Патриарший Местоблюститель митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл встретился с преподавателями и студентами Московских духовных школ
События

В президиуме собрания присутствовали наместник Свято-Троицкой Сергиевой Лавры епископ Сергиево-Посадский Феогност, проректор по воспитательной работе игумен Вассиан (Змеев), проректор по научной работе священник Владимир Шмалий, секретарь Ученого совета протоиерей Павел Великанов. В зале собрались профессора, преподаватели, студенты, сотрудники академии и семинарии.

Игумен Вассиан обратился к Патриаршему Местоблюстителю со словами приветствия от имени ректора Московской духовной академии и семинарии архиепископа Верейского Евгения, который в настоящее время находится в командировке в связи с участием в мероприятиях по случаю юбилея Одесской семинарии. Отец Вассиан поблагодарил митрополита Кирилла за то, что он в продолжение заложенной ещё Святейшим Патриархом Алексием I традиции в день памяти святого праведного Филарета Милостивого приехал в Свято-Троицкую Сергиеву Лавру для совершения богослужения.

Проректор по воспитательной работе также отметил, что Московская духовная академия имеет особый статус Патриаршей духовной школы. Здесь обучаются студенты из множества епархий Русской Православной Церкви, а также студенты из братских Поместных Православных Церквей. «Святейший Патриарх Алексий II постоянно заботился о нашей Духовной школе, наставлял нас пребывать в молитве, сохранять церковный мир, единство и бережно относиться к церковным традициям», – сказал игумен Вассиан. Он также поблагодарил Патриаршего Местоблюстителя за решение встретиться и побеседовать у профессорско-преподавательской корпорацией и студентами Московских духовных академии и семинарии.

Поблагодарив в свою очередь за возможность встретиться с учащими и учащимися этой духовной школы, митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл отметил: «Действительно, став Местоблюстителем, я принял решение идти по стопам покойного Святейшего Патриарха и постараться в меру своих сил до Поместного Собора выполнить ту программу, которую он намечал. У него было желание посетить в этот день Лавру, поэтому я счел своим долгом приехать в обитель. Я благодарю Господа за то, что практически именно с посещения Лавры, с молитвы у раки преподобного Сергия и начинается мое служение в качестве Местоблюстителя, главной задачей которого является подготовка и проведение Поместного Собора. На этом Соборе будет совершено избрание Патриарха Московского и всея Руси».

Владыка Кирилл поделился воспоминаниями об атмосфере, которая царила в Московской духовной академии в 1960 – 1970-е годы: «В то время я часто здесь бывал, будучи студентом Санкт-Петербургских духовных школ, а затем работая на разных послушаниях. Помню, как в день святого Филарета Милостивого проходили здесь Филаретовские вечера. Я не был на Филаретовских вечерах в последнее время, но храню в памяти ту замечательную атмосферу, которая была в прошлом и, возможно, сохранилась и сейчас. С одной стороны, это было, конечно, интеллектуальное действо: участники вечеров выступали с докладами, представляли различные интересные темы, однако неизгладимый след моей памяти оставила добрая семейная обстановка, в которой проходили эти встречи».

Выступавший напомнил, что Филаретовские вечера начали проводить по инициативе Святейшего Патриарха Алексия I, который очень почитал святителя Московского Филарета. Его родительница имела возможность, будучи ребенком, подойти под благословение святителя Филарета, и он вручил ей образ, который, возглавив Русскую Церковь, Патриарх Алексий оправил в панагию. Впоследствии эстафету проведения Филаретовских вечеров принял Патриарх Пимен, а затем и Святейший Патриарх Алексий II.

Отметив, что на нынешней неформальной встрече есть возможность обсудить самые разные темы и вопросы, Патриарший Местоблюститель предложил поговорить о путях к Поместному Собору: «Я хотел бы поделиться с вами своими мыслями, услышать от вас что-то, что было бы полезно мне и моим собратьям-архипастырям, несущим ответственность за историческое бытие Церкви в этот короткий, но очень сложный период времени».

Восемнадцать лет пребывания Святейшего Патриарха Алексия на Первосвятительской кафедре имеют огромное историческое значение, отметил митрополит Кирилл. Он напомнил, что за эти годы в стране произошли радикальные перемены. Так, ушел в историю политический режим, который называл отрицание Бога одним из столпов своей идеологии. «Понятно, что построение государства в соответствии с такой идеологией предполагало ориентацию на атеистическое будущее страны. И мы знаем, как в разные времена разные правители пытались осуществить эту цель. Были кровавые гонения, репрессии, разрушения храмов, осквернения святынь. Предпринимались и попытки оттеснить Церковь в гетто, посадить в клетку и закрыть за ней замок, чтобы можно было говорить за рубежом о том, что Церковь существует, но чтобы между Церковью и народом, обществом была непроходимая стена. Для этого выстраивалась специальная кадровая, идеологическая политика, – подчеркнул Владыка Кирилл. – И как мы знаем, в одночасье вся эта система рухнула – без единого выстрела, без единой ракеты. Никто и поверить не мог, что такая мощная идеологическая машина могла развалиться сама по себе. Случилось это в день празднования Преображения Господня, и тем самым открылись новые возможности и для страны, и для Церкви».

Как подчеркнул Патриарший Местоблюститель, Церковь получила свободу впервые за более чем 200 лет, поскольку нельзя сказать, что в синодальный период своей истории, когда церковное управление осуществлялось через государственных чиновников, Русская Церковь была полностью свободна. Таким образом, впервые за долгие десятилетия и даже столетия у нашей Церкви появилась возможность свободно и беспрепятственно свидетельствовать о христианской вере, совершать богослужения.

В то же время, обратил внимание присутствовавших митрополит Кирилл, это был трудный период. «В страну хлынул поток миссионеров, которые ставили своей задачей разрушить православную веру, разрушить нашу цивилизационную матрицу, народную душу, которая была создана тысячелетней историей под прямым влиянием Православия, – рассказал митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл. – Те люди надменно полагали, что ничего от души народа не осталось, а есть лишь новая общность – советский человек, как говорили во времена Брежнева. Они считали, что новая реальность не имеет ничего общего с той традицией, с тем преданием, с той системой ценностей, в которых сформировались историческая Россия и наш народ. И, возбужденные ощущением духовной разрухи, к нам поспешили всякого рода сектанты».

Первым встретить эту духовную агрессию был призван Отдел внешних церковных связей, рассказал владыка Кирилл, который возглавил это Синодальное учреждение в 1989 году. «Мы понимали, что небольшое число сотрудников этого сделать не могут, понимали также, что и духовенство наше не может противостоять этому валу, потому что Церковь была ослаблена», – сказал он, метафорически уподобив состояние Церкви в те годы состоянию человека, долгое время пролежавшего в гипсе, отчего мышцы его атрофировались.

«Ныне мы можем свидетельствовать, что Церковь наша остановила эту агрессию и не потому, что у нас было много способных людей, которые должны были на первой линии обороны встретить эти полчища, и не потому, что наше духовенство было мобилизовано и подготовлено к этой борьбе, но потому, что враг просчитался, – заявил архипастырь. – Он думал, что все разрушено; он думал, что того, что называется цивилизационной матрицей, больше не существует; что основы национальной жизни нет, Православие уничтожено. Но оказалось, что эта веками воспитанная система нравственных ценностей хранилась в глубине человеческих сердец и никакая идеология не смогла их вытравить».

Для того, чтобы слушатели могли оценить масштабы религиозной экспансии в те годы, Владыка Кирилл привел данные, согласно которым в условиях массового обнищания населения страны совокупный бюджет всех миссионерских организаций, работавших тогда в России, составлял 150 миллионов долларов в год. «Мы не могли противопоставить им ни средства массовой информации, ни особой интеллектуальной силы. Мы противопоставили этой агрессии веру нашего народа и генетическое нравственное, патриотическое чувство, которое не разрушили в нем годы безбожия, – сказал Владыка Кирилл. – Сегодня мы можем свидетельствовать, что опасность в тех масштабах, в которых она была в те годы, миновала. И церковное возрождение происходило под водительством Святейшего Патриарха, который вдохновлял это движение, вразумлял и помогал».

Эпоха Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II была эпохой борьбы за сохранение Церкви и России, считает Патриарший Местоблюститель митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл.

«От Русской Церкви не зависело разделение исторической России и распад нашего государства. Как говорят, метили в коммунизм, а попали в Россию. Историческая Русь была разделена, и Церковь не могла повлиять на этот процесс, но у нее была возможность сохранить духовное пространство Святой Руси, и по милости Божией это было сделано», – заявил митрополит Кирилл.

Среди заслуг Святейшего Патриарха Алексия, его эпохи, всех тех, кто трудился рядом с ним и под его омофором, Владыка Кирилл особо выделил защиту исторической Святой Руси, ее единства через сохранение единства церковного и ограждение Церкви Русской, ее народа и пространства Святой Руси от духовной агрессии.

«Если говорить о будущем нашей Церкви, полагаю, главная задача состоит в том, чтобы продолжать этот путь, не давать никому терзать наш народ – никаким лжеучителям, будь то какие-то лжефилософы, проповедующие очередные «измы» и способные соблазнить наш народ, как когда-то соблазнили его марксизмом, будь то сектанты, раскольники или иные конфессии, некоторые из которых в тяжелое время тоже встали в ряды тех, кто хотел разделить народ Святой Руси. Защита духовных рубежей нашего Отечества и сохранение единства – это задача Русской Церкви».

Поясняя, что же такое защита духовных рубежей Отечества, митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл подчеркнул, что их невозможно защищать оружием, физической силой, политической организацией, потому что рубеж духовный не имеет географических составляющих, но проходит через сознание и сердце человека. «А потому, чтобы защитить Святую Русь, сохранить Православие, сохранить единство Церкви, мы должны воздействовать на умы и сердца людей. Только Бог воздействует на сердце, на духовное состояние человека, но ведь все в Церкви осуществляется по принципу соработничества Бога и человека. И чтобы благодать Божия снисходила на человеческие сердца, нужно помочь людям ее принять и усвоить. Для этого нужно возносить молитву; именно для этого должна совершаться Святая Евхаристия, люди должны причащаться Тела и Крови Христовой. Церковь призвана осуществлять постоянное благодатное воздействие на наш народ», – сказал митрополит Кирилл, обращаясь к преподавателям и студентам Московских Духовных школ.

Поэтому, считает он, сегодня духовная жизнь духовенства, состояние умов и сердец священников – это не только их личное дело. «Если мы воины, призванные защитить духовные рубежи, то должны помнить, что оружие – это наша мысль, наше слово и наше религиозное чувство, – подчеркнул иерарх. – Теплохладный человек не может защищать рубежи. Человек необразованный не способен в нынешних условиях оказывать воздействие на умы людей. Человек, не имеющий личного религиозного опыта, не может передать этот опыт другим».

По убеждению Владыки Кирилла, «если мы сами не живем верой – мы не можем проповедовать, ибо в таком случае наши слова становятся схоластическими и пустыми, скучнейшими словами». Он напомнил будущим пастырям, что сила слова – только там, где есть реальный религиозный опыт. «Если есть молитва, если есть размышление над словом Божиим, если есть радость переживания Святой Евхаристии, то все это выходит наружу в словах священника. И тогда даже если он не совсем грамотно складывает слова, если не хватает ему немножко образования и со стилистикой он не в ладах – люди ему это простят».

Напомнив, что современном обществе огромную роль играет информация, Патриарший Местоблюститель подчеркнул, что главной составляющей информационного потока является интеллектуальный посыл: «Слово Церкви должно быть сигналом, а не шумом. Если мы вливаемся в общий шумовой поток, то люди столь же безразлично, как и ко всему прочему, относятся и к нашему слову. Поэтому вопрос об интеллектуальном посыле имеет огромное значение для дела просвещения. Ну, а интеллектуальную искру высекают люди не только способные, но и трудолюбивые». Владыка Кирилл призвал семинаристов и студентов академии читать, размышлять, развивать себя, чтобы получить навык научной работы, чтобы образование их не было схоластическим. «Духовная академия – это школа, которая призвана воспитывать элиту нашей Церкви», – считает он.

В ходе беседы митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл констатировал, что в настоящее время происходит возвращение интеллигенции в Церковь, подчеркнув при этом: «Как важно было бы, чтобы образованное русское монашество и духовенство стало сердцевиной этой национальной интеллектуальной силы. Мы должны помнить, что Россия вступает, как и все страны, в очень опасную эпоху глобализации. В эту эпоху выиграет тот, кто будет сильнее, потому что уничтожаются существующие границы, и в будущем их будет еще меньше. Никого нельзя будет силой лишить возможности говорить, убеждать, использовать средства массовой информации».

По мнению Владыки, «этот процесс может закончиться поражением, если мы с вами будем слабыми, если мы проиграем реальное соприкосновение сил и идей». «У нас нет права проиграть историческую битву за Россию», – заявил он, - «поскольку, борясь за сохранение Святой Руси, мы боремся за сохранение человеческих душ».

В завершение встречи с профессорами, преподавателями и студентами Московских духовных академии и семинарии Владыка Кирилл ответил на вопросы из зала.

Пресс-служба МДА  


Другие публикации на портале:

Еще 9