Функционирует при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям
   
Золотой фонд
Новое в справочном разделе
Комментарии читателей rss

Проект документа «Концепция Русской Православной Церкви по утверждению трезвости и профилактике алкоголизма»

11 сентября 2013 г.
Данный проект направляется в епархии Русской Православной Церкви для получения отзывов, а также публикуется с целью дискуссии на официальном сайте Межсоборного присутствия, на портале Богослов.ru и в официальном блоге Межсоборного присутствия. Возможность оставлять свои комментарии предоставляется всем желающим. Первоначальный проект данного документа был подготовлен комиссией Межсоборного присутствия по вопросам организации церковной социальной деятельности и благотворительности, а затем был доработан редакционной комиссией Межсоборного присутствия, председателем которой является Патриарх.

Одной из главных угроз здоровью и самой жизни народов государств, составляющих каноническую территорию Русской Православной Церкви, является злоупотребление алкоголем. В связи с этим долг Церкви — возрождать в общественном сознании отношение к трезвости как нравственной ценности. Христиане при этом призываются быть примером трезвой жизни.

I. Отношение Церкви к трезвости и пьянству

В Библии содержатся как положительные высказывания об употреблении вина (см. Втор. 7:13; 11:14; Еккл. 10:19), так и строгие предупреждения от злоупотребления им (см. Ис. 5:22). Некоторым категориям лиц в Священном Писании употребление вина и вовсе запрещалось: к примеру, священникам при исполнении богослужебных обязанностей (см. Лев. 10:8-11).

В Новом Завете с вином связано первое чудо, явленное Господом в Кане Галилейской. Вино являлось частью последней трапезы Спасителя с учениками и стало веществом Таинства Евхаристии. В посланиях апостолов указывается как на лечебные свойства вина (см. 1 Тим. 5:23), так и на пагубность злоупотребления им (см. Еф. 5:18; 1 Кор. 6:10).

Законодательная традиция Церкви знает каноны, строго осуждающие гнушение вином «не ради подвига воздержания» (см. правила святых апостолов 51 и 53), но также запрещающие злоупотребление спиртными напитками (см. правила святых апостолов 42 и 43).

Когда в середине XIX века в России возникло трезвенное движение, Святейший Синод в 1859 году своим указом благословил священнослужителям «живым примером собственной жизни и частым проповедованием в Церкви Божией о пользе воздержания содействовать возникшей в некоторых городских и сельских сословиях решимости воздерживаться от употребления вина». Церковь благословляла принятие обетов трезвости, поддерживала создание обществ трезвости.

Сегодня пьянство является одной из причин преступности и других пороков, пагубных болезней, кризиса семьи, снижения уровня нравственности и культуры, утраты уважения к труду. Церковь обеспокоена сложившейся ситуацией, считая пьянство безусловным злом, а распространенное мнение о том, что систематическое употребление алкоголя не приносит вреда здоровью — препятствием для профилактики алкоголизации. Просветительская работа в этом направлении должна стать основой утверждения трезвости в обществе.

II. Формы и методы деятельности по утверждению трезвости

Утверждение трезвости как вид социального служения Церкви включает в себя профилактику алкоголизма, а также реабилитацию и реадаптацию лиц, страдающих алкогольной зависимостью. Профилактика алкоголизма как способ утверждения трезвости ведется по трем направлениям.

Первое имеет целью утверждение идеала трезвости и трезвого образа жизни в современном обществе, особенно в семье, где происходит формирование личности.

Братства, общества, общины трезвости и иные церковные организации способствуют возрождению традиционных семейных отношений и духовно-нравственных ценностей, осуществляют просветительскую деятельность, ведут профилактику алкоголизма, формируя положительное отношение к трезвости как общественной ценности, участвуют в создании трезвой молодежной культуры, оказывают воздействие личным примером, в том числе организуя «дни трезвости» и создавая «территории трезвости».

Второе охватывает работу с лицами, систематически употребляющими алкоголь, и включает в себя просвещение этих лиц, формирование у них мотивации для обращения к специалисту, оказание им социальной и психологической помощи, в том числе в форме индивидуальных и семейных консультаций, вовлечение в общинную жизнь, деятельность общественных объединений, клубов (спортивных, военно-патриотических и тому подобных).

Третье подразумевает социальную, трудовую, психологическую, медицинскую, семейную реабилитацию лиц, страдающих алкоголизмом, создание домов трудолюбия и центров реабилитации, групп само- и взаимопомощи, семейных клубов трезвости, индивидуальное консультирование лиц, страдающих алкоголизмом и их родственников, курсы и школы по избавлению от алкогольной зависимости.

В каждом из этих направлений применяются свои духовные, медицинские, психологические и социальные методы работы. При этом наибольшая эффективность достигается при их разумном сочетании.

Особо необходимо отметить следующие формы и методы реабилитационной деятельности, часто применяемые православными организациями и доказавшие свою эффективность.

1. Обеты трезвости (зароки). Для укрепления в борьбе со страстью люди могут давать обет трезвости. Обет дается человеком с благословения духовника и в надежде на благодатную помощь Божию. Обеты трезвости даются как самими страждущими, так и их родственниками и людьми, занимающимися профилактикой алкоголизма.

2. Индивидуальные консультации для страждущих и их родственников. Консультации проводятся священнослужителями, специалистами или добровольцами, обладающими теоретическими и практическими знаниями о способах преодоления алкоголизма.

3. Групповые беседы со страждущими и их родственниками.Такого рода занятия имеют своей целью формирование и закрепление стремления к трезвой жизни.

4. Курсы или школы по избавлению от алкогольной зависимости. Цикл занятий, который проводится в виде курса лекций или семинаров, имеет своей целью формирование и закрепление мотивации к трезвой жизни и является частью процесса реабилитации.

5. Группы само- и взаимопомощи, адаптации к трезвой жизни. Группы самопомощи представляют собой организации людей, страдающих алкогольной зависимостью и/или их близких, созданные с целью избавления от недуга пьянства подверженных ему людей.

6. Реабилитационные центры — церковные и церковно-общественные учреждения, в которых оказывается помощь в преодолении зависимости и восстановлении социальных навыков. Реабилитация предполагает изменения, затрагивающие отношение человека к собственному здоровью и психологическому состоянию, к труду, к получению образования, к близким людям и обществу, к нравственным и религиозным ценностям.

Важной частью реабилитации лиц, страдающих алкогольной зависимостью, является помощь их близким, для которых проводятся индивидуальные консультации, групповая работа и беседы священнослужителей и психологов. Реабилитация может быть как стационарной, так и амбулаторной и проводиться в приходских общинах, монастырях и в других местах.

III. Координация церковной деятельности по утверждению трезвости

Церковная деятельность по утверждению трезвости осуществляется на следующих уровнях.

1. Общецерковный уровень. На этом уровне координацию деятельности по утверждению трезвости и профилактике алкоголизма осуществляет Синодальный отдел по церковной благотворительности и социальному служению. В задачи Отдела входит:

  • разработка и координация общецерковных программ по утверждению трезвости и оказанию помощи лиц, страдающих алкогольной зависимостью, и их родственникам;
  • подготовка методических материалов и распространение их в епархиях;
  • организация регулярных обучающих семинаров для должностных лиц и добровольцев;
  • разработка совместно с Учебным комитетом курсов для учебных заведений Русской Православной Церкви по подготовке специалистов в сфере организации и осуществления деятельности по утверждению трезвости;
  • создание во взаимодействии с Синодальным отделом религиозного образования и катехизации методик и учебных пособий для проведения в православных учебных заведениях и воскресных школах занятий, нацеленных на воспитание правильного отношения к трезвой жизни;
  • обмен опытом с зарубежными благотворительными организациями, в том числе волонтерскими, в сотрудничестве с Отделом внешних церковных связей;
  • создание общецерковного объединения православных обществ трезвости.

2. Епархиальный уровень. Епархиальные архиереи определяют направления и приоритеты деятельности по утверждению трезвости и профилактике алкоголизма в зависимости от имеющихся потребностей и сложившейся практики. Они также по представлению координаторов и благочинных определяют меру участия приходов в данной деятельности, исходя из их местоположения, количества прихожан и материального достатка. В епархиях могут быть созданы подразделения по утверждению трезвости и профилактике алкоголизма. В их задачи входит:

  • распространение методических и информационных материалов, подготовленных или одобренных специализированными церковными учреждениями и предназначенных для обучения различным видам деятельности по утверждению трезвости;
  • проведение обучающих семинаров, а также курсов подготовки церковных специалистов по организации работы в области утверждения трезвости;
  • привлечение клириков, мирян и учащихся духовных учебных заведений к практической деятельности по профилактике алкоголизма;
  • создание в епархиях объединений мирян — специалистов в этой области: врачей, психологов, педагогов, социальных работников;
  • помощь в укреплении материальной базы епархиальных, приходских и монастырских программ в области утверждения трезвости, в том числе через проведение епархиальных целевых денежных сборов;
  • координация деятельности приходских братств, обществ и общин трезвости;
  • создание при соответствующем епархиальном отделе телефонной справочно-консультационной службы по вопросам помощи страждущим и их близким.

3. Благочиннический уровень. Общая организация, координация и контроль за деятельностью по утверждению трезвости на уровне благочиния, а также организация межприходского взаимодействия в данной области находится в компетенции благочинного. Непосредственное исполнение этих задач может быть поручено помощнику благочинного.

4. Приходской уровень. На приходском уровне организация, координация и контроль за деятельностью по утверждению трезвости находятся в компетенции настоятеля. Непосредственное администрирование и выполнение этой работы может быть возложено на штатного приходского социального работника, других специалистов или добровольных помощников. Деятельность прихода по утверждению трезвости включает в себя следующие направления:

  • создание при приходах братств, обществ, общин трезвости, информационных и консультационных центров, горячей телефонной линии, домов трудолюбия, реабилитационных центров, клубов и школ трезвости, групп само- и взаимопомощи, адаптации к трезвой жизни, а также реализацию иных форм работы;
  • осуществление профилактических и реабилитационных программ с участием священнослужителей, специалистов и добровольных помощников;
  • формирование групп добровольцев и привлечение специалистов, готовых и способных участвовать в деятельности по утверждению трезвости;
  • организацию обучения добровольцев;
  • сотрудничество с государственными и общественными организациями, осуществляющими антиалкогольную деятельность в рамках совместных проектов;
  • сбор средств как внутри прихода, так и вне его для финансирования социальных приходских программ в области профилактики алкоголизма;
  • просвещение детей и молодежи прихода;
  • взаимодействие с образовательными, социальными и медицинскими учреждениями.

5. Монастыри издревле являлись центрами аскетического подвига и молитвы, участвовали в делах милосердия и благотворительности. И в наши дни тысячи страдающих алкоголизмом людей обращаются сюда за помощью. Часто именно в монастырях эти люди находят себе временный или постоянный приют. Монастыри могут участвовать в деятельности по утверждению трезвости в тех же формах, что и приходы, с учетом особенностей жизни обителей.

IV. Взаимодействие Церкви, государства и общества в утверждении трезвости

Утверждая трезвость в обществе, необходимо учитывать исторический опыт взаимодействия Русской Православной Церкви и Российского государства. Комплексная система воспитания народа в духе трезвости была выстроена совместными усилиями Церкви и государства еще в конце XIX века. В настоящее время сотрудничество государства и Церкви в утверждении трезвости и в профилактике алкоголизма необходимо возрождать на общенациональном, региональном и местном уровнях.

Соработничество Церкви и государства может осуществляться в следующих видах деятельности:

  • в разработке и реализации образовательных, просветительских и культурных программ, направленных на утверждение трезвости, в том числе через творчество и средства массовой информации;
  • в социальной реабилитации лиц, страдающих алкогольной зависимостью;
  • в законотворческой деятельности в области утверждения трезвости;
  • в общественном контроле за соблюдением антиалкогольного законодательства и за реализацией мер, направленных на ограничение доступности алкоголя.

Церковь считает необходимым взаимодействие с общественными объединениями и отдельными энтузиастами в области профилактики алкоголизма, реабилитации и реадаптации лиц, страдающих алкогольной зависимостью, в том числе путем создания церковных общественных организаций. При этом сотрудничество возможно только с теми организациями и движениями, деятельность которых не противоречит вероучению Православной Церкви и действующему законодательству.

V. Сотрудничество со средствами массовой информации

В целях утверждения трезвости и профилактики алкоголизма полезным является сотрудничество церковных структур со средствами массовой информации. Сотрудничество Церкви со СМИ в данной сфере может включать в себя:

  • разработку и проведение информационных кампаний, подготовку печатных публикаций, радио- и телематериалов на тему утверждения трезвости;
  • содействие освещению в СМИ общецерковной и епархиальной деятельности по утверждению трезвости, организации социальной рекламы;
  • размещение в сети Интернет (сайты, базы данных, библиотеки, социальные сети, блоги, форумы и прочее) материалов, посвященных утверждению в обществе норм трезвости.
Ключевые слова:
См.также:
Подписаться на ленту комментариев к этой публикации

Комментарии (20)

Написать комментарий
#
22.01.2014 в 21:06
Если сейчас на самом высоком богословском уровне не разобраться, наконец-то, с тем, что же говорит Священное Писание о вине, то не возможно выработать Концепцию, которая бы отвечала интересам Церкви и всего общества. Говорим, что употреблять вино благословлено в Священном Писании? А про водку, джины, ликеры, коньяки там что-то сказано положительного? А если мы оставим только то, что сейчас называют "вином", будет ли это идентично тому, о чем шла речь в библейские времена? Давно назрел серьезный разговор об этом вопросе. Хорошо бы, для начала, всем заинтересованным лицам и церковным структурам ознакомиться с трудами священномученика Владимира (Богоявленского) митрополита Киевского.
Ответить

#
22.01.2014 в 20:49
Но наибольше всего вреда трезвеннической деятельности наносит укоренившееся в обществе (в т.ч. среди духовенства и православных мирян) мнение, что полное воздержание от спиртного, абсолютная трезвость - удел пьяниц и больных! Ну не абсурд ли? А св. Пророк Иоанн Креститель? А преподобные отцы, в т.ч. Русской Православной Церкви (об этом упоминал в комментарии многоуважаемый протоиерей Илия Шугаев). Кто занимается практической трезвеннической деятельностью на приходах, тот знает, на сколько пусты будут все призывы к воздержанию от человека, который сам является сторонником употребления алкоголя. Но мы и не услышим таких призывов! А разве нет нужды? Не осталось, пожалуй, такой семьи, где бы пьянство не принесло больших или меньших разрушительных последствий. Но многие продолжают клеймить полное воздержание от алкоголя как ересь. Плевать при этом, что народ вымирает. "В Священном Писании сказано..." и все тут.
Ответить

#
22.01.2014 в 20:28
Для решения проблемы нужно четкое определение того, чем является пьянство с точки зрения святоотеческого учения. Ответит же в документе церковном может быть только однозначным: пьянство есть страсть. Можно ли победить страсть с помощью наркологии? групп взаимопомощи (анонимные алкоголики)? Нет. Что касается "школ трезвения", то если они работают по принципу екатеринбургской школы под руководством священника Игоря Бачинина, то такие школы являются промежуточным звеном, мостиком между безбожным миром и Церковью, они не подменяют своей деятельностью воцерковление страждущего, но помогают ему сделать правильный выбор. Т.е. желательно сразу сузить спектр организаций, с которыми целесообразно сотрудничать епархиям и приходам, до уровня единомыслия в понимании смысла жизни и задач человеческой личности. В противном случае, и тому есть примеры, взаимодействие превращается в пустую трату сил, как в известной басне Крылова про лебедя, рака и щуку.
Ответить

#
протоиерей Сергий Александрович Стаценко, Узбекистан, Ташкент
23.12.2013 в 18:43




Бог в помощь!



Попытаюсь сформулировать некоторые пункты, которые
возможно могут быть внесенными в проект концепции. (Отточием отделяю тезисы,
которые мало зависят друг от друга и могут быть внесены раздельно в ту или иную
часть документа).



«В арсенале духовных средств реабилитации лиц,
страдающих алкогольной, наркотической
или иными формами зависимости необходимо широко использовать методы
христианской аскетики.





С позиций православного христианского вероучения, до
страждущего должна быть донесена мысль о том, что человек имеет в своей природе
зараженность грехом, что носит хронический и пожизненный характер. В этом же
контексте алкоголизм или иная форма зависимости является разновидностью
греховной болезни, которая развилась и укрепилась в теле и в душе человека в статусе
хроническом и пожизненном. Страждущий должен принимать это утверждение как
данность, что накладывает на его последующую жизнь изменение ее образа, и в
частности – в принятии воздержания.





Особая роль в деле исцеления человека принадлежит
молитве, как осознанному обращению к Богу. Человек, занимающийся
психологическим и духовным попечением над страждущим, должен приобщать человека
к практике молитвы. Где наставнику самому не хватает опыта в молитвенном
делании, он передает человека на духовное попечение священнослужителям или
«преуспевшим братиям».



Пост, как аскетическое средство духовного и телесного
очищения необходимо использовать как средство воздержания в тех формах, которые
соответствуют духовному состоянию и здоровью страждущего.



В качестве главного средства с надмирным благодатным
действием страждущего следует подвести к осознанию необходимостью регулярного
принятия Таинства Покаяния (Исповеди), которое является также средством
самооценки и самопознания. Закономерным итогом постепенного духовного
возрастания страждущего должно стать регулярное приобщения к св. Дарам в
Таинстве Евхаристии.





В деле реабилитации больных от алкогольной и иных форм
зависимости особое внимание необходимо уделить делу воцерковления страждущих. При
этом при выборе форм работы со страждущими необходимо понимать, что наиболее
быстро и наиболее успешно страждущий осознает свою болезнь и обретает решимость
борьбы с ней в христианской общине.
Включение страждущего в сплоченное сообщество людей, живущих одной верой и
одинаковыми взглядами, нашедшими для себя способ борьбы с болезнью, с
наибольшей вероятностью позволит ему найти для себя путь к исцелению».



Ответить

#
22.11.2013 в 19:27

Отношение к
документу крайне негативное. Такое впечатление, что настоящий документ хочет
превратить всю Церковь в общество трезвости. Кроме обетов трезвости ничего
сугубо церковного нет. Ни слова о молебнах, ни об участии в Таинствах, ни о
стремлении привести человека ко Христу!!! Духовная основа подменена сугубо
социальной. Под прикрытием этого документа в Церкви могут начать действовать
сугубо сектантские группы психологической реабилитации на подобии «10 шагов».
Источник избавление от недуга алкоголизма есть Церковь и участие в духовной ее
жизни. А так, появляется, кроме Церкви другой альтернативный центр – общество
трезвости или группа реабилитации, деятельность которых зиждиться на совершенно
неправославных основах. Церковь в таких группах нужна для прикрытия, мол они
тоже с Богом. Люди, входящие в данные группы могут удерживаться от пьянства до
тех пор, пока они в группе. Появляется сектантская зависимость от таких групп.
Примеры у меня в священнической практике есть.

Ответить

#
6.11.2013 в 11:55
Для начало,нужно первым делом убрать пьяниц,стоящих у церкви.Проект проектом,а ведь ни кто на них внимания не обращает.Дают деньги и ни один священник с ними не поговорит и не разъяснит,что у церкви пьяным стоять крайне грешно и очень плохо.А вообще алкоголизм это проблема всего человечества.И как замечаю верующие больше относятся плохо к пьющим людям ,чем просто не верующие.Могли бы и миссионеры проводить с пьющими какие то акции прямо рядом с церковью.Простите это мое личное мнение.
Ответить

#
31.10.2013 в 02:25
Документ в высшей степени формален и неконкретен. Слово "Концепция" предполагает изложение четкой позиции Церкви к явлению, в данном случае алкоголизма. А получилось некое собрание имеющихся в современном церковном арсенале методов и форм "антиалкогольной работы". Да и арсенал вобщем-то не церковный. Соглашусь с о. Федором Людоговским, что такой важной составляющей как молитва, внимания в Концепции не уделено вообще. А меж тем по опыту знаю, что большинству алкоголиков от нас, священников, нужна именно совместная молитва.
Уровень благочиний прописан очень слабо. Что, например, подразумевается под словами "организация межприходского взаимодействия"? Какова должна быть система этого взаимодействия? Получается, что обязанности и полномочия благочинного или его помощника в этой сфере совершенно не ясны.
Несколько расстроило постоянное упоминание слова "может" в различных видах: "... могут быть созданы подразделения..." (а могут и не быть), "монастыри могут участвовать..." (а могут и не участвовать), "... могут осуществляться..." (а могут и не осуществляться) и т.д. Концепция предстает неким ненавязчивым предложением потрудиться.
Ответить

#
24.10.2013 в 19:49

Хотелось бы, после обсуждения документа, конкретных решений. Например таких, как в Японии 19 века: «9 ( 22 ) мая 1903. Пятница. Праздник Святителя Николая Мирликийского. С семи часов Обедня, молебен, поздравления, угощения. Последние с нынешнего года без вин, ибо прошлогодним Собором определено « угощений вином не делать и не принимать». Очень разумное и нужное правило, которому, конечно, должен следовать и я. И для катехизаторов, особенно молодых, и для самих священников это очень полезное постановление. Пусть оно отныне всегда неизменно исполняется! Лимонад и прочие невинные воды пусть заменяют вина во время угощений, как бы оные важны и торжественны ни были».

Польза от этого будет громадная. Я знаю случаи, когда после церковных трапез - страждующие уходили в запой, а несовершеннолетние пробовали свой первый бокал "церковного вина".

Ответить

#
Александр, Россия, Кашира
23.10.2013 в 21:38

Для понимания (conceptio) системы, при которой активировался «зеленый змей» в Отечестве и перейти от причины к исследованию и в дальнейшем естественно к лечению, необходимо, на мой взгляд, дополнить, следующее:


1. Опубликовать статистику (как бы печально не было) смертности, от алкоголя начиная с известных годов конца 20 века по настоящее время.


2. Опубликовать экспертно – лабораторные исследования качества «рояль пино» или так называемой «поленки».


3. Опубликовать богословский взгляд на идеологический и социальный процессы, связанные с гибелью граждан от «алкогольной бури» поколебавшей, к большому сожалению не одно поколение.


4. В сфере сотрудничества с государственными структурами предложить на рассмотрение вопрос о госмонополии по контролю над винопроизводством и поступающей внешней продукции (импортом), о которой идет речь в настоящем документе.


1Тим.5:23. Впредь пей не [одну] воду, но употребляй немного вина, ради желудка твоего и частых твоих недугов.


Видишь ли, что, имея сколько недугов, Тимофей еще истощал себя употреблением воды? Научись же и ты не огорчаться, когда кто-нибудь дает наставления относительно воздержания, ибо и Тимофею, который столько времени употреблял воду, так что часто стал подвергаться недугам, Павел дает заповедь о воздержании, и не просто сказал: «употребляй... вино», но ограничил сие употребление, прибавил: «немного». Для здоровья, говорит, а не для удовольствия. Ибо юность горяча, и от вина скоро приходит в движение. Почему же не исцелил его Павел, который «платками» своими воскрешал мертвых (Деян.19:12)? Чтобы мы, когда и теперь видим святых людей, подверженных недугам, не соблазнялись и не думали, будто древние выше нашего естества, но верили, что и они люди, подобные нам; наконец, чтобы и сам Тимофей не возгордился своей добродетелью. Об этом пространнее сказано у святого Иоанна Златоуста, в начале так называемой книги проповедей «О статуях». Но кажется, Тимофей от природы был болезненный человек, подвергался недугам не желудка только, но и других частей, поэтому апостол и прибавил: «и частых твоих недугов».


Ф. Болгарский.

Ответить

#
23.10.2013 в 14:11
Согласен с предыдущим коментарием, в вопросе о приходских праздниках. Есть ли кому дело о том, что страждующие прихожане (или сотрудники) уйдут в запой после праздника? Мне известны случаи, когда воцерковленные подростки (не только мальчики, но и девочки)свою первую рюмку "церковного вина" попробовали на приходском празднике. Если эта концепция не просто бумага, то и реализация ее должна осуществляться конкретно. Например так, как это было при святителе Николае Японском: «9 ( 22 ) мая 1903. Пятница. Праздник Святителя Николая Мирликийского. С семи часов Обедня, молебен, поздравления, угощения. Последние с нынешнего года без вин, ибо прошлогодним Собором определено « угощений вином не делать и не принимать». Очень разумное и нужное правило, которому, конечно, должен следовать и я. И для катехизаторов, особенно молодых, и для самих священников это очень полезное постановление. Пусть оно отныне всегда неизменно исполняется! Лимонад и прочие невинные воды пусть заменяют вина во время угощений, как бы оные важны и торжественны ни были». Святитель Николай Японский. Краткое жизнеописание, дневники 1870-1911 гг.», СПб.: Библиополис, издано по благословению митрополита Токийского и всея Японии Даниила, 2007год. С. 478-479.
Ответить

#
2.10.2013 в 14:00
Мой комментарий: http://www.pravmir.ru/v-proekte-koncepcii-po-utverzhdeniyu-trezvosti-ne-nashlos-mesta-postu-i-molitve/
Ответить

#
29.09.2013 в 22:37


Жаль, что Концепция мало места уделяет "идеологическим" моментам. В сознании наших современников понятие "Церковь" специально связывается с понятием алкоголь. Это мощнейший маркетинговый ход: "Душа монаха", "Монастырская изба", "Исповедь грешницы" и т.д. Православный может спокойно сказать: "Вино веселит сердце человека", а потом налить водки, искренне думая, что царь Давид писал как раз про его рюмку. Опьянение сакрализуется. Эффективная работа по утверждению трезвости невозможна без разрыва между понятиями Церковь и алкоголь, между понятиями веселие и опьянение.

Поскольку древние святые отцы писали о вине и пьянстве в обстановке, очень отличной от современной, то нам лучше обращаться к свидетельству отцов, живших в эпоху, близкую к нам: например, к святителям Феофану Затворнику и Игнатию Брянчанинову.

“Не
упивайтеся вином”, – говорит апостол. Но как положить меру, с которой
начинается упивание? Христианам скорее идет: совсем не пейте, разве только в
крайностях. Конечно, не вино укоризненно, а пьянство; но огонь в кровь
влагается и малым количеством вина, и прибывшее от того развеселение плотское
развевает мысли и расшатывает нравственную крепость. Какая же нужда ввергать
себя в такое опасное положение? Особенно когда сознается, что всякую минуту
времени надобно искупать, а этим поступком не минуты, а дни отдаются даром
врагам, и добро бы даром, а то еще с приплатою? Так, строго судя, винопитие
совсем должно быть изгнано из употребления из среды христиан. (Святитель Феофан
Затворник. Толкование на послание апостола Павла ко Ефесянам).



В России существенно нужно устранение вина из
обителей. Это понимали благоразумные и благочестивые настоятели, из которых
можно указать на недавно почившего мужа праведного, Феофана, бывшего
настоятелем и возобновителем Кирилло-Новоезерского монастыря. Он старался с
особенною ревностию об уничтожении винопития во вверенном ему монастыре, но
тщетно. И тщетными останутся все усилия кого бы то ни было, если постановления
святых Отцов относительно монастырей не будут восстановлены во всей полноте. (Святитель
Игнатий (Брянчининов). О монашестве. Разговор между православными христианами,
мирянином и монахом)
Ответить

#
29.09.2013 в 22:02


Важно отметить в документе, что древние церковные установления писались в другой культурной и нравственной обстановке. Господь в одно время говорит, что можно разводиться, а в другой нравственной обстановке говорит, что нельзя. Поэтому надо не только изучать отношение к вину в Библии и у святых отцов, но за буквой увидеть дух этих писаний.

У древних
народов, занимавшихся виноделием была система воспитания трезвости.



Например: «В
давние времена спартанцы по праздникам напаивали илотов несмешанным вином и
потом приводили их на пиры, чтобы показать молодым, что такое опьянение.
Исправлять одних людей ценою развращения других, на наш взгляд, и бесчеловечно,
и вредно для государства»: Плутарх. Сравнительные жизнеописания. Деметрий и
Антоний [Перевод С.П. Маркиша]. То есть молодые спартанцы не видели пьяных даже
на пирах, чтобы показать пьяного надо насильно напоить раба неразбавленным вином,
что считалось бесчеловечным. Нормальные взрослые пили разбавленное вино,
опьянеть от которого было крайне трудно.



В настоящее время характер употребления
алкогольных напитков сильно отличается от древней традиции употребления вина, о
которой нам свидетельствуют, например, слова святителя Иоанна Златоуста: «вино
дано Богом не для того, чтобы мы упивались до пьяна, а чтобы были трезвыми(!!!),
чтобы веселились, а не скорбели».(Свт. Иоанн Златоуст. Беседа о статуях. Беседа
2-я.) Из этих слов видно, что употребление вина предполагало сохранение
трезвости, а любое опьянение было недопустимо.



Поэтому когда
древняя Церковь говорит о возможности употребления вина и недопустимости гнушения
им, то это нельзя отнести к современным алкогольным изделиям. В настоящее
время:



-
под вином подразумевается только опьяняющий напиток;



-
преобладает употребление неразбавленного,
крепленого вина, крепких алкогольных напитков, а также неумеренное употребление
пива и слабоалкогольных напитков;



-
главной целью современного употребления алкогольных
напитков является достижение состояния опьянения.



В создавшейся
ситуации Церковь не может относиться к умеренному употреблению алкогольных
напитков так же, как раньше относилась к употреблению вина. О необходимости с
рассуждением относиться к древним свидетельствам об употреблении вина указывает
Стоглавый собор 1551 года в главе 51,
озаглавленной «Ответ о пиянственном питии»: «Подобает прежде всего заботу и
попечение иметь о том, чтобы не было в обители ни в трапезах, ни в кельях
пития, от которого пьянство бывает. Если что и писано в уставах и Житиях святых
отец, что инокам разрешается пить вино когда по чаше, когда по две или по три и
имелось вино в монастырях как в первых, так и в нынешних, но до пьянства его не
пили… В русской земле другой обычай и другой закон. И
если имеем питье пьянственное, то не можем воздерживаться и пьем до пьянства. А
что повелевают святые отцы пить по чаше или по две или по три то этого и
слышать не хотим или не ведаем меры чаш этих… И
ради этого обычая и погибельного нрава и грехолюбного навыка не подобает нам
иметь во обители питья, от которого бывает пьянство, чтобы не впасть в конечную
погибель...»



Перелом в
отношении употребления алкогольных напитков различные исследователи относят на
период с сер. XIV века до нач. XIX века. Основной причиной перелома некоторые
исследователи (например, И. Прыжов) видят в том, что распространение
алкогольных напитков было монополизировано государством как удобный способ
сбора налогов. С этого времени пьянство стало не просто страстью, связанной со
свободным выбором человека греховного образа жизни, но еще и насильно
навязываемой ему. По мере развития промышленности производство и употребление
алкогольных напитков было налажено в промышленных объемах, что привело к
катастрофическому распространению пьянства.



Изменение
характера употребления алкогольных напитков выделило пьянство в одну из наиболее
опасных социальных проблем. Ответом на эту проблему стало появившееся и широкое
распространившееся трезвенное движение.

Ответить

#
29.09.2013 в 21:53



Очень
часто трезвость рассматривается как необходимое условие жизни алкоголика.



Важно отметить в докумете, что основа
православной трезвости заключена в словах апостола Павла: Должны есмы мы
сильные немощи немощных носити, и не себе угождати (Рим. 15,1), и потому
воздержание от вина необходимо не только людям, имеющим алкогольную
зависимость, но и людям, не имеющим ее (в первую очередь родственникам и тем,
кто занимается с алкоголиками).



Не надо забывать и слова: Лучше не есть мяса, не пить
вина и не делать ничего такого, от чего брат твой претыкается, или
соблазняется, или изнемогает
(Рим. 14:21)

Ответить

#
26.09.2013 в 00:51
Едва нашел среди прочих не просто документ, а "Концепцию...", которая, очевидно, будет на долгое время определять права и обязанности пастырей и распространение и утверждение добродетели трезвости в нашем обществе. Актуальность Концепции не требует обсуждения, а вот содержание в некоторых ее частях вызывает в душе чувство формальности. Не касаясь библейских, евангельских и святоотеческих определений пьянства и трезвости, их значимости для христианизации общества, хотел бы подчеркнуть, что обращение к истории трезвеннического движения и рекомендации ее возрождения только ослабляют силу предлагаемой Концепции - не тем стало общество - питать надежду на возникновение на приходах обществ трезвости типа Александро-Невского в сотни человек - наивно. На приходы обращаются не пьяницы, а их близкие - созависимые, в том числе даже коллеги по работе. Идеи создания реабилитационных центров (стационарных?) вообще неактуальны. Алкоголик нуждается в стационарном наблюдении только при остром опьянении или при белой горячке. Всю прочую работу с ним можно проводить амбулаторно. Писать можно было бы еще, но 2000 знаков исчерпаны...
Ответить

#
24.09.2013 в 13:37
Ключевое слово в цитате , приведенной в комментарии Оксаны -УМЕРЕННО.Но с ветхозаветных времен не зря людям даны примеры ОПЬЯНЕНИЯ Ноя, а Лота дочери дважды напоили до такой степени, что "и он не знал, когда она легла и когда встала"(Бытие19:33,35). И налицо последствия для детей и будущих поколений такого поведения отцов с нарушенным сознанием в алкогольном опьянении.Даже праведники оказались слабы перед этим злом.

Так вернемся к слову Умеренно. Люди употребляют алкоголь с целью ИЗМЕНЕНИЯ СВОЕГО СОЗНАНИЯ ( в лучшем случае снять стресс, унять боль, забыться, порадоваться жизни и т. д.), а на клеточном уровне известный анестезирующий эффект алкоголя- это дезорганизация(разрушение) двуслойной липидной мембраны нервной клетки, приводящая к изменению нормальной функции нейрона.От этого в разной степени невнятная речь, нарушение координации движений,веселость, возбуждение, болтливость, снижение запоминания,неадекватная оценка происходящего и заканчивая раздражительностью, агрессивностью,вялостью, в тяжелых случаях ступором и комой.Это признаки интоксикации.Если человек почувствовал эти желанные или нежеланные признаки опьянения, значит он уже в интоксикации.В случае употребления алкоголя, как любого яда, безопасна та доза, которая не вызовет признаков интоксикации-опьянения,это и есть пресловутое понятие"употреблять умеренно". Это та скользкая грань, на которой могут балансировать те люди, у которых не было пьющих родственников в роду, кто начал пробовать алкоголь после 20 лет и в настоящее время выпивает редко и не более 1 дня.В течении жизни ферментные системы организма истощаются, и реакция на алкоголь тоже меняется(за редчайшим исключением) в сторону ухудшения переносимости алкоголя, поэтому развитие пагубного пристрастия к алкоголю может внезапно развиться и у людей без семейной отягощенности.А людям с неблагополучной наследственностью, у кого выпивали прямые и непрямые дальние родственники,надо об этом помнить и знать, что коль вы унаследовали от них рост, цвет глаз и другие признаки, то и системы защиты алкоголя у вас такие же несовершенные, как и у ваших пьющих родственников и алкоголь вам противопоказан категорически, ни капли ("даже шампанского на Новый год" и пива тоже).
Написала очевидные вещи, но оказывается ,не для всех они очевидны.Расстраивает, когда начинается запой у православных пациентов от употребления кагора на праздник( "Ой, ну это же кагор и всего то рюмочку выпил", которую сами родственники и поднесли от своей безграмотности). С уважением, врач психиатр-нарколог.
Ответить

#
23.09.2013 в 14:18
Вино полезно для жизни человека, если будешь пить его умеренно (Сир. 31:31)
Ответить

#
20.09.2013 в 21:00



42. Епископ, или пресвитер, или
диакон, игре и пьянству преданный, или да престанет, или да будет извержен.



43. Иподиакон или чтец, или певец, подобное творящий,
- или да престанет, или да будет отлучен. Так же и миряне.



51. Если кто, епископ или пресвитер, или диакон, или
вообще из священного чина, удаляется от брака, мяса или вина, не ради подвига
воздержания, но по причине гнушения, забыв, что все добро зело, и что Бог,
созидая человека, мужа и жену сотворил вместе и таким образом клевещет на
создание: или да исправится, или да будет извержен от священного чина и
отвержен от Церкви. Так же и мирянин.



53. Если кто, епископ, пресвитер или диакон, во дни
праздника не вкушет мяса или вина, не ради подвига воздержания, а гнушаясь ими:
да будет извержен, как сожженный в собственной совести и бывающий виною
соблазна многим.





Стараюсь внимательно
следить за продолжающемся, на портале заинтересованном и, слава Богу, в целом доброжелательном разговоре, о предложенных проектах документов. Вначале не понимал, почему проект «Концепция Русской Православной Церкви по утверждению
трезвости и профилактике алкоголизма» не вызвал никакого интереса и не получил
достойного отклика. Конечно, по степени значимости для церкви, этот документ
трудно сравнить с обсуждением вопросов, связанных с подготовкой к святому причащению, снова
выявившему два различных подхода, две разные точки зрения на будущее
Православия. Но неужели вопрос о том, что и как Церковь может сделать для уврачевания этой, действительно общей
болезни, не признающей ни возраста, ни социального статуса, ни национальности,
ни границ, никому не интересен? Или все-таки неинтересно то, что предложено для
обсуждения?!



Не буду касаться ни
языка, ни стиля. Тут все понятно. Откуда было бы взяться чему-то иному? Перейдем
к содержанию. Уже само начало вызывает недоумение. Вместо того чтобы сказать о
том что во все времена Церковь осуждала порок пьянства и почитала Трезвение, за величайшую христианскую добродетель, нам
рассказывают об апостольских посланиях, где говориться о целебных свойствах
вина. Ну причем тут это? Наверное, если употреблять вино, как лекарство, оно будет помогать исцелению от некоторых
недугов, но кто же его так употребляет?
И вообще, много ли в нашей стране людей употребляющих вина, подобные
евангельским? Зато людей, оправдывающих своё пьянство этими и подобными цитатами
не счесть.



Далее, весь довольно
длинный текст оставляет двоякое впечатление. Читаешь, например: «Утверждая трезвость в обществе, необходимо
учитывать исторический опыт взаимодействия Русской Православной Церкви и
Российского государства. Комплексная система воспитания народа в духе трезвости
была выстроена совместными усилиями Церкви и государства еще в конце XIX века.»,
и понимаешь, что весь дальнейший текст – это попытка адаптировано перенести опыт
столетней давности в наши дни, с полной уверенностью, что и сегодня это все
будет работать также эффективно. Вот это и вызывает недоумение. Духовное
состояние Церкви сегодня и степень влияния Церкви на общество, тем более
государство, просто несопоставимы с тем, что было сто лет назад. Поэтому многие
положения выглядят явной декларацией, особенно о взаимодействии с обществом и
государством. Что касается внутри церковной ситуации она сегодня такова; когда паству
духовно окормляет настоящий пастырь, помогающий людям стать реальными членами
Церкви он, как правило, без всяких рекомендаций,(лишь бы не мешали),найдет
приемлемые для себя формы работы со страждущими. Да собственно и формы эти
известны давно. Если общество трезвости по существу является реальной церковной
общиной, оно или она будут помогать страждущим и приносить плод добрый. В противном случае не будет реальных плодов, а только громкие, но пустые
слова.



Ответить

#
17.09.2013 в 11:55
Согласна с содержанием предыдущего комментария. Вроде есть дождь,ну значит нужен зонт. Концепция пишется сейчас, а в настоящее время Трезвость-это Условие Выживания Личности и народа в целом, та мера, норма, в какой только и может человеческий организм жить и развиваться, а не противоречить Промыслу Божию о себе злоупотреблением алкоголя- токсического вещества,яда(что доказано в настоящее время). На мой взгляд, этого не хватает.

УТВЕРЖДАТЬ трезвость можно только собственным примером, это сложно и для большинства это недостижимо( обеты трезвости не для всех показаны и не всем по силам), а ПРИЗЫВАТЬ к трезвости, как к жизни без греха, а значит в лучшем качестве,совместно бороться с алкоголизацией не будет лицемерием и для порой злоупотребляющих клириков и мирян.Человек волен выбирать.

Сложность в том,как сочетать понимание и милосердие к уже страдающим алкоголизмом,желающим измениться, ищущим помощи и непримиримость в отношении злоупотребляющих алкоголем, у которых это еще не болезнь, но калечащий образ жизни.Нужна гибкость методов реабилитации, тесное сотрудничество с врачами и психологами.Добровольцы и волонтеры в работе с психически страждущими(зависимость от алкоголя- психическое заболевание) не должны допускаться, кроме групп взаимопомощи под контролем психиатра-нарколога- это мое мнение.
Вопрос, как в падших под тяжестью греха, повлекшего за собой недуг, снова взрастить маааленький цветочек надежды на выздоровление или хотя бы ремиссии, понимания своего состояния и восстановления, хотя бы частичного, в социуме.Есть ответ?
Я не прочитала в Концепции о свидетельствовании благодатной помощи Господа нашего Иисуса Христа всем стремящимся к преодолению своей греховности и трудящимся на этом пути, а это было бы дополнительным утешением страждущим и вразумлением для злоупотребляющих алкоголем, которые прочитают Концепцию.
А формально все правильно.
С уважением,врач психиатр-нарколог.
Ответить

#
14.09.2013 в 21:53

1) Документ изложен слишком сухо, казённо. Думаю, надо бы написать как-то попроще, простым и понятным языком, с сильной мотивацией, проходящей через весь текст. Хороший пример :-)

2) Когда говорится об "отношении к трезвости как нравственной ценности", что подразумевается под последней? Если человек придерживается правильной диеты и вообще заботится о здоровье - это что, тоже будет "нравственная ценность"? Да это - просто обязанность: перед Богом, перед собой, перед семьёй, перед обществом, в конце-концов.

3) Мало и невнятно сказано о работе на уровне благочиний. Много о епархиях, много о приходах, а тут - почти ноль. А между тем этот уровень будет главным для большинства провинциальных благочиний, где приходы - нищие и несамостоятельные, а до центра епархии - слишком далеко, во всех смыслах.

4) Надо чётко и строго сказать, что духовенство и миряне сами должны быть примером трезвости. А то бывает, что на приходских праздниках вино льётся рекой (особенно в "узком кругу")...

5) "...Сотрудничество возможно только с теми организациями и движениями, деятельность которых не противоречит вероучению Православной Церкви". А если это, например, католический приход или протестантская благотворительная организация? - Ведь формально их деятельность как бы противоречит вероучению ПЦ :-)

Ответить

Написать комментарий

Правила о комментариях

Все комментарии премодерируются. Не допускаются комментарии бессодержательные, оскорбительного тона, не имеющие своей целью плодотворное развитие дискуссии. Обьём комментария не должен превышать 2000 знаков. Републикация материалов в комментариях не допускается.

Просим читателей обратить внимание на то, что редакция, будучи ограничена по составу, не имеет возможности сканировать и рассылать статьи, библиограммы которых размещены в росписи статей. Более того, большинство этих статей защищены авторским правом. На просьбу выслать ту или иную статью редакция отвечать не будет.

Вместе с тем мы готовы рассмотреть вопрос о взаимном сотрудничестве, если таковые предложения поступят.

Прим.: Адрес электронной почты опубликован не будет и будет виден лишь модераторам.

 *
Введите текст, написанный на картинке:
captcha
Загрузить другую картинку

добавить на Яндекс добавить на Яндекс