«…и взи­ра­ни­ем на Свя­тую Трои­цу по­бе­ж­да­ли страх пред не­на­ви­ст­ною раз­де­лен­но­стью ми­ра…»
В 2013 году Издательство Свято-Троицкой Сергиевой Лавры подготовило к выпуску второе издание сборника богословских статей «По образу Святой Троицы», включающее работы известных русских богословов ХХ века: митрополита Антония (Хра­по­виц­кого), свя­щен­но­му­че­ника Ила­ри­она (Тро­иц­кого) и схи­ар­хи­ман­д­рита Соф­ро­ния (Са­ха­рова). Ниже вниманию читателей предлагается статья редактора сборника иеромонаха Вадима (Павина), полный текст самого сборника и, как необходимое дополнение к нему, французский текст работы о. Софрония (Сахарова) «Единство Церкви по образу Святой Троицы», которая была заново переведена составителями сборника и стала его частью.
Статья

«Чти­тель Пре­свя­той Трои­цы Пре­по­доб­ный Сер­гий стро­ит Тро­ич­ный храм, ви­дя в нем при­зыв к един­ст­ву зем­ли Рус­ской во имя выс­шей Ре­аль­но­сти. Стро­ит храм Пре­свя­той Трои­цы, «что­бы по­сто­ян­ным взи­ра­ни­ем на не­го, ­­— по вы­ра­же­нию жиз­не­опи­са­те­ля Пре­по­доб­но­го Сер­гия, — по­бе­ж­дать страх пред не­на­ви­ст­ной раз­дель­но­стью ми­ра»[1] — так че­рез по­сред­ст­во свя­щен­ни­ка Пав­ла Фло­рен­ско­го с 1918 го­да (с по­яв­ле­ни­ем его ста­тьи «Трои­це-Сер­гие­ва Лав­ра и Рос­сия») эта яр­кая мысль ста­но­вит­ся ши­ро­ко из­вест­на, осо­бен­но в ци­та­ции ис­сле­до­ва­те­лей-ис­кус­ст­во­ве­дов. Од­на­ко фра­за «по вы­ра­же­нию жиз­не­опи­са­те­ля Пре­по­доб­но­го Сер­гия» мно­гих вве­ла в за­блу­ж­де­ние. Ве­ря «на сло­во» от­цу Пав­лу, од­ни ста­ли при­пи­сы­вать эту мысль пре­по­доб­но­му Епи­фа­нию Пре­му­дро­му, со­ста­вив­ше­му Жи­тие (XV в.) Пре­по­доб­но­го Сер­гия Ра­до­неж­ско­го; дру­гие, не най­дя, од­на­ко, ее там, пред­­­­­­­п­­­о­­­ла­га­ют на­ли­чие ее или в ка­ком-то не­из­вест­ном ли­це­вом Жи­тии, или на ико­но­пис­ном свит­ке и т. п. Ком­мен­та­то­ры тру­дов от­ца Пав­ла игу­мен Ан­д­ро­ник (Тру­ба­чев) и С. М. По­ло­вин­кин пря­мо, не оби­ну­ясь, го­во­рят: «Ис­точ­ник ци­та­ты не об­на­ру­жен. Вы­ра­же­ние мог­ло быть за­им­ст­во­ва­но из кни­ги: Тру­бец­кой Е. Н., кн. Умо­зре­ние в крас­ках. М., 1916. С. 12»[2]. По­след­нее пред­­­ст­а­­в­­­ля­­ет­­ся нам наи­бо­лее дос­то­вер­ным — то, что имен­но очерк Ев­ге­ния Ни­ко­лае­ви­ча Тру­бец­ко­го «Умо­зре­ние в крас­ках. Во­прос о смыс­ле жиз­ни в древ­не­рус­ской ре­ли­ги­оз­ной жи­во­пи­си» по­слу­жил ос­но­вой вы­ра­же­ния от­ца Пав­ла Фло­рен­ско­го. Но, пуб­ли­куя в свое вре­мя эту ра­бо­ту Тру­бец­ко­го[3], мы пред­ло­жи­ли вме­сте с тем и не­ко­то­рую пунк­туа­ци­он­ную «ре­кон­ст­рук­цию» (в от­ли­чие от из­да­ния «М., 1916»[4]): «По вы­ра­же­нию его жиз­не­опи­са­те­ля, Пре­по­доб­ный Сер­гий, ос­но­вав свою мо­на­ше­скую об­щи­ну, по­ста­вил храм Трои­цы „как зер­ца­ло“ для со­б­ран­ных им в еди­но­жи­тие — да­бы „взи­ра­ни­ем на Свя­тую Трои­цу по­бе­ж­дал­ся страх пе­ред не­на­ви­ст­ною раз­дель­но­стью ми­ра“»[5]. Так, нам ка­жет­ся, от жиз­не­опи­са­те­ля идет толь­ко пер­вая «часть» мыс­ли: «…по­сре­де же цер­ковь боль­шу воз­дви­же, от­всю­ду ви­ди­ма яко зер­ца­ло…»[6] (кста­ти, имен­но это Жи­тие ис­поль­зу­ет и точ­но ука­зы­ва­ет при ци­ти­ро­ва­нии сам Тру­бец­кой в треть­ем сво­ем очер­ке «Рос­сия в ее ико­не» — 1918 г.). Вто­рая же «часть» мыс­ли бе­рет свое на­ча­ло, по-ви­ди­мо­му, из ре­чи мит­ро­по­ли­та Ан­то­ния (Хра­по­виц­ко­го) «Нрав­ст­вен­ная идея дог­ма­та Пре­свя­той Трои­цы», про­из­не­сен­ной 26 сен­тяб­ря 1892 го­да в Мо­с­ков­ской Ду­хов­ной ака­де­мии во вре­мя празд­но­ва­ния 500-ле­тия со дня кон­чи­ны Пре­по­доб­но­го Сер­гия Ра­до­неж­ско­го: «Наш Бо­же­ст­вен­ный Учи­тель по­то­му и от­крыл нам уче­ние о Пре­свя­той Трои­це, что­бы мы при со­зи­да­нии Те­ла Его[7] — как че­го-то чу´дно­го и в се­бя­лю­би­вом ми­ре не­ве­ро­ят­но­го — име­ли по­сто­ян­ное ут­вер­жде­ние в луч­шем Бы­тии, веч­ном и не­из­ме­няе­мом Бо­же­ст­ве, и взи­ра­ни­ем на Свя­тую Трои­цу по­бе­ж­да­ли страх пред не­на­ви­ст­ною раз­де­лен­но­стью ми­ра…»[8]

Ста­тьи ми­тро­по­ли­та Ан­то­ния (Хра­по­виц­ко­го) «Нрав­ст­вен­ная идея дог­ма­та Пре­свя­той Трои­цы» и позд­нее «Нрав­ст­вен­ная идея дог­ма­та Церк­ви» (1901 г.) по­слу­жи­ли, в свою оче­редь, ос­но­вой для даль­ней­шей раз­ра­бот­ки этой бо­го­слов­ской те­мы в ра­бо­тах свя­щен­но­му­че­ни­ка Ила­рио­на (Тро­иц­ко­го) «Трие­дин­ст­во Бо­же­ст­ва и един­ст­во че­ло­ве­че­ст­ва» (1912 г.) и схи­ар­хи­ман­д­ри­та Соф­ро­ния (Са­ха­ро­ва) «Един­ст­во Церк­ви по об­ра­зу Свя­той Трои­цы» (1950–1958–1988 гг.).

Ос­нов­ная идея за­клю­ча­ет­ся в том, что как Бог есть Трои­ца во Еди´ни­це, так и спа­сен­ное че­ло­ве­че­ст­во, т. е. Цер­ковь, есть един­ст­во во мно­же­ст­ве, по­доб­ное Бо­же­ско­му Трие­дин­ст­ву[9]. Имен­но по­это­му хри­сти­ан­ст­во, со­глас­но свя­ти­те­лю Гри­го­рию Нис­ско­му, есть «под­ра­жа­ние Бо­же­ско­му ес­те­ст­ву»[10]. Эта идея, глу­бо­ко уко­ре­нен­ная в Пре­да­нии Пра­во­слав­ной Церк­ви, вос­хо­дит к сло­вам пер­во­свя­щен­ни­че­ской мо­лит­вы Хри­ста: «…да бу­дут еди­но, как Мы еди­но…»[11] — идея, свя­зую­щая хри­сти­ан­скую триа­до­ло­гию, экк­ле­зио­ло­гию и ан­тро­по­ло­гию в еди­ное це­лое. Ре­аль­ным же осу­ще­ст­в­ле­ни­ем ее ста­ла Цер­ковь апо­столь­ская — пер­во­хри­сти­ан­ская об­щи­на: «У мно­же­ст­ва же уве­ро­вав­ших бы­ло од­но серд­це и од­на ду­ша…»[12] — иде­ал мо­на­ше­ской об­щи­ны, цер­ков­но­го при­хо­да и хри­сти­ан­ской се­мьи.

Из­да­тель­ст­во Свя­то-Тро­иц­кой Сер­гие­вой Лав­ры пред­ла­га­ет чи­та­те­лю сбор­ник ра­бот этих трех вы­даю­щих­ся рус­ских бо­го­сло­вов. В от­ли­чие от пер­во­го из­да­ния (СТСЛ, 2009) во вто­ром ис­прав­ле­ны не­ко­то­рые ошиб­ки, сде­ла­ны уточ­не­ния, а так­же за­но­во пе­ре­ве­де­на с фран­цуз­ско­го ра­бо­та схи­ар­хи­ман­д­ри­та Соф­ро­ния (Са­ха­ро­ва) «Един­ст­во Церк­ви по об­ра­зу Свя­той Трои­цы» (осо­бен­но­сти пе­ре­во­да из­ло­же­ны в при­ме­ча­нии к ней на с. 103 сбор­ни­ка; для же­лаю­щих на портале «Богослов.Ru» так­же по­ме­щен от­ска­ни­ро­ван­ный текст фран­цуз­ско­го ори­ги­на­ла этой ста­тьи). Ре­дак­ция из­да­тель­ст­ва Свя­то-Тро­иц­кой Сер­гие­вой Лав­ры бу­дет при­зна­тель­на за лю­бые кон­ст­рук­тив­ные за­ме­ча­ния, от­зы­вы и пред­ло­же­ния.

 Текст сборника «По образу Святой Троицы» (2-е изд., 2013 г.)

 Софроний (Сахаров), архим. Единство Церкви по образу Святой Троицы (фр. текст 1988 г.)



[1] Флоренский П., свящ. Троице-Сергиева Лавра и Россия, IV. — Сочинения. В 4 т. Т. 2. М., 1996. С. 361.

[2] Там же. С. 768.

[3] См.: Трубецкой Е. Н., кн. Три очерка о русской иконе. СТСЛ, 2011.

[4] «По выражению его жизнеописателя, Преподобный Сергий, основав свою монашескую общину, „поставил храм Троицы, как зерцало для собранных им в единожитие, дабы взиранием на Святую Троицу побеждался страх перед ненавистною раздельностью мира“».

[5] Трубецкой Е. Н., кн. Умозрение в красках. Вопрос о смысле жизни в древнерусской религиозной жи­во­пи­си, II. — Три очерка о русской иконе. СТСЛ, 2011. С. 24 и 7–8 (Предисловие редактора).

[6] Житие Преподобного Сергия Радонежского. — Великие Минеи-Четии, собранные свт. Макарием Мос­ков­ским. Сентябрь, вып. III (дни 25–30). День 25. СПб., 1883. Стб. 1417.

[7] См.: Еф. 4, 12.

[8] Антоний (Храповицкий), митр. Нравственная идея догмата Пресвятой Троицы, 6. — По образу Святой Трои­цы / Сб. СТСЛ, 2013. С. 38.

[9] См.: Сщмч. Иларион (Троицкий). Триединство Божества и единство человечества. — По образу Святой Трои­цы / Сб. СТСЛ, 2013. С. 74, 102.

[10] Свт. Григорий Нисский. К Армонию о том, что значит имя и звание «христианин». — Творения. В 8 т. Т. 7. М., 1865. С. 217. См. также: Лосский В. Н. Очерк мистического богословия Восточной Церкви. Гл. 6 (Образ и подобие) и 9 (Два аспекта Церкви). СТСЛ, 2013. С. 181–182, 265.

[11] См.: Ин. 17, 11, 21–23.

[12] Деян. 4, 32.

Комментарии ():
Написать комментарий:

Другие публикации на портале:

Еще 9