Изучение генеалогии приходского духовенства саратовской епархии XIX – начала XX в.
В статьях 2003 года А.И. Мраморнова рассматриваются вопросы генеалогии духовенства Саратовской епархии XIX - начала XX вв. на примере рода Мраморновых. Ставятся ряд вопросов, не потерявших до сих пор своей актуальности в рамках изучения истории духовного сословия синодального периода истории Русской Церкви.
Статья

Изучение генеалогии приходского духовенства саратовской епархии XIX – начала XX в.: основные источники и вопросы

Генеалогия – специальная историческая дисциплина, которая получила огромное развитие в отечественной историографии в последние 15 лет. Но работ, посвященных генеалогии духовенства очень мало. Наибольший вклад в эту область внёс А.В. Матисон, выпустивший монографию[1] и начавший издавать родословные росписи тверского духовенства[2]. Актуальность изучения родственных отношений в среде духовного сословия заключается в том, что это оно позволяет усовершенствовать методологию генеалогических исследований и в то же время обращаться к истории низших звеньев церковной иерархии, являвшихся, однако, её основой – темы, которые можно считать мало разработанными.

Можно считать, что духовенство в саратовском крае появилось одновременно с основанием города и колонизацией территории современной Саратовской области русским населением. Но только в 1799 году была образована саратовская и пензенская епархия, ставшая с 1828 года самостоятельной.

В центре внимания автора настоящей работы стоит изучение происхождения династии церковнослужителей Мраморновых. Основные источники, позволяющие изучить родственные связи представителей духовенства первой половины XIX в. хранятся в фонде духовной консистории и духовной семинарии Государственного архива Саратовской области (ГАСО). Но проблема в том, что до 1828 г. источники отсутствуют. Сведения о духовенстве саратовской епархии 1799-1828 гг. можно найти лишь в других архивах (например, пензенском).

Среди документов из фонда саратовской семинарии сохранились послужные списки учителей духовных училищ, которыми были диаконы и священники, а также разрядные (или именные) списки учеников духовных училищ и семинарий. В фонде консистории встречаются исповедные списки духовенства. Все эти документы являются основными источниками для установления родственных связей. Так, в именных ведомостях у учеников духовных училищ и семинарий указывается имя отца и место его службы. В исповедных ведомостях, в свою очередь, перечисляются жена и дети церковнослужителя, достигшие 7 лет. Сопоставление этих двух типов источников приводит к точному установлению родственных связей. Окончательное доказательство дают сведения из метрических книг, не всегда, однако, сохранившихся, а порой находящихся в чрезвычайно плохом физическом состоянии[3].

Можно проиллюстрировать сказанное фактическим материалом. Диакон Петропавловского собора г. Петровска Иван Иванович Мраморнов в 1820-ые – 1840-ые гг. состоял учителем Петровского духовного училища, основанного в 1822 г. В фонде саратовской семинарии сохранились его послужные списки 1839 и 1846 гг.[4] В них упоминаются места учёбы и службы Ивана Ивановича. Известно, что он учился в Пензенской духовной семинарии с 1811 г. А в 1822 г. стал диаконом Петропавловского собора и одновременно – учителем духовного училища. Исповедная ведомость духовенства этого собора 1840 г. перечисляет Ивана Ивановича, его жену и детей, среди которых – 7-летний Пётр[5]. Через несколько лет Пётр Иванович станет семинаристом и будет указываться в документах, обнаруженных в фонде семинарии, как «г. Петровска собора диакона Иоанна сын»[6].

К сожалению, многие документы из архива саратовской семинарии не сохранились в ГАСО. Например, документы из архива Петровского духовного училища, которые, скорее всего, хранились в Петровском городском архиве, но были уничтожены во время двух пожаров в его здании в 1920-ые и 1940-ые гг.[7] Лакуны в источниковой базе по периоду с 1865 года в значительной степени позволяют заполнять «Саратовские епархиальные ведомости». В этом журнале публиковались списки учеников всех классов духовных училищ и семинарии саратовской епархии, сведения о перемещении и награждении церковнослужителей, об их выбытии за штат и смерти. Наконец, в этом официальном печатном органе саратовской епархии встречаются и такие уникальные материалы, как статьи священнослужителей на богословские и церковные темы. Так, было найдено 2 любопытнейшие статьи уже упоминавшегося Петра Ивановича Мраморнова[8].

От второй половины XIX – начала XX в. в фонде семинарии и консистории сохранилось большее число документов. Однако проблема заключается в том, что в 1870-ых гг. теряет свою силу закреплённый при Павле I наследственный характер передачи должности церковнослужителя его старшему сыну[9]. Уже с 1880-ых гг. представители духовенства постоянно меняли места своей службы, случаи передачи места службы от отца к сыну становятся всё более редкими. Очень сложно бывает восстановить биографию того или иного представителя священнической династии. Но многие признаки определения родства по источникам сохраняются, добавляются и новые. Например, в клировых ведомостях[10] и делах о перемещении церковнослужителей содержатся сведения о месте рождении священника, а также имя и место службы его отца, а иногда даже и деда. Это значительно облегчает труд генеалога и отбрасывает необходимость построения всевозможных догадок.

В 1857 г. в саратовской епархии «возникла мысль об открытии епархиального училища для девиц духовного звания». А к началу 1870-ых гг. эта идея была реализована[11]. В именных списках учениц и копиях аттестатов из фонда Саратовского женского епархиального училища содержатся сведения об их отцах, которые могут быть в ряде случаев быть более полными, чем в материалах училищ и семинарий.

Следует отметить другие печатные источники, ценные для генеалога. Это адрес-календари Саратова, а также уникальная Справочная книга саратовской епархии 1912 года.

Поскольку «все исторические закономерности проявляются через деятельность людей»[12], в изучении генеалогии нельзя ограничиваться лишь установлением родства и фактов биографии. Ценны сведения о среде, в которой жили люди, описываемые генеалогом. Стоит привести пример. С.А. Щеглов, член СУАК, издал небольшие воспоминания о своей жизни в Петровске[13]. Есть там страницы о духовенстве Петропавловского собора в 1860-ые – 1870-ые гг., то есть периоде, когда там служил упомянутый выше П.И. Мраморнов. И хотя он сам упоминается у С.А. Щеглова лишь однажды, да и то как «священник П.И. М…», всё же описание богослужения, колокольного звона, обстановки в храме позволяет создать представление о среде обитания приходского духовенства. Без таких сведений генеалогическое исследование становится тусклым и однообразным.

Многие проблемы генеалогического исследования духовенства XIX в. ещё даже не выявлены, другие – не сформулированы. Хочется также надеяться, что в исторической литературе получат развитие вопросы, лишь поставленные в настоящей работе и близкие им.

Опубликовано: Краеведы и краеведение Поволжья в контексте общественного развития региона: история и современность. Материалы X межрегиональных краеведческих чтений 24–25 апреля 2003 года. Саратов, 2003. С. 74 – 77.

 


Три поколения Мраморновых – священнослужителей саратовской епархии в XIX – начале XX вв.

Дети священника А.П. Мраморнова Обратившись летом 2002 года к поиску своих предков по мужской линии, автор настоящей статьи добился значительных результатов в ходе работы с источниками в Государственном архиве Саратовской области (ГАСО). В основном использовались документы из фонда саратовской консистории и саратовской духовной семинарии. Кроме того, были привлечены сведения, почерпнутые из выходивших регулярно с 1865 г. «Саратовских епархиальных ведомостей»[14]. Сложность поисков заключается в том, что в архиве почти не сохранились документы Петропавловского собора и духовного училища г. Петровска (где проживали и служили герои данного исследования): в фонде консистории нет ни соответствующих метрических книг, ни клировых ведомостей, ни исповедных ведомостей. Судьба этих документов пока остаётся невыясненной, хотя есть надежда, что какие-то документы сохранились в архиве Петровского краеведческого музея.

До предпринятых поисков у автора этих строк имелись лишь скупые сведения о прапрадеде, Александре Петровиче Мраморнове: о том, что он учился в саратовской семинарии и затем стал священником. Год рождения был известен лишь приблизительно. В ходе исследований были выяснены точные биографические данные не только об Александре Петровиче, но и о его отце и деде. Несмотря на то, что изыскания не закончены, можно говорить уже о целой «династии» церковнослужителей Мраморновых, служивших в саратовской епархии в XIX – начале XX вв. Ещё не установлены родственные связи всех найденных персонажей (а их уже более 50), но можно говорить, что своим благонравием, ревностным отношением к службе и интеллектуальными способностями они выделялись среди других представителей обозначенной «династии». Речь идёт об Иване Ивановиче, его сыне Петре Ивановиче и внуке Александре Петровиче Мраморновых.

Сведения по первому из них содержатся в трёх найденных источниках: двух послужных списках (за 1839/40[15] и 1846/47 учебный годы[16]) и исповедной ведомости священнослужителей за 1840 год[17]. Прежде чем привести эти данные, следует заметить, что эти же источники позволяют получить некоторые соображения относительно отца Ивана Ивановича Мраморнова, наиболее раннего из известных на данный момент предка автора данной статьи. Во-первых, Иван Мраморнов был русским по национальности (про его сына сказано, что он происходил «из великороссиян»). Во-вторых, в тексте имеющихся послужных списков И.И. Мраморнова за 1839/40 и за 1846/47 гг. есть одна существенная особенность: в первом он значится как «диаконский сын», а во втором – как «священнический сын». Эта разница между послужными списками может означать не что иное, как факт продвижения Иван Мраморнова (отца) по службе в духовном ведомстве и получения им священнического сана между 1839 и 1846 гг. Если высказанное предположение верно, то к 1847 году Иван Мраморнов был ещё жив. Скорее всего, ему было уже более 60 лет (родился он вряд ли позже 1780 года). Только дальнейшие архивные изыскания (главным образом, в Пензенском областном архиве[18]) могут подтвердить высказанные предположения.

Сам Иван Иванович Мраморнов родился, скорее всего, в 1797 году. Этой даты не содержит ни один из имеющихся источников, кроме того, на основании всех трёх документов можно получить промежуток 1797-1801 гг. Однако проведённый автором этих строк анализ содержащихся в документах данных говорит о том, что наиболее вероятна как раз указанная дата. К сожалению, объём статьи не позволяет привести доказательство высказываемой гипотезы.

11 марта 1812 года Иван Иванович Мраморнов был зачислен в пензенскую духовную семинарию[19], что уже говорит о его незаурядных способностях, ведь в начале XIX в. лишь незначительная часть детей приходских священников обучалась в семинариях. Вот что, например, писал в 1866 году автор статьи по истории духовного образования в саратовской епархии: «В начале XIX столетия… большинство духовенства состояло из лиц, получивших образование или только в духовных училищах, или же дома… Бывали и такие священники, которые только умели подписывать свою фамилию; а из причетников некоторые и читали-то едва-едва»[20].

В семинарии И.И. Мраморнов «обучался в низших классах российской, латинской и греческой грамматикам и находился в пиитической классе». К сожалению, он не смог окончить полного курса из-за «преобразования семинарии». Данных для выяснения истинных причин этого пока не найдено.

Служба Иван Ивановича начинается в 1820 году в городе Петровске (видимо, где он родился и жил до отъезда в Пензу). Сначала он был дьячком Петропавловского собора, а потом стал служить там же дьяконом (с 1824 года). Кроме этого, с 1822 года он стал учителем петровского приходского училища. В эти же годы (в период с 1820 по 1824) Иван Иванович женится. У него и его жены Марии Герасимовны, которая была на пять лет моложе мужа, родилось семь детей: Василий, Екатерина, Иван, Павел, Пётр, Николай и Гавриил[21].

До конца жизни И.И. Мраморнов продолжал служить дьяконом Петропавловского собора и учителем приходского училища. О его личных качествах известно мало: в списке 1839/40 года он характеризуется как священнослужитель кроткого поведения, исправный и надёжный, в списке 1846/47 года – поведения хорошего и также как исправный и надёжный. Судам и штрафам он никогда не подлежал.

Точная дата смерти Ивана Ивановича неизвестна. Но приблизительно она устанавливается: между летом 1847 и осенью 1848 гг. Послужной список 1846/47 года был составлен осенью 1846 года и имеет приписку «жив», сделанную, видимо, уже в 1847 году (скорее всего, летом, после окончания учебного года). В именной ведомости об учениках семинарии и училищ за 1848/49 учебный год Пётр и Гавриил Мраморновы указаны как сыновья «умерш<его> диакона Иоанна». Ведомость составлялась осенью 1848 года.

Сын Ивана Ивановича, Петр, был, скорее всего, как и его отец, благочестивым священнослужителем. Он родился в 1832 году в г. Петровске. Обучался он в петровском духовном училище (в 1840-46 гг.) и затем саратовской духовной семинарии (в 1846-52 гг.). В архиве сохранились копии его свидетельства об окончании училища[22] и аттестат об окончании семинарии[23]. Копия аттестата ценна ещё и тем, что написана собственноручно П.И. Мраморновым. Оба документа показывают отличные успехи Петра Ивановича в учении. Оценки здесь «отлично-хорошо», «весьма хорошо» и лишь по физике (в семинарском аттестате) «хорошо». Свидетельством блестящему обучению Петра в семинарии служит присвоение ему звания студента[24].

К сожалению, пока не было найдено ни одного послужного списка и ни одной клировой ведомости, относившихся бы к службе Петра Ивановича, поэтому полностью восстановить его биографию пока нельзя. Но известно, что после окончания семинарии он сразу же поступил «в епархиальное ведомство». Вполне вероятно, что он стал служить там же, где его отец – в Петропавловском соборе г. Петровска. Первое свидетельство об этом относится, однако ж, лишь к 1866 году, когда Петр Иванович был назначен членом училищного совета по Петровскому уезда[25].

К 1867 и 1868 гг. относятся важнейшие источники – две статьи, написанные самим Петром Ивановичем. Первая из них – и более талантливая – называется «Рассказ о чудесном исцелении от тяжкой болезни, действием благодати Божией, совершившемся чрез обращение в Святую Православную веру»[26]. В ней описывается случай из церковной практики П.И. Мраморнова, заключающийся в том, что тяжело заболевшая лютеранка выздоровела благодаря принятию православия. Язык статьи Петра Ивановича яркий, сочный, чувствуется, что автор имеет талант литератора и проповедника. Вторая статья, называющаяся «О некоторых суевериях и предрассудках простого народа при принятии Св. Таинств и при обрядах церковных»[27], не впечатляет в такой степени, как первая, хотя и она довольно интересна. Обе статьи не содержат важных биографических сведений, но могут быть использованы для характеристики их автора. Кроме того, первая статья – интереснейший источник для изучения повседневной практики приходского духовенства России XIX в.

У Петра Ивановича было шестеро детей: Владимир, Анна, Варвара, Елизавета, Серафима и Александр. Когда его младшему сыну было всего 6 лет, Петр Иванович скончался. Об этом известно из сообщения «Саратовских епархиальных ведомостей» (1880. № 29).

Третий из героев настоящей статьи, Александр Петрович Мраморнов, родился в г. Петровске 16 (28) августа 1874 года, о чём свидетельствует клировая ведомость Покровской церкви села Балтай Вольского уезда Саратовской губернии за 1904 год и другое архивное дело, относящееся уже к 1912 году[28]. В 1884-1889 гг. он учился в петровском духовном училище, а затем поступил в саратовскую духовную семинарию, которую окончил в 1896 году, как и его отец, со званием студента. Некоторое время спустя после этого, Александр Петрович женился на Александре Васильевне Дьяконовой (конец 1896 или начало 1897 гг.), дочери священника. Уже с этого времени начинается его священнослужение. От года окончания А.П. Мраморновым семинарии сохранилось два его собственноручных заявления: одно – с просьбой «выдать копию с свидетельства об окончании… полного курса наук семинарии для представления оной в петровское уездное по воинской повинности присутствие»[29], другое – о том, что он «намерен поступить на духовную службу»[30].

Из упомянутой выше клировой ведомости 1904 года выясняются места службы Александра Петровича в 1896-1904 гг. Служил он в разных уездах Саратовской губернии: диаконом Христорожденственской церкви села Оркина Саратовского уезда (22 сентября 1896 – 26 ноября 1897 гг.), а затем был рукоположен во священника и служил во Введенской церкви села Анастасьина Аткарского уезда (26 ноября 1897 – 9 декабря 1899 гг.) и Покровской церкви села Балтая Вольского уезда (с 9 декабря 1899 года).

Клировая ведомость 1904 года ценна ещё и тем, что в ней приводятся точные даты рождения жены Александра Петровича и их детей, которых было четверо: Алевтина, Антонина, Сергей и Николай. Там же говорится, что А.П. Мраморнов – священник отличного поведений, а за последний год (декабрь 1903 – декабрь 1904 гг.) произнёс 60 проповедей. К слову сказать, искусство проповедника, которому Александр Петрович научился, видимо, в годы учёбы в семинарии, особенно проявился у него в 1900-1910-ых гг. Ниже приводятся свидетельства этому.

После службы в селе Балтай Александр Петрович служил в селе Колено Аткарского уезда (точная дата перевода его туда пока не выяснена), а после (в 1910-1912 гг.) – в Григорие-Богословской домовой церкви саратовского духовного училища[31]. Одновременно, с 19 августа 1910 г., он работает законоучителем в женской частной гимназии Штокфиш в г. Саратове[32]. Видимо, ко времени его работы учителем относится анекдот, сохранившийся в семейном предании. Суть его в том, что на одном из уроков Александр Петрович, упражняя воспитанниц в грамматике русского языка, попросил поставить слово «попрыгун» в форму женского рода. Одна из учениц дерзко ответила: «попадья-рыгунья». О реакции учителя на такой «остроумный» ответ ничего неизвестно.

Вернёмся к таланту проповедничества нашего героя, о котором говорилось чуть выше. В деле 1912 года есть замечательная запись об этом: «По назначению в кафедральный собор говорил одну проповедь; в чайных столовых Братства Св. Креста неоднократно проводил импровизации – религиозно-пастырские беседы с служением молебнов, акафистов и массовых молитвенных песнопений. В духовно-училищной церкви поучения произносил, преимущественно импровизации, почти ежепразднично»[33]. Проповедь, упомянутая в приведённом фрагменте источника, была произнесена Александром Петровичем в Александро-Невском кафедральном соборе г. Саратова 28 августа 1911 года[34].

Что касается дальнейшей судьбы А.П. Мраморнова, то имеющиеся на данный момент в распоряжении источники мало что разъясняют. Дело 1912 – это собственно прошение о переводе Александра Петровича к Спасо-Преображенской церкви города Саратова. Наложенная резолюция подтверждает факт перевода, к тому же имеется подтверждение этому в печатном органе епархии[35]. В то же время «Справочная книга Саратовской епархии» 1912 года упоминает его в числе служителей Спасо-Преображенского монастыря[36]. Любой саратовский историк-краевед знает, что с 1820-ых гг. Спасо-Преображенская церковь не относилась к Спасо-Преображенскому монастырю. Они даже находились в разных частях города[37]. Данную проблему можно разрешить лишь в ходе дальнейших изысканий.

Необходимо отметить также, что в 1913 году А.П. Мраморнов упоминается «Саратовским духовным вестником» как делопроизводитель саратовского епархиального комитета православного миссионерского общества. В том же номере помещена написанная им статья «Благочестие дома Романовых», в которой автор приводит исторические факты, связанные с духовной жизнью наиболее значительных русских царей из этой династии[38].

А.П. Мраморнов неоднократно награждался «епархиальным начальством»:  в 1903 году набедренником, в 1906 – скуфьей, в 1911 – «архипастырским благословением», в 1912 – камилавкой[39]. Вот все основные сведения о его жизни, которые удалось разыскать в ГАСО в ходе разысканий, проведённых летом 2002 года.

Послереволюционная судьба А.П. Мраморнова была, судя по семейным преданиям, нелёгкой. Однако по архивным данным этот период в его жизни ещё не исследовался, поэтому не стоит приводить здесь не подкреплённых документально сведений. 21 августа 1936 года Александр Петрович был арестован и осужден «Выездной сессией Спецколлегии Саратовского областного суда 26 января 1937 года по ст. 58-10 УК к 7 годам лишения свободы»[40]. До лета 1937 года он отбывал срок в Балашовской тюрьме (Саратовская область), а 5 июля был переведён в Карлаг, где скончался 21 ноября 1941 г. «от сердечной недостаточности и атеросклероза»[41]. Следственное дело, которое могло бы пролить свет на обстоятельства его жизни на одном из островов ГУЛАГа, пока не найдено.

Изучение биографий отдельных представителей приходского духовенства России XIX – начала XX вв. и их родственных связей на основе неопубликованных архивных источников и такого источника, как периодические издания епархий, помогает, с одной стороны, вводить в научный оборот новые факты по истории Русской православной церкви этого периода, а с другой – продолжать разработку методики генеалогических исследований духовного сословия, серьёзно начатую в последнее десятилетие[42].

Опубликовано: Труды научной конференции студентов и аспирантов «Ломоносов-2003». История. М., 2003. С. 69 – 73.



[1] Матисон А.В. Генеалогия православного приходского духовенства России XVIII – начала XX в.  М., 2000.

[2] Он же. Духовенство Тверской епархии XVIII – начала XX в.: Родословные росписи. Вып. 1. СПб., 2002.

[3] Большинство дел из ГАСО. Ф. 637 не выдаётся исследователям.

[4] ГАСО. Ф. 12. Оп. 1. Д. 1244, 2147.

[5] Там же. Ф. 135. Оп. 1. Д.  745. Л. 2.

[6] Например, ГАСО. Ф. 12. Оп. 1. Д. 2677. Л. 32об – 33.

[7] Сведения сообщены сотрудниками Петровского краеведческого музея.

[8] Саратовские епархиальные ведомости. 1867. №5 и 1868. №18.

[9] Доброклонский А.П. Руководство по истории Русской церкви. М., 2001. С. 562-563.

[10] Клировые ведомости по первой половине XIX в. в фонде саратовской духовной консистории единичны.

[11] Правдин А. Историческая записка о саратовской епархии (за пятидесятилетие 1828-1878 года). Саратов, 1879.

[12] Кобрин В.Б. Генеалогия и системы социального этикета // Леонтьева Г.А., Шорин П.А., Кобрин В.Б. Вспомогательные исторические дисциплины. М., 2000.

[13] Щеглов С.А. Город Петровск. Отрывки из воспоминаний. Саратов, 1909.

1 См. об этом периодическом издании: http://library.ssu.runnet.ru/files/spisok/html/609.html; Соколов В.Б. Саратовские епархиальные ведомости за 50 лет их существования (1865–1915). Исторический очерк. Саратов, 1915. В 1905-1913 гг. «Ведомости» выходили под другим названием – «Саратовский духовный вестник».

[15] ГАСО. Ф. 12. Оп. 1. Д. 1244. Лл. 93об – 94.

[16] Там же. Д. 2147. Лл. 61об – 62.

[17] Там же. Ф. 135. Оп. 1. Д. 745. Л. 2

[18] Петровский уезд принадлежал до начала функционирования в 1828 году саратовской епархии к пензенской. Кроме того, Иван Иванович Мраморнов учился в пензенской духовной семинарии, в фонде которой могут сохраниться и сведения о его отце.

[19] В Саратове до 1830 года не существовало духовной семинарии. Ср. с неверными данными о том, что «в 1800 г. открылись семинарии в калужской…, саратовской и слободско-украинской епархиях» (Литвак Б.Г. Русское православие в XIX веке // Русское православие. Вехи истории. М., 1989. С. 313).

[20] Саратовские епархиальные ведомости. 1866. №30.

[21] ГАСО. Ф. 135. Оп. 1. Д. 745. Л. 2; Там же. Ф. 12. Оп. 1. Дд. 1886, 2551, 2656.

[22] ГАСО. Ф. 12. Оп. 1. Д. 2038. Л. 180.

[23] Там же. Д. 2937. Лл. 59 и 59об.

[24] Студентами духовных семинарии становились те выпускники, которые заканчивали их по первому разряду (лучшие ученики, всего существовало 3 разряда).

[25] Саратовские епархиальные ведомости. 1866. №32.

[26] Саратовские епархиальные ведомости. 1867. №5.

[27] Саратовские епархиальные ведомости. 1868. №18.

[28] ГАСО. Ф. 135. Оп. 1. Д. 5496. Л. 2об – 3; Там же. Д. 6820. Л. 1.

[29] Там же. Ф. 12. Оп. 1. Д. 6442. Л. 29.

[30] Там же. Д. 6448. Л. 3.

[31] Саратовский духовный вестник. 1910. №22.

[32] ГАСО. Ф. 135. Оп. 1. Д. 6820. Л. 1.

[33] Там же.

[34] Саратовский духовный вестник. 1911. №10.

[35] Саратовский духовный вестник. 1912. №7.

[36] Справочная книга Саратовской епархии. Саратов: «Типография союза печатного дела», 1912. С. 504.

[37] См.: http://saratov.sgu.ru/spaso_preobr_monast.html; http://saratov.sgu.ru/109.html; Валеев В.Х. Из истории саратовских церквей. Саратов, 1990. С. 119. Кстати, в книге В.Х. Валеева сведения о составе причта монастыря взяты из упомянутой выше «Справочной книги…» 1912 года с допущением ошибки при перепечатке фамилии А.П. Мраморнова: «Мраморов» (см. там же).

[38] Саратовский духовный вестник. 1913. №4.

[39] ГАСО. Ф. 135. Оп. 1. Д. 5496. Л. 2об; Там же. Д. 6820. Л. 1; Саратовский духовный вестник. 1911. №22; Справочная книга… С. 504.

[40] Архивная справка Информационного центра ГУВД по Саратовской области от 12.08.2002 из личного архива автора настоящей статьи.

[41] Архивная справка ФСБ РФ от 21.10.2002 из личного архива автора.

[42] Наиболее значительной работой в этой области является: Матисон А.В. Генеалогия православного приходского духовенства России XVIII – начала XX в.: История рода Мощанских. М., 2000.

Комментарии ():
Написать комментарий:

Другие публикации на портале:

Еще 9