Функционирует при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям
   
Золотой фонд
Новое в справочном разделе
Комментарии читателей rss

Об исповеди и Причастии

12 ноября 2013 г.
Данная статья является откликом настоятеля Успенского храма с. Алешково Ступинского района Московской области протоиерея Михаила Редкина на проект документа «О подготовке ко Святому Причащению», подготовленный и проработанный комиссиями Межсоборного присутствия.

Актуальность проекта документа «О подготовке ко Святому Причащению», подготовленного комиссией Межсоборного присутствия по вопросам приходской жизни и приходской практики, затем отредактированного специальной рабочей группой, состоящей из представителей духовных школ, после чего изученного в комиссии Межсоборного присутствия по вопросам богослужения и церковного искусства и доработанного редакционной комиссией Межсоборного присутствия во главе со Святейшим Патриархом, несомненна. Столь серьезный подход, явленный в таких высоких инстанциях при подготовке этого документа, прежде всего был необходим для понимания некоторыми священниками и мирянами опасности Причащения без исповеди и без поста (в разных вариациях).

Об  исповеди

Если христианин не испытывает потребности в постоянной исповеди (не только перед Причастием, а перед Причастием в особенности), то он находится в опасном духовном состоянии. Это относится и к священникам, и к мирянам.

Известно святоотеческое изречение: «Первый признак здравия души человеческой – это видение своих грехов как песка морского». Как увидеть то, что сразу не видно? Постоянным умным трезвением, исповеданием тех грехов, которые видит христианин, и причащением Святых Христовых Таин. Чем тщательнее человек этим занимается, тем больше Божественной благодати в его душе, в свете которой он все больше видит те грехи, которые раньше не замечал.

И так по духовной лестнице восходит от силы в силу.

Причастие без исповеди – очень опасная тенденция. Во-первых, как уже говорилось, если христианин не испытывает потребности в исповеди каждый день, особенно перед Причастием (ибо добрый хозяин сначала наведет порядок в своем доме, а затем приглашает дорогого Гостя), значит душа его пребывает в духовном сне. Во-вторых, это может привести к ложному пониманию Причастия как автоматического привлечения благодати Божией. Апостол Павел предостерегает: «По сему, кто будет есть хлеб сей или пить чашу недостойно, виновен будет против Тела и Крови Господней. Да испытывает же себя человек и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет из чаши сей. Ибо, кто ест и пьет недостойно, то ест и пьет в осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем. От того многие из вас немощны и больны и немало умирает» (1 Кор. 11, 27-30). Поэтому и священник, выходя с Чашей, говорит слова: «Да не в суд или в осуждениебудет мне причащение Святых Твоих Таинств, Господи». Например, апостол Иуда причастился, и тут же вошел в него сатана.

Вообще на протяжении всех веков порядок духовной жизни в Православной Церкви всегда был таков: исповедь перед Причастием всегда была необходима.

Святитель Иоанн Златоуст обличает тех, кто причащается по праздникам не исповедавшись исключительно потому, что это праздник: «Я знаю, что многие у нас приступают к Священной Трапезе по случаю праздника. Итак, должно, как я часто и прежде говорил, не праздники наблюдать, чтобы приобщаться, а очищать совесть и тогда касаться Священной Жертвы. Преступный и нечистый не имеет права и в праздник причащаться этой Святой и страшной Плоти; а чистый и омывший свои прегрешения искренним покаянием вправе и в праздник и во всякое время причащаться Божественных Таин и достойно наслаждаться Божественными Дарами» (Творения свт. отца нашего Иоанна Златоуста. Спб., 1899, т.2, кн.1, с.401-413).

Святитель Григорий Палама в проповеди «О Святых и Страшных Христовых Таинах» пишет: «Если же с дурной совестию, и не получив благодаря исповеди отпущения грехов от приявшего власть разрешать и связывать их, …мы приступаем (к Святым Таинам), то конечно это делаем в суд себе и на вечное мучение, отталкивая от себя и самые Божии щедроты и терпение Его к нам».

Святитель Игнатий Брянчанинов, в своих творениях систематизировавший опыт духовной жизни восточных отцов Церкви, свидетельствует: «Покаяние необходимо для всех! Каждый да пользуется драгоценным временем, даруемым милосердием Господа! Каждый да погружается в блаженное покаяние! В особенности займемся им в продолжение текущей недели, отделенной и назначенной нами для приготовления себя к таинству исповеди и последующему за ним таинству причащения. Совершим приготовление со всевозможным вниманием. Не принесем этой недели в жертву безрассудному развлечению. Уже довольно мы ему жертвовали! Довольно занимались погублением себя! Ныне займемся своим спасением! Будем часто раскрывать книгу совести; будем всматриваться в свои пятна греховные, будем приготовлять их к омовению исповедью. Не щади грехов твоих! Не сочти какого-либо проступка маловажным, извинительным; не признай невинными каких-либо навыков и упражнений, порицаемых Писанием.Обвини себя, чтобы получить обильное оправдание от Бога… Неисповедуемые согрешения удобно повторяются, как бы совершаемые в непроницаемой тьме /Лествица, слово 4-ое, гл. 53/» (Сочинения епископа Игнатия Брянчанинова, т. 4, Аскетическая проповедь и письма к мирянам. Спб., 1905, с. 60-61).

Нынешним же сторонникам Причастия без исповеди в случае отсутствия серьезных грехов тот же святитель отвечает: «Cохранивший себя от грехов смертных не должен думать, что он нуждается в покаянии немного. Твои согрешения легки перед твоими глазами, но ты не знаешь, какова тяжесть их на весах правосудия Божия. “Ин суд человеческий и ин суд Божий”, сказал некоторый преподобный пустынножитель, рассуждая пред кончиною своею о своей иноческой и подвижнической деятельности» (Святитель Игнатий Брянчанинов, там же, с. 55). И еще: «Когда отстраним от себя ослепляющие нас развлечения, когда углубимся в себя и начнем рассматривание себя, сличая состояние душ наших с тем, каково оно должно быть по учению Священного Писания: тогда сами признаем малые грехи уже не малыми, но тяжкими и страшными, достойными непрестанных слез и покаяния» (Святитель Игнатий Брянчанинов, там же, с. 56).

Я думаю, что это относится ко всем собирающимся причащаться, и в особенности – кто причащается раз в неделю или чаще. А тот факт, что часто приходится исповедоваться в одних и тех же грехах, совершаемых по причине еще не совершенного христианского жития, только мобилизует истинно ищущих спасения.

Список святых, свидетельствующих о необходимости исповеди перед Святым Причащением, можно продолжать до бесконечности. Приведем слова только еще одного, говорящего об этом. Святитель Феофан Затворник, так же как и святитель Игнатий Брянчанинов, опиравшийся на опыт святых отцов, пишет: «Кто проходит весь этот курс врачевания духовного (т.е. исповеди) как должно, и главное, без утайки исповедует все свои грехи, тот возвращается из дома Божия, как возвращаются из судебного места виновные, кои, вместо приговора на смерть услышали там объявление о помиловании и забвение их преступлений, – возвращаются с глубочайшим чувством благодарения к Спасителю душ наших, с твердой решимостью посвятить Ему и исполнению заповедей Его всю остальную жизнь, с крайним отвращением от всех прежних грехов, с неудержимым желанием изгладить все следы прежней недоброй жизни. Получивший разрешение чувствует в себе, что он не празден, что его посетила особая некая сила. Божественная благодать, которая доселе только совне действовала на него в помощь ему в победе над собою, теперь с словами: “прощаю и разрешаю”, вошла внутрь, срастворилась с его духом и исполнила его огненностию и стремительностию… Итак, получив помилование и всепрощение в покаянии, приступи к Святому Причащению, для полноты оживления внутреннего твоего человека… Тот, кто оплакал свои грехи и исповедовался, тот готов приступить к сему великому таинству» (Творения святителя Феофана Затворника. Покаяние и обращение грешника к Богу, А. Кающемуся изрекается всепрощение в таинстве Покаяния, Б. Кающийся приступает к таинству Святого Причащения. Журнал “Домашняя беседа”. Спб., 1868, № 9-15, с. 22-50). И еще: «Исповедь и Святое Причастие – неизбежно необходимы: одна возочищает, другая – баня, пластырь и пища. Надо причащаться все четыре поста. Можно прибавить, причащаясь в Великий и Предрождественский по два раза… Можно и еще прибавить, но не слишком, чтобы не оравнодушиться» (Творения иже во святых отца нашего Феофана Затворника. Собрание писем, т. 1. Выпуски 1, 2, 3, 4, с. 206). 

Вообще современная тенденция частого Причащения без рассуждения (в отличие от древней) весьма опасна. Если для первых христиан частое Причащение венчало их постоянную подвижническую жизнь, то сегодня наблюдается попытка заменить подвиг стием, которому придается чуть ли не магический смысл. То есть причастился и тем самым автоматически освятился. Но думать так, как уже было сказано, неверно и опасно.

В итоге частое Причащение без напряжения всех духовных сил может дать противоположный результат.

Поэтому ни частое Причащение не спасет, ни редкое не погубит. Причащаться можно и часто, и редко, в зависимости от обстоятельств. Ценность Причастия зависит не от частоты или редкости, а от благоговения пред Святыней и от сознания своего недостоинства. Уходившие в пустыни не видели лица человеческого и, за редким исключением, не причащались, но именно их «не был достоин весь мир»  (Евр. 11.38). Преподобная Мария Египетская причастилась один раз перед смертью, а молилась «на воздусе».

Поэтому можно и должно поощрять к частому Причащению только тех прихожан, которые пытаются жить напряженной духовной жизнью. А для того, чтобы иметь правильное суждение о духовном состоянии подвизающегося, сам пастырь должен проводить жизнь подвижническую.

Священники должны исповедоваться, как только предоставится возможность, так как не всегда, особенно на одноштатных приходах, такая возможность имеется.

Что касается поста перед Причастием

На одном и том же приходе одному прихожанину духовник может благословить говеть (в том числе и поститься) 7 дней, другому 3 дня, третьему 1 день, а кого-то допустить к Причастию по соблюдении только евхаристического поста. Все зависит от духовного и физического состояния говеющего, что и прописано в документе: принимать во внимание душевное и телесное состояние говеющего.

Недоумение некоторых, касающееся 64 апостольского правила, запрещающего поститься в субботу, разрешается известным канонистом епископом Никодимом (Милашем). В толковании на 64-е ап. пр. он пишет: «Для того, чтобы с обычной мирской точки зрения понять предписание этого правила, воспрещающего поститься в воскресение и субботу (кроме Великой субботы), следовательно, и во время четырех установленных церковью постов, необходимо помнить, что здесь говорится о сухом посте (сухоядение), когда воспрещается есть целый день до вечера, а вечером разрешалось принимать только строго постную пищу без рыбы (монахам одно сочиво без елея в 223-м правиле Номоканона при Б. требнике). Следовательно, не должно понимать этого правила так, что каждую субботу и воскресение, даже и во время четыредесятницы, разрешается есть рыбу и мясо, – в эти дни воспрещается только сухоядение и разрешается менее строгий пост, чем в остальные дни постных недель». При этом и строгий пост в субботу и воскресение не возбраняется, если постящийся постится ради воздержания (толкование Зонары на 64 ап. пр.). А пост во время говения как раз и является постом, приемлемым ради воздержания.

Конечно, Церковь, как чадолюбивая мать, не требует от современных немощных христиан такого строгого поста перед Причастием, как в древности. Как правило, в нынешнее время благословляется во время говения не вкушать мясо, молочных продуктов, яиц и рыбы. Немощным же (например, во время болезни) и этот пост ослабляется (для каждого своя степень). Тем же, кто хочет стремиться к исполнению в разумных пределах древних установлений поста, и это не должно возбраняться.

В связи с этим документ, предложенный на обсуждение, очень своевременен и хорош. Я бы только убрал фразу: «В отдельных случаях, с благословения духовника, миряне, намеревающиеся приступить к Святому Причащению несколько раз в течение одной недели – в первую очередь на Страстной и Светлой Седмицах, – могут быть в качестве исключения освобождены от исповеди перед каждым причащением». Как уже говорилось, сказать на исповеди всегда что-нибудь найдется. Причем много времени это не займет, так как речь идет о постоянно исповедающихся.

Ключевые слова:
См.также:
Подписаться на ленту комментариев к этой публикации

Комментарии (30)

Написать комментарий
#
15.04.2014 в 14:46
Мне какжется, что в царской России все было не так плохо с православием, как у нас в последнее время хотят представить. Причащаться едва ли не каждый день и в буквальном смысле питаться Святыми дарами представляется мне явным излишеством. На мой взгляд, причащение должно быть событимем, к которому нужно много готовиться. Тут и неделю не грух попоститься, и в церковь каждый день во время говения походить, и за грехами своими в этот период последить особо. НЕ думаю, чтобы практика наших предков в этом отношении являлась, как явно думают многие нынешние авторитеты, проявлением темноты и дикости.
Ответить

#
Протоиерей Илия Тетерько, Украина, Одесса
17.04.2014 в 15:44
Простите, Михаил, но мы должны всё-таки понимать христианство не как " мне кажется" и не "на мой взгляд" и не руководствуясь только лишь 200-летней практикой Русской Церкви, а так, как понимали её святые апостолы, мужи апостольские, святые отцы, некоторые из которых и составляли чины Литургий. Не понятно что Вы имеете ввиду под фразой "питаться Святыми Дарами", но Церковь не мыслит просто стоянии на Божественной Литургии. Цель Литургии, её смысл - это Евхаристия, единение со Спасителем, существенное соединение творения и Творца, обожение творения. Если эта цель не реализуется, то всё остальное безсмыслено.
Ответить

#
прот.Владимир Сергеев, Россия, Уфа
22.11.2013 в 07:18
Поддерживаю о.Михаила. Более того. Если следовать логике обновленцев тогда и монахи должны есть мясо в Пасху. Постится же буквально запрещено. Особенно удивительно, когда среди этих обновленцев появляются монашествующие.
Ответить

#
20.11.2013 в 20:33
Сам Господь постился и своим ученикам (тем более нам) пост заповедал. А про одержимых бесом Господь сказал: «Сей же род не исходит, токмо молитвою и постом»(Мф.17:21) http://www.pravoslavie.ru/answers/6720.htm
В нашей Церкви издавна перед Причастием установлено говение, включающее пост телесный и духовный, усиленную молитву, покаяние и исповедь накануне либо в день Причастия. Для более слабых и смертельно больных даются послабления. А остальным это вполне по силам - проверено веками. И распространяются эти многовековые церковные традиции на всех верных христиан, а не только на отступивших. Поздравляю всех верных христиан с Праздником!
Ответить

#
Протоиерей Илия Тетерько, Украина, Одесса
16.11.2013 в 00:26
Пост перед причастием начинается, как принято, от полуночи. Все остальные говения и посты - позднейшая надумка. Они необходимы лишь тем людям, которые вспомнили, что они христиане, покаялись в своём отступлении от Церкви и желают через Евхаристию соединиться с ней вновь.
Ответить

#
Ольго
15.11.2013 в 16:10

"Следовательно, не должно понимать этого правила так, что каждую субботу и воскресение, даже и во время четыредесятницы, разрешается есть рыбу и мясо, – в эти дни воспрещается только сухоядение и разрешается менее строгий пост, чем в остальные дни постных недель». При этом и строгий пост в субботу и воскресение не возбраняется, если постящийся постится ради воздержания (толкование Зонары на 64 ап. пр.). А пост во время говения как раз и является постом, приемлемым ради воздержания... Как правило, в нынешнее время благословляется во время говения не вкушать мясо, молочных продуктов, яиц и рыбы".

Следовательно, ежели я правильно поняла, мясо можно есть только во вторник и четверг, и более ни-ни? Масло, соответственно тоже, ну, и молочное соответственно. Может легче сразу - в монастырь?

Ответить

#
22.11.2013 в 18:42
Дорогая о Господе Ольга, если Вы не давали обет насчет понедельника, то вкушать мясо и прочие продукты (кроме постных седмиц и недель) можно также по понедельникам, субботам и воскресениям, а также в некоторые другие дни по Уставу. От мяса и других скоромных продуктов (в мясоед) Вам придется воздерживаться только в среду и пятницу. . Если же Вы готовитесь к Причастию, то как благоговейная христианка - также иногда в субботу (воскресенье, понедельник, вторник, четверг), чтобы поговеть хотя бы три дня.. Все нужно делать с благоговением и страхом Божиим, по силам и согласно с нашими традициями. Вспомните, например, что заповедовал преп. Серафим Саровский сестрам монахиням и послушницам относительно Причащения. А насчет монастыря посоветуйтесь с опытным духовником. Неготовым к монашеству, наверное, легче спасаться в миру, удаляясь по возможности от всего душевредного. Слава Богу за всё!
Ответить

#
15.11.2013 в 15:45
///// Дай им возможность без исповеди подходить к Причастию, они (эти свободолюбивые миряне) завтра-послезавтра начнут потреблять оставшиеся Святые Дары на жертвеннике. А через некоторое время мы уже услышим заявки на женское священство и прочие свободы нашего времени. Горе будет нам, если в наши храмы и приходы придут такие "катехизаторы" и "миссионеры", поборники прав и свобод. Такие "христиане" в истории нашей Церкви уже были в 20-30 годах XX столетия. Теперь вот их последователи объявились. Недаром покойный патриарх Алексий II назвал их неообновленцами. Тот же дух и те же цели имеют они. Но напрасно они стараются...///////

из другого комментария:

/////Здесь на форумах они тренируются, наверное, в качестве будущих "миссионеров" и "катехизаторов".Жаль мне их: сами погибают и других за собой увлечь пытаются.../////




Возможна ли дискуссия, или вообще диалог в таком случае?

Если я не ошибаюсь никто из сторонников частого Причастия в тех ветках где я веду комментарии ни разу в полемике не пускался в обличения оппонентов и приписывании их к враждебным Церкви группам и уж тем более к "погибающим".

Ответить

#
15.11.2013 в 03:05

Предлагаемые уважаемым протоиерем Михаилом рассуждения, представляют собой, ничто иное, как настоящую апологию современной практики нашей Русской Церкви - предуготовительный пост, исповедь, Причастие. Боле того, написанная им статья, оставляет за этой бесспорно древней и бесспорно благочестивой традицией, право на единственно верную и спасительную, объявляя всякое отступление от нее "опасными тенденциями". Правда, автор статьи грешит против исторической истины, говоря, что так было всегда, везде и повсюду - это неправда.

Комментируя святоотеческие высказывания на тему обязательной исповеди, как обязательного условия для того, чтобы приступить к Чаше, прот. Михаил, может сам не замечая этого, указывает на очень важный момент пастырского окормления. В частности, он пишет: "Святитель Иоанн Златоуст обличает тех, кто причащается по праздникам не исповедавшись исключительно потому, что это праздник..." - обличает, а не отлучает или не допускает к Святым Таинам. Апостол Павел, "предостерегает" в своих Посланиях христиан, а не запрещает приступать к Причастию. Другими словами, пастырь должен разъяснять, предупреждать, учить, прежде своим примером конечно, вверенных ему Богом христиан. Но не быть привратником у Чаши, допускающим или запрещающим приступать к Ней.

Говорить о излишних постах в виде 1, 3 или 7 дней перед Причастием, кроме тех, что налагает на всех своих чад Святая Церковь, вообще я думаю не стоит. Другое дело, когда человек не соблюдает общецерковные посты или только приходит к Церкви, тут да, разговор другой.

Но я думаю, что обсуждаемый документ «О подготовке ко Святому Причащению» имеет целью, прежде всего, правильным образом устроить жизнь внутри Церкви, т.е. среди людей уже воцерковленных, желающих чаще приступать к Святому Причащению.

Взять хотя бы практическую сторону дела. Сегодняшняя ситуация такова, что часто исповедь превращается в театр абсурда. Не знаю, как там на приходе о.Михаила, но когда на Пасху, Рождество, День Св.Троицы, ну и прочие чтимые в церковном народе праздники, на исповедь выстраивается по 150 - 200 человек, я понимаю, что исповедовать их всех и каждого по отдельности, просто не возможно. И как быть? Выслушать кого успею, а остальных не допускать? Так как если уделить кающемуся человеку всего каких-то 5 минут - уже 5-7часов - это не реально. Но ведь подавляющая часть стоящих, готовилась к Причастию. Прочитать, так называемую, общую исповедь для всех и разрешительную молитву над каждым - формализм и профанация, которые только внешне напоминают исповедь, а в сущности - абсурд и рядом не стоящий с покаянием.

И если прот.Михаил желает убрать фразу: «В отдельных случаях, с благословения духовника, миряне, намеревающиеся приступить к Святому Причащению несколько раз в течение одной недели – в первую очередь на Страстной и Светлой Седмицах, – могут быть в качестве исключения освобождены от исповеди перед каждым причащением», то я, с удовольствием бы, ее оставил.

Ответить

#
14.11.2013 в 10:37
Как дружно ополчились на о. Михаила Редкина и его православную позицию сторонники частого причащения. Все их красивые слова о верности и любви являются лишь словами, а на деле мы видим совсем другое. Дай им возможность без исповеди подходить к Причастию, они (эти свободолюбивые миряне) завтра-послезавтра начнут потреблять оставшиеся Святые Дары на жертвеннике. А через некоторое время мы уже услышим заявки на женское священство и прочие свободы нашего времени. Горе будет нам, если в наши храмы и приходы придут такие "катехизаторы" и "миссионеры", поборники прав и свобод. Такие "христиане" в истории нашей Церкви уже были в 20-30 годах XX столетия. Теперь вот их последователи объявились. Недаром покойный патриарх Алексий II назвал их неообновленцами. Тот же дух и те же цели имеют они. Но напрасно они стараются...
Ответить

#
Протоиерей Илия Тетерько, Украина, Одесса
13.11.2013 в 22:16
Действительно, без покаяния нельзя причащаться, а без исповеди можно. Иначе слова молитвы Господней: "...остави нам долги наша,.." теряют всякий смысл, если не верим, что Господь отвечает нам на них.
Ответить

#
14.11.2013 в 23:58
А Вы, батюшка, не забыли о том, что молитва с "...остави нам долги наша..." - к Небесному Отцу, а причащаемся мы Плоти и Крови Его Сына?
Ответить

#
16.11.2013 в 00:01

/А Вы, батюшка, не забыли о том, что молитва с "...остави нам долги наша..." - к Небесному Отцу, а причащаемся мы Плоти и Крови Его Сына?/

Молитва "Отче наш" обращена к Троице, а не только к Ипостаси Отца.

Ответить

#
15.11.2013 в 17:08
Так и есть, молитва Господня, обращена к Отцу нашему Небесному. Но разве вы не помните, что Господь Иисус Христос говорит всем верующим в Него, непросто как в Учителя, Наставника или Пророка, а как в воплощенное Божество, сошедшее с Небесного Престола, ради нашего спасения? «Я и Отец – одно» (Иоанна 10:30). Так что, Причащаясь Тела и Крови Господней, мы Причащаемся, т.е. становимся частью всей Полноты Божества. То, что Бог имеет в самом себе по существу, он дарует нам через Искупительную Жертву Своего Сына, по благодати.
Ответить

#
Черных Александр, Россия, Москва
15.11.2013 в 08:39
А вы, уважаемый, прежде чем указывать священнику (sic!) о смысле молитвы, не забыли ли вы, что молитва обращена ко всему Триипостасному Богу, даже при упоминании всего одного Лица. Иначе допускается деление, что недопустимо.
Ответить

#
15.11.2013 в 12:25
Т.е. Христос молился Самому Себе? Вы ошибаетесь: Он знал Своего Отца. И не путал Его с Собой. Перечитайте тропари великого покаянного канона.
Ответить

#
Черных Александр, Россия, Москва
15.11.2013 в 19:10
Разговор изначально вообще не о Христе, который творил молитву своему Отцу, а о человеке (любом). А конкретно вот ваши слова:
"молитва с "...остави нам долги наша..." - к Небесному Отцу, а причащаемся мы Плоти и Крови Его Сына?"
То есть у вас выходит, что Отец отдельно (Ему молимся), и Сын отдельно (Его причащаемся). А что, причащаясь Тела и Крови Христовой мы лишаем себя полноты всей Троицы? То есть, получается вы вводите разделение между Лицами... А что такое тритеизм вам, просвещающему наше священство, объяснять излишне.
Ответить

#
Протоиерей Илия Тетерько, Украина, Одесса
15.11.2013 в 01:22
Плоти и Крови Сына и Единаго Божества. Не вижу проблемы - молитва универсальная.
Ответить

#
15.11.2013 в 12:41
Но молитва перед исповедью: ...Христос невидимо стоит перед тобой...
И я почему-то думаю, что в церкви нет универсальных молитв. Они все - к Личности (или личности, когда к святому).
Ответить

#
13.11.2013 в 18:57
С чего ,вы взяли ,что все древние христиане были подвижниками ?
И причащались,кстати ,после ужина.
И сами вы ,интересно, перед каждой литургией исповедуетесь?
Ответить

#
12.11.2013 в 17:18
Уважаемый отче, вы исповедуетесь перед каждым причащением?

Нужно понимать, что покаяние как духовное делание и исповедь как Таинство несколько разные вещи. И если первое - корень духовной жизни, то второе - некоторые поворотные, опорные точки в этом процессе. Приведённые вами цитаты свидетельствуют о необходимости первого, но никак не говорят о строгой частоте второго.

Вы, словами апостола Павла и молитвы священнической, предостерегаете от недостойного причащения. Однако, по логике такого рассуждения, следующий шаг - "достойное Причащение", которое получается, если мы исповедались перед этим, прочли все, что надо и попостились. Я думаю, ясно, что это абсурд, мы не можем быть достойны Страшных Тайн. Сам подход "достоинства", "достаточности" здесь неуместен. И в этой перспективе мы видим неуместность жестких схем.

Конечно, даже самая короткая или неумелая исповедь от сердца выражает устремление человека примирится с Творцом, повинится и повиноваться Ему. Однако, что если частая встреча с епитрахилью выхолащивает это стремление? Получается урон как раз покаянию, есть что "болтнуть чтоб пропустили" в следующий раз и ладно. Я намеренно утрирую.

К тому же, при подобном раскладе наши дорогие отцы оказываются сторожами Чаши, псами Господними и не думаю, что сами они того хотят. И это не способствует доверию к прихожанам и их взрослению духовному. "Все решает батюшка, уж если благословил, значит всё в норме". Очень успокоительная и антипокаянная формулировка. Я думаю, вы видите, что многие исповеди есть не более, чем конвеер - впрочем, вам виднее, я не священник.

Я не призываю не исповедоваться, однако не стоит ли подумать над тем, что наша привычная связка может иметь губительные последствия автоматизации и выхолащивния?

Для меня очень важно понимать свою веру, жить ею, быть с Господом. Поэтому меня и так волнует этот вопрос и я написал всё это. Всего доброго храни Бог.
Ответить

#
14.11.2013 в 00:36
Вот что точно, меня последнее время интересует, а как сами священники говеют?
Они постятся 4 дня - среда, четверг, пятница и суббота? Т.е. большую половину своей жизни? А если службы случаются еще и среди недели? Тогда как?
Священники, наверное, особая каста - им можно не исповедоваться перед причастием только по причине сана? Понятно, что у сельских священников это объективная не возможность, исповедоваться перед каждым причастием, но все же. Значит можно приступать к чаше БЕЗ исповеди. Да, священник, да, обличен властью от Бога совершать Таинства. В этом и состоит его предназначение. Но в грехе все равны. Грех действует одинаково, что в священнике, что в мирянине. Так почему же, священник может без исповеди пере КАЖДЫМ причастием, а мирянину - запрет. Где же логика?
Давайте, показывайте пример, пастыри. Начинайте с себя. Это будет справедливо и правильно. А там, и остальные подтянутся.
Исповедь нужна, и пост нужен. Разве пост делает человека достойным причастия? "Ты мясо ешь, ты соседа не ешь", такие примерно слова сказал кто-то из Оптинских старцев одной даме о посте. Причащающийся каждое воскресенье может ли поститься 7 дней, а 4? В субботу? Конечно пост в первые века и сейчас - разница большая. Но и сила людей тогда и сейчас, разная. Имею в виду, здоровье. Да если меня посадить на ту пищу, что описывает Поселянин, то я через неделю буду в больнице с тяжелейшим обострением желудочного заболевания. И не то что поститься, но делать ничего не смогу. Так что, Богу угодна моя смерть или полное бездействие? Сомневаюсь.
Исповедь необходима. И человек, причащающийся часто и понимающий, к чему и Кому он приступает, сам будет искать исповеди, когда совесть и сердце потребуют. Можно установить какой-то обязательный минимум, например не реже 1 раза в месяц, или 1 раз в две недели. Правда этот обязательный минимум необходим для ленивых и нерадивых.
Многие ли священники тратят время на обучение своих пасомых? Где еже-воскресные проповеди на тему важности причастия, ответственности человека и рассуждения о том, что есть Тело и Кровь Христовы, о подготовке к причастию? Конечно, не все хотят слышать, но если каждый раз говорить, то ведь и капля камень точит. Короче говоря, все это вопросы катехизации и понимания человеком ЧТО такое Причастие. А иначе, частая исповедь может стать формальностью. Почему нет? Что разве сейчас нет тому примеров?
Вы бывали на приходе где много прихожан и один священник? Давайте больше священников, правда тогда у них зарплата совсем маленькая будет, но для нас мирян это ничего не значит. Священник же Богу служит? (это я утрирую) Хотя вопрос на самом деле серьезный. Священник ведь себе на пропитание сам зарабатывает, зачастую, требами различными. Тут большой ком вопросов решать надо. Тогда и часто исповедовать можно будет. И очередей, где всегда кто-то будет стараться пройти первым, хотя пришел последним, не будет. Кстати, очень хороший повод смириться. Беда в том, что исповедь в конце службы (священник то один), уже темно, и твоя семья ждет тебя идти домой. Вот и смиряешь не себя, а всю семью. Тут уже мысли не об исповеди, а о чем-то другом появляются, к сожалению.
Да и в словах Иоанна Златоуста "Я знаю, что многие у нас приступают к Священной Трапезе по случаю праздника. Итак, должно, как я часто и прежде говорил, не праздники наблюдать, чтобы приобщаться, а очищать совесть и тогда касаться Священной Жертвы. Преступный и нечистый не имеет права и в праздник причащаться этой Святой и страшной Плоти; а чистый и омывший свои прегрешения искренним покаянием вправе и в праздник и во всякое время причащаться Божественных Таин и достойно наслаждаться Божественными Дарами»" говорится ведь не об исповеди, а о покаянии. А покаяние, разве только на исповеди совершается? Что на эту тему отцы говорят? Принимает ли Бог покаяние без исповеди или нет?
Ответить

#
12.11.2013 в 17:02



Да таких статей можно каждый день печатать по 10 штук…
и думать долго не надо, и рука не заболит. В таком стиле легко писать – «я
думаю», «священник решает- назначает» и т. д. Единственная фраза заслуживающая
здесь внимания это:



\\\\Если христианин не испытывает потребности в постоянной
исповеди (не только перед Причастием, а перед Причастием в особенности), то он
находится в опасном духовном состоянии. Это
относится и к священникам, и к мирянам
.\\\\



Вот действительно, давайте и священников обяжем нести
это бремя, бременем я называю не исповедь, а зависимость от младостарца. Может
быть хоть тогда, устав друг от друга, священники поменяют свои взгляды, на эту
привязку и начнут жалеть своих прихожан.



\\\\ На одном и том же приходе
одному прихожанину духовник может благословить говеть (в том числе и поститься)
7 дней, другому 3 дня, третьему 1 день,
а кого-то допустить к Причастию по соблюдении только евхаристического поста
.\\\\



Интересно было бы понаблюдать, как священники, друг
другу назначают – кому 7 дней, другому 3 дня, третьему 1 день
поста.
Хотя, я думаю до этого дело не дойдёт и конечно к своим немощам
они будут более снисходительны.



Ведь мы просим пересмотреть эту практику строгой
привязки причастия к исповеди не потому, что избегаем Господа, который в
таинстве исповеди прощает нам грехи, а потому что мы КРАЙНЕ УСТАЛИ ОТ
ТОТАЛИТАРНОГО МЛАДОСТАРЧЕСТВА.



И ещё, сколько уже можно объяснять, в каком контексте была
сказана вот эта фраза апостола?



\\\\Редкое причащение нечестно оправдывать известными словами апостола Павла о недостойном вкушении Тела и Крови
Христовых:
«Посему, кто будет есть
хлеб сей или пить чашу Господню недостойно, виновен будет против Тела и Крови
Господней. Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба
сего и пьет из чаши сей. Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет
осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем. От того многие из вас немощны и
больны и немало умирает» (1Кор.11:27–30).



Здесь он говорит не о тех, кто регулярно с верой
причащается, тогда это было нормой. Он
говорит о тех, кто подходит к Чаше не ради Христа
: «Вы собираетесь, так, что это не значит вкушать вечерю Господню; ибо
всякий поспешает прежде других есть свою пищу, так что иной бывает голоден, а
иной упивается. Разве у вас нет домов на то, чтобы есть и пить? Или
пренебрегаете церковь Божию и унижаете неимущих? Что сказать вам? похвалить ли
вас за это? Не похвалю». (1Кор.11:20–22)



Слова «со страхом Божиим» — не призыв рабски бояться
не угодить божеству и уподобиться человеку с одним талантом из евангельской
притчи. Страх Божий — это благодарное и трепетное отношение к Богу, Который
призвал нас в Свое общение и любит нас вопреки тому, что мы этого недостойны. И
это главное! Чтоб не отвергнуть Божью любовь, нужно Ему доверять.



«С верою» значит с доверием. Те, кто причащается
регулярно и часто, подходят к Богу не дерзко, а с доверием.\\\\ http://ua.pravmir.ru/so-straxom-bozhiim-i-veroyu-otstupite/

Ответить

#
13.11.2013 в 09:17
Хотелось бы выделить


"Вот действительно, давайте и священников обяжем нести
это бремя, бременем я называю не исповедь, а зависимость от младостарца. Может
быть хоть тогда, устав друг от друга, священники поменяют свои взгляды, на эту
привязку и начнут жалеть своих прихожан"


...."Ведь мы просим пересмотреть эту практику строгой
привязки причастия к исповеди не потому, что избегаем Господа, который в
таинстве исповеди прощает нам грехи, а потому что мы КРАЙНЕ УСТАЛИ ОТ
ТОТАЛИТАРНОГО МЛАДОСТАРЧЕСТВА."..

"...Интересно было бы понаблюдать, как священники, друг
другу назначают – кому 7 дней, другому 3 дня, третьему 1 день
поста.
..
"

В одной из статей на сходную тему мне понравилось, как автор той статьи замечает что в духовной жизни есть такое интересное наблюдение: чем строже человек к себе тем снисходительней к другим и наоборот
Ответить

#
pater Petros, Portugal, Cascais
12.11.2013 в 15:43

А я полностью не согласен с автором. Кажется, он не видит дальше своего прихода и своего личного (субъективного) опыта.
Фраза: "на протяжении всех веков порядок духовной жизни в Православной Церкви всегда был таков: исповедь перед Причастием всегда была необходима" - историческая неправда. И отсюда все ложные выводы...

Пусть автор объяснит: как тысячи верующих принимающих причастие в Софии Константинопольской каждое воскресенье, исповедовались каждый раз перед этим? Или те 800 монах в Студионе, которые причащались каждый день?

Ответить

#
12.11.2013 в 15:17

Как раз с последним абзацем совсем нельзя согласиться, и знаю мнение многих очень опытных духовников, которые позволяют своим чадам без исповеди причащаться - в особенности на Страстной и Светлой.

Ответить

#
12.11.2013 в 10:06
Полностью согласен с о. Михаилом и поддерживаю его предложение (см. последний абзац). Документ должен быть последовательным до конца и не давать никаких лазеек некоторым своевольным мирянам и мирянкам. Не нужно давать им такую возможность, как бы они этого ни хотели.
Ответить

#
13.11.2013 в 09:01
///////////"Документ должен быть последовательным до конца и не давать никаких лазеек некоторым своевольным мирянам и мирянкам. Не нужно давать им такую возможность, как бы они этого ни хотели."//////

Если Вы не желаете часто Причащаться, это ваше право. Вам Бог дал свободу выбора, никто на нее не претендует, никто к Чаше не гонит.

Удивляет почему Вы призываете "не пущать - не давать" в отношении к тем кто жаждет Причащаться чаще чем вам кажется верным, тем более что аргументы за это из Канонов, Святоотеческого Предания имеются, лично вам были приведены в другой ветке дискуссий, да и вообще их предостаточно?


Можно другим воспользоваться своей свободой выбора, не встречая резкого сопротивления, призывов законодательно запретить, обвинения в вредительстве/либерализме/предательстве/обновленчестве?
Ответить

#
12.11.2013 в 15:41
Там же уточняется, что "с благословения духовника", поэтому никакой лазейки для своеволия нет, на мой взгляд.
Ответить

#
14.11.2013 в 00:02
Михаил Ершов
12.11.2013 в 10:06

Михаил, что Вы так категоричны? А где же Богом дарованная человеку свобода? Или всех под одну гребенку?!
Ответить

Написать комментарий

Правила о комментариях

Все комментарии премодерируются. Не допускаются комментарии бессодержательные, оскорбительного тона, не имеющие своей целью плодотворное развитие дискуссии. Обьём комментария не должен превышать 2000 знаков. Републикация материалов в комментариях не допускается.

Просим читателей обратить внимание на то, что редакция, будучи ограничена по составу, не имеет возможности сканировать и рассылать статьи, библиограммы которых размещены в росписи статей. Более того, большинство этих статей защищены авторским правом. На просьбу выслать ту или иную статью редакция отвечать не будет.

Вместе с тем мы готовы рассмотреть вопрос о взаимном сотрудничестве, если таковые предложения поступят.

Прим.: Адрес электронной почты опубликован не будет и будет виден лишь модераторам.

 *
Введите текст, написанный на картинке:
captcha
Загрузить другую картинку

добавить на Яндекс добавить на Яндекс