К.-С. Льюис: 10 высказываний-доказательств, что он опережал своё время
События

С кем его можно сравнить? Он никогда не был квалифицированным богословом (об этом с поспешностью нам сообщат сами квалифицированные богословы) и никогда не рукополагался. В жизни он являлся профессором, литературным критиком и эссеистом. Его лучший друг, Джон Роналд Руэл Толкин, отметил, что срисовал образ Древоборода (в оригинале «Treebeard», медлительный древоподобный персонаж в эпосе Властелин колец- прим. перев.) с Льюиса. Чаще всего о нём помнят как о детском писателе. Впрочем, такие воззрения ни на йоту не приблизились к пониманию того, какую роль Льюис играет в современном христианстве. Как подчёркивается в очерке о нём на Christianity Today, его лучше всего описывать как поэта. Как того, кто наделён редким даром трансформации мощного интеллекта и благородного духа в высокохудожественное, не имеющее аналогов сочетание остроумия, теплоты и удивительной простоты.

Подобно многим людям, в своей жизни я многим чему обязан Льюису. Лев, колдунья и платяной шкаф была первой книгой, которую, если не изменяет память, я прочитал. Будучи ещё совсем маленьким, я хотел изменить своё имя на «Питер». На моей руке есть татуировка в виде фонарного столба (атрибут знаменитой сцены, когда четыре главных героя впервые встречаются с представителем Нарнии – прим. перев.). По мере взросление ценность его работ в моих глазах росла и росла. По моему мнению, произведение Пока мы лиц не обрели является одной из лучших повестей на английском языке. Читатели этого текста видят себя и рассказывают уже свои собственные истории. Именно так он (Льюис – прим. перев.) воздействует на людей.

Есть более оригинальные авторы. Есть более грамотные богословы. Однако «Джек» — именно так к нему обращались его друзья – не знает себе равных в умении передать богословие с помощью радостного и жизнеутверждающего искусства. Это доказательство, завёрнутое в удивительную прозу и мастерство рассказывать истории. Это такое писательское мастерство, где дар мысли непосредственно связан с навыком автора. Мышление Льюиса оказалось настолько прогрессивным и опережающим своё время (хотя он бы отметил, что был весьма старомоден), что, с момента его ухода, его наследие стало применимым в жизни каждого последующего поколения. Каждое поколение по-новому чтит его, поскольку должно многому от него научиться.

И, хотя нет альтернативе прочтению всего, что написал Льюис (он предпочитал своим апологетическим трудам художественные произведения; впрочем, всё это достойно прочтения), для тех, кто ещё не начинал, и для тех, кто уже начал, мы подготовили несколько цитат:

Просто христианство

Все мы стремимся к прогрессу. Однако прогресс означает приближение к тому месту, к той точке, которую вы хотите достигнуть. И если мы повернули не в ту сторону, то продвижение вперёд не приблизит нас к цели. Прогрессом в этом случае был бы поворот на 180 градусов и возвращение  на правильную дорогу;  а самым прогрессивным человеком окажется тот, который скорее повернёт назад

Бог под судом

Человеку не следует прекращать исследовать, что такое христианство: если оно ложно, то имеет нулевое значение, если оно истинно, то обладает нескончаемым значением. Одно важно – христианство не может быть относительно важным.

Bluspels and Flalansferes: семантический кошмар

Рассудок суть естественный орган истины, однако воображение – это орган смысла

Четыре любви

Застраховаться невозможно, любовь чревата горем. Полюби — и сердце твое в опасности. Если хочешь его оградить, не отдавай его ни человеку, ни зверю. Опутай его мелкими удовольствиями и прихотями; запри в ларце себялюбия. В этом надежном, темном, лишенном воздуха гробу оно не разобьется. Его уже нельзя будет ни разбить, ни тронуть, ни спасти. Альтернатива горю или хотя бы риску – гибель.

Письма к Малькольму

О зануде намного проще помолиться, нежели пойти и встретиться с ним.

Собрание писем

Впереди нас ждут вещи намного, намного лучше тех, которые мы оставили в прошлом.

Письма американской леди

Нет необходимости сомневаться, что Бог для нас сделает всё от себя зависящее; мы удивляемся, насколько болезненным окажется всё от Него зависящее.

Бог под судом

Я связался с религией не для того, чтобы она меня осчастливила. Я всегда знал, что намного лучше с этой задачей справится бутылка портвейна. Если вы хотите религию, которая окутает вас эфиром комфортабельности, я определённо не рекомендую вам христианство.

Просто христианство

Если кто-нибудь полагает,  что отсутствие целомудрия христиане считают наивысшим злом, то он заблуждается. Грехи  плоти  -  очень скверная штука,  но они наименее серьезные из всех грехов. Самые ужасные, вредоносные удовольствия чисто духовны: это удовольствие соблазнять других на зло; желание навязывать другим свою волю, клеветать, ненавидеть, стремиться к  власти.  Ибо  во  мне живут два начала,  соперничающие с  тем «внутренним человеком», которым я должен стремиться стать. Это — животное начало и дьявольское. Последнее  - наихудшее  из  них.  Вот  почему  холодный  самодовольный  педант, регулярно посещающий церковь, может быть гораздо ближе  к  аду,  чем  проститутка.  Но конечно, лучше всего не быть ни тем, ни другой.

Последняя битва

Вся их жизнь в нашем мире и все приключения в Нарнии были только об ложкой и титульным листом, теперь, наконец, они открыли Первую Главу в Великой Истории, которую не читал никто в мире: истории, которая длится вечно, и в которой каждая глава лучше, чем предыдущая.

Оригинал: Tyler Huckabee, «10 C.S. Lewis Quotes That Show He Was Ahead of His Time«, Relevant

Перевод: Алексей Гордеев специально для Ideas4God


Другие публикации на портале:

Еще 9