[Обзор книги:] Крисп О.Д. Божество и человечество: новый взгляд на воплощение // Серия «Современные вопросы богословия» (Crisp O.D. Divinity and Humanity. The Incarnation Reconsidered. // Series «Current Issues in Theology».Cambridge University Press. 2007. 204 PP. ISBN-13 978-0-521-69535-0)
Учение о Боговоплощении находится в сердцевине христианства, но  в современном западном богословии оно стало предметом для дискуссии. Оливер Крисп рассматривает ключевые вопросы, связанные с Боговоплощением, защищая классическую христологию. Это такие вопросы как перихоресис, или взаимопроникновение, как в богословии Троицы, так и в учении о Боговоплощении; человеческая природа Христа; являлась ли она падшей или нет; понятие божественного кенозиса, а также альтернативные христологические концепции. Автор отстаивает традиционное учение о Боговоплощении, которое является краеугольным камнем христианства.
Статья

Книга посвящена рассмотрению учения о личности Христа. Однако ввиду обширности проблематики она охватывает только ограниченный спектр вопросов. Автор предпринял попытку рассмотреть вопрос о соотношении божества и человечества во Христе в контексте дискуссий по этому вопросу в современном западном богословии.

         Структура книги следующая. Первые три главы посвящены разъяснению различных аспектов халкидонской христологии, в то время как последующие три главы посвящены защите халкидонской христологии против современных вызовов, в частности неинкарнационного богословия.

         В первой главе автор рассматривает доктрину перихорезиса. Это учение стало популярным в современном западном богословии, главным образом вследствие интереса, связанного с тринитарным применением этой доктрины. В частности, некоторые авторы говорят об ее потенциале в отношении к христологической проблематике. Как указывает автор, концепция перихорезиса помогает прояснить учение о единстве двух природ во Христе. Дискуссия в этой главе посвящена вопросу о том, в каком смысле христологический перихорезис может оказаться полезным, причем автор проводит различие между этой концепцией и учением об общении свойств двух природ во Христе. Кроме того, автор рассматривает вопрос о применении концепции перихорезиса к Троице. Он делает вывод, что в двух этих случаях эта концепция используется по-разному, но может быть полезной для богословия.

         Вторая и третья главы посвящены рассмотрению вопроса о человеческой природе Христа. Во второй главе автор рассматривает состав человеческой природы Христа. Автор придерживается средневекового представления о человеческой природе Христа: она представляет собой конкретное частное, состоящее из человеческого тела и души, воспринявших Слово Божие в Воплощении.

         Третья глава посвящена рассмотрению вопроса о том, была ли человеческая природа Христа «безличной» или «персонализированной» Словом при восприятии человеческой природы. Эти проблемы в современном богословии были подняты Карлом Бартом, но имеют свои истоки в ранней традиции, где соотносятся с концепциями anhypostasis physis и enhypostasis physis соответственно. Автор умышленно связывает эти два вопроса, называя их проблемой en-anhypostasia. Ответ на этот вопрос, по мнению автора, зависит от первоначальных предпосылок, касающихся того, каков состав человеческой природы Христа.

         Вторая часть книги рассматривает вопросы, связанные с пересмотром халкидонской христологии. В четвертой главе рассматривается вопрос о том, имел ли Христос падшую человеческую природу, или нет. Многие современные богословы утверждают, что для того, чтобы Христос искупил человека, он должен был воспринять падшую человеческую природу, которой обладали люди. Однако, по мнению автора, это рассуждение встречает серьезные возражения, в частности в связи с тем, что падшесть и нравственная испорченность являются тесно связанными друг с другом. Автор, придерживается взгляда, что вследствие безгрешности Христа, невозможно говорить о том, что Христос воспринял падшую человеческую природу.

         Пятая глава касается другого вопроса, который также побуждает некоторых богословов к пересмотру халкидонской христологии, а именно понятие божественного кенозиса или умаления. Автор показывает сильные и слабые стороны этой концепции в контексте дискуссии по этим вопросам в современном западном богословии.

         Заключительная глава книги касается неинкарнационной христологии. Этот взгляд утверждает, что значение жизни и деятельности Христа не имеет ничего общего с Боговоплощением, но скорее с нравственным примером Христа, который он дал нам как простой человек. Этот взгляд получил распространение в богословском либерализме XIX века и сегодня представлен в работах таких западных богословов как Джон Хик. Автор в этой главе показывает, что подобные концепции не могут рассматриваться как адекватное представление христианского богословия, так как Боговоплощение является важнейшей частью христианского учения. Удаление Воплощения из христологии равнозначно удалению сердца из живого организма.

         В предисловии автор указывает, что он придерживается традиционной халкидонской христологии и считает, что богословие не должно быть новым ради самой новизны. Систематическое богословие, как указывает Крисп, должно быть верным Священному Писанию и принимать со всей серьезностью голоса тех, кто представляет непрерывную христианскую традицию.

         Книга вышла в Кембриджской серии «Современные вопросы богословия», и имеет своей целью помочь студентам старших курсов, аспирантам и преподавателям в углубленном изучении ключевых вопросов богословия.

 

Об авторе

Оливер Д. Крисп - преподаватель богословия университета в Бристоле. Он является автором книги «Джонатан Эдвардс и метафизика греха» (Jonathan Edwards and the Metaphysics of Sin, 2005).

 

Содержание

Предисловие IX

  • 1. Проблема перихорезиса 1
  • 2. Человеческая природа Христа 34
  • 3. Отличие между anhypostasia и enhypostasia 72
  • 4. Имел ли Христос падшую человеческую природу? 90
  • 5. Божественный кенозис 118
  • 6. Неинкарнационная христология 154

Индекс

 

Комментарии ():
Написать комментарий:

Другие публикации на портале:

Еще 9