[Обзор книги:] Кембриджская история христианства. Т. 2. От Константина до 600 г.н.э.// Под ред. Касидея А. и Норриса Ф.У. (The Cambridge History of Christianity. V. 2. Constantine to c. 600.// Edited by Casiday A. & Norris F.W. Cambridge University Press, 2007. 782 PP. ISBN 978-0-521-81244-3).
Очередной том «Кембриджской истории христианства» посвящен «золотому веку» патристического христианства. После эпохи преследований христианство становится терпимой религией, получает покровительство императора и, в конечном итоге, становится привилегированной религией империи. В статьях этого тома рассматриваются изменения, произошедшие в христианстве в период поздней античности, их социальные, литературные, философские, политические, межрелигиозные и культурные аспекты.
Статья

Настоящий том посвящен рассмотрению истории золотого века христианства. После эпохи преследований в период с 300 по 600 гг. формируется так называемая Великая Церковь, христианство быстро трансформируется, и эти преобразования находят свое отражение во всех сторонах жизни христианского сообщества.

         Анализ этих многосторонних изменений обусловливает междисциплинарный характер современных исследований этого периода, иначе называемого периодом «поздней античности». Главы, включенные в этот том, написаны специалистами в области догматического, исторического богословия, социальной истории, истории искусства, литургики, археологии, философии, сравнительного религиоведения и филологии.

         Стремясь держаться в рамках современных стандартов исследования позднеантичного христианства, авторы этого тома уходят от упрощенной дихотомии и редуктивных схематизаций к инклюзивному описанию различных практик и теорий, которые включало христианство рассматриваемого периода. Авторы стремились охватить все свидетельства об истории христианства данного периода. Именно поэтому в книге рассматривается как возникновение Великой Церкви Римской империи, так и специфические верования и практики в рамках христианских общин как в самой империи, так и за ее пределами.

         На Западе основание европейской культуры было заложено христианами с того времени, как они начали осваивать греческое и латинское наследие этого региона, что в свою очередь оказало влияние на развитие христианской мысли и практики (гл. 1). Характерные особенности западного христианства, такие как библейский канон и его интерпретация, символы веры и роль епископов, соборы и монашество в эту эпоху достигают уровня зрелости.

         Следует отметить, однако, что одновременно с этим развивались различные понимания веры и институций. С конца IV столетия германские племена вносят в позднюю Римскую империю свои родные культуры и религиозные традиции, кроме того, среди центральноевропейских готов возникают арианские церкви (гл. 2). Благодаря поддержке германских королей и обществ, для которых сильное и единое религиозное присутствие было желательным (как и для римских императоров), в христианской истории Европы и Северной Африки возникают различные и иногда соперничающие церковные сообщества. Это соперничество зачастую было результатом политического вмешательства. Арианские племена были настолько успешны в распространении своей веры, что западному христианству понадобилось значительное время для их обращения. Некоторые сообщества, такие как донатисты в северной Африке, продолжили свое существование до окончания указанного периода. В других случаях, там где возникали местные христианские общины, христианство было интегрировано в неримскую культуру (как, например, в кельтских сообществах на Британских островах); тем не менее, эти группы также позднее были абсорбированы.

         Миграция христиан на Запад из центральной и восточной Европы была, очевидно, важным фактором, благодаря котором в Западную Европу проникали специфические верования, которые вносили свой вклад в социальную историю христианства на Западе. Движение населения играло значительную роль в истории христианства. Со времени миссионерского желания апостола Павла посетить Испанию до изгнаний Афанасия Александрийского в Западную Европу (не говоря о множестве других, не менее важных путешествий), эти примеры связывали всю Европу и давали возможность христианам широко распространять свою практику.

         В Восточной Европе и на Ближнем Востоке развивались специфические формы христианства. Отношения между церковными лидерами Востока и Запада были сложными. Патриархи на Востоке часто обращали взоры к папству вследствие его приверженности истинной вере, и зачастую рассматривали его как апелляционный суд, когда Восточный собор принимал решение, которое было неприемлемо для одной из сторон, участвовавших в борьбе. Но папы иногда оказывались неспособны действовать, поскольку они находились в весьма запутанных политических обстоятельствах. Во всяком случае, не все определения Рима принимались христианским Востоком. С другой стороны, епископы Рима зачастую отклонялись от решений соборного большинства, в частности, когда в решениях ставился вызов позиции самого Рима. Вопросы об учении и практике - в отношении Троицы, христологии, спасения, канонического права, местного богослужения и благочестия мирян - были предметами горячих споров в средиземноморской среде.

         Эти споры проходили не просто в залах правителей и на соборах епископов, но также на рынках и в публичных банях. Фактически, гражданская и церковная политика начали перемещаться на местный уровень задолго до того момента, когда в полемику включался какой-либо император, но с политическим акцентом Константина важность христианства для божественного охранения империи стала занимать то место, которое имели ранее жертвы богам при языческих императорах. Даже если Константин не сделал христианство единой религией империи, не показывал глубокой привязанности христианским ценностям, и даже оказывал поддержку различным языческим лидерам и их религиям, привилегия, которую он дал христианам, поставила традиционные религии империи в неудобное положение. Программа строительства грандиозных церквей - которая видна в собственных трудах Константина и таких епископов как Амвросий Медиоланский, и, наконец, щедрые усилия по строительству Юстиниана по всей империи  были знаком для знатных христиан и призывом к распространению христианства теми, кто имел богатство и высокое положение в обществе. Архитектура, литургия и искусство, а также восприятие эллинистических риторических и литературных форм высшими слоями общества, которые часто оценивали новую религию в понятиях своей собственной культуры, привело в конечном итоге к формированию специфической культуры христианства. Следует, однако, отметить, что далеко не каждый влиятельный человек покровительствовал христианству. Император Юлиан (360-363) попытался возродить язычество, опираясь на моральные свойства «назорейства», которое он так ненавидел, и если бы он прожил дольше, история христианства могла бы быть совершенно иной. Но его смерть нарушила его планы. Феодосий II (401-450) поставил окончательную точку в установлении христианства как государственной религии в своем кодексе законодательства, в который были включены особые законы против еретических групп и традиционных культов империи. Однако при внимательном исследовании становится видно, что в различных местах традиционные культы империи и еретические сообщества выжили, несмотря на свой статус вне закона (см. гл. 6-7). Агиография и надписи неоспоримо свидетельствуют о том, как многие епископы продолжали бороться с языческими сообществами и их влиянием (напр. относительно Северной Африки см. гл. 9). Мы знаем об этих усилиях из сочинений против классического греческого и римского язычества, а также групп, подобных манихеям (гл. 11). Следует отметить, что христианизация Римской империи была непростой, и иногда приводила к конфликтам между различными христианскими сообществами. Например, в восточном средиземноморье, где христианские группы соперничали друг с другом, и где ранние византийцы оказывали сильнейшее давления на своих оппонентом посредством налогов и преследования в судах, все соперничающие христианские общины были слабыми. Они не оказали почти никакого сопротивления при вторжении исламских завоевателей в VII веке.

         В своем изложении авторы не ограничиваются только описанием истории западного христианства, но дают картину распространения христианства как в Африке, Персии, Индии и Китае.

         Книга является ценным справочным пособием, и будет полезна как студентам, так и преподавателям истории древней Церкви.

О редакторах тома

Августин Касидей - преподаватель исторического богословия факультета богословия и религиоведения университета Уэльса, Лампитер. Автор книг «Евагрий Понтийский» (Evagrius Ponticus, 2006) и «Традиция и богословие у св. Иоанна Кассиана» (Tradition and Theology in St John Cassian, 2006), помощник редактора серии «Кембриджская история раннехристианской литературы» (The Cambridge History of Early Christian Literature, 2004).

 

Фредерик У. Норрис - заслуженный профессор всемирного христианства школы религии Эммануил. Автор свыше 200 статей, редактор вместе с Эвереттом Фергюсоном «Энциклопедии раннего христианства» (Encylopedia of early Christianity, 1990, втор. издание 1997).

 

Содержание

Перечень карт XI

Перечень авторов XII

Перечень сокращений XIII

Введение 1

ЧАСТЬ I. ХРИСТИАНСТВО: РЕГИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ

1 Западное христианство (У. Лер) 9

2 Германское и кельтское христианство (К. Шафедиек) 52

3 Греческое христианство (Ф.У. Норрис) 70

4 Христианство в древней Азии и восточной Африке (Д. Банди) 118

ЧАСТЬ II. ХРИСТИАНСТВО В ПОЛЕМИКЕ

5 Динамика отношений между христианами и евреями в поздней античности (312-640( (Г.Г. Струмса) 151

6 Христианство и язычество, I: Египет (Д. Франкфуртер) 173

7 Христианство и язычество, II: Малая Азия (Ф.Р. Тробли) 189

8 Христианство и язычество, III: Италия (М.Р. Зальцман) 210

9 Христианство и язычество, IV: Северная Африка (Э. Леон) 231

10 Интеллектуальные споры между христианами и язычниками (А. Браун) 248

11 Христианство и манихейство (С.Н.К. Лью) 279

12 Ересиология: изобретение «ереси» и «схизмы» (Дж.Р. Лайман) 296

ЧАСТЬ III. ХРИСТИАНСКАЯ КУЛЬТУРА И ОБЩЕСТВО

13 Об определении христианской культуры: трансформация христианством классической литературы (Б. Нейл) 317

14 Епископы и общество (Р. ван Дамм) 343

15 Синоды и соборы (М. Эдвардс) 367

16 Развитие церковного права (К. Пеннингтон) 386

17 Церковь, общество и политическая власть (Х.А. Дрейк) 403

ЧАСТЬ IV. ХРИСТИАНСКИЕ ВЕРОВАНИЯ И ПРАКТИКА

18 Споры о Троице (К. Анатолиос) 431

19 История христологии до VII столетия (К.Х. Утеманн) 460

20 Грех и спасение: опыт и рефлексия (А. Касидей) 501

21 От Антиохии до Арля: благочестие мирян в контексте (Дж. Франк) 531

22 Святые (К. Рапп) 548

23 Пастырская забота и дисциплина (Р.А. Грир) 567

24 Сексуальность, брак и семья (Д.Г. Хантер) 585

25 Развитие литургии и богослужебного календаря (Б.Д. Спинкс) 601

26 Интерпретация Писания (П.М. Блауэрс) 618

27 Аскетизм и монашество, I: Восток (С. Рубенсон) 637

28 Аскетизм и монашество, II: Запад (М. Данн) 669

29 Искусство и распространение веры: христианское искусство и архитектура, 300-600 (Б. Бренк) 691

Индекс 726

 

Комментарии ():
Написать комментарий:

Другие публикации на портале:

Еще 9