Церковный ренессанс в России на рубеже тысячелетий
Последние десятилетия в России были отмечены расцветом церковной жизни в различных ее проявлениях. Высокая динамика роста восстанавливаемых и вновь строящихся храмов и монастырей, устраиваемых церковных приютов и богаделен не имеет аналога во всей истории Русской Православной Церкви. Чем было вызвано такое церковное возрождение,  когда оно началось, и какие факторы способствовали количественному и качественному росту Церкви?
Статья

Последние десятилетия в России были отмечены расцветом церковной жизни в различных ее проявлениях. Высокая динамика роста восстанавливаемых и вновь строящихся храмов и монастырей, устраиваемых церковных приютов и богаделен, приходских библиотек, духовных учебных заведений, разрабатываемых и реализуемых церковных социальных, миссионерских, просветительских и информационных проектов за относительно короткий период, не имеет аналога во всей истории Русской Православной Церкви. Чем было вызвано такое церковное возрождение,  когда оно началось, и какие факторы способствовали количественному и качественному росту Церкви?

Не секрет, что в советский период Русская Церковь находилась в крайне стесненных внешних условиях, которые не могли не отразиться и на внутренней церковной жизни. Советская атеистическая государственная машина в разные годы по-разному относилась к вопросу о допустимости присутствия религии в жизни общества. Были времена относительного спокойствия, когда Церковь и религия в целом терпелись государством. Но были времена, когда власти, в соответствии с идеологическими установками, были настроены на уничтожение Церкви, искоренение веры в народной среде. Под лозунгом борьбы с «дурманом» религии в 30-е годы XX столетия закрывались храмы, массовым репрессиям подвергались священнослужители и миряне, многие из которых приняли мученическую кончину в тюрьмах, лагерях и в застенках следственных органов. В конце тридцатых годов Русская Церковь находилась на грани уничтожения, и лишь события Второй мировой войны и заинтересованность властей в поддержке Церкви не дали говорить о ней в прошедшем времени. Следующими, и уже последними за советский период времени попытками власти подавить Церковь, были пятидесятые и шестидесятые годы XX века, которые в истории страны запомнились как время «хрущевской оттепели», когда ослаб контроль государства за всеми сторонами жизни человека. Однако «оттепель» в отношении Церкви превратилась в настоящую «зиму». Глава советского государства Н.С. Хрущев обещал показать по телевизору «последнего попа».

Однако каким бы сильным ни было желание властей и атеистически настроенной части общества изолировать и маргинализировать Церковь, лишить ее духовного авторитета, Церковь сумела добиться главного – отстоять в нелегкой борьбе свое право на существование. Это право было куплено дорогой ценой – кровью тысяч новомученников и исповедников. Мужество архиереев, священников и мирян того времени заслуживает глубокого уважения, поскольку следование своим религиозным убеждениям даже в годы относительного спокойствия, означало добровольную изоляцию от общества, переход в число людей «второго сорта», лишение общедоступных возможностей.

Изменения в церковной жизни наметились в конце восьмидесятых годов прошлого века. Перестройка в государственной и общественной сферах затронула и религию. Знаковым событием стал 1988 год – тысячелетний юбилей Крещения Руси. Именно с этого времени в атмосфере религиозной жизни стали чувствоваться изменения. Для Русской Православной Церкви начинался новый период ее бытия, который в церковной среде получил название «Второе Крещение Руси».

С распадом советского государства, развалом атеистической по своей сути  коммунистической идеологии, у Церкви появились возможности устроения своей внутренней и внешней жизни, о которых многими годами ранее приходилось лишь мечтать. На смену прежней политической системе в России пришел новый курс, частью которого стал плюрализм в идейной среде и религиозная свобода, которые, впрочем, способствовали активному распространению в стране разного рода сектантских и псевдорелигиозных организаций и течений. Однако и для Церкви появилась широкая возможность миссионерской, просветительской, социальной, образовательной, издательской и благотворительной деятельности. Для представителей Церкви – священнослужителей и мирян открылись ранее прочно затворенные двери школ и высших учебных заведений, больниц и тюрем, воинских частей, государственных и муниципальных учреждений, предприятий. Церковь вышла из церковной ограды и выступила с открытой публичной проповедью Бога. Действительная свобода религиозных убеждений и отказ государства от монополии атеизма вызвали большую волну интереса наших соотечественников к вере. Это было время небывалого религиозного подъема, когда люди стали обращаться к своими духовными корнями, заново открывали для себя мир православия. Храмы Русской Церкви наполнились молящимися, среди которых были академики и простые рабочие, творческая интеллигенция, бывшие партийные и комсомольские работники, и те, кто на протяжении суровых лет атеизма хранил в своем сердце веру. Для многих сегодняшних прихожан, а также служителей Церкви, начало девяностых годов прошлого века стало отправной точкой в их мировоззренческом религиозном выборе, определившем всю последующую жизнь.

Ныне Русская Православная Церковь – авторитетная нравственная сила в обществе, которая может свободно осуществляет свое служение. С мнением Церкви нельзя не считаться хотя бы потому, что она выступает от лица десятков миллионов верующих, проживающих на территории государств, входящих в ее каноническую территорию, а именно: России, Украины, Белоруссии, Молдавии, Азербайджана, Казахстана, Киргизии, Латвии, Литвы, Таджикистана, Туркмении, Узбекистана и Эстонии.

Возглавляет Русскую Церковь пятнадцатый по счету Патриарх Московский и всея Руси Алексий II (Ридигер), избранный на патриарший престол Поместным собором в 1990 году.  Под его патриаршим управлением Церковь многократно выросла и окрепла. Число епархий Русской Церкви возросло более чем в два раза, и составляет сегодня 156; число приходов увеличилось в четыре с небольшим раза, а монастырей в сотни раз, что составляет соответственно 29 141 приход и 769 монастырей  (из них 372 мужских и 397 женских). На территории России действуют 219 мужских и 240 женских монашеских обителей. В странах СНГ – 267 монастырей, в дальнем зарубежье – 6 обителей (3 мужских и 3 женских). Под непосредственным управлением Святейшего Патриарха находятся 25 ставропигиальных монастырей.

Однако не только количественный рост храмов и монастырей является показателем возрождения церковной жизни в России. Святейший Патриарх неоднократно заявлял о том, что главным к чему необходимо стремиться в церковном возрождении - преображение душ человеческих. В этом основная задача Церкви, ее внутренняя сущность. Именно поэтому сегодня недостаточно построить храм, но крайне важно наладить духовно правильную жизнь прихода. Не только богослужения и церковные требы должны составлять приходскую жизнь. Прихожане во главе со своим пастырем должны быть носителями евангельского идеала христианской любви, милосердия и сострадания, способствовать духовному просвещению. Современный приход становится центром духовной культуры, социального служения, образовательной и миссионерской деятельности. При храмах, в первую очередь в городах и крупных поселках, создаются духовно-просветительские и миссионерские центры, библиотеки, воскресные школы, молодежные клубы, сестричества милосердия, группы социальной помощи, благотворительные столовые для малоимущих. Через теплоту участливого отношения к судьбе людей, заботу об их духовном состоянии, что редко можно встретить в светском мире, люди обращают свой взор к Богу и Его Церкви, встают на путь духовного преображения.

Важную роль в деле духовного обновления и возрастания людей играют просветительские церковные программы и проекты. Многие из них реализуются посредством как церковных, так и светских радио, телевизионных и электронных средств массовой информации, а также церковной издательской деятельности. Указанные проекты отличаются как по содержанию, так и по внешнему оформлению в зависимости от аудитории к которой они обращены. Это может быть православная аудитория и религиозно индифферентная, молодежная и состоящая из людей среднего и пожилого возраста, а также профессиональная среда. Образовательная деятельность приходов и специально создаваемых образовательных учебных заведений в форме воскресных школ и кружков, православных гимназий и лицеев, способствует духовному воспитанию и образованию детей в православной духовной и культурной традиции. На сегодняшний день при приходах Русской Церкви в различных ее уголках насчитывается 11 051 воскресная школа, что позволяет всем заинтересованным родителям направить своих чад в указанные школы.

Подрастающее поколение – тот участок работы Церкви, который требует все большего приложения усилий. В храмы приходит молодежь, число которой растет. За годы, прошедшие со времени начала возрождения церковной жизни в конце 80-х годов, состав прихожан значительно помолодел и изменился по гендерному признаку. Сегодня средний возраст прихожанина составляет 30-40 лет. Среди прихожан появилось много мужчин, а были времена, когда Русскую Церковь называли «женской», «Церковью бабушек». Молодежь в силу своей природной любознательности, энергичности, устремленности в будущее – составляет самую активную, динамичную часть прихожан. К молодым людям необходим особый, неформальный, живой подход, способный увлечь их интересным общением, новыми событиями. Именно поэтому для работы с молодежью на приходах создаются специальные молодежные клубы и центры, имеющие военно-патриотическую, скаутскую, миссионерскую направленность. На сегодняшний день при приходах и различных церковных организациях действует 463 молодежных центра. В  феврале 2008 года при активном участии Церкви, представителей государства и широкой общественности состоялся XII Всемирный русский народный собор, получивший наименование «Собор детей и молодежи». Этот церковно-общественный форум обратил внимание общества на проблемы современной молодежи, заставил задуматься о том, каким должно быть будущее страны, что для этого сообща должны сделать старшее и молодое поколение.

Значительное внимание уделяется Церковью духовному образованию будущих пастырей. В изменившемся мире, с его сложными процессами, все новыми соблазнами для человека, возрастает настоятельная потребность в высокообразованных пастырях, способных с опорой на церковное учение и церковную традицию дать грамотный ответ вопрошающим. Сегодня священник должен уметь грамотно реагировать на вызовы секулярного мира, на высоко подготовленном уровне вести диалог с общественностью и властью, выступать в средствах массовой информации. Среди прихожан православных храмов немало людей с высоким образовательным уровнем. Для духовного окормления таких людей пастырь должен располагать соответствующим духовно-опытным, богословским и общим интеллектуальным инструментарием. В Русской Церкви принята и реализуется концепция духовного образования, направленная на создание необходимых условий для подготовки пастырей, а также  совершенствуется система духовного образования. На сегодняшний день в Русской Православной Церкви действует 5 Духовных академий, 3 православных университета, 2 богословских института, 38 семинарий и 39 духовных училищ.

Богословский потенциал Русской Церкви, потерпевший ущерб в период гонений и стесненного положения Церкви в XX столетии, сегодня постепенно восстанавливается благодаря реформированию высшего духовного образования, направленного на усиление  богословской подготовки выпускников высших духовных учебных заведений. Научные изыскания, апробация их результатов на богословских конференциях, встречах и собеседованиях – все это дает возможность осмыслить богатое наследие Церкви,  направить его на службу современности, в том числе на решение богословских вопросов, угрожающих православному единству, разделяющих христианский мир.

Внешняя деятельность Церкви направлена на поддержание контактов и ведение  диалога с Поместными Православными Церквями, христианскими Церквями, традиционными религиозными конфессиями и общинами, международными христианскими организациями, зарубежными государствами, международными европейскими организациями и политическими силами. Главной целью такого сотрудничества является свидетельство веры, утверждение традиционных ценностей, защита нравственного измерения человеческой жизни. Используя европейские и другие международные площадки Церковь выражает свое видение прав и свобод человека, его нравственной ответственности, духовно-культурного многообразия народов мира. Для этой цели созданы церковные представительства при международных организациях в Брюсселе, Страсбурге, Женеве и Нью-Йорке. Совместно с представителями традиционных мировых религий, людей веры, Русская Православная Церковь выражает свою озабоченность процессами нравственного безразличия современного общества, секуляризации публичной сферы, попытками выдавить религию в частную сферу жизни человека, оправданием греха и нравственных преступлений. При этом речь не идет об  участии представителей  традиционных религий в совместных молитвах или религиозных обрядах, а тем более о попытках унифицировать религиозные доктрины, но, напротив, на  межрелигиозных встречах их участниками каждый раз заявляется о важности сохранения собственных вероучений и этических систем. С целью совместного свидетельства миру, при условии доктринальной неприкосновенности, в Москве, в июле 2006 года был проведен Саммит мировых религиозных лидеров, на который собрались представители религиозных общин из различных стран.

Следствием возрождения церковной жизни в России стало и событие исторической значимости – воссоединение Русской Православной Церкви и Русской Православной Церкви Заграницей. Многолетнее разделение братьев по духу и по крови, причиной которого явились трагические события Гражданской войны 20-х годов XX столетия, было кровоточащей раной на теле Церкви. Для преодоления этого разделения было приложено немало усилий со стороны обеих Церквей, и, в том числе, со стороны государственной власти. Несмотря на некоторое сопротивление со стороны противников воссоединения, это событие состоялось, и день 17 мая 2007 года, несомненно, стал началом нового периода созидания церковного единства.

Русская Церковь стремится давать своевременные и востребованные оценки явлениям современности, с которыми приходится сталкиваться по мере усложнения человеческого сообщества и процессов, происходящих в нем. Накопленный Церковью  богословский и интеллектуальный потенциал, привлечение экспертов из различных областей науки и знания, позволили разработать документ, получивший название «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви». Данный документ, принятый Архиерейским собором 2000 года, содержит понимание Церковью таких вопросов как соотношение Церкви и нации, Церкви, государства и политики, рассматривает в контексте церковного учения и традиции такие категории как собственность, война и мир, преступление, наказание и исправление, затрагивает нравственные аспекты проблем биоэтики и экологии.

За последние двадцать лет Церковь приобрела неоценимый опыт служения в новых общественных и политических условиях. Церковно-государственные отношения в настоящее время имеют специфику, которая отличает их от всех предшествующих исторических этапов развития этих отношений. Договорной, партнерский характер современного диалога Церкви и государства является новой, а не реконструируемой моделью взаимоотношений Церкви и власти, которая не имеет прямых аналогов в истории России. Исторически взаимоотношения Церкви и древнерусского государства строились на основе принципов невмешательства сторон во внутренние дела друг друга и взаимной поддержки. Государство нуждалось в Церкви как в силе, способной духовно, нравственно и культурно преобразить общество, а Церковь рассчитывала на защиту со стороны государства своей миссии, а также на материальную поддержку. Во времена петровских преобразований в первой четверти XVIII столетия Церковь потеряла свою самостоятельность и превратилась в государственное ведомство. После революции октября 1917 года Церковь была отделена от государства, изгнана из публичной сферы, само ее существование было поставлено под угрозу, а церковно-государственные отношения носили эпизодический характер, не имея в своей основе системности. Изменения в церковно-государственных отношениях наметились лишь с началом 90-х годов. Они легли в основу построения современной системы взаимоотношений Церкви и государства. 

Сегодня Церковь стремится последовательно выстраивать партнерские отношения с государством, различными общественными институтами. В диалоге с властью Церковь является равноправной стороной, способной как выступить с инициативами и проектами, так и высказать свою озабоченность направлениями экономической или социальной политики государства. Выстраивание церковно-государственных отношений зиждется на государственном законодательстве, отраженном в основном законе страны – Конституции и законодательстве о религии, а также на фактической роли и значении Русской Православной Церкви как государство и культурообразующей религии. Конституция провозглашает Россию светской страной и указывает, что никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной, а религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом.

Однако указанные нормы Конституции не препятствуют государству устанавливать приоритеты во взаимоотношениях с религиозными организациями, в зависимости от их вклада в историческую традицию и культуру народа, их веса в обществе. Последние полтора десятка лет получило широкое распространение подписание договоров о сотрудничестве между Церковью и различными федеральными и региональными министерствами и ведомствами, а также отдельными учреждениями. Это касается научной, образовательной, социальной и многих других сфер совместной деятельности. С соответствующими профильными государственными органами у Церкви подписаны договоры о сотрудничестве. Территориальное устройство Церкви позволяет поддерживать отношения, разрабатывать и реализовывать социально значимые проекты в различных сферах общественной жизни совместно с муниципальными и государственными органами как на приходском местном уровне, так и на епархиальном региональном, и общецерковном государственном уровнях. В современном партнерстве Церкви и государства существуют и недостатки, которые связаны с отсутствием законодательной регламентации этих отношений, которые с одной стороны направляли бы эти отношения во взаимовыгодную и устраивающую обе стороны канву, а с другой, обеспечивали бы сторонам гарантии исполнения взаимных обязательств.

Еще одним существенным недостатком построения и поддержания отношений Церкви и государственных структур является чиновничий фактор. С одним ведомственным руководителем у представителей Церкви могут сложиться конструктивные отношения, а с приходом другого чиновника ситуация может измениться. Именно сопротивление отдельных чиновников инициативам и проектам Церкви, а порой и элементарное нежелание поддерживать диалог способно существенно тормозить развитие церковно-государственных отношений по тем или иным направлениям. Сегодня с большими трудностями идет отстаивание права российских школьников получать знания в рамках учебного предмета «Основы православной культуры». Данный курс строится на принципе альтернативности в рамках образовательной области «Духовно-нравственная культура». В образовательную область могут входить и другие религиозно-культурные дисциплины, а также светская этика, избираемые учениками по выбору. Европейским странам, в числе которых и Австрия, известен опыт преподавания в школах истории и культуры религии, а также  конфессиональных дисциплин, что является устоявшейся и не вызывающей недоумений практикой. В России отдельные чиновники от образования не спешат идти навстречу предложениям Церкви, и вопрос о полноценном преподавании «Основ православной культуры» остается не решенным в стране на протяжении более полутора десятка лет. Само государство не всегда оказывается готовым принять церковные инициативы. Так, пока еще не решен положительно вопрос о введении в воинских частях и подразделениях института военных священников, который является общемировой практикой. Остаются значительные пробелы в социальном партнерстве Церкви и государства в части готовности властей финансировать социальную деятельность представителей Церкви. Однако такие примеры не служат показателем общего уровня отношений Церкви и государства. На сегодняшний день на федеральном, региональном и местных уровнях реализуются многочисленные совместные церковно-государственные и церковно-общественные программы в научной и социальной, оборонной и правоохранительной сферах, а также в сфере образования и культуры. Такое соработничество осуществляется исходя из осознания необходимости укрепления в общественном сознании традиционных духовных и культурных ценностей, исторически лежащих в основе самобытности нашего народа.

 Активная общественная позиция Церкви, ее тесное сотрудничество с государственными и социальными институтами, церковное присутствие во многих областях общественной жизни – реальность сегодняшнего дня. И как бы некоторые недовольные внутри самой Церкви или ее внешние недоброжелатели не выступали против такого присутствия, Церковь никогда не уйдет в добровольное изгнание, катакомбы или пещеры, отгородясь от внешнего мира. Это невозможно, поскольку противоречит природе Церкви, призванной идти и учить народы (Мф. 28, 19), а также в силу того, что Церковь обращена к людям, откликаясь на их нужды и просьбы. Лицемерно отвернуться от таких людей было бы недопустимым.

Возрождение церковной жизни в России в ее разнообразных проявлениях служит основой для благополучного развития нашего общества, в котором бы житейские заботы людей гармонично дополнялись стремлением к духовному совершенствованию.
Комментарии ():
Написать комментарий:

Другие публикации на портале:

Еще 9