи.

В 1583 г. Григорий XIII направил Константинопольскому Патриарху Иеремии II посольство с предложением перейти на новый календарь. В конце 1583 года на Соборе в Константинополе предложение, как не соответствующее каноническим правилам празднования Пасхи, было отвергнуто.

В России григорианский календарь введён в 1918 году декретом Совнаркома, согласно которому после 31 января 1918 г. следовало 14 февраля 1918 г.

С 1923 г. большинство Поместных Православных Церквей, за исключением Русской, Иерусалимской, Сербской и Афона, приняло похожий на григорианский новоюлианский календарь (оба календаря совпадают до 2800 года). Он также был формально введён Патриархом Тихоном для употребления в Русской Православной Церкви 15 октября 1923 г. Однако это нововведение, хотя было принято практически всеми московскими приходами, в целом вызвало несогласие в Церкви, поэтому уже 8 ноября 1923 г. Патриарх Тихон распорядился «повсеместное и обязательное введение нового стиля в церковное употребление временно отложить». Таким образом, новый стиль действовал в Русской Православной Церкви только 24 дня.

В 1948 г. на Московском совещании Православных Церквей было постановлено, что Пасха и все переходящие праздники должны рассчитываться по Александрийской Пасхалии (юлианскому календарю), а праздники непереходящие - по тому календарю, который используется Поместной Церковью.

В настоящее время новоюлианского календаря придерживаются Константинопольская, Александрийская, Антиохийская, Румынская, Болгарская, Кипрская, Элладская, Албанская, Чехо-Словацкая и Американская Православные Церкви, а также западная часть Польской Православной Церкви — они празднуют Рождество сегодня, 25 декабря.

Русская, Иерусалимская, Грузинская, Сербская Православные Церкви, а также монастыри Афона и восточная часть Польской Православной Церкви живут по староюлианскому календарю и будут праздновать Рождество 7 января.

Пасху все Православные Церкви празднуют в один день. Исключение составляет только Финляндская Православная Церковь, которая празднует Пасху по григорианскому календарю.

Богослов.Ru 

Другие новости раздела История Древней Церкви
Другие новости
декабрь 2008
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс  
1 2 3 4 5 6 7  
8 9 10 11 12 13 14  
15 16 17 18 19 20 21  
22 23 24 25 26 27 28  
29 30 31  

добавить на Яндекс добавить на Яндекс