«Капитал» по-католически
События

Редкая книга, написанная представителем Церкви, привлекала так много внимания в Германии: «Капитал» Маркса, но Райнхарда, а не Карла. Автор — архиепископ, из всего немецкого епископата имеющий сильнейшее влияние на публику, — опубликовал свою книгу в самый разгар финансового кризиса, в ходе которого капитализм обсуждается так активно, как никогда за последние 40 лет.

Начальный тираж книги в 15 тыс. экземпляров, выпущенный христианским издательством Pattloch, уже практически разошелся.

По мнению Маркса, даже если Ансельм Грюн, финансовый директор бенедиктинского монастыря Мюнстершварцах, потерял на бирже много денег, даже если неудачливая евангелическая церковь Ольденбурга ошибочно полагала, что ее средства в американском Lehman Brothers находятся в безопасности, в целом церкви выиграли от кризиса в религиозном, интеллектуальном, а также, конечно, в политическом отношении.

Теперь считают, что христиане могут дать совет в беде
По словам Маркса, два года назад, когда издательство обратилось к нему, бывшему профессору социальной этики, он колебался с ответом. Должен ли он выступать как представитель Церкви, тогда еще епископ Трирский? Тогда церквям казалось, что они должны защищать свои скептические взгляды, направленные против слишком легкомысленных спекуляций, свой протест против превознесения капитала, свое критическое отношение к свертыванию социальных программ.

Тогда конференция католических епископов опубликовала сочинение «Новое социальное мышление», в котором критики увидели косвенное согласие с пакетом реформ бывшего канцлера Герхарда Шредера «План-2010», и Маркс активно оспаривал близость этого сочинения к проекту Герхарда Шредера. Теперь же христиане, социальное учение которых развивалось в течение многих столетий, считаются советчиками, которые могут выручить в беде.

Карл Маркс — «великий оппонент»
Книга архиепископа начинается с письма, обращенного к его однофамильцу. Он пишет, что еще в 70-е годы, когда он был студентом в Париже, к нему постоянно обращались по имени его известного однофамильца. Ему приходилось объяснять, что с отцом всех революционеров его связывает гораздо меньше, чем думали его сокурсники. Сегодня он называет Карла Маркса своим «великим оппонентом», о котором он тем не менее придерживается высокого мнения. «Я пишу Вам, потому что в последнее время мне не дает покоя вопрос о том, не слишком ли рано окончательно осуждать Вас и Ваши экономические теории», — так говорится в письме.

Конечно, в конце Райнхард Маркс заявляет, что ему ближе основоположники социальной рыночной экономики и католического социального учения, чем Карл Маркс. Но до этого он достаточно попотчевал неолибералов уксусом: он пишет, что необузданный капитализм увеличил пропасть между бедными и богатыми, угрожает среднему классу и может разрушиться из-за собственной прожорливости.

Так обозначена основная линия книги: архиепископ Маркс сожалеет о растущем количестве бедных в мире и в Германии, приводит цитаты из блаженного Августина о том, что государство без морали не более чем шайка бандитов, выступает за равные шансы в образовании и в условиях труда, отстаивает семейные ценности.

Маркс не высказывается по конкретным вопросам

Если сформулировать более свободно, то все это старое доброе католическое социальное учение, которое ищет свой путь между коммунизмом и безудержным капитализмом. Где проходит этот «третий путь», Марксу сложно сказать. По его мнению, этот путь нужно постоянно искать, идя вдоль «направляющих вех», устанавливающих границы дирижизму и либерализму. Но по конкретным проблемам, например о требовании профсоюза IG Metall увеличить заработную плату на 8%, он предпочитает не высказываться.

Остается только привести несколько сильных высказываний этого представителя Церкви и эксперта по социальным вопросам. В сегодняшней экономической системе существуют «структуры греха, которые дают толчок плохому», и потому их необходимо запретить. Например, так называемые фонды-стервятники, с помощью которых хеджевые фонды поглощают компании, оказавшиеся в бедственном положении, чтобы уничтожить их и на осколках этих компаний получить прибыль. Или же завышенные ожидания прибыли: «Это ненормально, если 25% считается нормой».

Это «избыток», говорит он, если менеджер получает в тысячу раз больше, чем рабочий, «разницы в два раза было бы достаточно». Райнхард Маркс заключает, что десять лет назад рейнский капитализм многими экономистами был объявлен мертвым «как социально-романтический пережиток послевоенного времени». Мировое сообщество нуждается в «глобализации социальной рыночной экономики», иначе невозможно будет преодолеть проблемы XXI века.

«Спекуляции - это грех»

«Безответственные спекуляции — это грех», — сказал мюнхенский архиепископ в интервью журналу Der Spiegel. Ежедневная газета Die Welt высоко оценила это высказывание архиепископа, потому что таким образом он собирает в одной комнате всех менеджеров, невзирая на их поступки. «Я хочу вызвать дискуссию, поэтому меня могут и критиковать», — сказал Маркс.

Один журналист спросил Райнхарда Маркса, считает ли он своего предшественника, Карла, книга которого все еще более успешна, одним из «анонимных христиан». Так теолог Карл Ранер когда-то назвал людей, которые ведут себя в большей степени по-христиански, чем многие христиане. Об этом архиепископ решил не распространяться. Он только сказал, что принудительно крестить тех, кто объявляет себя атеистом или критиком религии, значило бы впасть в грех неумеренности.

«Коммерсант» / Богослов.Ru 


Другие публикации на портале:

Еще 9