[Обзор книги:] Миллер К.Р. Обнаружение Бога Дарвина: научный поиск общего основания между Богом и эволюцией. (Miller K.R. Finding Darwin's God: A Scientist's Search for Common Ground Between God and Evolution. 2nd Ed. HarperCollins, 2007. 368 p. ISBN-13 9780061233500).
Можно ли принимать одновременно данные современной науки, в частности эволюционной биологии, и быть христианином? Книга профессора биологии из университета Брауна Кеннета Миллера посвящена рассмотрению сложной проблемы соотношения религиозной веры и эволюционного учения. Автор утверждает, что эволюционная биология вполне может быть совместима с христианской верой, указывая как на ошибки креационистов, так и ошибки ученых-атеистов, стремящихся делать выводы о существовании или несуществовании Бога на основании научных данных.
Статья

 Первая глава книги посвящена рассмотрению вопроса о том, почему работа Дарвина воспринималась как «опасная». Когда Чарльз Дарвин опубликовал свое «Происхождение видов» в 1859 г., многим людям казалось, что если новые виды, в самом деле, формируются вследствие естественных процессов, для Бога более не остается во Вселенной никакой роли. Многие в научном сообществе встретили эту линию рассуждения с распростертыми объятиями. Они даже перевели рассуждение на следующий уровень. «Если Богу не нужно создавать новые виды организмов, это говорит о том, что не существует никакого Бога». Однако Бог является сверхъестественной концепцией, а наука имеет дело исключительно с естественными процессами. Следовательно, логически невозможно достичь сверхъестественных выводов из изучения естественной науки. Признавая это, религиозные люди не должны принимать утверждения ученых, которые говорят, что биологическая эволюция является доказательством несуществования Бога. Ученые, делающие такие утверждения, выражают свое личное мнение, а не выводы науки.

Вторая глава вводит читателя в основы эволюционной теории, а также показывает некоторые из наиболее значимых свидетельств в ее пользу, в том числе аргументы в пользу эволюции человека.

Следующие три главы рассматривают различные формы креационизма. Здесь показывается, почему креационизм является неприемлемым с научной точки зрения. Основная проблема, как указывает Миллер, заключается в том, что многие религиозные люди, по видимому, считают, что естественная наука может делать выводы о сверхъестественном. Обычно креационисты ставят под вопрос наблюдения и рассуждения науки, а не законность достижения сверхъестественных выводов при использовании методов естественных наук. Генри Моррис, основатель Института Креационной науки, известен своими утверждениями, что все факты науки, «при правильной интерпретации», указывают на сверхъестественное творение. Сам термин «креационная наука» показывает, что Моррис и его последователи принимают идею о возможности достижения сверхъестественных выводов посредством естественной науки. Миллер также указывает на их ошибочность с богословской точки зрения, поскольку они преуменьшают действие и силу Бога. Креационизм молодой Земли сводит Бога до статуса «шарлатана», утверждая, что Он преднамеренно вводит нас в заблуждение свидетельствами о большом возрасте, общих предках и эволюции. Миллер является специалистом в области клеточной биологии и ясно показывает, почему эволюция является твердо установленным научным фактом и совершенно уничтожает аргументацию креационизма и теории «разумного замысла».

Автор отклоняет аргументы против эволюции таких креационистов как Филипп Джонсон и Уильям Дембски. Ни Джонсон, ни Дембски не являются специалистами в области науки, но оба они утверждают, что непредвзятая наука должна рассматривать сверхъестественные предположения точно также как и основанные на натурализме. Джонсон, юрист по образованию, убежден, что научные теории должны быть подобны ответчикам в уголовных делах. Согласно его пониманию науки появление достаточного сомнения в абсолютной истине научной теории должно быть основанием для отклонения этой теории точно так же, как освобождение ответчика из-под стражи в подобном случае. Джонсон подозревает эволюцию в том, что она опирается на необоснованное предположение того, что происхождение новых видов может быть объяснено в терминах естественных законов и процессов. Другой креационист, биохимик Майкл Бих пытается найти структуру, в особенности на молекулярном уровне, которая не могла развиться из простого случайного начала и затем дойти до своего современного состояния сложности посредством серии простых модификаций, происходящих под руководством естественного отбора. Бих утверждает, что он нашел такие примеры. Он называет эти системы «несводимо сложными». Несводимо сложные системы состоят из нескольких компонентов, каждый из которых не имеет никакой полезной функции сам по себе, но взятые вместе они являются настолько сложными, что не могли возникнуть посредством случая. Миллер рассматривает каждую сложную систему Биха по частям и определяет функции каждого из компонентов, показывая, что примеры, приведенные Бихом, являются неудовлетворительными.

В следующей главе «Боги неверия» Миллер объединил всех радикальных дарвинистов и сторонников эволюции, не взирая на их горячие споры и личные различия. Говоря о взглядах Р. Доукинза, Д. Деннета, С.Дж. Гоулда, Уилсона, Р. Левонтина, он выражает большое восхищение и полное согласие с их наукой, и в то же время выражает скорбь вследствие их ненаучного распространения дарвинизма за рамки данных биологии и палеонтологии на человеческую культуру, общество и религию. Когда Р. Доукинз и другие светские ученые полагают, что эволюция ниспровергает Бога, это не только увековечивает креационизм, но также узаконивает мысль, что естественная наука - т.е. «креационная наука» - может законным образом доказывать или ниспровергать религиозные понятия. Таким образом, согласно Миллеру, чрезмерно ревностные эволюционисты ответственны за споры креационизма с наукой точно также как и сами креационисты.

Далее Миллер рассматривает концепции эволюции Стивена Джея Гоулда и Нила Элдриджа. Их сочинения, в особенности Гоулда, сделали много для того, чтобы показать реальность и сложность эволюции широкому кругу читателей. Будучи авторитетным ученым, Гоулд помог распространению широкого понимания того факта, что эволюционная теория является столь же обоснованной, как любая научная теория. В то же самое время сочинения Гоулда и Элдриджа о «прерывистом равновесии» и «внезапном появлении» новых видов дали повод креационистам развивать свою собственную аргументацию. Миллер говорит, что пунктуационное равновесие не является чем-то новым и неожиданным, и не опровергает дарвинизма. «Внезапное появление» является таковым только в контексте геологического времени, поэтому этот факт не дает никакого повода для аргументов креационистов.

Следующая глава посвящена обсуждению вопроса о том, как в XX столетии физика открыла факт, что на квантовом уровне неопределенность является присущей структуре реальности. Современная физика говорит нам, что некоторые вещи просто не могут быть познаваемы, они являются совершенно неопределимыми. Миллер убедительно объясняет, как эта квантовая неопределенность усиливается в живых существах, где случайность и непредсказуемые изменения на молекулярном уровне преобразуются в мутации, которые приводят к изменчивости и богатству жизни. Он также полагает, что эта неопределенность в генетике и нервной системе обеспечивает путь для вмешательства Бога без нарушения естественных законов.

Вторая половина книги посвящена защите богословских взглядов Миллера. По вероисповеданию Миллер является католиком, и в своей книге пишет: «Я интересовался традиционным представлением о Боге, представлением, которое существует в величайших западных монотеистических религиях» (с. 221). Говоря о теории эволюции, он подчеркивает, что верит в Бога не вопреки, а благодаря эволюции. Он пишет: «Только те, кто принимает научную реальность эволюции, являются действительно готовыми дать Богу доверие и власть, которой Он действительно заслуживает» (с. 258). Миллер говорит о том, что факт, что физические константы вселенной допускают возможность эволюции жизни, в частности разумной жизни, свидетельствует об их разумном происхождении. Однако в основании примирения религии и науки в представлении Миллера лежит неопределенный аспект квантовой физики. Миллер уделяет особое внимание рассмотрению случайности на квантовом уровне, которая может повлиять на результат макроскопических событий в реальном мире повседневного опыта. Непредсказуемость является фундаментальным свойством материи. Более того, Миллер утверждает, что Бог может влиять на мир посредством непредсказуемости без необходимости нарушать физические законы. Непредсказуемость во вселенной предполагает, с одной стороны, реальность человеческой свободы и ответственность человека за свой выбор, и с другой стороны то, что природа является субъектом влияния Бога. Как правило, оппозиция эволюционной теории укоренена в убеждении, что эта концепция несовместима с теизмом.

Автор книги говорит, что для него биологическая эволюция всегда была самоочевидной, и принятие им эволюции как хорошей науки только усилило его веру в Бога. Он утверждает, что эта готовность принять и Бога, и эволюционную науку может быть гораздо более широкой, если издатели, как религиозные, так и светские, будут открыто обсуждать спорные моменты в отношениях между эволюционной наукой и религией. Этого не должна бояться ни одна сторона, поскольку вера в Бога может утверждаться независимо от прошлого или будущего научных открытий. Книга «Обнаружение Бога Дарвина» убедительно показывает, что теизм может быть полностью совместим с открытиями биологической и геологической науки.

Книга написана простым и доступным языком, с минимальным использованием специальной научной терминологии. В то же время она снабжена ценными примечаниями и обширной библиографией. Книга будет интересной профессиональным богословам, светским ученым, студентам и всем, интересующимся вопросами диалога науки и религии.


Содержание

Предисловие

1 Яблоко Дарвина

2 Дети Эдема

3 Бог-шарлатан

4 Бог-маг

5 Бог-механик

6 Боги неверия

7 Позади материализма

8 Дорога домой

9 Обнаружение Бога Дарвина

Примечания

Библиография

Индекс

Комментарии ():
Написать комментарий:

Другие публикации на портале:

Еще 9