Функционирует при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям
   
Золотой фонд
Новое в справочном разделе
Комментарии читателей rss

Снова о главном, или пятому пункту посвящается

17 сентября 2013 г.
В продолжение дискуссии вокруг проекта документа Межсоборного присутствия «О подготовке ко Святому Причащению» свои мнение относительно пятого пункта данного документа высказывает иеромонах Петр (Прутяну).

Отец Петр, в последнее время в православной русской блогосфере все активнее обсуждается вопрос о связи между исповедью и причастием. Как исторически сложилось, что исповедь и причастие в обиходе стали связанными таинствами? Почему, на Ваш взгляд, этот вопрос так активно сейчас обсуждается?

Дискуссии на эту тему в русской церковной среде ведутся, по меньшей мере, с 2006 года, и это радует. Я внимательно следил за тем, что писали на эту тему. На мой взгляд, большинство богословов, которые высказывались по данному вопросу, очень правильно ставят вопрос и выступают с предложениями, которые весьма близки духу Предания Церкви и соответствуют сегодняшним реалиям церковной жизни.

Как мы увидим ниже, у греков такой проблемы нет. Однако у нас, где практика систематического причащения только начинает восстанавливаться в некоторых местах, этому препятствует "правило" исповеди мирян перед каждым причастием. Чаще всего исповедь совершается в спешке или формально, в лучшем случае сводясь к простому благословению на причастие. Искренние и сознательные священники справедливо поднимают этот вопрос, тем более что они сами не исповедуются перед каждым причастием, а "лицемерие двойных стандартов" не может продолжаться бесконечно. Как говорят святитель Иоанн Златоуст и преподобный Никодим Святогорец, правила подготовки к причастию (пост, молитва, исповедь - в случае необходимости) должны быть одинаковыми как для духовенства, так и для мирян. У клириков нет и не может быть никаких привилегий для причастия; есть только дополнительные обязательства, связанные с научением и служением. Надеюсь, это станет понятнее в рамках историко-литургического и духовного подхода, о котором речь пойдет далее. 

Об апостольском происхождении и прилюдной исповеди

С исторической точки зрения можно утверждать, что практика исповеди и отпущения грехов преемником апостолов (епископом или делегированным священником) имеет апостольское происхождение (I век), и она всегда существовала в Церкви. Однако с течением времени эта практика обретала различные формы и значения. Исторические свидетельства первых трех-четырех веков отрывочны и запутаны. Однако уже в IV-V вв. мы видим существование двух совершенно разных типов исповеди, между которыми позднее произошло "слияние". Так сложилась нынешняя практика исповеди. Здесь необходимо сделать ряд уточнений.

Существовала такая исповедь, которая совершалась только в случае тяжких грехов - идолопоклонства, отступничества, блуда, убийства, воровства и других грехов, которые считаются "смертными" (I Ин 5:16). Такая исповедь принималась единственный раз после крещения (ср. «Пастырь Ерма», Тертуллиан и др.) или не более двух-трех раз в жизни, а христиане, которые со всей серьезностью относились к своей жизни после крещения, практически никогда не исповедовались, хотя и причащались на каждой воскресной или даже ежедневной литургии. До конца IV века, в случае тех грехов, о которых знали все, такая исповедь совершалась прилюдно, а в тех случаях, когда община не знала о грехах, в них тайно исповедовались епископу или делегированному им священнику. После исповеди епископ или даже поместные соборы (см. 5 правило Первого Вселенского собора) принимали решение об отлучении от причастия кающегося на определенный срок (от нескольких месяцев до 15-20 лет). В зависимости от покаяния кающегося срок отлучения от причастия мог быть сокращен или продлен. По истечении установленного срока епитимьи человека допускали к причащению автоматически, без особых молитв или разрешительных формул, а в некоторых местных традициях - через возложение рук епископом или помазание освященным елеем.

Существовала и монашеская исповедь, которую принимал духовный отец ("старец/геронда"), чаще всего нерукоположенный (игуменья, если речь идет о женских монастырях). В данном случае шла речь об исповеди помыслов и получении личных советов в отношении духовной брани. Такая исповедь не касалась серьезных грехов, которые предполагали бы отлучение от причастия и обращение к местному епископу.

Согласно историко-литургическим источникам, ни одна из этих двух практик исповеди не имела своего литургического чина вплоть до XI века. Более того, лишь в XII веке, сначала на Западе, затем на Востоке, распространилось представление о том, что исповедание своих грехов в присутствии епископа или священника является единственной формой покаяния, а те грехи, которые не отпустил епископ или священник, не прощаются. Оба представления неверны и опасны. Именно они стали основной причиной «слияния» двух типов исповеди, которые практиковались не только монастырской среде, но и в миру. Наложение этих двух типов исповеди исказило смысл каждого из них, и эффект не всегда была положительным.

Исповедь друг перед другом

В первые три века христианской эры ко крещению допускали только после продолжительной катехизации, а кандидатам требовалось еще до крещения принести свидетельство чистой жизни. Было недопустимо, чтобы крещеный христианин по-прежнему совершал тяжелые грехи (I Ин 3:09, 5:18; Евр 6:4-6). Если же так случалось, что кто-либо из христиан совершал тяжкий грех, его отлучали от евхаристической общины (I Кор 5:1-5). Спустя некоторое время, если человек приносил свидетельство своего покаяния, его принимали вновь (2 Кор 2:3-11). Конечно, ранние христиане имели сознания своей греховности (I Ин 1:8-10), но покаяние за грехи рассматривалось как непрерывный процесс, радикальный этап которого имеет место перед крещением, а затем становится постоянным духовным деланием до конца жизни. Особый акцент ставился на "исследование совести" (I Кор. 11:28). В малых грехах, которые совершал каждый, люди "исповедовались друг другу" и "молились друг за друга" (Иак 5:16, 1 Ин, 5:16-17). Разумеется, наибольшее внимание уделялось ежедневному покаянию перед Богом, особенно перед причастием Святых Таин (ср. Дидахи 4:14), а прощение за эти грехи даровалось через само приобщение Телу и Крови Христовым, которое совершается "во оставление грехов и в жизнь вечную". Если вы обратили внимание, в этом кратком описании использованы глаголы в прошедшем времени - не потому, что все изложенное перестало быть действительным, но потому, что прежний смысл был в значительной степени утрачен и с трудом может быть восстановлен.

После Миланского эдикта (313 год), в лоно Церкви стали принимать всех желающих, хотя жизнь многих не соответствовала Евангелию. И если готовить людей ко крещению продолжали с большой тщательностью, число христиан, которые совершали грехи, отлучавшие от причастия, все возрастало. Так, Церковь была вынуждена налагать на людей разные епитимьи для соблюдения покаянной дисциплины. Но даже в этой ситуации исповедь в присутствии епископа или священника не была обязательным условием для причастия, но каждый шел на исповедь по зову своей совести. Святитель Иоанн Златоуст, называемый также "учителем покаяния", часто упоминает об исследовании совести и искреннем покаянии за грехи, но редко когда под этим он подразумевает исповедь грехов у священника. Вполне вероятно, что ни сам святитель Иоанн Златоуста, ни святитель Василий Великий никогда не исповедовались (в понимании того времени). Это могло бы означать, что у них были препятствия в их священническом служении, однако их жизни свидетельствуют об обратном. Тем более, что все великие иерархи тех времен принимали крещение в зрелом возрасте и с полным осознанием того христианского призвания, которому они были верны.

Угасание традиции катехизации. Появление руководств к исповеди

К сожалению, в течение VI века, но в особенности после периода иконоборчества, условия для крещения практически исчезли, и это привело к введению ряда условий (изначально отсутствовавших) для причастия. Одновременно с этим резко сократилась частота причащения. Если в первые века было недопустимо, чтобы кто-либо принимал участие в Божественной литургии, не причащаясь (!), то после VI века литургию все чаще рассматривают как изображение символов и мистических образов, которые могут духовно возвысить человека и без евхаристического причащения. Одновременно с введением поименного поминовения на Проскомидии (XI-XII вв.) и развитием ошибочных представлений об "омытии грехов" поминающихся, суть литургии стала еще более размываться. Ведь для того чтобы тебя помянули на литургии, не было необходимости ни поститься, ни исповедоваться, в то время как для причастия требовалось и то, и другое, и много чего еще.

В этот же период монастырские чины богослужений и постов получают все большее распространение в миру. В XIII веке устав монастыря св. Саввы стал нормой для всей Церкви, а монашеское влияние на всю ее жизнь достигло своего апогея в период исихастских споров. Этот внутренний исторический контекст Церкви, наложившийся на вторжение мусульман с Востока и схоластическое влияние с Запада, привел к тому, что люди стали причащаться еще реже. Если же они хотели причаститься, им надлежало следовать монашеской практике подготовки к Евхаристии, исповедуя все грехи, в том числе помыслы. Монахи даже начали писать различные руководства к исповеди, уча мирян, как "правильно" исповедоваться. Только в XIX веке, да и то лишь в греческом пространстве, в отношении формы и частоты исповеди была предпринята попытка вернуться к древней практике Церкви. Так, в наши дни греки причащаются относительно часто, но идут на исповедь только тогда, когда ощущают в этом потребность, не будучи обязанными исповедоваться перед каждым причастием. Никто не отрицает существование некоторых злоупотреблений в нынешней греческой практике, но она лучше всего соответствует древней практике Церкви.

Сакраментальная исповедь

На Афоне, к примеру, существует несколько монастырей, в которых "сакраментальная исповедь" совершается только два или четыре раза в год, а монахи причащаются от двух до семи раз в неделю. Если братьям нужны какие-либо советы от настоятеля или если они хотят исповедовать свои помыслы, то они могут это делать и каждый день. Однако это уже не сакраментальная исповедь, а лишь духовная или подчас чисто человеческая беседа. Ни сакраментальная исповедь, ни духовные беседы не ведутся во время богослужения и даже не в храме. Настоятель и его духовный сын беседуют сидя, а в случае сакраментальной исповеди, в самом конце, настоятель берет епитрахиль и читает соответствующие молитвы. Все очень просто и личностно, а в женских монастырях (многие из которых являются подворьями афонских монастырей) исповедание помыслов совершается перед игуменьей, и только в случае более серьезных грехов игуменья может направить сестру к священнику-духовнику для чтения над ней необходимых молитв. Некоторые могут задаться вопросом: а что же такое Таинство исповеди?

Обязательно следует помнить, что в первом тысячелетии христианства понятие «сакраментального таинства» относилось только ко Крещению и Евхаристии (а все остальные священнодействия были связаны с Евхаристией; ср. Дионисий Ареопагит). Только западная схоластика, а затем и православное богословие (лишь в XIII-XIV вв.) включают в число "таинств" и покаяние/исповедь. Под "таинством исповеди" нам не следует понимать "тайну/секрет исповеди", что, по смыслу, совсем иное. Следовательно, исповедь может быть названа "таинством" только в самом широком смысле этого слова (так же, как, например, освящение воды), но фактически она предшествует всем «таинствам», и именно поэтому ее чин не начинается со слов "Благословенно Царство...". А некоторые чины предписывают совершение исповеди в притворе или в особых помещениях, а не в церкви, и, уж конечно, не во время литургии. Если у кающегося нет больших грехов, исповедь может быть простой духовной беседой, во «внелитургической» обстановке, а в сакраментальной исповеди (с молитвами и разрешением от грехов) нуждаются только те, кто из-за тяжелых грехов отпал от Церкви и ищет примирения с ней и со Христом.

Билет на причастие

Священное Писание и святоотеческое предание нашей Церкви уделяют большое внимание духовному росту, который возможен только через созревание духовного сознания. Разумеется, более частая исповедь помогает в этом, но только тем, кто из «среднего класса». Те, кто приходит в церковь от случая к случаю, не понимают, почему им следовало бы чаще исповедоваться. Это может их даже пугать. А тех, кто обладает каким-то духовным опытом, это утомляет или замедляет их естественный духовный подъем. Исповедь не следует рассматривать как возможность получить прощение за грехи, которые человек не понимает или с которыми никак не борется. Такая исповедь вскоре становится формализмом, вводящим в заблуждение! Духовная практика показывает, что человек, который причащается несколько недель подряд, исповедовавшись при этом всего один раз, более внимателен к своей духовной жизни, нежели тот, кого призывают исповедоваться перед каждым причастием. Люди из первой категории будет духовно возрастать, правильно понимая смысл причастия и исповеди, в то время как люди из второй категории будут воспринимать исповедь как своего рода «окошко», в котором выдаются (или даже продаются!) «билеты» на причастие. Так происходит чаще всего, хотя может быть и целый ряд исключений.

Нашим христианам следует понимать, что покаяние не ограничивается исповеданием грехов и получением разрешительной молитвы. Любая молитва и духовное усилие являются покаянием. Это не исключает исповедания грехов в присутствии епископа или священника, но дополняет и завершает его. Можно сказать, что покаяние - это "постоянное терапевтическое упражнение", а исповедь - "хирургическая операция". Однако мы дошли до того, что оперируем людей на каждом шагу, все время держа их под анестезией, но при этом не учим их вести здоровый образ жизни. Апостол Павел пишет о том, что перед причастием Святых Таин "да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет из чаши сей" (1 Кор 11:28). Здесь речь идет об исследовании собственной совести, которую следует воспитывать таким образом, чтобы человек видел свои грехи и каялся в них. Если же его грехи становятся каноническими препятствиями к причастию Святых Таин, то он должен исповедаться и понести наложенную на него епитимью до тех пор, пока снова не войдет в евхаристическую общину Церкви, от которой он был отлучен через свой грех.

Обновление Крещения, а не психологический сеанс

На мой взгляд, в течение жизни у человека могут быть всего лишь несколько исповедей, которые были бы подлинным обращением от греха или "обновлением Крещения". Некоторые люди никогда и не переживают подобное возвращение, даже если исповедуются относительно часто. Что бы ни говорилось, исповедь, совершаемая каждую неделю или даже каждый месяц, не может быть столь интенсивным переживанием, как подлинное покаяние с "реками слез", о которых говорят святые отцы в связи с этим. Таким образом, мы вынуждены признать, что не все исповеди являются исповедями в полном смысле этого слова, а исповедь и покаяние являются пересекающимися понятиями, которые, тем не менее, не тождественны друг другу.

Для причащения Святым Тайнам нам надо постоянно пребывать в состоянии покаяния и сокрушения сердца, без которых мы не можем приступать к евхаристической Чаше. Но это не означает, что каждый раз мы должны идти на исповедь, если наша совесть нас к этому не побуждает. Если же мы чувствуем потребность в исповеди, и есть такая возможность, тогда это непременно надо сделать: без спешки, без стереотипов, не превращая исповедь в "психологический сеанс", без обсуждения тех вопросов, о которых можно поговорить и вне исповеди, и, разумеется, без того, чтобы чрезмерно утомлять священника. Есть люди (особенно женщины), которые, если бы это было возможно, исповедовались бы каждый день по целому часу, впадая в опасные заблуждения. Но такой подход является не духовным, но сентиментальным, а порой даже бесовским. По всей видимости, лукавому интереснее создавать у тебя впечатление, будто ты делаешь что-то хорошее, нежели тогда, когда он ничего не дает тебе сделать. Поэтому священники, особенно молодые, должны быть внимательны к длительным и подробным исповедям, в то же время не впадая в формализм исповедей «на конвейере», которые, по сути, исповедями и не являются.

Недейственная исповедь

Такое явление, как формальные исповеди, наблюдается особенно в городах и в некоторых монастырях, где практику исповеди, особенно в дни постов, следует безотлагательно и радикально пересмотреть. Осмелюсь утверждать, что многие из таких исповедей попросту недейственны. И их недейственность проявляется в том, что большинство (не)верующих, которые приходят раз в год исповедоваться и причаститься, сразу же после этого продолжают вести образ греховный образ жизни, чуждый Евангелию. Священники считают, что, будучи более снисходительным к этим людям, они их обретают для Церкви, но на самом деле они обманывают сами себя, потому что те люди по-прежнему остаются вне Церкви и  даже после разрешительной молитвы причащаются недостойно. Бог может простить и убийцу, и блудника, которые приносят искреннее покаяние и меняют свою жизнь. Но дать отпущение грехов и причастить Телу и Крови Христа всех пьяниц и блудников, которые приходя в храм один раз в год, а затем сразу возвращаются к своей жизни, полной страстей, - это опасная вещь, которая к добру не ведет. Здесь мы не говорим об исключениях...

Практические соображения. Что считается нормой?

В заключение хотелось бы отметить ряд практических соображений, которые я не навязываю, а лишь предлагаю для обсуждения:

Из-за отсутствия катехизации в Церкви люди часто живут в крайне тяжелых грехах, которые они считают нормой. В частности, я имею в виду сожительство и другие плотские грехи, вошедшие в моду. Поэтому, для тех, кто приходит причаститься один или три-четыре раза в год, исповедь перед каждым причащением обязательна, особенно если священник не знает жизни этого человека. Фактически, исповедь перед каждым причащением появилась именно тогда, когда люди стали причащаться только несколько раз в год.

Возникает вопрос, следует ли причащать тех, кто уже на протяжении многих лет подряд причащается раз в год, «по традиции», не имея при этом искреннего желания быть живыми членами Церкви. Зачем нам обманывать этих людей и себя самих? Евхаристический минимум, установленный Церковью, предполагает причастие раз в три воскресенья (80-е правило Трулльского собора), а не раз в год. Тем, кто причащался один раз в год, я разрешил причащаться только при условии (на мой взгляд, оправданном), что они придут, по меньшей мере, два-три воскресенья подряд на причастие. Так, некоторые впервые в своей жизни причащались несколько воскресений подряд и даже держали весь Великий пост. Некоторые из тех людей продолжают причащаться и сейчас, а других я больше не видел. Несмотря на это, по крайней мере, я попытался вывести их из ложного понимания о том, что если ты причащаешься раз в год, то все в порядке, и тот, кто делает это, является православным по всем правилам.

Те люди, которые начинают чаще ходить в церковь и осознают необходимость и пользу более частого причащения, на мой взгляд, на первом этапе (продолжительность которого зависит от каждого человека в отдельности) должны исповедоваться перед каждым причастием. Затем они могут причащаться дважды после одной исповеди, затем трижды - до тех пор, пока они не достигнут духовной зрелости. Тогда они уже перешагнут через эту «математику» и будут приходить на исповедь каждый раз, когда почувствуют в этом необходимость, а их духовная жизнь обретет равновесие. Возникает вопрос, надо ли в подобных ситуациях верующим подходить каждый раз и просить благословения на причастие. Думаю, в отношении одних - да, а в отношении других - такой необходимости нет.

Те христиане, которые являются живыми членами Церкви, читают Священное Писание и другие духовные книги, совершают утреннее и вечернее правило, соблюдают четыре многодневных поста, а также среды и пятницы, находятся в мире со всеми и исповедуются раз в три-четыре недели, могут, на мой взгляд, причащаться на каждой литургии без особых дополнительных условий. В целом, однако, лучше следовать совету духовника, который должен воспитывать в человеке послушание не себе, но показывать верный путь ко Христу и воспитывать его совесть трезвенной и здоровой. Хороший духовник никогда не будет навязывать своим духовным чадам условия для причастия, которые он сам не выполняет, хотя, быть может, имеет в них большую нужду.

Да поможет нам Бог избавиться от болезненных стереотипов, в которых мы застряли, а епископам и священникам да подаст мудрости и силы, чтобы приблизить людей ко Христу.

Перевод с румынского Алина Патракова

Газета «Кифа»

Ключевые слова:
См.также:
Подписаться на ленту комментариев к этой публикации

Комментарии (21)

Написать комментарий
#
13.10.2013 в 10:29
Наконец-то появилась более-менее серьезная статья на тему Исповеди и Причастия, а то в теме обсуждения «Проекта о Причастии…», можно уснуть мертвым сном. Спаси Господи.
Ответить

#
Виталий Мигузов, Россия, Воронеж
2.10.2013 в 17:17
Отец Петр, рад был прочитать каждое слово. То, что Вы считаете нормой, очень бы хотелось увидеть закрепленным в обсуждаемом нами проекте.
Ответить

#
19.09.2013 в 23:18
Очень советую перечитать главу "Летняя пора" из второй части "Записок из Мертвого дома" Достоевского, о причащении в остроге. Чтобы обдумать слова: "И их недейственность проявляется в том, что большинство (не)верующих, которые приходят раз в год исповедоваться и причаститься, сразу же после этого продолжают вести греховный образ жизни, чуждый Евангелию" и проч. Чтобы не быть Иванами, не помнящими родства.
Вот, например, есть такой историк, академик Милов (ныне, правда, уже покойный), а у него есть концепция под названием "Великорусский пахарь" (монография т.е.) - о таинственнейшем появлении на Руси крепостного права (проблема сложнейшая). Он считал, что это был акт самоотвержения русского крестьянства, которое сознавало, что иначе его на землю не посадить и не приучить к добросовестной, ежедневной работе. Поэтому оно надело на себя ярмо.
Отмена исповеди станет бедой. Я, например, без нее стану хуже, это точно. Мне она нужна в любом виде. Без воззрения на священника (глаза в глаза) мне к чаше не подойти.
А вот еще новация: не будем освящать пасхальную еду. Герасим Павский пояснял своему воспитаннику: русский человек не может ничего делать без благословения, поэтому благословляют на столах пасхальные яства - чтобы ускорить действо; освященная еда - это как благословение сразу большому количеству людей и команда: можно есть скоромное.
А сейчас мы стали другими? Эмансипировались донельзя? Так ведь не все же.
Ответить

#
Алексей, Россия, Москва (Moscow)
20.09.2013 в 09:36
А русскому человеку вообще бы хотелось жить под епитрахилью.
Но необходимо еще и самому работать над собой.
Никто не говорит об отмене исповеди.
Разговор только о том, что бы насильно не связывать это таинство с Евхаристией и не заставлять людей перед каждым причастием подходить к исповеди как за пропуском (разговор в основном о тех кто участвует каждое воскресение).
Если вы чувствуете, что не можете подойти без исповеди, то исповедуйтесь.
Но не надо насильно, для всех, связывать эти два таинства.
Изначально не было так(и в некоторых поместных православных церквях сейчас).
Речь только об этом.



Ответить

#
22.09.2013 в 14:59
"Речь только об этом". И только, думаете? Уже было: поглядите-ка, как в Греции, а давайте поменяем, справу произведем, здесь поправим да здесь не так сделаем... То, о чем Вы говорите, это очень много!
Ответить

#
Алексей, Россия, Москва (Moscow)
19.09.2013 в 20:56
Браво. Достойнейшая статья.
Ответить

#
17.09.2013 в 22:05
Автор статьи совершенно верно рассуждает о основных моментах подготовки к Таинству Причащения Тела и Крови Христа. Думаю,что очень полезно прислушаться к взвешенному мнению многим пастырям Церкви. Формальность исповеди убивает душу. Должно быть покаяние сердца.
Ответить

#
14.11.2014 в 02:10
Раз придет человек формально,два ...а на пятый придет и слезно покаиться. Согласна с тем что без исповеди причастие невозможно...может со стороны кажется формально ...никто ж в душу не может заглянуть того "формально исповедовшегося " человека ... надо держаться не отступая Святых Отцов и сохранить все о чем они писали и заповедовали.
Ответить

#
17.09.2013 в 20:35
// Евхаристический минимум, установленный Церковью, предполагает причастие раз в три воскресенья (80-е правило Трулльского собора), а не раз в год.//

А какое правило устанавливает это " Евхаристический минимум " ?
80-е правило Трулльского Собора этот минимум не устанавливает. Вот его содержание:

"80. Если кто, епископ, или пресвитер, или диакон, или кто-либо из сопричисленных к клиру, или мирянин, не имея никакой настоятельной нужды, или препятствия, которым бы надолго устранен был от своея церкви, но пребывая во граде, в три воскресные дни в продолжении трех седмиц, не придет в церковное собрание: то клирик да будет извержен из клира, а мирянин да будет отлучен от общения."

Нужно сначала обосновать необходимость причащения за каждой Литургией, а потом уже на основании 80-го правила Трулльского Собора можно будет говорить о том, что христианин должен хотя бы раз в три седмицы прийти в воскресенье в храм на Литургию.
Обоснования необходимости причащаться за каждой Литургией не найти даже во 2-м правиле Антиохийского Поместного Собора, не говоря уже о 9-м Апостольском правиле, на которое обычно ссылаются приверженцы частого Причащения.
Ответить

#
Алексей, Россия, Москва (Moscow)
19.09.2013 в 21:08
9-е Апостольское правило - "Всех верных, входящих в церковь, и писания слушающих, но не пребывающих на молитве и святом причащении до конца, как безчиние в церкви производящих, отлучать подобает от общения церковного." Как раз об этом говорит.
Вот толкования:

Зонара. Настоящее правило требует, чтобы во время совершения святыя жертвы, все пребывали до конца на молитве и святом приобщении. Ибо тогда и от мирян требовалось, чтобы постоянно причащались. Есть правило собора сардикийскаго и другое трулльскаго, и еще правило собора антиохийскаго, предписывающая, чтобы подлежал отлучению тот, кто, присутсятвуя при богослужении в три воскресеые дня, не причастится. Посему и настоящее правило подвергает отлучению не прибывающих на молитве и святом причащении, как нарушающих порядок. И второе правило антиохийскаго собора говорит об этом.

Аристен. Отлучай не пребывающаго на молитве и причащении. Должно подвергать отлучению того, кто не пребывает в церкви до конца, но еще во время совершения святой литургии выходит из церкви; ибо такой производит в церкви бесчиние.

Вальсамон. Определение настоящаго правила весьма строго. Ибо отлучает бывающих в церкви, но не остающихся до конца и не причащающихся. И другия правила подобным образом определяют, чтобы все были готовы и достойны причащения, и подвергают отлучению не причащающихся в три воскресные дня.

Славянская кормчая. Пребывати в церкви молящимся до последния молитвы. Да отлучени будут не прибывающии в церкви до последния молитвы, ни причащающиеся.

Толкование. Иже не пребывают во святе церкви до последния молитвы, но еще святей службе поемей и совершаемей, исходят из церкве, таковии яко бесчиние творяще во святей церкви, да отлучатся.

Первые три, как раз так и толкую.
И только очень поздние, последние толкуют в том духе, что говориться о выстаивании службы до конца.
Ответить

#
20.09.2013 в 12:11
//Первые три, как раз так и толкую.
И только очень поздние, последние толкуют в том духе, что говориться о выстаивании службы до конца//
Комментарий Алексея Аристина какой у Вас по счету и по времени будет?
Алексей, объясните пожалуйста, откуда в комментариях Зонары и Вальсамона взялось утверждение об отлучении непричащающихся " в три воскресные дня " и почему блюстители канонического права с такой легкостью и беспечностью подменяют одно правило другим?
Ответить

#
22.09.2013 в 00:35
Геннадий, в чем Вы наблюдаете подмену не понимаю? 80е правило имхо ясно и недвусмысленно звучит.
что же до еженедельного причастия, ибо оно из этого правило не следует (это ведь Ваш вопрос?): имхо, насколько часто тебе выпадает литургия, в каждую следует причаститься в норме, изза того что народ приходил постоять поприсутствовать, имхо, это правило и появилось. за каждой литургией Христос призывает к причастию, если я этот призыв не слышу или отвергаю, то зачем я пришел?
Ответить

#
22.09.2013 в 16:15
//Геннадий, в чем Вы наблюдаете подмену не понимаю?//
Взгляните еще раз на то, что здесь было написано. О. Петр, говоря о Причастии, ссылается на 80-е правило Трулльского Собора, в котором нет ни слова о Причастии и причащении.
Алексей из Москвы, находит в 9-м Апостольском правиле указание на ежелитургическое Причащение, ссылаясь при этом на комментарии Зонары и Вальсамона к этому правилу. Зонара же в свою очередь для обоснования утверждения о необходимости причащения в три воскресных дня отправляет вопрошающих опять к 80-му правилу Трулльского Собора, в котором не ни слова о Причащении. Так можно до бесконечности кружиться по этому замкнутому и прочному кругу, если не найти обоснования необходимости причащаться за каждой Литургией во 2-м правиле Антиохийского Собора. О связи 2-го правила Антиохийского Собора с 9-м Апостольским правилом и о невозможности на основе этих правил обосновать необходимость причащения за каждой Литургией я уже писал в соседней теме, комментируя статью о. Феодора Людоговского ( 17.09.2013 в 11:34 ), которую он разместил на Правмире.

// что же до еженедельного причастия, ибо оно из этого правило не следует (это ведь Ваш вопрос?): имхо, насколько часто тебе выпадает литургия, в каждую следует причаститься в норме,//

Что значит " насколько часто тебе выпадает литургия "? Мы же - не в казино, а в Церкви. Нельзя пропускать ни одной воскресной Литургии. Все воскресные Литургии взаимосвязаны как звенья одной цепи и неповторимы ( в течении одного годового круга ), к тому же задают программу делания на всю следующую неделю. Причащаться нужно тогда, когда ты чувствуешь, что теряется связь со Святым Духом. Если ты не обладаешь способностью к такому чувствованию, то руководствуйся правилом. Какое правило выбрать, зависит от тебя и от совета твоего духовника.

// изза того что народ приходил постоять поприсутствовать, имхо, это правило и появилось. за каждой литургией Христос призывает к причастию, если я этот призыв не слышу или отвергаю, то зачем я пришел? //

Какое " это правило "? 80-е запрещает не присутствовать на богослужении в течении трех седмиц, если ты находишься в " городе ", 9-е и 2-е запрещают уходить крещенному с Литургии верных, если он присутствует на Литургии оглашенных.
Иисус Христос в Евангелиях предлагает два вида Причащения. О первом виде ( от Чаши, с использованием вина и хлеба ) говорится в первых трех Евангелиях, о втором - в Евангелии от Иоанна в 6-й главе. Каким образом человек будет Причащаться зависит от Бога, и не вам решать, кому - уходить, а кому - остаться.
Ответить

#
9.10.2013 в 00:15
Геннадий, а Вы не слишком загнули: "Причащаться нужно тогда, когда ты чувствуешь, что теряется связь со Святым Духом. Если ты не обладаешь способностью к такому чувствованию, то руководствуйся правилом. Какое правило выбрать, зависит от тебя и от совета твоего духовника. " Это что-то вроде апостольского: угодно было святому Духу и нам... Вы либо святой либо в прелести, нет?
Ответить

#
9.10.2013 в 19:00
Алексей Зюков, здесь, на Портале - Богослов.ру, когда-то обсуждалась статья о. Павла ( Великанова ) " Покаяние нераскаянное? ". Мне запомнился один комментарий к ней. Написал его прот. Сергий Точеный. Вот отрывок из этого комментария :

" Благодать может отходить от нас не только за явный грех (тогда и чужой список сгодится для исповеди), но и за действия, которые грехом сами по себе не являются, но, совершая их, мы отклоняемся от пути Божия ("Идохом во Ахаию, и Дух Божий не иде с нами, обратихомся в Македонию, и Дух Божий иде с нами")Понятно, что идти в Ахаю само по себе не грех, но в том случае- отклонение от пути Божия и потеря благодати Св. Духа. Вот апостолы отслеживали, а в Духе ли они, так же и о. Иоанн Кронштадский и все святые; а мы часто этим небрежем и, теряя благодать, продолжаем вертеться в кругу "добрых дел", и искренно не понимаем, о каких грехах речь (грехов-то явных я не делаю)и с чем тогда идти на исповедь. Если периодически покидает нас благодать, то есть нам в чем каяться- в уклонении от пути Божия. А если мы всегда в Духе, то и хорошо- хоть сейчас, как говорил прп. Серафим Саровский, на суд Христов. "
Выделю из него одно предложение :

" Если периодически покидает нас благодать, то есть нам в чем каяться- в уклонении от пути Божия."

Церковь - это тело Христово, но следует не забывать, что Оно вбирает с себя сообщество кающихся грешников. Бесчувствие в отношении благодати Духа Святого ведет к " уклонению от пути Божия ". Уклонение ведет к промаху. Промахнуться по-гречески означает согрешить. Узаконивание бесчувствия к Духу Святому есть узаконивание греха. Если Вас не тревожит бесчувствие, то Вас и грех ( малый ) не беспокоит, и каяться Вам не в чем. Вы просто не способны оценить и понять каким образом Вы совершаете промахи ( грешите ). Вы даже в течении длительно времени можете не догадываться о том, что Вы грешите, пока не произойдет что-то очень и очень болезненное, что-то, что заставит задуматься о причинах возникновения боли. Вы советуете и мне жить так же? Беспечно порхать от кризиса до кризиса и каяться только тогда, когда " прижмет "? Или советуете мне жить жизнью бесчувственного автомата, который сверяет свои действия с неким шаблоном праведности? Часто бывает так, что внешне праведные действия оказываются злом, а внешне неправедные - добром. Да и все многообразие жизни ни в какие шаблоны не влезет. Так что вывод такой: или заботишься о развитии чуткости, или .....обязательно согрешишь.
А по поводу прелести, могу сказать следующее: лучше в нее не вляпываться ( спасибо что напомнили мне о ней ), но если бы меня поставили перед выбором - жить как автомат или рисковать, зная, что можно таким образом впасть в прелесть - я бы выбрал второе. Тем более, что всем мы - в прелести, с которой уже смирились и считаем ее нормой. Вы, как я понял, писали о ненормативной прелести. Спасибо. Я уже принял Ваши слова к сведению.
Ответить

#
10.10.2013 в 15:34
Геннадий, здравствуйте. Оставим чуткость в покое, время покажет, если сумеем понять. О частоте причащения - если оставим в стороне избранных и посмотрим на простых смертных, то что получается? Вопрос: почему, по какому праву человек подходит к Телу и Крови Христовым? Потому что он решил соединиться с Богом? Подготовился к этому событию, и - пришел?! Если человек может подготовиться ко встрече с Богом, который сказал, что не может человек увидеть лица Моего и остаться в живых, то, собственно, Бог человеку и не нужен. Ведь подготовиться к достойной встрече с Богом, значит - стать богоподобным! Нет? Ничто нечистое не может соединиться с Чистотой! Нет тьмы, там, где есть свет.Итак, человек, который может о себе сказать, что он готов к встрече с Богом, в Боге не нуждается. Да и зачем было тогда Богу приходить на землю, если человек может сам, своими силами, уподобиться Богу.
Тогда почему же мы подходим к Чаше? Потому, что так установил Христос - зная человеческую немощь, установил для человека таинство Причащения. И не просто установил, ну сказал бы кто съест Тело и выпьет Кровь Мою тот будет жить. Нет, не так. Но сказал, Истинно, истинно говорю вам, кто не будет есть Тело Мое и не будет пить Кровь Мою, тот не будет иметь в себе жизни! Т.е. мы видим "продолженность" действия, его постоянное повторение, а не однократное совершение. А кто не имеет в себе жизни? Правильно - труп. Именно - пусть мертвые погребают своих мертвецов. Труп - вот что такое человек, который не причащается или делает это редко. Поэтому отцы/апостолы и установили требование - кто в течение 3-х недель (без уважительной причины) не причаститься, да будет отлучен. отлучен не потому, что они так решили или захотели, а потому, что это есть закон духовной жизни. И по этому закону, человек не причащающийся, становиться трупом. Поэтому причащаться редко, смертельно опасно!
Подойти к Чаше, это тоже самое, что и дышать. Давайте установим правило не более 1 вдоха в минуту, а то и в час. Можно воздух сэкономить :-). Такая мысль никому в голову не придет. Так Тело и Кровь Христовы и есть воздух, и больше воздуха - это сам жизнь. А кто же будет отвергать Жизнь?
Человек подходит к Чаше по единственной причине - так установил сам Бог! Этого одного, без всяких других рассуждений достаточно, чтобы приходить как можно чаще.
Вопрос должен стоять только об одном - Как подойти к Чаше, чтобы Бог принял человека, а не отверг его! Т.е. что должен сделать человек со своей стороны, чтобы показать Богу, что он действительно хочет соединиться с Ним! Ответ мы находим у И.Златоуста: имеющий чистое сердце, чистую совесть и безукоризненную жизнь - такой пусть приступает всегда, а не такой - ни разу! Но тут же и продолжение цитаты: Беда не в том, что не имеем чистое сердце, никто не имеет, а в том, что к Тому, кто может его очистить не приступаем. (У меня под рукой нет текста, поэтому мог что-то потерять, но смысл, насколько помню, передал верно) Потому что чистое сердце - это чудо, дарованное Богом.
Вывод, подходить к Чаше, когда человек "чувствует" потерю Святаго Духа, мягко говоря, ошибочно.
Мне кажется, я цитирую Вас "Нужно сначала обосновать необходимость причащения за каждой Литургией" - я обосновал необходимость причащаться как можно чаще, словами Христа? Если, конечно, человек хочет жить! Христос знал о чем говорил, когда сказал, пусть мертвые погребают своих мертвецов. Да и призыв "Приидите, ешьте..., Приидите, пейте..." звучит на каждой Литургии. К кому он обращен? А чувства... так ведь бесы принимают вид ангелов света, что обольстить, если возможно, и избранных. Христос специально сказал, испытуйте духов, от Бога ли они!
Ответить

#
11.10.2013 в 14:24
// Мне кажется, я цитирую Вас "Нужно сначала обосновать необходимость причащения за каждой Литургией" - я обосновал необходимость причащаться как можно чаще, словами Христа?//

Нет. Не обосновали. И все Ваши рассуждения несостоятельны, потому что непоследовательны. Непоследовательны в том смысле, что они напичканы лукавыми "перескоками". Рассмотрим все по порядку:

// Если человек может подготовиться ко встрече с Богом, который сказал, что не может человек увидеть лица Моего и остаться в живых, то, собственно, Бог человеку и не нужен. Ведь подготовиться к достойной встрече с Богом, значит - стать богоподобным! Нет? //

Здесь речь идет о Боге-Отце. Бог-Сын воплощенный в человеческом теле доступен восприятию человека. Бог-Святой Дух тоже доступен восприятию ( не только святого ) человека. Учение святителя Григория Паламы о постижении Бога в Его нетварных энергиях принято Православной церковью. Во время Причащения происходит " встреча " с Богом в том качестве и форме, которые доступны восприятию человека. Происходит встреча с Духом Святым.

// Тогда почему же мы подходим к Чаше? Потому, что так установил Христос - зная человеческую немощь, установил для человека таинство Причащения. И не просто установил, ну сказал бы кто съест Тело и выпьет Кровь Мою тот будет жить. Нет, не так. Но сказал, Истинно, истинно говорю вам, кто не будет есть Тело Мое и не будет пить Кровь Мою, тот не будет иметь в себе жизни! //

В основу таинства Причастия и Причащения легло повествование о Тайной вечере, о которой говорится в Евангелии от Матфея, Марка и Луки. Вы же в своих рассуждениях используете перефразированные слова Иисуса Христа, взятые из 6-й главы Евангелия от Иоанна. В Евангелии от Иоанна нет повествования о Тайной вечере, а в 6-й главе нет ни слова о Чаше.
На рассмотрении содержания 6-й главы Ев.Ин. чуть приостановимся:
Плоть и Кровь Сына Человеческого в ст.53 Вы заменили на " Мое " и " Мою ", а содержание ст.54 и последующих вовсе проигнорировали. " Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день " ( Ев.Ин.ст.54 ). У Вас же написано: " И не просто установил, ну сказал бы кто съест Тело и выпьет Кровь Мою тот будет жить. Нет, не так ". Получается, что " так ", причем уже сейчас " имеет жизнь вечную ".

// Труп - вот что такое человек, который не причащается или делает это редко. Поэтому отцы/апостолы и установили требование - кто в течение 3-х недель (без уважительной причины) не причаститься, да будет отлучен. отлучен не потому, что они так решили или захотели, а потому, что это есть закон духовной жизни. И по этому закону, человек не причащающийся, становиться трупом. Поэтому причащаться редко, смертельно опасно!//

Апостолы и Отцы Церкви такое правило не устанавливали. Об этом я уже писал в комментариях к этой статье и в комментариях к другим статьям.
Причащаются Духа Святого во время таинства Причастия, а не просто совершают ритуальные действия. Тот, кто подходит к Чаше и "причащается" часто, но при этом никогда не соединяется с Духом Святым, и есть " труп ". Чтобы не стать " трупом ", человеку следует готовиться к таинству Евхаристии должным образом. Смертельно опасно забывать об этом или пренебрегать этой подготовкой!

// Подойти к Чаше, это тоже самое, что и дышать. Давайте установим правило не более 1 вдоха в минуту, а то и в час. Можно воздух сэкономить :-)Такая мысль никому в голову не придет. //

Тот, кто пребывает всегда в Духе может к Чаше вообще не подходить. Мария Египетская причастилась один раз ( или два раза ) в своей жизни. Очень многие святые за всю свою жизнь Причащались всего лишь несколько раз. Не " подход к Чаше " их питал духовно, а Дух Святой, о котором Вы в своем комментарии, по-моему, ни разу не вспомнили, кроме вот этого предложения: " Вывод, подходить к Чаше, когда человек "чувствует" потерю Святаго Духа, мягко говоря, ошибочно." Почему же ошибочно? Для чего Вы подходите к Чаше?

// А чувства... так ведь бесы принимают вид ангелов света, что обольстить, если возможно, и избранных. Христос специально сказал, испытуйте духов, от Бога ли они!//

От Бога - Святой Дух. О Нем я и писал в своих комментариях. Об " ангелах света и о бесах " я ничего не писал. О духах .... ну, могу кое-что сказать. Могу сказать, что они сейчас многим людям здорово " запудрили мозги ", особенно по части частого подхода к Чаше.
Ответить

#
13.10.2013 в 13:29
Да... Мария Египестская - вот пример силы воли, силы духи и Веры! Пока он варила, что блудная зизнь - норма, она блудила. Но как только она познала что Бог есть, он оставила все, сразу и решительно, и с полной верой устремилась на службу ему! Вы тоже так сделали?!
Спаси Вас Господи, Геннадий, и помилуй. Мне после Вашего последнего комментария сказать Вам больше нечего.
Ответить

#
Виталий Мигузов, Россия, Воронеж
9.10.2013 в 14:42

Алексей, вероятно, есть такие «духовные верблюды», которые живут в пустыне и у них свои правила личного выживания. Они знают, когда надо выйти из этой пустыни для кормежки. (Я правда не видел таких, которые приходили на кормежку, понюхали и ушли обратно не поев и не попив).


Думается если свв. Иоанн Кронштадтский, Василий Великий, впрочем как и все священники РПЦ не знаю такого правила, которое знает Геннадий – они просто не из того «стада», в котором Геннадий.

Ответить

#
Виталий Мигузов, Россия, Воронеж
2.10.2013 в 17:37
Геннадий, Вы самовольно сокращаете Литургию, т.к. исключили из неё трапезу.
Какие каноны разрешают это делать? Кто имеет право "обрезать" таинство?
Вы самовольно выбираете себе то, что Вам хочется - хочу причащаться Словом.
Пожалуйста - делайте это на Литургии Слова, которая совпадает с Литургией оглашаемых.
Причащаться только Словом, и не приступать к трапезе - это протестантская норма. Зачем её вводить в православие?

Ответить

#
3.10.2013 в 16:35
Виталий, при общении с Вами у меня обостряется кризис серьезности. Она улетучивается. А предмет обсуждения не шуточный. Поэтому я попадаю в затруднительное положения. Сочинять язвительные стишки про Плоть и Кровь не могу.
Читайте прозу: И Плоть, и Кровь, и Слово ем и таинство не сокращаю, не каждый может разглядеть: что, из чего и как вкушаю.

P.S.Уважаемый Виталий, давайте на этом остановимся, а то меня и в этой теме перестанут печатать.
Ответить

Написать комментарий

Правила о комментариях

Все комментарии премодерируются. Не допускаются комментарии бессодержательные, оскорбительного тона, не имеющие своей целью плодотворное развитие дискуссии. Обьём комментария не должен превышать 2000 знаков. Републикация материалов в комментариях не допускается.

Просим читателей обратить внимание на то, что редакция, будучи ограничена по составу, не имеет возможности сканировать и рассылать статьи, библиограммы которых размещены в росписи статей. Более того, большинство этих статей защищены авторским правом. На просьбу выслать ту или иную статью редакция отвечать не будет.

Вместе с тем мы готовы рассмотреть вопрос о взаимном сотрудничестве, если таковые предложения поступят.

Прим.: Адрес электронной почты опубликован не будет и будет виден лишь модераторам.

 *
Введите текст, написанный на картинке:
captcha
Загрузить другую картинку

добавить на Яндекс добавить на Яндекс