Функционирует при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям
   
Золотой фонд
Новое в справочном разделе
Комментарии читателей rss

Комментарий к проекту документа Межсоборного присутствия «О подготовке ко Святому Причащению»

16 сентября 2013 г.
Вниманию читателей предлагается комментарий протоиерея Андрея Кордочкина на проект документа Межсоборного присутствия «О подготовке ко Святому Причащению».

Учитывая центральное значение Евхаристии в жизни Церкви и каждого христианина, “Приготовление ко святому Причащению” - крайне важный документ. Самой сильной его стороной является, безусловно, “краткий исторический обзор”, покрывающий период до начала 20-ого века. Своевременным является и напоминание о постановлении Священного Синода от 28 ноября 1968 года в отношении приготовления к вечернему Причащению - хотя бы потому, что сама возможность и необходимость совершения Литургии преждеосвященных Даров  - вечернего богослужения - вечером, не всегда и не для всех очевидна.

Очевидно, что не только в православном мире, но и в самой Русской Православной Церкви, в разных храмах и монастырях существуют разные практики и традиции приготовления к Причащению. Это естественно; у нас достаточно большая Церковь, чтобы вместить разные пастырские подходы, не шантажируя друг друга спорами о единстве Церкви. В этом смысле, целью документа должно стать не столько введение полного единообразия евхаристической дисциплины, сколько обозначение запретных линий, обозначающих разрыв между верой Церкви и современными практиками, вступающими с ней в противоречие. Но ни одну из этих практик документ не осуждает, его цель в нынешней форме не ясна, и не совсем понятно, чем читатели должны ответить на его прочтение.

Документ ничего не говорит о том, что означает Евхаристия для природы Церкви. Речь идет лишь о Причащении как об отдельном акте, совершаемым отдельным человеком. Вопрос о Литургии как об “общем деле” церковной общины остается за скобками. Подобная перспектива сама по себе уже подрывает православное видения Церкви, которая есть прежде всего Евхаристическое собрание.

Богословие документа ограничивается историческим обозрением, вполне добротным.  Однако читатель ждет богословского осмысления современных реалий - как жить не в I-ом, не в IV-ом, не в XIX-ом, а в XXI-ом веке. Что означает приготовление к Причащению для жителя мегаполиса, проводящего много часов на работе, в транспорте? Должна ли семья в полном составе, с детьми и стариками, непременно участвовать во Всенощном бдении, вычитывать каноны и акафисты, чтобы не быть отрезанными от Евхаристии?

Без сомнения, нужна преамбула о значении приготовления как такового. В христианстве само время - будь то время человеческой жизни, или история всего человечества - есть ожидание и приготовление для встречи со Христом. Весь ритм церковной жизни есть ожидание и приготовление к Литургии, и, соответственно, к Причащению. Так христиане понимают, или, вернее сказать, ощущают смысл времени. “Подавай нам истее Тебе причащатися в невечернем дни Царствия Твоего”. Таким образом, приготовление к Причащению не может и не должно быть ограничено “чтением”, “участием” и другими отдельными действиями.

Документ констатирует, что “высокий идеал постоянной готовности к принятию Святых Таин оказался труднодостижим для многих христиан”. Тем не менее, отказ от этого идеала ведет к подмене большего меньшим, и вот перед нами уже не жизнь как ожидание Встречи, а формальный набор “условий”. Фраза о том, что “целью говения является не внешнее выполнение формальных условий, но обретение покаянного состояния души, искреннее прощение и примирение с ближними”, не слишком заметна в перечне этих “условий”.

Если и начинать разговор об этих условиях, следует непременно отметить, что, как я писал ранее в статье “Таинство исповеди: в поисках утраченного смысла”, опубликованной в июньском номере ЖМП, “евхаристическая дисциплина не предполагает облегченного приготовления к причащению со стороны священнослужителей. Напротив, священник призван более глубоко и вдумчиво, чем мирянин, готовиться к участию в таинстве Евхаристии.” Должен четко прозвучать тезис о том, что пастырь не должен возлагать на прихожан “бремена неудобоносимые”, наподобие трехдневного поста, которые сам он и не думал соблюдать. Вопреки тексту документа, во многих храмах и монастырях именно трехдневный, а не однодневный пост является общепринятой нормой. Документ почему-то не осуждает эту порочную и лицемерную практику. Кроме того, и однодневный пост в субботу не находит оправдания в литургическом богословии Православной Церкви, относясь к области “благочестивой самодеятельности”.

Полагаю, что избежать уклона в формализм было бы можно, включив в текст цитату из св. Иоанна Кронштадтского: “Некоторые поставляют все свое благополучие и исправность перед Богом в вычитывании всех положенных молитв, не обращая внимание на готовность сердца для Бога – на внутреннее исправление свое, например, многие так вычитывают правило к причащению. Между тем, здесь прежде всего надо смотреть на исправление и готовность сердца к принятию Святых Тайн. Если сердце право стало во утробе твоей, по милости Божией, если оно готово встретить Жениха, то и слава Богу, хотя и не успел ты вычитать всех молитв. "Царство Божие не в словеси, а в силе" (1 Кор. 4:20). Хорошо послушание во всем матери Церкви, но с благоразумием, и, если возможно, "могий вместити" – продолжительную молитву – "да вместит". Но "не вси вмещают словесе сего" (Мф. 19:11); если же продолжительная молитва несовместима с горячностью духа, лучше сотворить краткую, но горячую молитву. Припомним, что одно слово мытаря, от горячего сердца сказанное, оправдало его. Бог смотрит не на множество слов, а на расположение сердца. Главное дело – живая вера сердца и теплота раскаяния во грехах”.

О причащении на Светлой Седмице (сюда же стоит добавить Святки) документ сообщает: “следует признать соответствующей каноническому преданию сложившуюся в целом ряде приходов и епархий Русской Православной Церкви практику, когда соблюдавшие Великий пост христиане в период Светлой седмицы приступают ко Святому Причащению, ограничивая пост невкушением пищи после полуночи”. У внимательного читателя возникает вопрос: если такова практика “в целом ряде приходов и епархий”, то какова практика в других приходах и епархиях? И как следует к ней относиться? Документ молчит. В это отношении, была бы более уместна другая формулировка:

“Следует признать несоответствующей каноническому преданию сложившуюся в целом ряде приходов и епархий Русской Православной Церкви практику, когда в течение Рождественских Святок и Светлой Седмицы пастыри, сами приобщаясь за Литургией Тела и Крови Христовых, не допускают к причастию мирян, за исключением детей, больных и умирающих, под предлогом невозможности поститься перед Причащением в эти дни”.

Запрет о причащении в дни “женской нечистоты” нуждается не только в ссылках на каноны, но и в богословском разъяснении. Не везде и не для всех смысл этого запрета очевиден. Если в Новом Завете упраздняются все ветхозаветные нормы о материальной нечистоте, как можно объяснить нашим прихожанам смысл этого запрета?

Безусловно, в доработке нуждается пассаж об исповеди.

“Исповедь перед причащением является неотъемлемой важной частью говения, поскольку не только очищает душу для принятия Христа, но и свидетельствует об отсутствии канонических препятствий к участию в Евхаристии. В отдельных случаях, с благословения духовника, миряне, намеревающиеся приступить ко Святому Причащению несколько раз в течение одной недели — в первую очередь, на Страстной и Светлой седмицах, — могут быть в качестве исключения освобождены от исповеди перед каждым причащением”.

Нельзя освободить человека от исповеди. Освободить можно от физкультуры, от прививок, от налогов, от иной повинности. От исповеди нельзя освободить, как и нельзя к исповеди принудить. Исповедь есть прежде всего свободное проявление человеческого духа, совершаемое при нужде и необходимости. Мы говорим о верности церковному преданию, и именно поэтому читателю стоит напомнить о том, что “за две тысячи лет христианской истории таинство покаяния в его настоящем понимании никогда и нигде не совершалось” (прот. Владимир Воробьев). Для полноты Православной Церкви принудительная исповедь вовсе не является условием причащения в отношении членов Церкви, не впадающих в грехи “многие и лютые”, через которые человек отпадает от Евхаристии.

Если исповедь является непременным условием для Причащения в отношении мирянина, почему она не является условием для клирика? Он по определению более благочестив, чем его прихожане? У него другое строение ДНК? Документ не дает ответа на этот вопрос.

Фраза о том, что исповедь “свидетельствует об отсутствии канонических препятствий к участию в Евхаристии” и вовсе переворачивает смысл исповеди с ног на голову. В свете этого пенитенциарного богословия Церковь Христова предстает не как семья, а как толпа, подлежащая фильтрации, а пастырь является не отцом, а сержантом на КПП, главная задача которого - делить своих чад на овец и козлищ, “допущенных” и “недопущенных” к таинству, как зачастую и случается на практике, в атмосфере недоверия и подозрительности.

При доработке документа, в особенности об отношении между исповедью и причастием, необходимо вернуться к эпохальном докладу о. Александра Шмемана о связи между двумя таинствами:

“Превращение исповеди и таинства Покаяния в обязательное условие причащения не только противоречит Преданию, но его действительно искажает. Оно искажает учение о Церкви, создавая в нем две категории членов, из коих одна — миряне — в сущности отлучаются от Евхаристии, как самого содержания и исполнения своего членства, как его духовного источника.… Искажается учение о таинстве Причащения, которое начинает восприниматься как таинство для немногих достойных и чистых, а не как Таинство Церкви: грешников, безмерной любовью Божией всегда претворяемых в Тело Христово. И искажается, наконец, само христианское понимание покаяния: превращается в некое формальное условие для причастия, и на деле все очевиднее заменяет собою настоящую подготовку к причащению, то подлинное внутреннее раскаяние, которым вдохновлены все молитвы перед причащением. После трехминутной исповеди и разрешительной молитвы человек чувствует себя вправе приступить к Чаше, достойным и даже безгрешным, т. е. чувствует, по существу, обратное тому, к чему ведет подлинное приготовление к причастию”.

Чтобы избежать профанации таинства, можно идти по другом пути - созидать

Церковь как общину, в которой пастырь знает своих овец, и при отсутствии тяжелых грехов не заставляет их дышать друг другу в затылок перед аналоем за пол-часа до начала Литургии. Так он сможет  уделять больше времени для для исповеди тех людей, кто в ней реально нуждается, делая в Церкви первые шаги, или освобождаясь от тяжелых грехов и пороков.

В этом смысле, в документе следует отметить, что практика принудительной исповеди для мирян, имея свои премущества и достоинства, никогда и нигде не являлась общепринятой, и священник может сам, согласно своему пастырскому рассуждению, допускать или не допускать человека ко Святой Чаше, не превращая  исповедь в формальность.

Приходится признать, что церковные обсуждения о связи исповеди и причащения (в частности, публикации прот. Павла Великанова), которые имели место в последние годы, начиная с круглого стола в Даниловском монастыре в 2006 году, не нашли никакого отражения в новом документе. Мол, поговорили, полиберальничали, и хватит.

Буквально несколько дней назад епископ Троицкий Панкратий сказал в интервью: “Если человек не чувствует каких-то тяжелых грехов, которые бы его вынуждали искать полноценной исповеди, ему не обязательно перед каждым причастием исповедоваться. Таинство Покаяния — это ведь важное самостоятельное таинство, «второе крещение» и недопустимо его сводить к некоему обязательному придатку к Евхаристии”.

Едва ли кто-то сможет обвинить столь почтенного святителя в обновленчестве и модернизме. Однако в свете нового документа и он обречен быть маргиналом и “под подозрением”. Полагаю, итоговый документ должен отражать мнение не только мнение крайних традиционалистов, но и пастырей, настроенных на раскрытие исторического и богословского смысла обоих таинств. В документе могли бы прозвучать следующие слова:

“Пастырям следует помнить, что общее причащение за Трапезой Господней является условием созидания церковной общины. Именно общинность церковной жизни создает доверительные отношения между священником и его прихожанами; зная жизнь каждого из своих прихожан, священник может допускать их к Причащению, не принуждая их к исповеди. Каждому из них он может рекомендовать приступать к таинству исповеди с определенной частотой, причем исповедь в этом случае не должна совершаться конвейерным методом; каждому священник должен уделить необходимое для исповеди время”.

 

Ключевые слова:
См.также:
Подписаться на ленту комментариев к этой публикации

Комментарии (10)

Написать комментарий
#
Виталий Мигузов, Россия, Воронеж
2.10.2013 в 17:10
отец Андрей, благодарен Вам за хороший комментарий. Трезвенно и жизненно.
Ответить

#
26.09.2013 в 22:34
Священник не может требовать от народа того, чего сам не исполняет, не говоря уже о архиереях".
Полностью согласен, что сами пастыри должны подавать нам пример в духовной жизни, и только после этого требовать от прихожан. Как сказал Господь Иисус Христос в Евангелие:«Итак, кто нарушит одну из заповедей сих малейших и научит так людей, тот малейшим наречется в Царстве Небесном; а кто сотворит и научит, тот великим наречется в Царстве Небесном» (Мф. 5:19). Сам документ показывает ориентир для подготовки к Причастию Святых Тайн. Все, что касается духовной жизни православный христианин должен советоваться своим духовником, если он у него есть.
Ответить

#
раб Божий Георгий Георгиев Смык, Украина, kiev
23.09.2013 в 01:59
Очень понравилось, все верно! Благодарю за хорошую статью и прошу Ваших Святых молитв!
Ответить

#
Священник Валерий Сосковец, Россия, Кашира
18.09.2013 в 18:53

В
проекте документа «О подготовке ко
Святому Причащению»
представляется желательным включение в п. 5 «Исповедь и
причащение. Препятствия к принятию Святых Таин» канонические нормы о лице, запрещающем
приступать ко Причастию, границах его компетенции в запрещении приступать ко
Причастию, а также разрешении от запрещения. Отсутствие таких общецерковных повсеместно
соблюдаемых норм нередко приводит к противоположным практикам на разных
приходах, приводящим в итоге церковный народ в смущение и соблазн.

Ответить

#
18.09.2013 в 10:59
Отец Андрей,
просто замечательный комментарий . Надеюсь,
будет учтен.
Ответить

#
Александр, Россия, Кашира
18.09.2013 в 00:13

\Богословие документа ограничивается историческим обозрением, вполне добротным.\


Однако если описывать в проекте документа все что связанно с литургическим кругом тогда действительно не хватит времени для обсуждения. Потому добротным можно назвать весь документ - краткий и вполне понятен. И замечательно именно то, что понятен документ также всем, ну чем не общность, о которой мы ревнуем?


Ваше дополнение к проекту (на мой взгляд) вызывает также некоторые вопросы, например


\Без сомнения, нужна преамбула о значении приготовления как такового. В христианстве само время - будь то время человеческой жизни, или история всего человечества - есть ожидание и приготовление для встречи со Христом. Весь ритм церковной жизни есть ожидание и приготовление к Литургии, и, соответственно, к Причащению.\


История всего человечества знает ветхозаветных святых! И Благоразумного разбойника и Марию Египетскую. А ритмом церкви можно также назвать и присутствие Духа Cвятого благодатно изливающегося и не в одном Таинстве! Ритмы как круги на воде исходящие из Источника - Подателя Жизни Вечной, Пасха - Праздников Праздник!!!


Конструктивный канонический документ с преамбулой к Евхаристии будет походить на конституционный «документальный порядок», где появятся тысячи совершенно отвлеченных вопросов и обсуждение может затянуться до «бесконечности».


Вопрос Причастия с точки зрения правил и далее соборных решений (нормативных церковных документов) лишь указывает путь к спасению через Таинство, как и Писание в целом, так и Предание, чем собственно замечательно и заканчивается проект документа.


Вопрос Причастия это вопрос в первую очередь веры с дискуссией внутреннего голоса о смирении в страхе и трепете. Духовное сознание руководит практикой систематического причащения.


\В этом вопросе каждый верующий может руководствоваться такими словами этого святого: «Святых Таин причащайтесь почаще, как духовный отец разрешит, только старайтесь всегда приступать и с должным приготовлением и паче — со страхом и трепетом, чтоб, привыкнув, не стать приступать равнодушно» [4].\


Вполне достойный документ, да и как Вами справедливо замечено «выдержит» добавление нескольких ссылок из святоотеческого наследия, например.

Ответить

#
17.09.2013 в 16:34
Отец Андрей, спасибо за прекрасный комментарий. Хочется верить, что он будет учтен в процессе доработки проекта.
Ответить

#
Татьяна, Россия
17.09.2013 в 09:32

еще к требованию о примирении перед причащением:

еще к вопросу о требовании к обязательному примирению:

,есть еще слова Христа: ": 5 Если же согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним; если послушает тебя, то приобрел ты брата твоего;
16 если же не послушает, возьми с собою еще одного или двух, дабы устами двух или трех свидетелей подтвердилось всякое слово;
17 если же не послушает их, скажи церкви; а если и церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь.
(Мф.18:15-17). Христос называл Своих оппонентов "змеями", "порождениями ехидниными"... Неужели Вы думаете. что современные христиане святее Христа? НЕужели ВЫ думаете, что конфронтация людей перкратится? Даже люди, все жизнь прожившие по заповедям, такие как о. Павел Адельгейм, находились годами в конфликтах. А если обратиться к церковной истори,то один из примеров- постоянный конфликт , борьба святого Игнатия и святого Фотия,но оба причислены к лику святых. Что,эти люди, конфликтуя друг с другом не должны были причащаться? Вот это как раз и говорит о том, что правила надо приблтжать не букве, а к духу!



Ответить

#
19.09.2013 в 11:17
Татьяна, читаю я Ваши комментарии на тему конфликтологии и удивляюсь. Будто Вы никогда на исповеди о своих жизненных трудностях не говорили и будто наставлений по этому поводу от священников не слышали... Всё элементарно: находясь в борьбе с кем-то, не убивай (не питай надежду тайную, что твой противник скоро помрет, не убивай его словом, а все-таки подбирай выражения), не лжесвидетельствуй (не лги, защищаясь или отстаивая свою правоту, не хитри, не лукавь, не обманывай, будь чист, помни о Боге) и проч. И священники на исповеди всё это знают, понимая, что речь идет о человеке, стоящем "на духу" (а не о противнике его). Есть ситуации, когда "примирение" может привести человека к тому, что его сожрут, уничтожат, в пыль сотрут, "опустят". Главное: простить в душе, в сердце своего врага, нащупать в себе понимание своей собственной вины, своего греха и - молиться. Принуждать себя молиться за врагов! Очень важное жизненное "упражнение". А где взять молитву о врагах, если их у тебя по жизни нет? Когда я впервые начала молиться о своих врагах, то пережила потрясение, поскольку открыла неведомый мне мир.
Ответить

#
игумен Виталий (Уткин), Россия, Иваново
16.09.2013 в 15:53
Священники и однодневного приготовительного поста не соблюдают - http://inokv.livejournal.com/164988.html Стоит ли возлагать на других то, чего не соблюдаешь сам? В любос лучае, необходимо показать четкие КАНОНИЧЕСКИЕ основания самого принципа говения, приуготовительного поста.
"Если в Новом Завете упраздняются все ветхозаветные нормы о материальной нечистоте, как можно объяснить нашим прихожанам смысл этого запрета?". Новый Завет не существует в безвоздушном пространстве. 19-е правило Трулльского собора предлагает методологический принцип понимания нами текста Священного Писания - только в контексте Предания Церкви http://inokv.livejournal.com/142256.html
Частично закон Моисея воспринят в нашу Кормчую, а вовсе не полностью отменен http://inokv.livejournal.com/165395.html Но определяющим принципом здесь является то, что сама Церковь отобрала в свое каноническое право.
Ответить

Написать комментарий

Правила о комментариях

Все комментарии премодерируются. Не допускаются комментарии бессодержательные, оскорбительного тона, не имеющие своей целью плодотворное развитие дискуссии. Обьём комментария не должен превышать 2000 знаков. Републикация материалов в комментариях не допускается.

Просим читателей обратить внимание на то, что редакция, будучи ограничена по составу, не имеет возможности сканировать и рассылать статьи, библиограммы которых размещены в росписи статей. Более того, большинство этих статей защищены авторским правом. На просьбу выслать ту или иную статью редакция отвечать не будет.

Вместе с тем мы готовы рассмотреть вопрос о взаимном сотрудничестве, если таковые предложения поступят.

Прим.: Адрес электронной почты опубликован не будет и будет виден лишь модераторам.

 *
Введите текст, написанный на картинке:
captcha
Загрузить другую картинку

добавить на Яндекс добавить на Яндекс